Дидактическая игра как нетрадиционная и эффективная форма обучения младших школьников.
Оценка 4.8

Дидактическая игра как нетрадиционная и эффективная форма обучения младших школьников.

Оценка 4.8
docx
20.01.2022
Дидактическая игра как нетрадиционная и эффективная форма обучения  младших школьников.
Дидактическая игра как нетрадиционная и эффективная форма обучения младших школьников.docx

            Успешному усвоению образовательной программы способствует использование в педагогическом процессе  дидактической игры. Она позволяет преодолеть пассивность учащихся, низкую мотивацию учебной деятельности.  Внутри игры учитель получает гораздо больше возможностей для передачи своих навыков и умений. Роль педагога-организатора и создателя игры состоит в том, чтобы игра доставляла детям радость и помогала усваивать необходимые с точки зрения педагога знания. Одно дело, когда ребенок вовлекается в процесс обучения с помощью педагогов, другое дело, когда ребенок включен в игру и является самостоятельным участником усвоения знаний, да и еще  и имеет возможность обменяться способами получения знаний с другими детьми. Игра – это привычный тип взаимодействия между детьми. В игре может происходить не только усвоение новых знаний, но и построение взаимоотношений: «учитель-ученик», «ученик-учитель» и особенно «ученик-ученик».

Игра «Отзовись, не зевай!» направлена на развитие внимания

            Для игры необходимы парные картинки с изображением различных зверей и птиц. У ведущего один комплект картинок, второй комплект выдается детям: каждому ребенку по картинке.

            Суть игры состоит в том, что ведущий показывает картинку, а ребенок-обладатель точно такой же картинки должен отозваться, подав голос так, как это делает животное, изображенное на его картинке. В несколько ином варианте эту игру можно использовать на уроках русского языка и математики.

            Например, можно играть таким образом с парными по звонкости-глухости согласными; с вопросительными и повествовательными предложениями; с одушевленными и неодушевленными именами существительными (кто? – кот, медведь и т. п. что? – дом, трава и т. п.); с различными частями речи (имя существительное (яблоко) – имя прилагательное (наливное); имя существительное (собака) – глагол (лает); с различными числами (число – число, которое больше (меньше) данного на 1 (2, 3, 4, 5 и т. д.)); с геометрическими фигурами (учитель называет геометрическую фигуру, а дети показывают ее) и т. п.

Игра «Чудесный мешочек» направлена на развитие восприятия

Цель: формирование у ребенка умения анализировать предметы по форме и величине.

Требуется узнавать предметы на ощупь, сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Используется два одинаковых комплекта геометрических фигур, вырезанных из плотного картона. Один набор кладется в мешочек. Задача играющего – на ощупь отыскать в мешочке фигуру, показанную или названную ведущим.

Может применяться на уроках обучения грамоте при изучении и закреплении знаний о буквах.

Игра,  направленная на развитие внимания.

Применяется на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

            Необходимо найти контуры определенных предметов, цифр, букв, неявно изображенных на сюжетных картинках.

Игра «Лабиринт» направлена на развитие внимания

Применяется на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

            Пройдя по лабиринту, ученик должен найти соответствие, решить пример, составить слово и т. д. Возможны разные варианты задания: требуется найти верный путь; пройти к цели, минуя какую-либо опасность; пройти к цели, выполнив ряд условий.

Упражнения и игры, способствующие развитию логического мышления.

«Угадай-ка!»

Применяется на уроках математики.

Учащимся предлагаются серии фигур (по три), представляющие какую-то закономерность. Четвертую фигуру дети должны нарисовать сами. После выполнения задания детьми, учитель демонстрирует недостающий элемент ряда.

«Отредактируй предложение»

Применяется на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

            Нужно найти «лишнее» слово  заменить его подходящим по смыслу.

            Например: «В наших лесах водятся зайцы, ежи, лоси, львы, волки». «По озеру плавают гуси, куры, утки, лебеди». «Красивый пушистый хвост у белки, у лисы, у медведя».

Продолжение логических рядов

Применяется на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

            Необходимо определить закономерность и заполнить пропуски.

Например, а) Я/А; Ю/У; Е/? (Э)

                    б) 4/14; 5/15; 6/? (16)

                    в) лиса/заяц; волк/олень; сова/? (мышь).

Игра «Данетки»

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

  1.  «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю­чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна­к, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).
  2. «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
  3. «Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

  • Кто последний тянул репку?
  • Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
  • Как звали мальчика с длинным носом?
  • Кого победил жених мухи-цокотухи?
  • Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

  • Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
  • Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
  • Какую страну можно носить на голове? (Панама).
  • Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
  • Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? ( «Кошка»)

На уроках природоведения:

  • Паук — это насекомое?
  • Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
  • Как называется личинка бабочки?
  • Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

 

 

 

 


 

Успешному усвоению образовательной программы способствует использование в педагогическом процессе дидактической игры

Успешному усвоению образовательной программы способствует использование в педагогическом процессе дидактической игры

Один набор кладется в мешочек.

Один набор кладется в мешочек.

Необходимо определить закономерность и заполнить пропуски

Необходимо определить закономерность и заполнить пропуски

На уроках природоведения: Паук — это насекомое?

На уроках природоведения: Паук — это насекомое?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022