Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №153 г. Челябинска»
Ермакова Лада Анатольевна
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и письма
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Главная задача учителей, работающих с первоклашками,— помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Данные игры можно использовать на уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов, изменяя содержание игры в зависимости от программного материала.
Описание дидактических игр.
«Живые слова»
При ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении.
К доске вызываю трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.
По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание поставить “слова” в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.
В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая “живые слова” у доски. Дети – “слова” произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы.
Возможен и еще один вариант.
На перемене я готовлю детей, которые будут выполнять роль “живых слов”, обучаю их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке я сообщаю классу, что “живые слова” приготовили предложение и сейчас произнесут его. Дети – “слова” произносят свои слова хором.
В беседе дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают “живые слова” в нужной последовательности, дети – “слова” произносят друг за другом свое слово. Предложение Солнце светит ярко понимают все дети.
«Назови букву»
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
“Буква заблудилась”
При закреплении знаний о гласных и согласных буквах.
На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О, С, Е, М, У.
Согласные: Н, К, И, А, Т.
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих cлов, составляют буквы на место.
“Покажи букву”
Суть игры состоит в следующем: один ученик стоит c указкой у “ленты букв” и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети.
“Узнай букву”
Способствует лучшему запоминанию букв.
Я предлагаю детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязываю глаза и прошу его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает детям не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
Игры-соревнованиях “Кто больше?” или “Кто быстрее?”
(можно в группах или парах)
При проведении игры “Кто больше?” я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв “Т” и “т”, даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:
са |
ни |
с |
Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.
Игры-соревнования “Кто больше?” или “Кто быстрее?”
В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.
Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.
Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. “Кто больше?” – спрашиваю я. Дети составляют слова: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.
Игра «Лишний звук»
Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).
“Помоги Карандашу”
Для развития речи ребенка, творческого мышления.
В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.
На уроке, где закреплялись буквы “М” и “м”, в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате:
|
Приведу рассказы детей:
1. Мама пришла из магазина. Купила масла, молока, сосисок. Дома её ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел и весело мурлыкал.
Сама пошла мыть руки. А кот Васька залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: “Мало-мало”.
После чего переходим к работе по учебнику (см. “Русская азбука”, с. 91)
«Сколько и какие?»
Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.
Педагог обращается к детям:
- Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц?
Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух ( Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.
«Цепочки слов»
Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.
Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.
«Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых
из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.
Учитель:
- Вы
пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете
взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не
платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).
«Животные заблудились»
Учитель:
-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
«От бочки до точки»
Учитель:
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
«Заглавная или строчная»
Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.
В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.