Дидактическая игра как средство формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся
Оценка 4.8

Дидактическая игра как средство формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся

Оценка 4.8
docx
25.12.2022
Дидактическая игра как средство формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся
Дидактическая игра.docx

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Болтенкова В.А.,  учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сорокинская ООШ» Старооскольского городского округа

    Развивая познавательную сферу ребенка, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого необходимо применять различные средства. Средство –это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Условно средства развития познавательной самостоятельности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребенка личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно. В различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.  Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но прежде всего в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.       Игра – есть средство познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет», и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка это серьезное занятие. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что является дидактической игрой. Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей школьного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Монтессори. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала:     «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

                                                                  28

    В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов вообще. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Такая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; многие сложные явления расчленятся на простые и, наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналити-ческая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.  Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. В дидактической игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.  Дидактическая игра помогает социально-нравственному развитию ребенка.                                                                                                          Таким образом, познавательная самостоятельность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной самостоятельности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.                                                    Дидактическая игра как средство развития познавательной самостоятельности детей школьного возраста способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению, обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), развитию речи детей; пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

 

 

 

 

 

 

                                                                      29


 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022