Автор: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, МБОУ «СШ № 22» Диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии»
Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.
Модернизация образования предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения, обеспечивающие дистанционное обучение. В соответствии с актуальностью вышеизложенной проблемы и практической необходимостью разработан (и реализуется) диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» и методические рекомендации по его применению.
Авторская методическая разработка - интерактивный диалоговый тренажѐр «Путешествие по страницам экологии» – это пособие, предназначенное для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определѐнной теме.
Все задания в интерактивном тренажере предполагают наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. Интерактивный тренажер используется на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.
Тренажѐры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Данный диалоговый тренажер для детей начального школьного возраста, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими для самостоятельной работы дома. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки педагогами как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Ссылка на ресурс: http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher Краткое описание:
Интерактивный тренажѐр "Путешествие по страницам экологии" создан для учащихся 3-4 класса по предмету окружающий мир.
Цель: систематизация знаний обучающихся по теме «Экология».
Задачи: способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к окружающему миру.
Описание тренажера
Учитывая возрастную группу учащихся (начальная школа) в тренажере используется дружеский интерфейс и популярные герои мультфильмов.
Каждый уровень содержит:
ü «Обучающие видеоролики»
ü Задания с выбором ответа
ü Задание на заполнение пропусков, с помощью ввода клавиатуры
ü Игра Задание «Найди пару»
ü Задание «Кроссворд»
ü Задание «Парочки»
ü Игра-задание «Найди пару»
В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом.
Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. На этапе закрепления и повторения. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Игра нетрудная, но если ребята неверно отвечают на вопрос, то задание можно будет выполнить сначала.
№ п/п |
Этап
|
Страницы диалогового тренажера (скриншот)
|
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога Комментарии
|
1 |
|
Поставка цели и задач http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/kratkaya-informaciya |
||
|
|
«Чтобы ученикам было интересно работать на Читает информацию. тренажере, страницы украшены анимационными Знакомится с целью и картинками и звуковыми файлами. задачами. |
||
2 |
Введение. На этом слайде начинается диалог со знакомства, в котором четко определена роль персонажа, который будет «вести» диалог и роль обучающегося. http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/vvedenie Баннер http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/banner |
|
|
|
Читают информацию. Знакомятся с целью и задачами.
Видеоролик «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли» |
Мотивирование к учебной деятельности. («надо» - «хочу» - «могу»)
Необходимо заинтересовать учащихся предстоящей работой. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство дистанционной учебной деятельности.
|
3 |
|
http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/zaklyuchenie |
|
|
|
|
Проблемные вопросы
|
Баннер
|
|
4 |
|
Ссылка на тренажѐр http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/dialogovyj-trenazher |
||
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: дети читают информацию об условных знаках, которые могут встретиться на страницах тренажера Этот блок необходим для того, чтобы целевой аудитории были понятны условные обозначения, правила работы, применяемые в диалоговом тренажере. А также кнопки с дополнительной, справочной информацией.
|
|
5 |
Организационный этап. |
|||
|
|
|
Знакомятся с анонсом ближайшими событиями.
Диалоговый тренажер "Путешествие по страницам экологии", ссылка |
|
6 |
|
Организационный этап. Эмоциональное вхождение в игру. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности знаний |
Изучают порядок работы |
Педагог консультирует |
|
Карта путеше ствия
|
|
Учащиеся выбирают тему (определенную страничку) для выполнения заданий по данной теме. Проблемные вопросы |
|
7 |
Сформулированы в форме диалога задания определенного типа ( с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, с диалоговыми карточками и т. д.). |
|||
|
Телегр амма
|
Использованы элементы интерактивности (не менее 3-х типов заданий в формате диалога, ссылки, кнопки, области текстового ввода, видео, и т. д.).
В формулировке задания кроме текста использованы изображение, видео, звук, интерактивные элементы, встоенные слайд, а также ссылки на сторонние ресурсы, содержащие медиа-контент для выполнения задания. |
Заполни пропуски, используя клавиатуру. Имена собственные пиши с заглавной буквы. Я – планета *Земля*, единственная во *Вселенной*, на которой есть жизнь. И если люди не перестанут вырубать *леса*, загрязнять *реки/озера/водоемы* и воздух, рвать охапками *цветы*, то мы все *погибнем*! Предупреди их об этом. - Знаешь ли ты, что место под костром не зарастает 5 – 7 лет так как выгорает плодородный слой почвы. 1 см почвы образуется за 100 лет. Брошенная бумага, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30, полиэтиленовые пакеты - более 200, а стекло – 1000. - Если в коре дерева сделать ранку, туда попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Оно теряет много сока и может погибнуть. |
|
|
|
|
- Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Каждую неделю на земле исчезает один вид растений! Венерин башмачок зацветает лишь на 18-ом году жизни, а ландыш на 10-ом. Человек забывает об этом, рвѐт цветы, топчет. |
|
|
|
|
Просмотр фрагмента видеоролика с последующей формулировкой заданий.
|
Педагог организует просмотр видеоролика, мотивируя детей к дальнейшей работе. Педагог консультирует, мотивирует и координирует деятельность юных натуралистов. |
8 |
Будь природе другом |
|||
|
|
|
Рассмотри внимательно запрещающие знаки. В пустые клетки вставь соответствующий номер. Воспользуйся клавиатурой.
1. Нельзя рвать цветы большими охапками * 5 * 2. Нельзя вырубать деревья в лесу * 3 * 3. Запрещается рвать редкие и исчезающие виды растений * 1 * 4. Запрещается охотиться на редких животных * 6 * 5. Нельзя ловить рыбу во время нереста * 2 * 6. Нельзя вытаптывать растения и цветы * 4 * |
Учащиеся вставляют в пустую клетку соответствующий номер картинки при помощи клавиатуры. |
|
|
|
Выбери правильный ответ Какой экологический объект находится в Нижневартовском районе? Природный парк Сибирские Увалы Таймырский заповедник Заповедник Малая Сосьва Экологические проблемы нашего края? Розливы нефти Сбор клюквы на болотах Заготовка дикоросов В Красную книгу Югры занесены: Осѐтр, стерх, филин, речной бобр Овцебык, морж, розовая чайка Зубр, амурский тигр, утка – мандаринка |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполняют тест. |
|
|
|
«Что человек может и должен сделать для охраны окружающей среды?» Выбери правильное утверждение. 1. Строить очистные сооружения на заводах 2. Вырубать леса 1. Создавать заповедники 2. Разводить костры в лесу 1. Использовать солнечную энергию 2. Собирать охапки первоцветы 3. Высаживать деревья, кустарники 4. Выбрасывать дым на заводах в атмосферу 1. Собирать макулатуру 2. Охотиться на редких животных 1. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор 2. Трогать птичьи гнезда. 3. Убивать насекомых, паучков |
|
9 |
|
|
"Голубая страничка" К экологическим проблемам защиты воздуха относятся: Выбери правильный ответ: Сжигание мусора на свалках. Вбросы вредных веществ на заводах и фабриках. Вырубка деревьев в лесах и в городе. Загрязнение почв нефтью. Распашка земель. Неумеренный выпас скота и охота. Неумеренное браконьерство. Неумеренное орошение земель. Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей Неумеренное орошение земель в степи. Неумеренный выпас скота. Неограниченный выпас оленей |
|
|
|
|
Изучая особенности каждого природного сообщества, дети знакомятся с правилами поведения в природе. Имеют возможность услышать звуки луга, леса, водоѐма: пение птиц, журчание ручья, шум ветра.
"Синяя страничка" К экологическим проблемам защиты вод относятся:
Выбери правильное утверждение: 1. Устанавливать на заводах и фабриках уловители пыли и вредных газов. Заводы не должны делать выбросов вредных веществ. Высаживать в городах много зелени, потому что растения очищают воздух. Не убивают животных и не ловят рыбу без разрешения на охоту и лов. 2. Проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой. Не сжигать колеса, пластиковые бутылки, бытовой мусор. Не охотиться на редких животных, не ловить и не пугать зверей, птиц. Не трогать птичьих гнезд. Не убивать насекомых, паучков. 3. Экономно расходовать воду, не оставлять краны |
Учитель воспитывает уважительное отношение к природе. |
|
|
|
открытыми. Не выбрасывать в реки и озера мусор. Не мыть в реках машины. Строить на заводах фильтры, установки для очистки отработанной воды. Чтобы ученикам было интересно работать страницы украшены анимационными картинками и звуковыми файлами. |
|
10 |
|
|
"Желтая страничка" Введи ответ с клавиатуры. Слова пиши с заглавной буквы. Главный лесной барабанщик -санитар леса? *Дятел* Кто такая ночная охотница? *Сова* Птенец какой птицы не знает свою мать? *Кукушонок* Какая птица имеет самый длинный язык? *Дятел* Когда у клеста появляются птенцы? *Зимой* Какая птица чистит пашню от червей? *Грач* Как называется лесной таѐжный петух? *Глухарь* Какая птица привязывает своих птенцов за лапки к гнезду? *Ласточка* Какая птица может доставать семена из сосновых шишек? *Клест* Как называют птичий домик? *Гнездо/скворечник* Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз? *Поползень* С прилѐтом каких птиц начинается весна? *Грач/Грачи/Грачей*. |
|
|
|
|
"Желтая страничка" Добавь недостающее слово в цепь питания. Выбери один вариант
Продолжи цепь питания: сосна – короед – ……. Дятел Лесная мышь Лось Продолжи цепь питания: жёлудь – полёвка – … Сова Белка Дрозд Продолжи цепь питания: тля – растение – … Божья коровка Жук-олень Жужелица Продолжи цепь питания: мох – северный олень – … Волк Тюлень Морж |
Здесь и далее выделенные слова обозначают правильные ответы в заданиях. |
11 |
|
|
"Коричневая страничка" Выбери один правильный ответ на каждый вопрос. Как называется верхний слой почвы? 1. Дерн 2. Трава 3. Земля В состав почвы входят … 1. Углекислый газ, известняк, воздух, вода 2. Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух 3. Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли Плодородие почвы зависит от количества … Перегноя Солей Песка Глины Какой тип почвы самый плодородный? 1. Чернозѐм 2. Тундровая почва 3. Серая лесная почва Для защиты почвы на полях необходимо … Проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, умеренно поливать и употреблять удобрения Перепахивать, удобрять, уничтожать вредных животных Сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты |
|
12 |
|
|
"Красная страничка"
Учащиеся имеют возможность пройти по гиперссылке и познакомиться с Красной книгой Югры, (различными видами изданий) классификацией и описанием живых организмов, которые занесены в данную книгу. Знакомятся с правилами безопасного Интернета. Для поиска информации используют полезные ссылки. |
Педагог учит детей работать с информацией в сети Интернет. С помощью ссылок педагог предлагает информацию, которая может быть использована при выполнении заданий. |
13 |
|
|
«Чѐрная страничка природы» Да, да, мой друг, не удивляйся. Такая книга существует. В ней описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек. Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию. Я - Мамонтѐнок - подтверждение тому, но увидеть меня можно только на картинках. Так не допускайте больше повторения этих ошибок. Берегите свою планету! |
|
14 |
Рефлексия. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей |
|
|
|
Участники выполняют занимательные интеллектуальные задания. |
Разминка для ума развивает творческие и интеллектуальные способности юных любителей природы. |
15 |
|
|
Задание «Найди пару» |
|
16 |
|
Включение в систему знаний и повторение. |
Решают экологический кроссворд (Животные и растения) На данной странице работают интерактивные полезные ссылки. Обучающиеся не только отвечают на вопросы кроссворда, но имеют возможность прочитать расширенную информацию о животных луга (леса, водоема, болота) |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
|
|
|
Читают информацию. Отвечают на вопросы. Задание «Кроссворд» 1. Ночная охотница, съедающая за ночь 7-8 мышей. (сова) 2. Вымершее животное с большими бивнями. (Мамонт) 3. Участок территории, на котором сохраняются и восстанавливаются редкие животные, растения, и запрещается охота. (Заповедник) 4. Это наука о среде обитания, и еѐ влиянии на организмы. (Экология) 5. Какая сибирская ягода, заменяет лимон? (Клюква) 6. Хвойное дерево, из которого изготавливают карандаши, а орехи используют в приготовлении блюд? (Кедр) 7. Жидкое полезное ископаемое с резким запахом, розливы которого приводят к серьезным экологическим проблемам. (Нефть) |
Для учащихся, которые испытывают затруднения при выполнении заданий предлагается использование подсказок: 1. Обратная связь: Здорово, ты выполнил все верно! 2. Помощь: Дорогой друг, ты можешь начинать разгадывать кроссворд с любого слова. |
17 |
|
Задание «Парочки» Обратная связь: Здорово, ты верно выполнил задание. Помощь: Нажимая «мышкой» закрытые картинки, необходимо их переворачивать, запоминать картинку, которая под ней скрыта и находить к ней такую же, одинаковую картинку.
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
Подведение итогов занятий на тренажере. |
||
|
|
В конце каждого уровня обучающийся получает награду: звучат фанфары, салют и грамоту или диплом
|
Учитель поздравляет участников с завершением работы, подводит итоги. |
|
19 |
Слайд с результатом (контролирующая основа). Этот слайд содержит вывод результата после прохождения диалогового тренажера, а также предоставляет возможность просмотреть решение или повторить попытку. |
|
|
Подведение итогов Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
21 |
|
http://oksana-86rus.wixsite.com/mysite/spisok-resursov |
Участники использую полезные ссылки сети Интернет. |
На блоге учителя размещены ссылки на полезные ресурсы сети Интернет и краткое их описание. |
22 |
Время прохождения тренажера для обучающихся – не более 20-30 мин. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки обучающихся, а также живая эмоциональная, интреактивная форма преподнесения информации, подаваемой порциями в понятной и логической последовательности, помогут вам добиться возможности достижения обучающимися определенного результата, ради которого вы создаете диалоговый тренажер. |
В заключение участники дистанционного обучения пишут отзывы, комментарии: - что нового узнал; - было интересно; - было трудно; - я научился; - у меня получилось - меня удивило; - мне захотелось… |
|
Отмечу, что юных натуралистов на последующих виртуальных экскурсиях при изучении природных сообществ (лес, болото, водоем) ждут новой роли, новые легенды и приключения. Таким образом, осуществляется научно-познавательное открытие тайн природы в дистанционной игровой форме. Юные натуралисты повышают компьютерную грамотность, расширяют знания о природе родного края, привыкают использовать компьютер как средство для получения и обработки новой информации.
Список используемой литературы
1. Григорьев С. Г., Гриншкунин В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ – Пресс, 2008. – 286 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр. – 271)
3. Использование образовательной технологии Web – квест в качестве новой модели учебной деятельности// Материалы V Международной научно-практической конференции «Инфо – Стратегия / г. Самара, 2013»
4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
5. Савенков А.И. Одарѐнный ребѐнок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с.
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от22 сентября 2011 г. № 2357)
8. Шагалиева Д. Д., «Методподдержка. Дистанционный методический сервис Центра развития образования г. Нижневартовска», Выпуск №7/2015
19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.