Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
10 кл
22.01.2017
В статье автор описывает преимущества компьютерного обучения в процессе овладения русской речи учащимися с таджикским языком обучения. Отмечается, что аудиовизуальные средства обучения, воссоздающиеся с помощью компьютерных технологий, открывают новые возможности для применения различных приёмов, активизируют творческую и познавательную деятельность учащихся.
Саидов С., статья 1.doc
Дидактическая эффективность компьютерного обучения
в процессе овладения русской орфоэпией учащимися
с таджикским языком обучения
С. Саидов, кандидат педагогических наук,
учитель русского языка и литературы
В совершенствовании учебного процесса, бесспорно, важная роль
принадлежит использованию современных аудиовизуальных
средств
обучения. Их применение – не самоцель, а способ оптимизации обучения,
который не является изолированным от учебного процесса, а входит в него
как необходимый компонент. В связи с этим одним из эффективных средств
обучения в современной методике является использование компьютера и
компьютерных обучающих программ на уроках русского языка.
Каждому учителю известно, что дидактический принцип наглядности в
условиях отсутствия речевой среды незаменим. Его использование –
непременное условие повышения эффективности учебного процесса. Следует
отметить, что в обучении принцип наглядности проявляется в специфическом
отборе объектов наглядности, в продолжительности их применения. Хорошо,
если в процесс усвоения знаний, умений и навыков при этом вовлекаются слух,
зрение, артикуляционная база, происходит напряжение внимания, мышления,
памяти, которое сопровождается положительными эмоциями. Эти факторы
обеспечивают эффективное усвоение новых знаний, умений и навыков и
закрепление уже имеющихся. В данной статье будет сделана попытка
рассмотреть особенности использования компьютерных обучающих программ
в процессе формирования у учащихся орфоэпических навыков русской речи на
уроках русского языка в 10 классе.
Орфоэпические,
артикуляционные,
Слухопроизносительные орфоэпические навыки русской речи у
учащихся средней школы с таджикским языком обучения вырабатываются в
тесной связи с усвоением других аспектов языка: с усвоением новой лексики,
чтением текстов, в процессе их пересказов, в ходе усвоения отдельных
грамматических форм.
звуко
различительные и интонационные навыки и умения необходимы для
свободного общения на русском языке. Попытаемся рассмотреть, как
формируются орфоэпические навыки у десятиклассников при изучении
программной темы «Правила произношения и правописания звонких и глухих
согласных» (на материале коммуникативной темы «О сборнике рассказов И. С.
Тургенева «Записки охотника» (2, с. 2022). Формированию орфоэпических
навыков на уроке мы отводим 1520 минут. Для решения этой сложной задачи
следует тщательно отобрать зрительную наглядность и звуковое оснащения
занятия. Зрительная наглядность (таблицы, плакаты, портрет И. С. Тургенева,
иллюстрации к рассказам из сборника «Записки охотника») повышает эффективность процесса усвоения учащимися звонких и глухих согласных.
Например, на уроке может быть предложена таблица «Парные звонкие и
глухие согласные»
Парные звонкие и глухие согласные
Звон
кие
Глух
ие
Б
П
В
Ф
Г
К
Д
Т
Ж
Ш
З
С
Запомните!
1.
В конце слова звонкий согласный звук оглушается, то
есть произносится как парный ему гласный (выход [т], вход, [т]
ёж [ш]).
2. В середине слова звонкий согласный звук перед гласным
также меняется на соответствующий ему глухой (автор [ф],
ошибка [п]).
Слуховая наглядность (звуковая оснащённость) реализуется на занятиях
с помощью компьютера. В отличие от других технических средств обучения он
заменяет собою магнитофон, проигрыватель и кодоскоп, являясь, таким
образом, аудиовизуальным средством обучения.
Предварительно на доске записываются слова и словосочетания из
текста о сборнике рассказов И. С. Тургенева, демонстрируется таблица.
После первого прослушивания текста через колонки компьютера
старшеклассники произносят слова и предложения, прозвучавшие в записи,
читая их с доски и сравнивая с текстом в учебнике. Затем запись
проигрывается ещё раз. Между предложениями в записи имеются паузы, во
время которых учащиеся произносят слова, стараясь точно и выразительно
воспроизвести их правильное произношение. Это даёт учащимся возможность
тренировать орфоэпический навык, подключая самоконтроль к этому
процессу.
Прослушивая орфоэпически правильную запись, а затем речь нескольких
учеников (в отдельности), школьники сами исправляют допущенные ошибки.
Такой метод работы вызывает большой интерес в классе. Учащиеся находят
недостатки в своей речи, затем исправляют их. Собственная речь учащихся в
записи воспринимается критически, в ней легко найти ошибки и недочёты. метод работы способствует развитию и совершенствованию
Этот
фонематического слуха.
С опорой на таблицу «Парные звонкие и глухие согласные» выполняются
следующие упражнения.
Упражнение 1. Слушайте и повторяйте слова за диктором. Обратите
внимание на то, что при произношении звонкие согласные в конце слов
произносятся как глухие. К данным словам подберите проверочные слова и
запишите их в тетрадь.
Тургенев, рассказ, год, выход, переход, нрав
Упражнение 2. Слушайте и повторяйте слова за диктором. Обратите
внимание на то, что в середине слова звонкие согласные перед глухими
оглушаются, глухие согласные перед звонкими озвончаются. Устно составьте
словосочетания с данными словами:
Представители, погибший, певцы, автор
Упражнение 3. Прослушайте текст о сборнике рассказов И. С. Тургенева
«Записки охотника». Обратите внимание на произношение звонких и глухих
согласных. Определите главную мысль текста.
Иван Сергеевич Тургенев внимательно изучал природу, жизнь, быт и
нравы помещиков и крепостных крестьян. О них Тургенев и написал свою
книгу рассказов. Большинство рассказов писались и один за другим
появлялись в журнале «Современник». Они имели огромный успех.
В 1852 году автор издал их отдельной книгой под названием «Записки
охотника». Выход книги стал целым событием в литературе. В «Записках
охотника» изображены представители всех слоёв общества. Но главными
героями являются крестьяне. В рассказах героикрестьяне показаны
людьми одарёнными, умными, добрыми. Из одного рассказа в другой
переходят трагические истории замечательных людей из крепостных
крестьян, погибших под бесчеловечной властью помещиков. Таковы
рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Бежин луг», «Бирюк» и другие. В
рассказе «Ермолай и мельничиха» крепостная крестьянка Арина
осмелилась полюбить понравившегося ей крепостного парня. Барыня
жестоко наказала девушку и её возлюбленного. Арину барыня продала
старому мельнику, а её любимого отдала в солдаты. Так изза тиранки
помещицы погибли две прекрасные юные жизни. Упражнение 4. Разделитесь на две группы. Ученики одной группы
задают вопросы по тексту, другие отвечают на них. Затем поменяйтесь
ролями.
В результате получится примерно такой диалог. Учитель в это время
может фиксировать произносительные ошибки школьников, чтобы потом их
исправить вместе с учениками.
Ученик: Кто такой Иван Сергеевич Тургенев?
Ученица: Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель.
Ученик: О чём писал в своих произведениях Тургенев?
Ученица: Тургенев писал о жизни, быте и нравах помещиков и
крепостных крестьян.
Ученик: Какую книгу издал автор в 1852 году?
Ученица: В 1852 году автор издал книгу «Записки охотника».
Ученик: Кого мы можем назвать главными героями рассказов
Тургенева?
Ученица: Главными героями в рассказах Тургенева являются
крестьяне.
Ученик: Назовите рассказы, которые вошли в сборник «Записки
охотника».
Ученица: В сборник вошли рассказы «Бирюк», «Бежин луг», «Хорь и
Калиныч», «Певцы» и другие.
Ученик: О чём Тургенев повествует в рассказе «Ермолай и
мельничиха»?
Ученица: В рассказе говорится о любви Ермолая и Арины и о
жестокости барынипомещицы.
Следующим упражнением может стать пересказ учащимися отдельных
эпизодов из рассказов, которые они прочитали самостоятельно заранее.
Таким образом, аудиовизуальные средства обучения, воссоздающиеся с
помощью компьютера, открывают новые возможности для применения
различных приёмов, активизируют творческую и познавательную деятельность
учащихся. К таким приёмам относятся слуховое восприятие, оценка качества
произношения, выявление ошибок, активная тренировка произношения слов.
Они формируют у учащихся фонематический слух.
Важная особенность такого обучения состоит и в том, что данный
фонетический материал предоставлен на лексических примерах из текста с
учётом коммуникативной направленности урока. В ходе работы учащиеся
знакомятся с творчеством классика русской литературы, усваивают новые
слова и выражения, закрепляют навыки диалогической и монологической речи.
Практика показывает, что применение на уроках русского языка таких
современных средств обучения имеет ряд положительных сторон: 1) в процесс урока вносится оживление; 2) активизируются творческие и познавательные
интересы учащихся; 3) в учебный процесс вовлечены органы чувств (слух,
зрение) и внимание; 4) формируется активная русская речь; 5) учебный
процесс приобретает динамичность, экономится время.
Каждый учитель знает, как важно для развития навыков грамотной речи
чаще слушать правильную русскую речь. Однако в настоящее время у
школьников такой возможности нет. Не секрет, что после распада Советского
Союза в Таджикистане уменьшилось количество часов радио и телепередач на
русском языке. Сократились часы, отводимые на изучение русского языка в
школах, колледжах и вузах. И, как следствие, старшеклассники стали хуже
говорить порусски. Неосвоенными в широкой обучающей практике являются
также разнообразные по жанрам образцы речи сказки, стихи, песни и
декламация, аудиоспектакли, озвученные известными русскими артистами.
Они могли бы быть прекрасным вспомогательным средством при обучении
русскому языку. Об этом говорят и многие исследователи (1; 5). В
формировании орфоэпических навыков можно эффективно применять
компактдиски, учебные тренажёры, специальные компьютерные программы.
В связи с этим возникает необходимость обогатить учебный процесс
современными техническими средствами обучения, расширить педагогический
арсенал учителя, создать фонотеки с дидактическим материалом, в которой
нашли бы своё достойное место записи сказок, стихотворений, сценок, песен,
спектаклей.
Использованная литература:
1. Азитова Г. Ш. В лингафонном кабинете // Русский язык и литература в
таджикской школе. – 1991. № 2. С. 4749.
2. Бабаева Р.Н., Бегматова Р.А., Махмудова М.О. Русский язык: Учебник для
10 класса школ с таджикским языком обучения (экспериментальный).
Душанбе: Шарки озод, 2006. – 224 с.
3. Бессонова Н.Н. Учебный текст как основа совершенствования русской речи
// Русский язык в национальной школе. – 1988. № 9. С. 4143.
4. Гусейнова Т.В. Методические рекомендации для организации обучения
русскому языку в средней школе с таджикским языком обучения //Русский
язык и литература в школах Таджикистана. – 2005. № 46. – С. 1216.
5. Фатуллаева Л. Ш. Использование компьютерных технологий в
преподавании русского языка //Сборник материалов Дней русского языка в
Республике Таджикистан: МГУ, Центр международного образования. – М,.
2007. С. 99101.
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.