Конспект урока русского языка "Сложносочиненные предложения" 10 класс
Оценка 5

Конспект урока русского языка "Сложносочиненные предложения" 10 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
08.01.2017
Конспект урока русского языка "Сложносочиненные предложения" 10 класс
Самостоятельная работа к уроку "Сложносочиненные предложения"
Конспект.doc

 

Конспект  урока русского языка

«Сложносочиненные предложения»

Тип урока: комбинированный (повторение и закрепление)

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование: презентация «Сложносочинённые

предложения», тесты  по теме «Сложносочинённые

 предложения», карточки для индивидуальной

работы, карточки самооценки.

 

Сложносочиненные предложения.

I.                   Орг. момент. Целеполагание. Мотивация.

 

 

С благоговеньем прикасайся 

К тому, чем ты вооружён, 
Твори светло и упивайся 
Безбрежным русским языком 
Воздушно лёгок, сочен, вкусен, 
Суров и нежен, многолик, 
Во всех мелодиях искусен 
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий, 
И междометный вздох, и клич.  
Гордись, что понимаешь русский, 
Старайся глубину постичь
             Сергей Скачко

Вместе с обучающимися намечаем  цель и определяем задачи урока

 

Цель: (слайд)
повторить и закрепить знания обучающихся по теме.

Задачи:

  1. повторить и закрепить умение учащихся определять структуру сложносочиненного предложения и его частей, 
  2. закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания,
  3. помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
  4. активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  5. развивать мыслительную деятельность учащихся;
  6. воспитывать любовь к языку;
  7. проверить знания учащихся по теме урока.

Мотивация: значение темы в системе уроков, объяснение критериев оценки на уроке (карточка самоконтроля).

II.                Повторение материала.

Блиц-опрос: кто быстрее и точнее? (слайд)

1.Что такое грамматическая основа?

2. Всегда ли грамматическая основа состоит из двух главных членов?

3. Какие предложения называются простыми?

4. Какие предложения называются сложными?

5. На какие группы делятся сложные предложения?

6. Назовите два отличия сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.

7. В чем особенность бессоюзных предложений?

8. На какие группы делятся сочинительные союзы?

9. К какой группе относится союз ЖЕ?

10. К какой группе относится союз НЕ ТОЛЬКО…, НО И?

III.             Переход к основной части урока.

Слово учителя.

На нашем уроке мы постараемся достигнуть цели нашего урока с помощью произведений известных писателей, поэтов и художников. На материале литературы и живописи увидим, как разнообразны конструкции сложносочиненных предложений, попробуем сами их строить. И первым, к кому мы обратимся, – это Сергей Александрович Есенин.(слайд)

 

IV.             Повторение и закрепление материал.

1.      Слово о Есенине.   Сообщение ученика. (слайд)

Выросший на Рязанской земле и с детства тесно общаясь с природой, Есенин очень тонко чувствовал ее красоту. Она была для него живым организмом, который рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

     Есенин был подлинным гуманистом, стремился воспевать лучшее в человеке, возвысить его в звании «Человек»

      Графическая работа. Нарисовать схемы предложений, определить средства связи простых предложений. Один ученик – грам. основы. Один – орфография. (слайд)

1)       Отг…ворила роща золотая
Березовым веселым языком
И журавли печально прол…тая
Уж (не) жалеют больше  ни (о) чем.

2)      …Я пришёл на эту землю
Чтоб ск…рей ее покинуть.

3)      Пот…нула деревня в ухабинах
Засл...нили избенки леса.

Слабые – с учителем: повторение по памяткам сведений о  сложных предложениях, особенностях ССП.

1) Простые и сложные предложения

Простые предложения – это предложения с одной грамматической основой (подлежащее +сказуемое). Например: Ранняя осень входит хозяйкой в леса.

Сложные предложения – это предложения с несколькими грамматическими основами (две, три и больше), то есть сложное предложение состоит из нескольких простых. Например: (1) Когда ранняя осень входит хозяйкой в леса, (2) птицы начинают готовиться к отлету в теплые края.

Сложные предложения делятся на три группы.

Сложносочиненные предложения: части соединены с помощью сочинительных союзов. Например: Солнышко выходит из-за туч, и сразу все вокруг оживает.

Сложноподчиненные предложения: части соединены с помощью подчинительных союзов.

Например: Вокруг все оживает, когда из-за туч появляется солнце.

Бессоюзные сложные предложения: части соединены интонацией, в таком предложении нет союзов. Например: Солнышко выходит из-за туч -  сразу все вокруг оживает.

 


2) Союзы.

Сочинительные:

1.Соединительные. Простые: и, да (=и), тоже (=и), также (=и).

Двойные: не только…но и, как… так и. Повторяющиеся: ни-ни.

2. Разделительные. Простые: или, либо. Повторяющиеся: то – то, не то – не то.

3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато, же

 

 

 

 

2.Слово о Николае Рубцове. Сообщение обучающегося. (слайд)

Стихи пытался писать еще в детстве.  Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений.  "Коротко о себе".

На примерах из произведений Рубцова проверим умение различать сочинительные и подчинительные союзы.

Союзы сочинительные и подчинительные.(слайд) Выписать союзы, определить: сочинит или подчинит. Один  – грам основы. Определить смысловые отношения в ССП.

1.Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли.

2. Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто.

3.Гость молчит, и я ни слова.

4. Я сильный был, но ветер был сильнее.

5.Я люблю, когда листья падают с берез.

6. В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды.

7. Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным все в один момент.

8. Зима глухая бродит по дорогам, а вьюга злая жалобно скулит.

Слабые – только с сочинительными союзами, определяют их группу, смысловые отношения.

3. Валентин Распутин, юбилей которого мы недавно отметили. Сообщение обучающегося. (слайд)

Удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.

На эпизоде  из рассказа «Уроки французского»  проверим умение различать группы сочинительных  союзов.

Группы сочинительных союзов.(каких нет?) Диктант. (слайд)

Учился я хорошо, с французским же у меня на ладилось из-за произношения.2. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение.3.Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.4.Постепенно я стал довольно способно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками. 5.Уже можно было прекратить занятия на дому, однако я не решался сказать об этом Лидии Михайловне.

 (слайд для проверки)

 

4. Антон Павлович Чехов.  Сообщение обучающегося. (слайд)

       Довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. «Без героя» — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: «без героизма». И как характерно, что  даже объем рассказов у Чехова — маленький. Какая противоположность многотомным романам Достоевского, Гончарова; какая противоположность вечно героическому, рвущемуся в небеса Лермонтову...

                                                                                                                     В. Розанов 

Работаем с предложениями из рассказов А.П.Чехова.

Вставить подходящие по смыслу сочинительные союзы (и, а, но, то-то, однако) (слайд). Определить, простое или ССП, смысловые отношения в ССП.

1.Анна Сергеевна не плакала … была грустна.(но, однако)

2.Подошел какой-то человек, посмотрел на них … ушел. (и)

3.В комнате было душно … на улице вихрем носило пыль. (однако)

4. Алехин простился и ушел … гости остались наверху. (а)

5. Солнце светит по-весеннему … в доме пасмурно. (но)

6. … ветер подует и тронет верхушки  … лягушки зашелестят в прошлогодней листве … за стеной часы пробьют четверть. (то-то)

7. Дождя нет … земля суха как перец. (и)

Сильные – упр 437  (Н.Г.Гольцова) 

5. Иван Айвазовский.  Сообщение обучающегося (слайд)

Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна.

Перед вами  один из шедевров великого художника. Поэтесса Анна Веселова написала небольшое стихотворение «Впечатление от Айвазовского» (слайд) по мотивам этой картины.

Изучение сложносочиненного предложения для нас очень важно, т.к. в материалах ЕГЭ есть задание, связанное с умением различать простое и сложносоч. пр-ия. Умеем ли мы их различать? Выполним следующее задание

Найдите сложносочиненные предложения, укажите их номера, объясните постановку или отсутствие запятой(слайд).

Объясните правописание слов.

1. Легли на холст (не)брежные мазки,
И побежала (в)даль волна морская.
2. И след простыл печали и тоски.
3. Душа вспорхнула, волны догоняя.
4. Вода меняет цвет. 5. Она горит,
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
6. Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.

Следующее задание – резервное,  при наличии времени выполняет сильная группа.

Выписать из предложений только  сложносочиненные. (слайд)

1.Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)

2. Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)

3.Первая охотничья неудача рассердила меня но не истребила страсти. (И.Тургенев)

4. К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь. (особенности постановки запятой в этом предложении)

5.Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.

6.Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

V.                Работа над умением конструировать и употреблять в устной и письменной речи ССП.

1. Переход к следующей части урока:

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько

поправить.
                                 А.Сумароков

2. Конструирование предложений: простые предложения превратить в сложносочиненные. (вместе). (слайд)

1.Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. 

(Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)

2.Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. 

(Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые.)

3.Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. 

(То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот

3. Самостоятельная работа. (слайд)

  1. Поднялось солнце и высушило росу на траве.
  2. Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, траву и деревья.
  3. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
  4. В приморский порт пришли женщины и подрезали разросшиеся кусты.
  5. Девочка подошла к ребенку и ласково улыбнулась ему.

 

4. Работа с картиной Исаака Левитана. (слайд) Один из крупнейших художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русского «пейзажа настроения», Всего Левитан написал около 1000 картин  и этюдов, лучшие из них находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

 Составьте 3-4 предложения (простых и сл/соч) по картине И.Левитана «Весна»

(слайд)

А вот как описывает весну С.Ромашина:

Настало время таянья снегов, 
И вновь звучит мелодия капелей. 
Размыта высь плывущих облаков 
Под синевой весенней акварели. 
Журчит ручьями талая вода, 
Раскрыло солнце тёплые ресницы. 
Ворвался птичий гомон в города, 
И салютуют заревом зарницы. 

                                         Какие предложения использовала она?

 

VI.             Итоги.

VII.          Самостоятельная работа.

VIII.       Рефлексия, дом. зад.  выписать из текстов художественной литературы 10 сложных и простых предложений  с различными видами сочинительных союзов или написать сочинение (15-20 предложений).

 

 


Конспект урока русского языка «Сложносочиненные предложения»

Конспект урока русского языка «Сложносочиненные предложения»

К какой группе относится союз НЕ

К какой группе относится союз НЕ

Слово о Николае Рубцове . Сообщение обучающегося

Слово о Николае Рубцове . Сообщение обучающегося

В комнате было душно … на улице вихрем носило пыль

В комнате было душно … на улице вихрем носило пыль

Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые

Шли проливные дожди, и болота стали непроходимые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017