Диалоговый тренажёр «Путешествие по страницам экологии»

  • Игры
  • Подготовка к тестированию
  • Работа в классе
  • Домашнее обучение
  • pdf
  • 18.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Иконка файла материала 1 Диалоговый тренажер «Путешествие по страницам экологии»_Кравченко О М.pdf

Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, МБОУ «СШ № 22» Диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» 

 

Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества. 

Модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения, обеспечивающие дистанционное обучение. В соответствии с актуальностью вышеизложенной проблемы и практической необходимостью разработан (и реализуется) диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» и методические рекомендации по его применению.

Авторская методическая разработка - интерактивный диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» – это пособие, предназначенное для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определѐнной теме.  

Все задания в интерактивном тренажере предполагают наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. Интерактивный тренажер используется на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний. 

Тренажѐры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Ссылка на ресурс: http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher Краткое описание:

Интерактивный тренажѐр "Путешествие по страницам экологии" создан для учащихся 3-4 класса по предмету окружающий мир. 

Цель: систематизация знаний обучающихся по теме «Экология».

Задачи: способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Описание тренажера

Учитывая возрастную группу учащихся (начальная школа) в тренажере используется дружеский интерфейс и популярные герои мультфильмов.

Каждый уровень содержит:

ü  «Обучающие видеоролики»

ü  Задания с выбором ответа

ü  Задание на заполнение пропусков, с помощью ввода клавиатуры

ü  Игра Задание «Найди пару» 

ü  Задание «Кроссворд»

ü  Задание «Парочки»

ü  Игра-задание «Найди пару» 

В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом.

Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Игра нетрудная, но если ребята неверно отвечают на вопрос, то задание можно будет выполнить сначала.


Технологическая карта диалогового тренажера «Путешествие по страницам экологии» 

п/п

 

Этап

 

Страницы диалогового тренажера

                                                          (скриншот)

 

Деятельность обучающихся           

Деятельность педагога Комментарии

 

1

 

Поставка цели и задач http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/kratkaya-informaciya  

 

 

«Чтобы ученикам было интересно работать на Читает информацию. тренажере, страницы украшены анимационными Знакомится с целью и картинками и звуковыми файлами. задачами.  

2

Введение. На этом слайде начинается диалог со знакомства, в котором четко определена роль персонажа, который будет «вести» диалог и роль обучающегося. http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/vvedenie  Баннер http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/banner  

 

 

 

 

Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами.

 

Видеоролик «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли»

Мотивирование к учебной деятельности. 

(«надо» - «хочу» -

«могу»)

 

Необходимо заинтересовать учащихся предстоящей работой.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство дистанционной учебной деятельности. 

 

3

 

http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/zaklyuchenie  

 

 

 

 

 

Проблемные вопросы

 

 

Баннер

 

4

 

Ссылка на тренажѐр  http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher  

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера 

Этот блок необходим для того, чтобы целевой аудитории были понятны условные обозначения, правила работы, применяемые в диалоговом тренажере. А также кнопки с дополнительной, справочной информацией.

 

 

5

Организационный этап.

 

 

 

Знакомятся с анонсом ближайшими событиями.

 

Диалоговый тренажер "Путешествие по страницам экологии", ссылка

 

6

 

Организационный этап. Эмоциональное вхождение в игру. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности знаний

Изучают порядок работы

Педагог консультирует

 

 

Карта путеше

ствия

 

 

Учащиеся выбирают тему (определенную страничку) для выполнения заданий по данной теме. 

Проблемные вопросы

 

7

Сформулированы в форме диалога задания определенного типа ( с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, с диалоговыми карточками и т. д.).

 

Телегр

амма

 

 

 

Использованы элементы интерактивности (не менее 3-х типов заданий в формате диалога, ссылки, кнопки, области текстового ввода, видео, и т. д.).

 

В формулировке задания кроме текста использованы изображение, видео, звук, интерактивные элементы, встоенные  слайд, а также ссылки на сторонние ресурсы, содержащие медиа-контент для выполнения задания.

Заполни пропуски, используя клавиатуру.

Имена собственные пиши с заглавной буквы.

 Я – планета *Земля*, единственная во *Вселенной*, на которой есть жизнь. И если люди не перестанут вырубать *леса*, загрязнять *реки/озера/водоемы* и воздух, рвать охапками *цветы*, то мы все *погибнем*! Предупреди их об этом.

-                     Знаешь ли ты, что  место под костром не зарастает 5 – 7 лет так как выгорает плодородный слой почвы. 1 см почвы образуется за 100 лет. Брошенная бумага, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30, полиэтиленовые пакеты -  более 200, а стекло – 1000.

-                     Если в коре дерева сделать ранку, туда попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Оно теряет много сока и может погибнуть.

 

 

 

 

 

- Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Каждую неделю на земле исчезает один вид растений! Венерин башмачок зацветает лишь на 18-ом году жизни, а ландыш на 10-ом.  Человек забывает об этом, рвѐт цветы, топчет.

 

 

 

 

Просмотр фрагмента видеоролика с последующей формулировкой заданий.

 

Педагог организует просмотр видеоролика, мотивируя детей к дальнейшей работе. Педагог консультирует, мотивирует и координирует деятельность юных натуралистов.

8

Будь природе другом

 

 

 

Рассмотри внимательно запрещающие знаки. В пустые  клетки вставь соответствующий номер. Воспользуйся клавиатурой.

 

1.                  Нельзя рвать цветы большими охапками * 5 *

2.                  Нельзя вырубать деревья в лесу * 3 *

3.                  Запрещается рвать редкие и исчезающие виды растений * 1 *

4.                  Запрещается охотиться на редких животных * 6

*

5.                  Нельзя ловить рыбу во время нереста * 2 *

6.                  Нельзя вытаптывать растения и цветы * 4 *

Учащиеся вставляют в пустую клетку соответствующий номер картинки при помощи клавиатуры.

 

 

 

 

 

Выбери правильный ответ Какой экологический объект находится в Нижневартовском районе?

Природный парк Сибирские Увалы

Таймырский заповедник

Заповедник Малая Сосьва 

Экологические проблемы нашего края?

Розливы нефти

Сбор клюквы на болотах

Заготовка дикоросов  

В Красную книгу Югры занесены:

Осѐтр, стерх, филин, речной бобр

Овцебык, морж, розовая чайка

Зубр, амурский тигр, утка – мандаринка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняют тест.

 

 

 

«Что человек может и должен сделать для охраны окружающей среды?» Выбери правильное утверждение.

1.  Строить очистные сооружения на заводах

2.  Вырубать леса

1.  Создавать заповедники

2.  Разводить костры в лесу

1.  Использовать солнечную энергию

2.  Собирать охапки первоцветы

3.  Высаживать деревья, кустарники

4.  Выбрасывать дым на заводах в атмосферу

1.  Собирать макулатуру

2.  Охотиться на редких животных

1. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор 2. Трогать птичьи гнезда. 

3. Убивать насекомых, паучков

 

 

9

 

 

"Голубая страничка"

К экологическим проблемам защиты воздуха относятся:

Выбери правильный ответ:

Сжигание мусора на свалках. Вбросы вредных веществ  на заводах и фабриках. Вырубка деревьев в лесах и в городе. Загрязнение почв нефтью.

Распашка земель.  Неумеренный выпас скота и охота. Неумеренное браконьерство. Неумеренное орошение земель. Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей

Неумеренное орошение земель в степи.

Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей

 

 

 

 

Изучая особенности каждого природного сообщества, дети знакомятся с правилами поведения в природе. Имеют возможность услышать звуки луга, леса, водоѐма: пение птиц, журчание ручья, шум ветра.

 

"Синяя страничка" К экологическим проблемам защиты вод относятся:

 

Выбери правильное утверждение:

1.                  Устанавливать на заводах и фабриках уловители пыли и вредных газов. Заводы не должны делать выбросов вредных веществ. Высаживать в городах много зелени, потому что растения очищают воздух. Не убивают животных и не ловят рыбу без разрешения на охоту и лов.

2.                  Проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой. Не сжигать колеса, пластиковые бутылки,  бытовой мусор. Не охотиться на редких животных, не ловить и не пугать зверей, птиц. Не трогать птичьих гнезд. Не убивать насекомых, паучков. 3. Экономно расходовать воду, не оставлять краны

Учитель воспитывает уважительное отношение к природе.

 

 

 

 

открытыми. Не выбрасывать в реки и озера мусор. Не мыть в реках машины. Строить на заводах  фильтры, установки для очистки отработанной воды. Чтобы ученикам было интересно работать страницы украшены анимационными картинками и звуковыми файлами.

 

10

 

 

"Желтая страничка" Введи ответ с клавиатуры. Слова пиши с заглавной буквы.

Главный лесной барабанщик -санитар леса? *Дятел* Кто такая ночная охотница? *Сова* Птенец какой птицы не знает свою мать?

*Кукушонок*

Какая птица имеет самый длинный язык? *Дятел*

Когда у клеста появляются птенцы? *Зимой*  

Какая птица чистит пашню от червей? *Грач*

Как называется лесной  таѐжный петух? *Глухарь* Какая птица привязывает своих птенцов за лапки к гнезду? *Ласточка*

Какая птица может доставать семена из сосновых шишек? *Клест*

Как называют птичий домик? *Гнездо/скворечник* Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз?

*Поползень*

С прилѐтом каких птиц начинается весна?

*Грач/Грачи/Грачей*.

 

 

 

 

 

"Желтая страничка"

Добавь недостающее слово в цепь питания. Выбери один вариант

 

Продолжи цепь питания: сосна – короед – ……. Дятел     Лесная мышь         Лось

Продолжи цепь питания: жёлудь – полёвка – …

Сова             Белка               Дрозд

Продолжи цепь питания: тля – растение – …

Божья коровка     Жук-олень   Жужелица

Продолжи цепь питания: мох – северный олень – …

Волк                 Тюлень             Морж

Здесь и далее выделенные слова обозначают правильные ответы в заданиях.

11

 

 

"Коричневая страничка"

Выбери один правильный ответ на каждый вопрос.

Как называется верхний слой почвы?

1. Дерн        2. Трава      3. Земля

В состав почвы входят …

1.                  Углекислый газ, известняк, воздух, вода

2.                  Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух 3. Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

Плодородие почвы зависит от количества …

Перегноя      Солей        Песка     Глины

Какой тип почвы самый плодородный?

1.      Чернозѐм

2.      Тундровая почва

3.      Серая лесная почва

Для защиты почвы на полях необходимо … Проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, умеренно поливать и употреблять удобрения Перепахивать, удобрять, уничтожать вредных животных

Сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

 

 

12

 

 

"Красная страничка"

 

Учащиеся имеют возможность пройти по гиперссылке и познакомиться с Красной книгой

Югры, (различными видами изданий) классификацией и описанием живых организмов, которые занесены в данную книгу.

Знакомятся с правилами безопасного Интернета. Для поиска информации используют полезные ссылки.

Педагог учит детей работать с информацией в сети Интернет. С помощью ссылок педагог предлагает информацию, которая может быть использована при выполнении заданий.

13

 

 

«Чѐрная страничка природы»

   Да, да, мой друг, не удивляйся. Такая книга существует. В ней описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек. Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их  скорейшему вымиранию.  Я - Мамонтѐнок - подтверждение тому, но увидеть меня можно только на картинках. Так не допускайте больше повторения этих ошибок. Берегите свою планету!

 

 

14

Рефлексия. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей

 

 

 

 

Участники выполняют занимательные интеллектуальные задания.

Разминка для ума развивает творческие и интеллектуальные способности юных любителей природы.

15

 

 

Задание «Найди пару» 

 

16

 

Включение в систему знаний и повторение.

Решают  экологический кроссворд

(Животные и растения)

На данной странице работают интерактивные полезные ссылки. Обучающиеся не только отвечают на вопросы кроссворда, но имеют возможность прочитать расширенную информацию о животных луга (леса, водоема, болота)

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 

 

 

 

 

Читают информацию. Отвечают на вопросы. Задание «Кроссворд»

1.                 Ночная охотница, съедающая за ночь 7-8 мышей. (сова)

2.                 Вымершее животное с большими бивнями.

(Мамонт)

3.                 Участок территории, на котором сохраняются и восстанавливаются редкие животные, растения, и запрещается охота. (Заповедник)

4.                 Это наука о среде обитания, и еѐ влиянии на организмы. (Экология)

5.                 Какая сибирская ягода, заменяет лимон? (Клюква) 6. Хвойное дерево, из которого изготавливают карандаши, а орехи используют в приготовлении блюд? (Кедр)

7. Жидкое полезное ископаемое с резким запахом, розливы которого приводят к серьезным экологическим проблемам. (Нефть)

Для учащихся, которые

испытывают затруднения при выполнении заданий предлагается использование подсказок:

1.                  Обратная связь:

Здорово, ты выполнил все верно!

2.                  Помощь: Дорогой друг, ты можешь начинать разгадывать кроссворд с любого слова.

17

 

Задание «Парочки»

Обратная связь: Здорово, ты верно выполнил задание.

Помощь: Нажимая «мышкой» закрытые картинки, необходимо их переворачивать, запоминать картинку, которая под ней скрыта и находить к ней такую же, одинаковую картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Подведение итогов занятий на тренажере.

 

 

В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом

 

Учитель поздравляет участников с завершением работы, подводит итоги.

19

Слайд с результатом (контролирующая основа).  Этот слайд содержит вывод результата после прохождения диалогового тренажера, а также предоставляет возможность просмотреть решение или повторить попытку.

 

 

 

Подведение итогов

Рефлексия

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/spisok-resursov  

Участники использую полезные ссылки сети Интернет.

На блоге учителя размещены ссылки на полезные ресурсы сети Интернет и краткое их описание.

22

Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 20-30 мин.

Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки обучающихся, а также живая эмоциональная, интреактивная форма преподнесения информации, подаваемой порциями в понятной и логической последовательности, помогут вам добиться возможности достижения обучающимися определенного результата, ради которого вы создаете диалоговый тренажер.

В         заключение    участники      дистанционного обучения пишут отзывы, комментарии:

-  что нового узнал;

-  было интересно;

-  было трудно;

-  я научился;

-  у меня получилось

-  меня удивило;

-  мне захотелось…

 

 

Отмечу, что юных натуралистов на последующих виртуальных экскурсиях при изучении природных сообществ (лес, болото, водоем) ждут новой роли, новые легенды и приключения. Таким образом, осуществляется научно-познавательное открытие тайн природы в дистанционной игровой форме. Юные натуралисты повышают компьютерную грамотность, расширяют знания о природе родного края, привыкают использовать компьютер как средство для получения и обработки новой информации.


Список используемой литературы

 

1.          Григорьев С. Г., Гриншкунин В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ – Пресс, 2008. – 286 с.

2.          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр. – 271)

3.          Использование образовательной технологии Web – квест в качестве новой модели учебной деятельности// Материалы V Международной научно-практической конференции «Инфо – Стратегия / г. Самара, 2013»

4.          Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.

5.          Савенков А.И. Одарѐнный ребѐнок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с.

6.          Селевко Г.         К.        Педагогические        технологии    на        основе            информационно-

коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005

7.          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от22 сентября 2011 г. № 2357)

8.          Шагалиева Д. Д., «Методподдержка. Дистанционный методический сервис Центра развития образования г. Нижневартовска», Выпуск №7/2015

 

19