Урок: Математика.
Тема: «Диаметр окружности (круга). Построение диаметра окружности».
Класс: 3.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок – практикум.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование:
Цель урока: создать условия для знакомства с определением «диаметр окружности», научить строить на чертеже радиусы и диаметры окружности.
Задачи урока:
Образовательные: повторить понятия «радиус», «круг», «окружность»; познакомить с определением «диаметр окружности»; повторить основное свойство радиусов одной окружности; научиться находить и строить радиусы и диаметры на чертеже, обозначать их буквами.
Развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь, умение осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, развитие умений сравнивать и обобщать, расширять математический кругозор.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, показать значение математических знаний в жизни человека.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, эмоциональную сферу, речь, умение общаться, работать в группах; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развивать логическое мышление;
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в парах и группах; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам;
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (рефлексия начала урока – эмоциональный настрой). Орг. момент.
|
(Приветствие для учащихся) (Слайды 1-3) - Ребята, наш урок сегодня необычен, на нём присутствуют гости. Гостям улыбнитесь, (Слайд 2) Добром зарядитесь И тихо за парту Работать садитесь.
Девиз нашего урока: (Слайд 3) Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И тогда открытия нас ждут обязательно! |
Психологически настраиваются на продуктивную деятельность. Рефлексия эмоционального настроя
Дети читают девиз вместе с учителем
|
2. Актуализация полученных ранее знаний. |
-Наш урок мы начнём с устного счёта (Слайды 4-6) 1. Игра « Мотокросс». 2. Может ли быть у 2 велосипедов 5 колёс? (Да)
-Ребята, давайте обратим внимание на экран, что изображено на нём? (Слайд 7).
-А что такое окружность?
-Как называется центральная точка? (Слайд 7).
- А что такое радиус окружности? (Слайд 8 )
-Как обозначается радиус? (Слайд 8 )
-Сколько радиусов у этой окружности? (Слайд 9).
Откройте тетради. Запишите дату.
17 декабря. Классная работа. (Слайд 10)
(Слайд 11). Начертите в своих тетрадях окружность r=4 см. (Слайд 11). Постройте на ней цветными карандашами 4 радиуса, обозначьте их буквами.
А сколько ещё радиусов можно провести в данной окружности?
-Что можно о них сказать?
Какое свойство окружности мы изучили на прошлом уроке. (Слайд 11). |
Все дети выполняют задания, которые они видят на экране. Ответы детей.
Изображена окружность.
Окружность – это линия, которая является границей круга.
Центр окружности, обозначается латинской буквой О.
Радиус - это отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой на окружности.
Радиус обозначается латинской буквой r или двумя буквами.
-4 радиуса
Записывают дату в тетрадь.
Дети строят в своих тетрадях окружность R=4 см.
На окружности отмечают 4 точки и соединяют с центром окружности. Получили 4 радиуса.
-В одной окружности можно провести большое количество радиусов. (Динара)
-Они равны.
Радиусы одной окружности равны. Это свойство радиусов одной окружности. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Ребята. Мы сегодня продолжим изучение окружности. (Слайд 12).
В своих тетрадях в окружности, которую начертили продолжим один из радиусов до противоположной стороны окружности. На окружности поставим точки А и В. Ребята, а эта линия имеет границы (т.е. начало и конец)? Значит мы получили отрезок, проходящий через центр окружности.
-Ребята, а отрезок АВ – это радиус? (Слайд 12).
- Если это не радиус, то как мы назовём отрезок АВ?
-Попробуйте сами дать определение этому отрезку.
-В чем затруднение?
-Почему же возникло затруднение? Ребята, отрезок АВ - это диаметр. (Слайд 13).
|
Один ребёнок выходит к доске и строит с помощью учителя окружность.
Да имеет. Значит – это отрезок.
-Нет, это не радиус.
Дети рассуждают, предлагают свои варианты ответа на вопрос.
Дети пытаются сформулировать определение.
Не знаем определение и не можем правильно построить. |
4. Постановка целей и задач урока. Погружение в тему урока.
5.Физминутка. Снятие эмоционального напряжения
|
-Определите тему нашего урока. О чём мы будем говорить на уроке? Да верно. Тема урока: «Диаметр окружности». (Слайд 14).
Дети читают на слайде: (Слайд 13).
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Я предлагаю вам три определения диаметра. (Слайд 15). 1:«Диаметр - это отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой окружности». 2: «Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр». 3: «Диаметр - это отрезок, который соединяет две любые точки окружности». В течение урока мы должны выбрать правильное определение.
Практическая работа в группах.
Сейчас вы будете работать в группах. Задание: Из предложенных кругов вам нужно составить фигуру. Измерить радиусы каждого круга и записать их в порядке возрастания, после чего замерить диаметр и записать ниже тоже в порядке возрастания.
-Ребята, сравните радиус окружности и её диаметр. - Что вы можете сказать? -Как записать? Запишите в своих тетрадях: d=r+r d=2r (Слайд 18).
(СЛАЙД 19). |
Определяют тему самостоятельно. -Узнать, как правильно называется этот отрезок, как правильно его надо строить.
Диаметр окружности.
-Узнать, чем диаметр отличается от радиуса, как правильно его надо строить.
Дети думают, но в выборе правильного ответа сомневаются.
Напоминаем правила поведения. (Слайд 17).
Группы защищают свою работу, заполняют таблицу на доске и все вместе делают вывод.
Диаметр равен двум радиусам.
d=r+r d=2r
Выполняют движения под музыку. |
6.Первичная проверка понимания. Раскрытие темы урока. |
Фронтальная работа. 1. Найдите диаметр окружности с радиусом 4см.
2. Диаметр окружности равен 12 см. Чему равен радиус этой окружности?
|
Один у доски. Остальные в тетрадях. Дети по формуле находят диаметр окружности. r=4см d-?см
d=2r d=2*4=8(см)
d=12 см r-?см r=12:2=6(см)
|
7. Итог. Рефлексия деятельности учителем. |
Практическая работа в парах. Ребята, вам нужно решить тест. Из правильных ответов теста у вас должно получиться слово. Тест лежит у каждого на столе.
Тест «Проверьте свои знания».
А1. Какой буквой обозначается центр окружности? м) любой буквой с) буквой О п) буквами А или В
А2. Может ли окружность иметь два радиуса разной длины? а) может е) не может и) затрудняюсь ответить
А3. Что называется радиусом окружности? а) любой отрезок б) прямая г) отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности
А4. Диаметр окружности обозначается буквой о) латинской буквой d л) латинской буквой c к) русской буквой д
А5. Диаметр окружности больше радиуса в а) в 3 раза б) в 4 раза д) в 2 раза
А6. Я считаю, что окружность – это л) кривая линия н) замкнутая линия р) прямая линия. |
Работают с тестом, отмечают правильные ответы.
|
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия эмоционального настроя в конце урока. |
Вернёмся к нашим определениям диаметра. (Слайд 15). 1:«Диаметр - это отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой окружности». 2: «Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр». 3: «Диаметр - это отрезок, который соединяет две любые точки окружности». Сейчас мы сможем найти правильный ответ.
Посмотрим в учебник на стр. 96 рис. 2
Домашнее задание: Из кругов разного диаметра составить любое животное. Измерить и записать радиусы и диаметры каждого круга.
Ребята, скоро наступят новогодние праздники. Вы уже дома готовитесь к этим событиям. Украшаете дома все комнаты, наверное, нарядили уже и ёлку. Вот и я вам предлагаю украсить разноцветными шарами нашу ёлочку. Перед вами в конвертах лежат кружки (зелёного, желтого и красного цвета)
КРАСНЫЙ - Я все понял, но у меня есть еще вопросы. ЖЁЛТЫЙ - Я все понял, могу работать самостоятельно.
ЗЕЛЁНЫЙ - Я все понял, могу объяснить другим. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.