Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
ppt
математика
07.05.2020
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1158280 (1).ppt

Ромадина Ольга Александровна Студентка 550

Ромадина Ольга Александровна Студентка 550

Ромадина Ольга Александровна
Студентка 550 А группы
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж № 10

Выпускная квалификационная работа по специальности 050704
«Дошкольное образование»

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры
1.1. Исторический период развития математических представлений у детей дошкольного возраста
1.2. Формирование элементарных математических представлений
1.3. История развития дидактической игры
1.4 Классификация дидактических игр
1.5. Формирование элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте через дидактическую игру
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Выводы по второй главе
Заключение4
Список литературы
Методические рекомендации
Словарь терминов
Приложения
ВКР

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Актуальность исследования:

обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский (1562-1670) в программу по воспитанию дошкольников включил арифметику: усвоение счёта в пределах первых двух десятков (для 4-6-летних детей), определение большего и меньшего из них, сравнение предметов и геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер
.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Цель исследования:

Подобрать методические рекомендации по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Цель достигалась при помощи решения следующих задач: :

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести педагогический эксперимент, сделать сравнительный анализ.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Объект исследования:

содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

1.Анализ психолого-педагогической литературы.
2.Диагностика детей старшего дошкольного возраста.
3. Педагогический эксперимент.
4. Сравнительный анализ полученных данных в ходе эксперимента.

Методы исследования:

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

если систематически использовать дидактические игры («Сколько?», «Считай -  не ошибись! »,  "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", «Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?», «Отгадай, кто где стоит») в самостоятельной деятельности, то они способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

Диагностика – изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства воспитателей.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи, имеют общие правила и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм объектов.
НОД - это непосредственно образовательная деятельность, а именно это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. (Вступил в силу с 1 января 2014 года.)
ФЭМП - это формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
 
 

Словарь терминов

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.
Из всего многообразия занимательного материала во время образовательной деятельности часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Выводы по I главе

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать и составить словарь терминов.
3.Подобрать методику для изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
у детей старшего
дошкольного возраста.
5. Провести педагогический
эксперимент, сделать
сравнительный анализ.

В игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Экспериментальная работа проводилась на базе

Экспериментальная работа проводилась на базе

Экспериментальная
работа проводилась
на базе МДОУ
Детский сад №81
пгт. Малаховка
с 20 детьми старшего дошкольного возраста
Эксперимент проходил
с 1.10.2013- 30.05.2014г.

Глава II
Экспериментальная работа

Констатирующий эксперимент Цель: выявление уровня формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент Цель: выявление уровня формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

Цель: выявление уровня формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве метода исследования мы взяли диагностику формирования математических представлений по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой для детей старшей группы.

Критерии оценки 1.Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

Критерии оценки 1.Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

Критерии оценки

1.Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными.
3 балла – ребёнок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?».
2 балла - ребёнок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счёту?».
1 балл - ребёнок допускает ошибки при счёте (отсчитывании)предметов.
2. Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов.
3 балла – ребёнок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
2 балла - ребёнок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
1 балл – ребёнок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может.

Критерии оценки 3. Умение сравнивать предметы различной величины

Критерии оценки 3. Умение сравнивать предметы различной величины

Критерии оценки

3. Умение сравнивать предметы различной величины.
3 балла – ребёнок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в прядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).
2 балла - правильно размещает предметы в прядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуясь приёмом наложения и приложения при выполнении задания.
1 балл – ребёнок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок.
4. Знание о форме предметов.
3 балла – ребёнок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.
2 балла – ребёнок знает всё геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами.
1 балл - ребёнок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок.
5. Умение определять местонахождение предметов по отношению к себе, к другим людям.
3 балла – ребёнок правильно выполнил все задания воспитателя.
2 балла – ребёнок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.
1 балл – ребёнок знает только направление вперёд назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно.

Критерии оценки 6. Знания о днях недели, последовательности частей суток

Критерии оценки 6. Знания о днях недели, последовательности частей суток

Критерии оценки

6. Знания о днях недели, последовательности частей суток.
3 балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.
2 балла – ребёнок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.
1 балл – ребёнок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.
7. Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частью.
3 балла – ребёнок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счёта, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).
2 балла – ребёнок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группы. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребёнок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.
1 балл – ребёнок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданием.
 

В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили, что у 3 детей, т

В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили, что у 3 детей, т

В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили, что у 3 детей, т.е. 15% имеют высокий уровень сформированности элементарных математических представлений. 9 детей имеют средний уровень сформированности. 8 детей с низким уровнем.

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент

В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента.

Цель:
Подобрать и провести систему дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.

Формирующий эксперимент Для этого мы подобрали дидактические игры, которые проводили вне непосредственно-образовательной деятельности, по формированию элементарных математических знаний

Формирующий эксперимент Для этого мы подобрали дидактические игры, которые проводили вне непосредственно-образовательной деятельности, по формированию элементарных математических знаний

Формирующий эксперимент

Для этого мы подобрали дидактические игры, которые проводили вне непосредственно-образовательной деятельности, по формированию элементарных математических знаний.

1.Игра «Сколько»
Цель: упражнять детей в счете.
2. Игра «Считай -  не ошибись! »
Цель: помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражняет в прямом и обратном счете.
3. Игра "Отгадай фигуру"
Цель: учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.
4. Игра "Собери фигуру"
Цель: учить детей анализировать элементарную схему предмета.
5. Игра «Живая неделя». 
Цель: учить детей ориентироваться во времени.
6. Игры  «Наш день», «Когда это бывает?».
Цель: учить детей ориентироваться во времени.  
7. Игра «Отгадай, кто где стоит». 
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.

Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания

Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания

Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми.

Контрольный эксперимент. В качестве метода исследования мы взяли ту же диагностику формирования математических представлений по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред

Контрольный эксперимент. В качестве метода исследования мы взяли ту же диагностику формирования математических представлений по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред

Контрольный эксперимент.

В качестве метода исследования мы взяли ту же диагностику формирования математических представлений по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой для детей старшей группы, что и в констатирующем эксперименте.

Цель: выявление динамики в уровне формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный эксперимент. В результате проведения контрольного эксперимента мы выявили, что у 12 детей, т

Контрольный эксперимент. В результате проведения контрольного эксперимента мы выявили, что у 12 детей, т

Контрольный эксперимент.

В результате проведения контрольного эксперимента мы выявили, что у 12 детей, т.е. 60% имеют высокий уровень сформированности элементарных математических представлений. 8 детей имеют средний уровень сформированности, т.е. 40%. Дети с низким уровнем сформированности отсутствуют.

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента.

Мы сделали сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Мы сделали сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Мы сделали сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень Констатирующий эксперимент

Уровень Констатирующий эксперимент

Уровень

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

3

15

12

60

Средний

9

45

8

40

Низкий

8

40

0

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов

Выводы по второй главе В экспериментальном исследовании данной работы мы на практике выявили влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного…

Выводы по второй главе В экспериментальном исследовании данной работы мы на практике выявили влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного…

Выводы по второй главе

В экспериментальном исследовании данной работы мы на практике выявили влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап эксперимента позволил сформулировать некоторые выводы и рекомендации, большая часть которых отражена в Приложении. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выяснили, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связаны их друг с другом, способствуют формированию понятий.

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности…

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности…

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры.

Методические рекомендации «Математические игры»

Методические рекомендации «Математические игры»

Методические рекомендации

«Математические игры»
Для усвоения порядкового, количественного счета интересны следующие игры:
«Путаница». Цифры раскладываются на столе. Когда ребенок закрывает глаза, цифры меняются местами. Ребенок находит изменения и возвращает цифры на свои места.
В игре, «Какой цифры не стало», убирается одна-две цифры. Ребенок не только замечает изменения, но и говорит, где и какая цифра стоит и почему.
«Убираем цифры». Перед ребенком на столе разложены цифры по порядку от 1 до 10. Про каждую цифру загадывается загадка. Ребенок, догадавшись о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Например, Убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4. Которая показывает число на 1 больше 7, сколько раз я хлопну в ладоши, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т.д.
Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В «Чудесном мешочке» находится счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ребенку необходимо отсчитать столькопредметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.
Игра «Считай - не ошибись» направлена на упражнение в прямом и обратном счете. Перед началом игры играющие договариваются, в каком порядке будут считать. Взрослый называет цифру, ребенок продолжает считать дальше.
Игра «Которой игрушки не стало». Взрослый выставляет несколько разнообразных игрушек. Ребенок запоминает, где какая игрушка стоит. Закрывает глаза, взрослый убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, какой игрушки не стало. П-р: спряталась машинка, она стояла третьей справа.
Упражнять детей в умении производить арифметические действия поможет игра «Цепочка примеров».

Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх:

Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх:

Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх:
Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся модели геометрических фигур и тел, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру или тело, которые он хочет показать. Другой вариант, взрослый дает задание, найти в «мешочке» какую-то конкретную фигуру.
Игра «Посмотри вокруг». Взрослый предлагает найти, назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы.
Игра «Геометрическая мозаика». Взрослый предлагает из набора геометрических фигур составить фигуру по образцу или по собственному замыслу.
В процессе обучения ориентировке в пространстве следует использовать игры:
Игра «Путешествие по комнате». Взрослый дает ребенку разные задания. «Дойти до окна, сделай три шага вправо, поверни налево и т.д.» Ребенок выполняет задание, если оно успешно, то взрослый помогает найти спрятанный там фант.
Игра «Расскажи про свой узор». У ребенка картинка «коврик» с узором из геометрических фигур. Ребенок рассказывает, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу- круг, в левом верхнем углу- красный квадрат и т.д. Игра «Точка-путешественница». Для игры понадобятся квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов и фишка. Точка – в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточку вправо ит.д.
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя арифметические действия. Для их решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Например:
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)
-В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (3)
-Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
-Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4)
-На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

В результате проведения нашей работы мы выявили, если систематически использовать дидактические игры («Сколько?», «Считай - не ошибись! », "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", «Живая неделя», «Наш…

В результате проведения нашей работы мы выявили, если систематически использовать дидактические игры («Сколько?», «Считай - не ошибись! », "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", «Живая неделя», «Наш…

В результате проведения нашей работы мы выявили, если систематически использовать дидактические игры («Сколько?», «Считай -  не ошибись! »,  "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", «Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?», «Отгадай, кто где стоит») в самостоятельной деятельности, то они способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.


Заключение

Подводя итог исследовательской деятельности скажу что, цель была достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена

Подводя итог исследовательской деятельности скажу что, цель была достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена

Подводя итог исследовательской деятельности скажу что, цель была достигнута, задачи решены, гипотеза - подтверждена.

Уважаемые председатель и члены

Уважаемые председатель и члены

Уважаемые
председатель и члены
Государственной аттестационной комиссии,
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

Скачать файл