Дидактическая игра по речевому развитию для детей 4 - 7лет «Сказочный переполох»

  • Игры
  • Карточки-задания
  • docx
  • 18.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка «Дидактическая игра «Сказочный переполох» раскрывает функциональность использования при организации образовательного процесса по развитию речи с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, логопедам и родителям.
Иконка файла материала Didakticheskaya_igra_Skazochny_perepolokh.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Созвездие»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра по речевому развитию для детей 4 - 7лет

 «Сказочный переполох»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы разработки:

воспитатель

Хатамова Лола Абдумуратовна

 

 

 

 

Чусовой

 2024 г.

 

 

Аннотация

Данная методическая разработка «Дидактическая игра «Сказочный переполох» раскрывает функциональность использования при организации образовательного процесса по развитию речи    с детьми дошкольного возраста   в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, логопедам и родителям.

Дидактическая игра «Сказочный переполох» направлена на развитие всех компонентов речи детей: активизацию словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли. Помимо речевых задач в игре решаются задачи эмоционального развития детей.

 

Актуальность

Известно, что работа педагога не может быть стандартизирована, что лишь во время игровых форм занятий ребенок легче включается в процесс, не теряет интереса к упражнениям, а эмоциональное воздействие и активизация различных анализаторов во время игры помогают в скорейшем решении обучающих задач. Поэтому нужно постоянно пополнять арсенал игровых средств, тщательно подбирать речевой и лексический материал, позволяющий обеспечить работу с учетом индивидуальных особенностей обучения каждого ребенка.

 

Цель: развитие речевой активности у детей 4 – 7 лет по средствам игровых заданий.

 

Задачи:

Дидактическая. Совершенствовать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, делении слова на слоги, (для детей 4-5 лет); упражнять в составлении схемы слова, подбирать слова-синонимы, определять количество гласных в слове (для детей 5-7 лет)

Развивающая. Развивать фонематический строй речи: умение делить слово на слоги, определять количество гласных в слове, учить понимать эмоциональные состояния и определять различные эмоции сказочных персонажей, выраженные в мимике (для детей 4-5 лет); учить понимать и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, на примере сказочных персонажей (для детей 5-7 лет)

Воспитательная. Воспитывать навыки социального поведения и общения со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности; воспитывать положительное отношение к сверстникам и окружающим людям.

 

Правила игры:

- В игре могут участвовать от 1 до 6 человек, игра проходит на игровом поле, которое располагается на столе, проводит игру педагог;

- Игроки внимательно слушают задания и выполняют их в соответствии с инструкцией и совместно со всеми игроками.

- В игре необходимо дойти до конечного пункта, выбирая наиболее удобные маршруты для продвижения вперед.

 

Игровые действия:

Дети 4-5 лет только отгадывают очередного героя и выполняют его задания.

Дети 5-7 лет бросают цветной кубик и выбирают любой путь, который приведет до карточки с нужным цветом, затем кидают кубик с цифрой и тогда выполняют задание, которое обозначено этой цифрой. Выбирают самостоятельно путь продвижения, так как лабиринт открывает несколько возможных ходов.

 

Атрибуты для игры:

·        Игровое поле, формат А1.

·        Фишки-фигурки Гномики пяти цветов (желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий) по количеству игроков

·        Фишки для поощрения за выполненные задания

·        Два кубика:

         1. с цветными гранями

         2. с цифрами

·          Двухсторонние карточки с липкой лентой (с одной стороны цвет, с другой – сказочный персонаж)

·        Карточки с заданиями, отдельно для среднего и старшего возраста (у ведущего).

 

Содержание дидактической игры.

В игре все карточки поделены на 5 цветов, по 4 персонажа на каждый цвет (желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий), эти же цвета на разноцветном кубике. За каждой карточкой с персонажем закреплена карточка с заданиями. Всего на каждой карточке – 7 заданий, одна обязательная – это загадка, другие задания по выбору игры, пять из них на речевое развитие, шестая – на эмоциональное развитие, а какое из них надо выполнить – решается с помощью цифрового кубика.

Примечание.

В игре 20 персонажей, для начального этапа можно выложить только 10 персонажей на поле, в дальнейшем, как усложнение, добавлять до 20. 

 

Результат:

·        Дети имеют представления о нравственных качествах и поступках людей.

·        Понимают и дифференцируют эмоциональные состояния по внешним признакам. Умеют подбирать слова, словосочетания, характеризующие свои поступки и поступки других людей.

·        Умеют анализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

·        Развиты психические процессы: мышление, связная речь, восприятие, внимание.

·        Сформированы навыки согласованной деятельности друг с другом в процессе совместной деятельности.

·        Сформированы навыки самоконтроля и контроля в процессе выполнения игровых действий.

 

Практическая значимость.

Данная разработка уникальна тем, что съемные детали позволяют дополнять и видоизменять игру, что сделает её еще функциональнее.

 

Заключение.

         Основываясь на опыте использования дидактической игры можно сказать, что ее систематическое использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности.

 

 

Содержание игры для детей 4-5 лет

1 вариант - индивидуальная игра (ребенок +взрослый)

В начале игры каждый ребенок выбирает для себя гномика-фишку, которым будет ходить по полю. В этой игре ребята отгадывают только загадки, двигаясь по лабиринту в любом направлении. И фишкой ребенок двигается к той карточке, которую покажет цветной кубик и отгадывает загадку, чтоб открыть героя сказки. После чего забирает себе карточку с персонажем. Если загадку не отгадал, её отгадывают другие, и заберет карточку тот, кто отгадал.
Побеждает тот, кто больше соберет карточек-героев, то есть отгадает загадок. 

2 вариант – командная игра.

Команда начинает движение по лабиринту (от старта до домика) и выбирают фишку. Как только на пути возникает преграда – выполняют игровое задание. Если задание выполнено правильно – карточка убирается, путь освобождается.  Команда продвигается   дальше. Пройдя весь путь и выполнив все задания, для детей открывается домик, дети получают приз-сюрприз за игру.

3 вариант - индивидуальная игра (ребенок +взрослый)

Ребенку предлагается выбрать наиболее короткий, по его мнению, путь и пройти по нему. Алгоритм проведения игры аналогичный 1 варианту.

 

Содержание игры для детей 5-7 лет

1 вариант:

Дети по очереди кидают кубик с цветными гранями и определяют для себя цвет и очередность хода.

Педагог раскладывает на игровом поле разноцветные карточки-препятствия.

Дети по очереди начинают движение (каждый по выбранной траектории). Как только на пути встречается препятствие (карточка другого цвета) – ребенку необходимо выполнить задание. Если задание выполнено правильно – карточка убирается, путь продолжается. Ребенок получает фишку за правильно выполненное задание.

Дети по очереди проходят свои траектории.

2 вариант:

Аналогичен первому. В этом варианте ребенку предлагается выполнить задание самому или позвать друзей. В этом случае фишки даются всем. Побеждает тот, кто набрал больше фишек к концу игры.

3 вариант:

Каждый игрок выбирает с помощью разноцветного кубика свой цвет и начинает движение до финиша только от карточки к карточке своего цвета. А помогать будут маленькие гномики этих же цветов. Если на пути возникают карточки-препятствия другого цвета - он должен выполнить задание этой карточки. Другие игроки оценивают правильность выполненного задания и разрешают игроку продвинуться вперед.

 

4 вариант:

Команда игроков выбирает себе капитана, а затем капитан выбирает персонажа (фишку-гномика), которая будет передвигаться по лабиринту. С помощью разноцветного кубика команда определяет цвет, до которого предстоит начать движение. Затем, они все вместе выбирают свободный путь до карточки с нужным цветом, дойдя фишкой до нее, игрокам необходимо отгадать, кто их здесь ждет, поэтому педагог загадывает детям загадку. Если отгадали, то карточка переворачивается, и ребята видят, чьи задания им предстоит выполнить (Если же выпадает разноцветная сторона в начале игры, то команда может выбрать любое направление до близлежащих карточек). А чтобы узнать, какое задание, надо бросить кубик с цифрой. И педагог читает детям задание под этой цифрой.

Игроки в команде выполняют задание, они советуются друг с другом, и капитан дает правильный ответ, выполнив его, они снова кидают цветной кубик и вместе выбирают удобный или короткий путь до нужного цвета к следующей карточке, куда и ставят фишку, затем отгадывают, кто под карточкой, снова бросают кубик с цифрой и аналогично выполняют задания. В этом случае, путь может повернуться в обратную сторону, там, где дорога уже открыта, главное – добраться до нужной карточки. А если во время игры выпадает разноцветная сторона, то игроки могут посоветоваться друг с другом и выбрать любой из направлений, к любой из карточек, тогда они будут выполнять те задания, куда они придут.

Далее игра продолжается по аналогии. Добравшись до конечного пункта (домика), дети так же отгадывают того, кто спрятан и выполняют его задание (по выпавшей цифре). Домик открывается, и ребята получают награду.


 

Посмотрите также