Тема: Дидактическая игра, как средство развития познавательных способностей у младших школьников
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, (….)
Небольшая практика моей трудовой деятельности привела меня в выводу, что игра для младших школьников - это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.
(…..)
На уроках русского языка, для активизации знаний детей о словарных словах я использую игру «Словарные слова»
После проводится стихотворной форме физминутки дети записывают словарные слова, которые запомнили из текста стихотворения.
Руки в стороны, в
кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
С целью закрепления темы «Состав слова» и получения знания о приставках использую игру «Приставка».
Произношу слова:
1. Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
Произношу слова, если в них есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.(…)
При изучении темы: «Имя прилагательное» применяю игру - «Четвертый лишний», когда учащиеся в каждом столбике находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее.
береза снежный старый
подберезовик снежинка старик
березовый снеговик старушка
березняк снег старичок
С целью закрепления темы: «Части речи» применяю игру «Цветик – семицветик».
На доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной стороны записаны вопросы.
1. Имя прилагательное обозначает… и отвечает на вопросы…
2. Имя прилагательное изменяется по… и по…
3. В предложениях оно связано с …
4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания…
5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания…
6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания…
7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания…
(…)
Игы «Листопад»
Для развития мышления, воображения на уроках литературного чтения использую игру «Подбери пару», в которой ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Мать – отец, дочь – …, бабушка – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Для развития речи детей и обогащения словарного запаса детей использую игры –
1. «Сочини рассказ», ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д
Например:
1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д
2. Игра «Сочини стихотворение»
Учитель должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.
(…)
Из опята работы пришла к выводу, что в ходе целенаправленной работы по внедрению дидактических игр в процесс обучения на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, (…)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.