Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Оценка 5

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
10 кл
22.01.2017
Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
В статье автор описывает преимущества компьютерного обучения в процессе овладения русской речи учащимися с таджикским языком обучения. Отмечается, что аудиовизуальные средства обучения, воссоздающиеся с помощью компьютерных технологий, открывают новые возможности для применения различных приёмов, активизируют творческую и познавательную деятельность учащихся.
Саидов С., статья 1.doc
Дидактическая эффективность компьютерного обучения  в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися  с таджикским языком обучения С. Саидов, кандидат педагогических наук,   учитель  русского языка и литературы                   В совершенствовании учебного процесса, бесспорно, важная   роль принадлежит   использованию   современных   аудиовизуальных     средств обучения.  Их   применение   –  не   самоцель,  а  способ   оптимизации   обучения, который не является изолированным от учебного процесса, а входит в него как необходимый компонент. В связи с этим одним из эффективных средств обучения   в   современной   методике   является   использование   компьютера   и компьютерных обучающих программ  на  уроках русского  языка.      Каждому учителю известно, что дидактический принцип наглядности в условиях   отсутствия   речевой   среды   незаменим.   Его   использование   – непременное  условие повышения эффективности учебного процесса. Следует отметить, что в обучении принцип наглядности проявляется в специфическом отборе объектов наглядности, в продолжительности их применения. Хорошо, если в процесс усвоения знаний, умений и навыков при этом вовлекаются слух, зрение, артикуляционная база, происходит напряжение  внимания, мышления, памяти,   которое   сопровождается   положительными   эмоциями.   Эти   факторы обеспечивают     эффективное   усвоение   новых   знаний,   умений     и   навыков   и закрепление   уже   имеющихся.   В   данной   статье   будет     сделана   попытка рассмотреть особенности использования компьютерных обучающих программ в процессе формирования у учащихся орфоэпических навыков русской речи на уроках русского языка в 10 классе.   Орфоэпические,       артикуляционные,     Слухо­произносительные   орфоэпические   навыки   русской   речи     у учащихся средней школы с таджикским языком обучения вырабатываются в тесной связи с усвоением других аспектов языка: с усвоением новой лексики, чтением     текстов,   в   процессе   их   пересказов,   в   ходе   усвоения   отдельных грамматических   форм. звуко­ различительные   и   интонационные   навыки   и   умения   необходимы   для свободного   общения   на   русском   языке.   Попытаемся   рассмотреть,   как формируются   орфоэпические   навыки   у   десятиклассников   при   изучении программной темы «Правила произношения и правописания звонких и глухих согласных» (на материале коммуникативной темы «О сборнике рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» (2, с. 20­22). Формированию орфоэпических навыков на уроке мы отводим 15­20 минут. Для решения этой сложной задачи следует  тщательно отобрать  зрительную наглядность и звуковое оснащения занятия. Зрительная наглядность (таблицы, плакаты, портрет И. С. Тургенева, иллюстрации   к   рассказам   из   сборника   «Записки   охотника»)   повышает эффективность  процесса   усвоения  учащимися  звонких  и  глухих  согласных. Например,   на   уроке   может   быть   предложена   таблица   «Парные   звонкие   и глухие согласные» Парные звонкие и глухие согласные Звон кие Глух ие Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С Запомните! 1.    В конце слова звонкий согласный звук оглушается, то есть произносится как парный ему гласный (выход [т], вход, [т] ёж [ш]).      2.   В середине слова звонкий согласный  звук перед  гласным также   меняется   на   соответствующий   ему   глухой   (автор   [ф], ошибка [п]).     Слуховая наглядность (звуковая оснащённость) реализуется  на занятиях с помощью компьютера. В отличие от других технических средств обучения он заменяет   собою   магнитофон,   проигрыватель   и   кодоскоп,     являясь,   таким образом, аудиовизуальным средством обучения.       Предварительно   на   доске   записываются     слова   и   словосочетания   из текста о сборнике рассказов И. С. Тургенева, демонстрируется таблица.       После   первого   прослушивания   текста   через   колонки   компьютера старшеклассники   произносят   слова   и  предложения,  прозвучавшие   в   записи, читая   их   с   доски   и   сравнивая   с   текстом   в   учебнике.   Затем   запись проигрывается ещё раз. Между предложениями в записи имеются паузы, во время которых  учащиеся  произносят  слова, стараясь  точно  и выразительно воспроизвести их правильное произношение. Это даёт учащимся возможность тренировать   орфоэпический   навык,   подключая   самоконтроль   к   этому процессу.      Прослушивая орфоэпически правильную запись, а затем речь нескольких учеников (в отдельности), школьники сами исправляют допущенные ошибки. Такой метод работы вызывает большой интерес в классе. Учащиеся находят недостатки в своей речи, затем исправляют их. Собственная речь учащихся в записи воспринимается критически, в ней легко найти ошибки и недочёты. метод   работы   способствует   развитию   и   совершенствованию Этот   фонематического слуха.     С опорой на таблицу «Парные звонкие и глухие согласные» выполняются следующие упражнения. Упражнение   1.    Слушайте   и   повторяйте   слова   за   диктором.   Обратите внимание   на   то,   что   при   произношении   звонкие   согласные   в   конце   слов произносятся как глухие. К данным словам подберите проверочные слова и запишите их в тетрадь.                                                   Тургенев, рассказ, год, выход, переход, нрав Упражнение   2.  Слушайте   и   повторяйте   слова   за   диктором.   Обратите внимание   на   то,   что   в   середине   слова   звонкие   согласные   перед   глухими оглушаются, глухие согласные перед звонкими озвончаются. Устно составьте словосочетания   с данными  словами:                             Представители, погибший, певцы, автор Упражнение 3. Прослушайте текст о сборнике рассказов И. С. Тургенева «Записки  охотника». Обратите внимание на произношение звонких и глухих         согласных. Определите главную мысль текста.                            Иван Сергеевич Тургенев внимательно изучал природу, жизнь, быт и нравы помещиков  и крепостных крестьян. О них Тургенев и написал свою книгу   рассказов.   Большинство   рассказов  писались   и   один   за   другим появлялись в журнале «Современник». Они имели огромный успех.      В 1852 году автор издал их отдельной книгой под названием «Записки охотника». Выход книги стал целым событием в литературе. В «Записках охотника» изображены представители  всех слоёв общества. Но главными героями     являются   крестьяне.   В   рассказах   герои­крестьяне   показаны людьми   одарёнными,   умными,   добрыми.   Из   одного   рассказа   в   другой переходят   трагические   истории   замечательных   людей   из   крепостных крестьян,   погибших   под   бесчеловечной   властью   помещиков.   Таковы рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Бежин луг», «Бирюк» и другие. В рассказе   «Ермолай   и   мельничиха»   крепостная   крестьянка   Арина осмелилась   полюбить   понравившегося   ей   крепостного   парня.   Барыня жестоко   наказала   девушку   и   её   возлюбленного.   Арину   барыня   продала старому мельнику, а её   любимого отдала в солдаты. Так из­за тиранки­ помещицы погибли две прекрасные юные жизни. Упражнение  4.      Разделитесь   на   две   группы.   Ученики   одной   группы задают   вопросы     по   тексту,   другие   отвечают   на   них.   Затем   поменяйтесь ролями.      В результате получится примерно такой диалог. Учитель в это время может фиксировать произносительные ошибки школьников, чтобы потом их исправить вместе с учениками.   Ученик:   ­ Кто такой Иван Сергеевич Тургенев? Ученица: ­ Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Ученик:   ­ О чём писал в своих произведениях Тургенев? Ученица: ­ Тургенев  писал о жизни, быте и нравах помещиков и  крепостных крестьян. Ученик:   ­ Какую книгу издал автор в 1852 году? Ученица: ­ В 1852 году автор издал книгу «Записки охотника». Ученик:   ­ Кого мы можем назвать главными героями рассказов   Тургенева? Ученица: ­ Главными героями в рассказах Тургенева являются  крестьяне. Ученик:   ­ Назовите рассказы, которые вошли в сборник «Записки  охотника». Ученица: ­ В сборник вошли рассказы «Бирюк», «Бежин луг», «Хорь и  Калиныч», «Певцы»   и другие. Ученик:   ­ О чём Тургенев повествует в рассказе «Ермолай и  мельничиха»? Ученица: ­ В рассказе говорится о любви Ермолая и Арины и о  жестокости барыни­помещицы.     Следующим  упражнением  может стать  пересказ  учащимися  отдельных эпизодов из рассказов, которые они прочитали самостоятельно заранее.    Таким образом, аудиовизуальные средства обучения, воссоздающиеся   с помощью   компьютера,   открывают   новые     возможности   для   применения различных приёмов, активизируют творческую и познавательную деятельность учащихся. К таким приёмам относятся слуховое восприятие, оценка качества произношения, выявление ошибок, активная тренировка произношения слов. Они формируют у учащихся  фонематический слух.     Важная   особенность   такого   обучения   состоит   и   в   том,   что   данный фонетический материал предоставлен на лексических примерах из текста с учётом   коммуникативной   направленности   урока.   В   ходе   работы   учащиеся знакомятся   с   творчеством   классика   русской   литературы,   усваивают   новые слова и выражения, закрепляют навыки диалогической и монологической речи.    Практика показывает, что применение на уроках русского языка таких современных средств обучения имеет ряд положительных сторон: 1) в процесс урока вносится оживление; 2)   активизируются творческие и познавательные интересы   учащихся;   3)   в   учебный   процесс   вовлечены   органы   чувств   (слух, зрение)   и   внимание;     4)   формируется   активная   русская   речь;   5)   учебный процесс приобретает динамичность, экономится время.    Каждый учитель знает, как важно для развития навыков грамотной речи чаще   слушать   правильную   русскую   речь.   Однако   в   настоящее   время   у школьников такой возможности нет. Не секрет, что после распада Советского Союза в Таджикистане уменьшилось количество часов радио­ и телепередач на русском языке. Сократились часы, отводимые  на изучение русского языка в школах, колледжах и вузах. И, как следствие,   старшеклассники стали хуже говорить по­русски. Неосвоенными в широкой обучающей практике являются также   разнообразные   по   жанрам   образцы   речи   ­   сказки,   стихи,   песни   и декламация,   аудиоспектакли,   озвученные   известными   русскими   артистами. Они   могли бы   быть прекрасным вспомогательным средством при обучении русскому   языку.   Об   этом   говорят   и   многие   исследователи   (1;   5).   В формировании   орфоэпических   навыков   можно   эффективно   применять компакт­диски, учебные тренажёры, специальные компьютерные программы.      В связи  с этим возникает  необходимость обогатить учебный  процесс современными техническими средствами обучения, расширить педагогический арсенал учителя, создать фонотеки с дидактическим материалом, в которой нашли бы своё достойное место  записи сказок, стихотворений, сценок, песен, спектаклей. Использованная литература: 1. Азитова Г. Ш. В лингафонном кабинете // Русский язык и литература в таджикской школе. – 1991.­ № 2.­ С. 47­49. 2. Бабаева Р.Н., Бегматова Р.А., Махмудова М.О. Русский язык: Учебник  для 10   класса   школ   с   таджикским   языком   обучения   (экспериментальный).   ­ Душанбе: Шарки озод, 2006. – 224 с. 3. Бессонова Н.Н. Учебный текст как основа совершенствования русской речи // Русский язык в национальной школе. – 1988.­ № 9.­ С. 41­43. 4. Гусейнова   Т.В.   Методические   рекомендации   для   организации   обучения русскому языку в средней школе с таджикским языком обучения //Русский язык и литература в школах Таджикистана. – 2005. ­ № 4­6. – С. 12­16.       5. Фатуллаева   Л.   Ш.   Использование   компьютерных   технологий   в преподавании русского языка //Сборник материалов Дней русского языка в Республике Таджикистан: МГУ, Центр международного образования. – М,. 2007.­ С. 99­101.

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения

Дидактическая эффективность компьютерного обучения в процессе овладения  русской орфоэпией учащимися с таджикским языком обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017