Диалоговый тренажёр «Путешествие по страницам экологии»
Оценка 4.6

Диалоговый тренажёр «Путешествие по страницам экологии»

Оценка 4.6
Домашнее обучение +3
pdf
окружающий мир +1
3 кл—11 кл +1
18.05.2019
Диалоговый тренажёр «Путешествие по страницам экологии»
Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
1 Диалоговый тренажер «Путешествие по страницам экологии»_Кравченко О М.pdf

Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, МБОУ «СШ № 22» Диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» 

 

Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества. 

Модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения, обеспечивающие дистанционное обучение. В соответствии с актуальностью вышеизложенной проблемы и практической необходимостью разработан (и реализуется) диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» и методические рекомендации по его применению.

Авторская методическая разработка - интерактивный диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» – это пособие, предназначенное для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определѐнной теме.  

Все задания в интерактивном тренажере предполагают наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. Интерактивный тренажер используется на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний. 

Тренажѐры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Ссылка на ресурс: http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher Краткое описание:

Интерактивный тренажѐр "Путешествие по страницам экологии" создан для учащихся 3-4 класса по предмету окружающий мир. 

Цель: систематизация знаний обучающихся по теме «Экология».

Задачи: способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Описание тренажера

Учитывая возрастную группу учащихся (начальная школа) в тренажере используется дружеский интерфейс и популярные герои мультфильмов.

Каждый уровень содержит:

ü  «Обучающие видеоролики»

ü  Задания с выбором ответа

ü  Задание на заполнение пропусков, с помощью ввода клавиатуры

ü  Игра Задание «Найди пару» 

ü  Задание «Кроссворд»

ü  Задание «Парочки»

ü  Игра-задание «Найди пару» 

В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом.

Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Игра нетрудная, но если ребята неверно отвечают на вопрос, то задание можно будет выполнить сначала.


Технологическая карта диалогового тренажера «Путешествие по страницам экологии» 

п/п

 

Этап

 

Страницы диалогового тренажера

                                                          (скриншот)

 

Деятельность обучающихся           

Деятельность педагога Комментарии

 

1

 

Поставка цели и задач http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/kratkaya-informaciya  

 

 

«Чтобы ученикам было интересно работать на Читает информацию. тренажере, страницы украшены анимационными Знакомится с целью и картинками и звуковыми файлами. задачами.  

2

Введение. На этом слайде начинается диалог со знакомства, в котором четко определена роль персонажа, который будет «вести» диалог и роль обучающегося. http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/vvedenie  Баннер http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/banner  

 

 

 

 

Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами.

 

Видеоролик «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли»

Мотивирование к учебной деятельности. 

(«надо» - «хочу» -

«могу»)

 

Необходимо заинтересовать учащихся предстоящей работой.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство дистанционной учебной деятельности. 

 

3

 

http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/zaklyuchenie  

 

 

 

 

 

Проблемные вопросы

 

 

Баннер

 

4

 

Ссылка на тренажѐр  http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher  

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера 

Этот блок необходим для того, чтобы целевой аудитории были понятны условные обозначения, правила работы, применяемые в диалоговом тренажере. А также кнопки с дополнительной, справочной информацией.

 

 

5

Организационный этап.

 

 

 

Знакомятся с анонсом ближайшими событиями.

 

Диалоговый тренажер "Путешествие по страницам экологии", ссылка

 

6

 

Организационный этап. Эмоциональное вхождение в игру. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности знаний

Изучают порядок работы

Педагог консультирует

 

 

Карта путеше

ствия

 

 

Учащиеся выбирают тему (определенную страничку) для выполнения заданий по данной теме. 

Проблемные вопросы

 

7

Сформулированы в форме диалога задания определенного типа ( с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, с диалоговыми карточками и т. д.).

 

Телегр

амма

 

 

 

Использованы элементы интерактивности (не менее 3-х типов заданий в формате диалога, ссылки, кнопки, области текстового ввода, видео, и т. д.).

 

В формулировке задания кроме текста использованы изображение, видео, звук, интерактивные элементы, встоенные  слайд, а также ссылки на сторонние ресурсы, содержащие медиа-контент для выполнения задания.

Заполни пропуски, используя клавиатуру.

Имена собственные пиши с заглавной буквы.

 Я – планета *Земля*, единственная во *Вселенной*, на которой есть жизнь. И если люди не перестанут вырубать *леса*, загрязнять *реки/озера/водоемы* и воздух, рвать охапками *цветы*, то мы все *погибнем*! Предупреди их об этом.

-                     Знаешь ли ты, что  место под костром не зарастает 5 – 7 лет так как выгорает плодородный слой почвы. 1 см почвы образуется за 100 лет. Брошенная бумага, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30, полиэтиленовые пакеты -  более 200, а стекло – 1000.

-                     Если в коре дерева сделать ранку, туда попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Оно теряет много сока и может погибнуть.

 

 

 

 

 

- Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Каждую неделю на земле исчезает один вид растений! Венерин башмачок зацветает лишь на 18-ом году жизни, а ландыш на 10-ом.  Человек забывает об этом, рвѐт цветы, топчет.

 

 

 

 

Просмотр фрагмента видеоролика с последующей формулировкой заданий.

 

Педагог организует просмотр видеоролика, мотивируя детей к дальнейшей работе. Педагог консультирует, мотивирует и координирует деятельность юных натуралистов.

8

Будь природе другом

 

 

 

Рассмотри внимательно запрещающие знаки. В пустые  клетки вставь соответствующий номер. Воспользуйся клавиатурой.

 

1.                  Нельзя рвать цветы большими охапками * 5 *

2.                  Нельзя вырубать деревья в лесу * 3 *

3.                  Запрещается рвать редкие и исчезающие виды растений * 1 *

4.                  Запрещается охотиться на редких животных * 6

*

5.                  Нельзя ловить рыбу во время нереста * 2 *

6.                  Нельзя вытаптывать растения и цветы * 4 *

Учащиеся вставляют в пустую клетку соответствующий номер картинки при помощи клавиатуры.

 

 

 

 

 

Выбери правильный ответ Какой экологический объект находится в Нижневартовском районе?

Природный парк Сибирские Увалы

Таймырский заповедник

Заповедник Малая Сосьва 

Экологические проблемы нашего края?

Розливы нефти

Сбор клюквы на болотах

Заготовка дикоросов  

В Красную книгу Югры занесены:

Осѐтр, стерх, филин, речной бобр

Овцебык, морж, розовая чайка

Зубр, амурский тигр, утка – мандаринка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняют тест.

 

 

 

«Что человек может и должен сделать для охраны окружающей среды?» Выбери правильное утверждение.

1.  Строить очистные сооружения на заводах

2.  Вырубать леса

1.  Создавать заповедники

2.  Разводить костры в лесу

1.  Использовать солнечную энергию

2.  Собирать охапки первоцветы

3.  Высаживать деревья, кустарники

4.  Выбрасывать дым на заводах в атмосферу

1.  Собирать макулатуру

2.  Охотиться на редких животных

1. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор 2. Трогать птичьи гнезда. 

3. Убивать насекомых, паучков

 

 

9

 

 

"Голубая страничка"

К экологическим проблемам защиты воздуха относятся:

Выбери правильный ответ:

Сжигание мусора на свалках. Вбросы вредных веществ  на заводах и фабриках. Вырубка деревьев в лесах и в городе. Загрязнение почв нефтью.

Распашка земель.  Неумеренный выпас скота и охота. Неумеренное браконьерство. Неумеренное орошение земель. Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей

Неумеренное орошение земель в степи.

Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей

 

 

 

 

Изучая особенности каждого природного сообщества, дети знакомятся с правилами поведения в природе. Имеют возможность услышать звуки луга, леса, водоѐма: пение птиц, журчание ручья, шум ветра.

 

"Синяя страничка" К экологическим проблемам защиты вод относятся:

 

Выбери правильное утверждение:

1.                  Устанавливать на заводах и фабриках уловители пыли и вредных газов. Заводы не должны делать выбросов вредных веществ. Высаживать в городах много зелени, потому что растения очищают воздух. Не убивают животных и не ловят рыбу без разрешения на охоту и лов.

2.                  Проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой. Не сжигать колеса, пластиковые бутылки,  бытовой мусор. Не охотиться на редких животных, не ловить и не пугать зверей, птиц. Не трогать птичьих гнезд. Не убивать насекомых, паучков. 3. Экономно расходовать воду, не оставлять краны

Учитель воспитывает уважительное отношение к природе.

 

 

 

 

открытыми. Не выбрасывать в реки и озера мусор. Не мыть в реках машины. Строить на заводах  фильтры, установки для очистки отработанной воды. Чтобы ученикам было интересно работать страницы украшены анимационными картинками и звуковыми файлами.

 

10

 

 

"Желтая страничка" Введи ответ с клавиатуры. Слова пиши с заглавной буквы.

Главный лесной барабанщик -санитар леса? *Дятел* Кто такая ночная охотница? *Сова* Птенец какой птицы не знает свою мать?

*Кукушонок*

Какая птица имеет самый длинный язык? *Дятел*

Когда у клеста появляются птенцы? *Зимой*  

Какая птица чистит пашню от червей? *Грач*

Как называется лесной  таѐжный петух? *Глухарь* Какая птица привязывает своих птенцов за лапки к гнезду? *Ласточка*

Какая птица может доставать семена из сосновых шишек? *Клест*

Как называют птичий домик? *Гнездо/скворечник* Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз?

*Поползень*

С прилѐтом каких птиц начинается весна?

*Грач/Грачи/Грачей*.

 

 

 

 

 

"Желтая страничка"

Добавь недостающее слово в цепь питания. Выбери один вариант

 

Продолжи цепь питания: сосна – короед – ……. Дятел     Лесная мышь         Лось

Продолжи цепь питания: жёлудь – полёвка – …

Сова             Белка               Дрозд

Продолжи цепь питания: тля – растение – …

Божья коровка     Жук-олень   Жужелица

Продолжи цепь питания: мох – северный олень – …

Волк                 Тюлень             Морж

Здесь и далее выделенные слова обозначают правильные ответы в заданиях.

11

 

 

"Коричневая страничка"

Выбери один правильный ответ на каждый вопрос.

Как называется верхний слой почвы?

1. Дерн        2. Трава      3. Земля

В состав почвы входят …

1.                  Углекислый газ, известняк, воздух, вода

2.                  Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух 3. Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

Плодородие почвы зависит от количества …

Перегноя      Солей        Песка     Глины

Какой тип почвы самый плодородный?

1.      Чернозѐм

2.      Тундровая почва

3.      Серая лесная почва

Для защиты почвы на полях необходимо … Проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, умеренно поливать и употреблять удобрения Перепахивать, удобрять, уничтожать вредных животных

Сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

 

 

12

 

 

"Красная страничка"

 

Учащиеся имеют возможность пройти по гиперссылке и познакомиться с Красной книгой

Югры, (различными видами изданий) классификацией и описанием живых организмов, которые занесены в данную книгу.

Знакомятся с правилами безопасного Интернета. Для поиска информации используют полезные ссылки.

Педагог учит детей работать с информацией в сети Интернет. С помощью ссылок педагог предлагает информацию, которая может быть использована при выполнении заданий.

13

 

 

«Чѐрная страничка природы»

   Да, да, мой друг, не удивляйся. Такая книга существует. В ней описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек. Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их  скорейшему вымиранию.  Я - Мамонтѐнок - подтверждение тому, но увидеть меня можно только на картинках. Так не допускайте больше повторения этих ошибок. Берегите свою планету!

 

 

14

Рефлексия. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей

 

 

 

 

Участники выполняют занимательные интеллектуальные задания.

Разминка для ума развивает творческие и интеллектуальные способности юных любителей природы.

15

 

 

Задание «Найди пару» 

 

16

 

Включение в систему знаний и повторение.

Решают  экологический кроссворд

(Животные и растения)

На данной странице работают интерактивные полезные ссылки. Обучающиеся не только отвечают на вопросы кроссворда, но имеют возможность прочитать расширенную информацию о животных луга (леса, водоема, болота)

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 

 

 

 

 

Читают информацию. Отвечают на вопросы. Задание «Кроссворд»

1.                 Ночная охотница, съедающая за ночь 7-8 мышей. (сова)

2.                 Вымершее животное с большими бивнями.

(Мамонт)

3.                 Участок территории, на котором сохраняются и восстанавливаются редкие животные, растения, и запрещается охота. (Заповедник)

4.                 Это наука о среде обитания, и еѐ влиянии на организмы. (Экология)

5.                 Какая сибирская ягода, заменяет лимон? (Клюква) 6. Хвойное дерево, из которого изготавливают карандаши, а орехи используют в приготовлении блюд? (Кедр)

7. Жидкое полезное ископаемое с резким запахом, розливы которого приводят к серьезным экологическим проблемам. (Нефть)

Для учащихся, которые

испытывают затруднения при выполнении заданий предлагается использование подсказок:

1.                  Обратная связь:

Здорово, ты выполнил все верно!

2.                  Помощь: Дорогой друг, ты можешь начинать разгадывать кроссворд с любого слова.

17

 

Задание «Парочки»

Обратная связь: Здорово, ты верно выполнил задание.

Помощь: Нажимая «мышкой» закрытые картинки, необходимо их переворачивать, запоминать картинку, которая под ней скрыта и находить к ней такую же, одинаковую картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Подведение итогов занятий на тренажере.

 

 

В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом

 

Учитель поздравляет участников с завершением работы, подводит итоги.

19

Слайд с результатом (контролирующая основа).  Этот слайд содержит вывод результата после прохождения диалогового тренажера, а также предоставляет возможность просмотреть решение или повторить попытку.

 

 

 

Подведение итогов

Рефлексия

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/spisok-resursov  

Участники использую полезные ссылки сети Интернет.

На блоге учителя размещены ссылки на полезные ресурсы сети Интернет и краткое их описание.

22

Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 20-30 мин.

Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки обучающихся, а также живая эмоциональная, интреактивная форма преподнесения информации, подаваемой порциями в понятной и логической последовательности, помогут вам добиться возможности достижения обучающимися определенного результата, ради которого вы создаете диалоговый тренажер.

В         заключение    участники      дистанционного обучения пишут отзывы, комментарии:

-  что нового узнал;

-  было интересно;

-  было трудно;

-  я научился;

-  у меня получилось

-  меня удивило;

-  мне захотелось…

 

 

Отмечу, что юных натуралистов на последующих виртуальных экскурсиях при изучении природных сообществ (лес, болото, водоем) ждут новой роли, новые легенды и приключения. Таким образом, осуществляется научно-познавательное открытие тайн природы в дистанционной игровой форме. Юные натуралисты повышают компьютерную грамотность, расширяют знания о природе родного края, привыкают использовать компьютер как средство для получения и обработки новой информации.


Список используемой литературы

 

1.          Григорьев С. Г., Гриншкунин В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ – Пресс, 2008. – 286 с.

2.          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр. – 271)

3.          Использование образовательной технологии Web – квест в качестве новой модели учебной деятельности// Материалы V Международной научно-практической конференции «Инфо – Стратегия / г. Самара, 2013»

4.          Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.

5.          Савенков А.И. Одарѐнный ребѐнок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с.

6.          Селевко Г.         К.        Педагогические        технологии    на        основе            информационно-

коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005

7.          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от22 сентября 2011 г. № 2357)

8.          Шагалиева Д. Д., «Методподдержка. Дистанционный методический сервис Центра развития образования г. Нижневартовска», Выпуск №7/2015

 

19

 

Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г

Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г

Задание «Кроссворд» ü Задание «Парочки» ü

Задание «Кроссворд» ü Задание «Парочки» ü

Технологическая карта диалогового тренажера «Путешествие по страницам экологии» № п/п

Технологическая карта диалогового тренажера «Путешествие по страницам экологии» № п/п

Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами

Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы

Условные обозначения: дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера

Условные обозначения: дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера

Карта путеше ствия Учащиеся выбирают тему (определенную страничку) для выполнения заданий по данной теме

Карта путеше ствия Учащиеся выбирают тему (определенную страничку) для выполнения заданий по данной теме

Заполни пропуски, используя клавиатуру

Заполни пропуски, используя клавиатуру

Просмотр фрагмента видеоролика с последующей формулировкой заданий

Просмотр фрагмента видеоролика с последующей формулировкой заданий

Выбери правильный ответ Какой экологический объект находится в

Выбери правильный ответ Какой экологический объект находится в

Голубая страничка" К экологическим проблемам защиты воздуха относятся:

Голубая страничка" К экологическим проблемам защиты воздуха относятся:

Изучая особенности каждого природного сообщества, дети знакомятся с правилами поведения в природе

Изучая особенности каждого природного сообщества, дети знакомятся с правилами поведения в природе

Желтая страничка" Введи ответ с клавиатуры

Желтая страничка" Введи ответ с клавиатуры

Волк Тюлень

Волк Тюлень

Сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты 12 "Красная страничка"

Сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты 12 "Красная страничка"

Чѐрная страничка природы»

Чѐрная страничка природы»

Задание «Найди пару» 16

Задание «Найди пару» 16

Читают информацию. Отвечают на вопросы

Читают информацию. Отвечают на вопросы

Подведение итогов занятий на тренажере

Подведение итогов занятий на тренажере

Подведение итогов Рефлексия

Подведение итогов Рефлексия

Участники использую полезные ссылки сети

Участники использую полезные ссылки сети

Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 20-30 мин

Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 20-30 мин

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

19

19
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2019