Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран
Оценка 5

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
10 кл
30.05.2018
Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казах-стан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы обра-зования к новой социально-экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конку-рентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в до-стижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частно-сти, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным от-дачам для экономики и общества.
Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран.doc
"Система   образования   Республики   Казахстан   в   сравнении   с   образованием   ряда зарубежных стран" Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан ­ 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально­экономической среде. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 50­ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества. Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост: обзор международных исследований в макро­ и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом отмечается большая отдача   при   инвестициях   на   более   раннем   этапе   обучения;   исследования   подтверждают   важное значение инвестиций в развитие образования. Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала ­ общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего   спектра   образовательных   услуг.   Казахстану   необходима   кардинальная   модернизация образования:   значительное   и   устойчивое   увеличение   инвестиций   в   образование,   улучшение   его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально­ культурное процветание страны. Так что же такое – система образования? Каковы её основные принципы? Система   образования   –   это   совокупность   образовательно­   воспитательных   учреждений, функционирующих   в   государстве,   связь   между   ними   и   общие   принципы,   на   основе   которых   эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование,   внешкольное   обучение   и   воспитание,   средне   специальное   образование,   высшее, подготовку научных и научно­ педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку. На развитие системы образования оказывают влияние следующие факторы:    двойственный характер за счет политики и интересов сословий (зажиточных или малоимущих; исторический опыт и национальные особенности в области народного образования; уровень   развития   общественного   производства   и   совершенствование   его   научно­технических основ; педагогический фактор (детские сады открывались для освобождения матерей для общественного труда, а позднее – для раннего воспитания и обучения детей, подготовки их к школе).  Основные принципы государственной политики (на примере США):  Общество   заинтересовано   в   высоком   уровне   образования.   Декларируется   общедоступность обучения, осуществляется всеобщее обязательное среднее образование  Сохраняется тенденция платности в частных школах и отдельных вузах. В США годовая оплата в школах составляет 7­8 тысяч долларов,  в детских  садах 40­500 долларов  в месяц, в элитных университетах 17­20 тысяч долларов в год.   Сеть государственных средних общеобразовательных и специальных школ расширяется. В США государственными являются 90% школ.  Возрастает   финансирование   системы   образования   за   счет   средств   госбюджета.   Привлекаются средства из различных источников.  Обязательные   учебные   предметы   в   основном   родной   язык   и   математика.   До   300   учебных предметов по выбору следующей тематики: продукты питания, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера,  Расширяется   сеть   разнотипных   школ   и   их   структурное   разнообразие.   В   США   48% профессиональных школ учат коммерции, делопроизводству, сельскохозяйственным навыкам, в области сервиса и т.д.  Расширяется система подготовки специалистов. Рассмотрим   теперь   особенности   системы   образования   в   разных   странах   и   отметим   как положительные, на наш взгляд, так и отрицательные стороны с точки зрения системы образования нашей, то есть Казахстанской.  Испания Система школьного образования в Испании состоит из обязательного (начальная и средняя школа)   и   дополнительного   образования,   по   выбору   (детсад   и   бачильерато,   или   старшие   классы). Колледжи делятся на государственные, где обязательное образование бесплатно, школы с частичной оплатой,   где   родители   несут   на   себе   часть   расходов   по   обучению,   и   частные,   платные,   которые зачастую   предлагают   полный   образовательный   цикл,   начиная   с   детсада   или   яслей,   и   заканчивая бачильерато. Частные колледжи в свою очередь делятся на национальные и международные.   Рассмотрим каждую ступень образования подробнее.  Дошкольное образование.  Эта начальная ступень является необязательной и делится на 2 части: ясли и детский сад. Ясли дети посещают от 0 до 3 лет. Детсад — с 3 до 6 лет. Несмотря на необязательность данной ступени, в настоящее время  почти 100% родителей  водят своих  детей  в детсад,  поскольку раннее  развитие позволяет   подготовить   детей   к   колледжу,   а   также   помогает   им   лучше   социализироваться.   По возможности родители стараются отдать ребенка в детсад при колледже, в котором в дальнейшем планируют обучать ребенка. Начальная школа.  С этого уровня начинается обязательное образование. В государственных школах оно является бесплатным. Начальная школа включает в себя три цикла по два года каждый, то есть это 6 классов с 6 до 12 лет. По закону максимальное число учеников в классе — 25 человек. В частных колледжах оно может быть меньше, что положительно отражается на качестве обучения. В государственных колледжах изучение иностранного языка начинается с 8 лет, в некоторых частных — с детского сада, что позволяет на дальнейших этапах обучения добавлять второй и третий иностранные языки. Если колледж   находится   в   автономной   области   Испании,   где   помимо   испанского   языка   есть   второй (каталонский,   валенсийский,   галисийский,   баскский),   то   его   изучают   с   первого   класса   наряду   с испанским, поскольку он является вторым официальным языком данной области.  Обязательное среднее образование (ESO).  Данная ступень предполагает 4 года обучения с 12 до 16 лет и дает базовое образование в сфере естественных и гуманитарных наук и технологий, культуры и искусства, иностранных языков, а также   физподготовки.   По   окончании   средней   школы   учащиеся   получают   аттестат   о   среднем образовании,   и   дальше   выбирают,   продолжать   ли   им   обучение   в   старших   классах   колледжа (Бачильерато),   которые   являются   подготовкой   к   вузу   и   не   входят   в   систему   обязательного образования, или получать специальность в среднем специальном учебном заведении. Старшие классы (Бачильерато) Бачильерато  — это последний  этап Среднего образования. Он  является необязательным и предполагает подготовку к вузу в течение двух лет, в основном с 16 до 18 лет, по трем направлениям: искусство, естественные науки и технологии, гуманитарные и социальные науки. Для поступления в Бачильерато   необходим   аттестат   о   среднем   образовании   или   диплом   о   среднем   специальном образовании.   Студент   выбирает   одно   из   названных   направлений,   чтобы   максимально   хорошо подготовиться к поступлению в вуз на специальность, соответствующую направлению. В процессе обучения студенты приобретают навыки самостоятельной работы и поиска информации, совместной работы в группе, а также основы исследовательской деятельности, что в будущем помогает обучению в вузе.  Расписание уроков в Испании В каждой школе может действовать собственное расписание уроков, но чаще всего занятия проводятся с 9 до 16.00. В 12.00 может делаться перерыв на обед. Иногда школы отказываются от обеденного перерыва, и тогда уроки длятся до 14.00. Как и в Казахстане, школы в Испании обычно ставят уроки длительностью не более 45 минут.  Многие школы в Испании имеют собственный транспорт, который привозит и увозит детей из дальних   районов.   Некоторые   школы   открываются   раньше   (например,   в   8.00)   или   имеют   группу продленного дня или внешкольные занятия, которые могут длиться до 17­18 ч. Группы продленного дня, так же, как и в Казахстане, создаются для того, чтобы работающие родители имели возможность не беспокоиться за ребенка после учебы. В школах Испании детям не позволяется без причины пропускать занятия, если только дети не записаны к врачу, в этом случае необходимо заранее предупредить учителя о том, что ребенок не сможет прийти на занятия.  Школьные каникулы в Испании Учебный   год   в   Испании   длится   с   середины   сентября   по   середину   июня   с   перерывом   на новогодние, пасхальные и летние каникулы. Учебный год состоит из 3х триместров длительностью примерно 11 недель.  Длительность   триместров   постоянна   для   всей   территории   Испании,   однако   в   некоторых автономных   провинциях   длительность   триместра   может   быть   изменена   с   учетом   региональных праздников  и важных  событий  регионального  масштаба. В Малаге  добавляется  неделя  каникул  в середине весеннего триместра (в феврале), эти каникулы называются «пустой неделей» semana blanca. В старших классах в школах в Испании ученикам иногда добавляют 2 дополнительных недели летних каникул,  которые отводятся  на организованную поездку всем классом. Для того чтобы родители заранее могли спланировать совместные поездки и отпуска, даты каникул в школах Испании обычно публикуются заблаговременно. Некоторые особенности самоуправления В каждой школе Испании есть школьный совет, в этот орган самоуправления, кроме директора, секретаря, представителя  от мэрии и преподавателей,  входят ученики старше 12 лет и родители (родители и ученики выбираются школой).  В Испании  директор  школы  не назначается,  а выбирается  учителями  совместно  с группой "родители­ ученики".  Коммерческое использование учебных учреждений в Испании не практикуется, как в других странах, сдача в аренду помещений запрещена в принципе в отношении госсобственности. Учебным заведениям Испании, даже частным, запрещена любая коммерческая деятельность. Финляндия Общее образование в Финляндии обязательно и предоставляется бесплатно. Это относится не только   к   финским   детям,   но   и   также   к   детям   иностранных   граждан.   Обязательное   школьное образование занимает 9 лет и начинается после достижения детьми возраста 7 лет. Страна гордится своей 100% грамотностью населения.  Структура школьного образования Этапы школьного образования в Финляндии:  Младшая общеобразовательная школа — с 1 по 6 класс Старшая общеобразовательная школа — с 7 по 9 класс Средняя школа (гимназия) — 3 года   В   младших   классах   преподавание   всех   предметов   входит   в   обязанности   одного   учителя, причем в одном и том же кабинете, в то время как в старших классах учеников обучают различные учителя. Зачастую младшая и старшая общеобразовательные школы — это два совершенно разных здания.    Кроме государственных школ, функционируют и частные. Интересным фактом является то, что им запрещено взимать плату за обучение. Для основания частной школы в Финляндии требуется решение   Государственного   совета.   Частные   школы,   как   и   государственные,   финансируются правительством в равном объеме, но за это от них требуется предоставление того же пакета услуг: питания, медицинского обслуживания, бесплатных учебных материалов и школьного транспорта.    После   общеобразовательной   школы   учащиеся   имеют   возможность   продолжить   трехлетнее образование в гимназии, дающей законченное среднее общее образование.  Особенности системы образования Принципы Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают.  Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.  Школьные обеды – бесплатные.  Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.  В стране нет школьных инспекторов. Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.  Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками, в общем коллективе.  Учителя,   согласно   принятым   нормам,   не   вправе   исключить   или   направить   подопечного   в другую школу.  Финны  не применяют   селекцию  детей   в девятилетней  школе.  Здесь  с  начала  1990­х  годов решительно   отказались   от   традиции   сортировать   учеников   на   группы   (классы,   потоки,   учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.  Учебный процесс Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.  Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.  Выпускные экзамены из школы необязательны. Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.  Замечательная   архитектура   зданий,   внешний   и   внутренний   вид.   Мебель   беззвучна:   ножки стульев,  тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками  из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».  Форма одежды свободная.  Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.  Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский  день. Родители  заранее получают приглашения,  в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».  В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете   в   социальной   службе.   Ее   представитель   (а   не   воспитатель   или   классный   руководитель) ежемесячно   навещает   подопечных   дома   и   проводит   своеобразный   мониторинг   семей   ­   заносит   в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.  Учитель Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".  Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.  Среди   120   000   школьных   преподавателей   страны   нет   ни   одного,   который   не   обладал   бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.  В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году   учителя   по   конкурсу   принимаются   на   работу   и   работают   по   контракту.   На   одно   место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым. В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.  Кроме   проведения   уроков,   два   часа   в   день   у   учителей   уходит   на   консультации   учеников, встречи   с  родителями,  подготовку  к  завтрашним  занятиям,  общие  с  детьми  творческие   проекты, педсоветы.  Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно, занимаясь самообразованием.  Принципы обучения в школе На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.  "Больше   полезных   знаний!"   Финские   дети   со   школьной   скамьи   реально   представляют, например,   что   такое   налоги,   банки,   справки.   В   школах   учат   тому,   что   если   человек   получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.  Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9­го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.  В каждой финской школе на специальной ставке есть педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами ­ добровольно.  В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.  Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».  Один   раз   в   месяц   куратор   рассылает   родителям   листок   фиолетового   цвета,   в   котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.  Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два­три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.  Принципы воспитания в школе Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.  Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с учениками. И точно так же, как и любой рядовой ученик, директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.  Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.  Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики. Австралия Особенности обучения в Австралии:  система образования Австралии соответствует английской, а потому ее школы и университеты высоко котируются во всем мире     год учебы в Австралии обходится как минимум на 15­20% дешевле, чем в школах Англии или Америки высокий уровень жизни  практически полное отсутствие преступности (по рейтингу безопасности РБК Австралия признана 2­й по уровню безопасности страной в мире после Швейцарии) благополучная экологическая обстановка  благоприятн ый климат Австралия в последние десятилетия вошла в число лидеров международного образовательного рынка.   Обучение   на   "зеленом   континенте"   имеет   много   плюсов:   английский   в   качестве государственного   языка,   высокий   уровень   жизни,   возможность   круглый   год   наслаждаться   всеми прелестями теплого климата. Поэтому в эту страну ежегодно приезжает более 160 тыс. студентов из­ за рубежа.  Система образования Австралии отличается жестким государственным регулированием. Все учебные   заведения,   которые   хотят   принимать   иностранных   студентов,   должны   иметь государственную аккредитацию ­ так называемый Cricos Code. Школьное образование в Австралии Образование в Австралии входит в зону ответственности штатов и территорий. Федеральное правительство   обеспечивает   финансирование   и   общее   руководство,   но   не   участвует   в   создании учебных планов. Система школьного обучения имеет три уровня: начальное образование (1­6/7 классы) среднее образование (6/7­10 классы) высшее среднее образование (11­12 классы) Все школы Австралии можно разделить на государственные, независимые и частные, причём 70%   учеников   посещают   государственные.   Обучение   в   государственных   школах   бесплатное   для граждан   и   постоянных   резидентов.   Среди   частных   школ   встречаются   принадлежащие   церкви (католические, лютеранские и др.). Существуют школы­пансионы, принимающие детей из­за рубежа, причём   для   поступление   в   лучшие   из   них   необходимо   выдержать   экзамены.   Встречаются   школы раздельного обучения мальчиков и девочек. Некоторое распространение имеют и специализированные школы   (selective   school),   зачисление   в   них   производится   на   основе   вступительных   испытаний. Некоторые   школы   организуют   на   своей   базе   классы,   обучающиеся   по   программе   повышенной сложности.  Возраст поступления в школу несколько варьирует в разных штатах и территориях Австралии. Как правило дети приходят в школу в 5 лет, но не младше 4,5. Одарённым детям может быть сделано исключение.   Кроме   того,   одаренные   ученики   могут   "перепрыгнуть"   предмет   или   год.   Обучение рассчитано на 12 классов, и большинство учащихся покидают школьные стены в возрасте 17 лет. Подавляющее большинство учебных заведений имеют специфическую школьную форму. Школьное образование построено по типу английского, считающегося одним из лучших в мире. Помимо   академических   предметов   (английский   язык,   математика,   история,   география,   биология, химия, физика, иностранные языки), предполагается изучение искусств (рисование, музыка, театр) и ремёсел   (кулинария,   швейное,   столярное     дело   и   т.п.).   Большое   внимание   уделяется   физической культуре   и   спорту.   Предметы   общественного   цикла   (история,   обществознание,   география)   в начальной и средней школе часто объединены в предмет SOSE (Studies of society and environment). Естественнонаучные предметы (биология, физика, химия) объединяют в "науку" (Science). Основная масса предметов обязательна. Среди дополнительных предметов допустим индивидуальный выбор. В старших классах углублённо изучаются несколько предметов, предпочтительных для последующего высшего или средне­специального образования (экономика, информатика, физика и т.п.). Студенты 11­12   классов   также   могут   рассчитывать   на   доступ   к   программе   ученичества   и   стажировок, обеспечивающей получение признанной профессии и выходу на частично оплачиваемую работу.  Промежуточная оценка успеваемости проводится с помощью письменных тестов, сочинений и устных докладов, по результатам которых выводится средний балл. По окончании каждого периода обучения сдаются экзамены. В итоговом рейтинге, выраженном в баллах от 1 до 100, учитываются как результаты экзаменов, так и средний балл за время обучения. Некоторые высшие учебные заведения ежегодно   объявляют   минимальное   значение   рейтинга,   необходимое   для   поступления   на   их факультеты.   Родители   могут   ознакомиться   с   оценкой   учебной   деятельности   их   ребёнка   как   через получение   письменных   отчётов   по   почте   (дважды   в   год),   так   и   на   индивидуальных   встречах   с учителем.   Общая   информация   о   школе,   проценте   успешно   окончивших   её   учеников,   программах обучения и дополнительных мероприятиях публикуется на школьных сайтах. Окончившие школу студенты получают Senior Secondary Certificates of Education  (SSCE)  и Certificate I­IV в соответствии с полученной специальностью. Учебный год продолжается обычно с конца января до середины декабря и разделён на два семестра или четыре терма. Обучение прерывается на Пасхальные (2 недели в апреле), зимние (2 недели в июле) весенние (2 недели в сентябре) и летние (декабрь­январь) каникулы. Учащимся 5­7 классов,   нуждающимся   в   дополнительном   обучении,   предлагается   летняя   школа.   Широкое распространение   получили   школьные   лагеря   и   другие   выездные   мероприятия,   целью   которых является расширение опыта студентов. С 1  по 7  класс  ученики  обычно работают  с  одним­двумя  учителями  в  своей  постоянной группе. Специальные преподаватели привлекаются для проведения таких дисциплин, как музыка и спорт.  Ученики 8­10 классов получают возможность частично выбрать специализацию, что разделяет учеников на группы в соответствии с предметами и расширяет круг преподавателей­специалистов.  В 11­12 классах разделение происходит не только по предметам, но и по уровню сложности обучения.   Это   помогает   ученикам   найти   собственный,   уникальный   путь   развития   и   повышает результативность образования.   Департаменты   образования,   принимая   во   внимание   необходимость   для   учеников   иметь сбалансированный   образ   жизни,   оставляют   достаточное   количество   времени   для   семьи,   отдыха, культурной   деятельности.   В   подготовительных   классах   домашние   задания,   как   правило,   не предполагаются. В 1, 2 и 3 классах самостоятельная работа вне школы может быть, но, обычно, не более одного часа в неделю. В 4 и 5, обычно, не более двух­трех часов в неделю. В 6­7 не более 3­4 часов   в   неделю,   а   в   8­9   не   более   4­5.   В   старших   классах   объём   домашней   работы   зависит   от индивидуального плана обучения. Также   внимание   уделяется   правильному   питанию,   основам   здорового   образа   жизни, увеличению физической активности и религиозному воспитанию (по выбору родителей). В целом, австралийские школы активно используют в своей работе информационные технологии, что позволяет избежать   бумажной   работы   и   оптимизировать   процессы   обучения.   Организация   школьного пространства приближает учащихся к здоровому образу жизни, позволяет много времени проводить на   свежем   воздухе,   избегая   при   этом   вредоносного   воздействия   ультрафиолетовых   лучей,   что немаловажно при особенностях австралийского климата. Что   касается   системы   образования   в   Казахстане,   то   здесь,   на   мой   взгляд,   ещё   много недоработок и несостыковок. Выражается это в o различного   рода   многочисленных   экспериментах   с   ВОУД   и   ЕНТ,   которые   кроме   как головной боли учителям, ученикам и их родителям ничего не даёт, несмотря на уверения, что именно этот вид контроля и проверки знаний является чуть ли не самым честным и справедливым в мире  в введении E­learning, системы электронного обучения, к которому на 90% наши школы ещё ни морально, ни материально не готовы  создании многочисленных подструктур (комитет по контролю и тд), которые «прессуют школы многочисленными проверками», не дающими учителям сосредоточиться на учебном процессе  смене   Министров   образования,   которые   каждый   раз   предлагают   нововведения,   в   итоге приводящих к очередному тупику и массе новых школьных проблем   низком качестве отечественных учебников, перепичканных лишней терминологией, громоздких и абсолютно непригодных к употреблению при самостоятельном изучении программного материала учащимися   принятие нового Государственного стандарта, где распределение часов по предметам значительно расходится с истинными требованиями современной школы (на уроки физической культуры в 11­х классах выделяется три часа и лишь один час ­ на–изучение русского языка. При этом именно русский язык включён в обязательный перечень предметов, сдаваемых на Едином национальном тестировании!) На мой взгляд, сейчас необходимо заново пересмотреть многие стороны системы образования в Казахстане. Конечно, анализируя особенности образования в той же Австралии или Испании, отмечая несомненные   положительные   их   стороны,   нельзя   в   то   же   время   всё   голо   переносить   на   наше образование и внедрять целиком всю систему образования этих стран.   Во­первых, нужно учитывать, конечно же, экономические возможности населения.   Во­вторых, обязательно необходимо учитывать казахский менталитет, с уважением относиться к историческому   наследию   нашего   народа,   не   оставлять   в   стороне   национальный   колорит, свойственный казахам.  В­третьих, необходимо учитывать психологические аспекты подготовки как детей, так и самого населения в городах и сельской местности. Если у учащихся в городе имеется масса возможностей посещать различного рода курсы, семинары  и тд., то жителям сельской местности порой ещё необходимо объяснять азы компьютерной грамотности, а не отчитываться перед Министерством образования о 100% готовности всех жителей республики к переходу на электронное образование.  В­четвёртых, необходимо на деле повернуться к учителю лицом. Да, в Астане обещают 100% повышение   заработной   платы   отдельным   категориям   учителям.   Это   прекрасно,   но…   данный учитель,   по   заверению   того   же   Министерства,   должен   доказывать   свой   профессионализм ежегодно. Это психологически не подтолкнёт учителя к освоению новых технологий, а напротив, заставит   его   переключиться   на   подготовку   лишних   документов,   подтверждающих   его квалификацию, что на практике давно доказано и проверено. Конечно, в любой системе образования любого государства есть общие черты, присущие всем странам и народам. Это, например,   возрастные особенности детей (нельзя же учить в школе до 30 лет)  классно­урочная система (45 минут, больше дети просто не выдержат)  эстетическая   направленность   обучения   (воспитывать   лучшие   человеческие   качества, необходимые в дальнейшей жизненной практике)  единая цепочка: среднее образование­высшее образование­трудоустройство и тд. Но придерживаясь единых принципов, необходимо адаптировать их к местным условиям. Так, например, считаю, что можно перенести в Казахстан некоторые особенности испанского образования, в частности, когда по окончании средней школы учащиеся получают аттестат о среднем образовании, и дальше выбирают, продолжать ли им обучение в старших классах, которые являются подготовкой к вузу   и   не   входят   в   систему   обязательного   образования,   или   получать   специальность   в   среднем специальном учебном заведении. Не плохо  было  бы, как в той  же Испании,  многим школам  иметь собственный  транспорт, который привозил и увозил бы детей из дальних районов (особенно в сельской местности). Кроме   того,   в   старших   классах,   как   в   школах   в   Испании   ученикам   иногда   добавляют   2 дополнительных   недели   летних   каникул,   которые   отводятся   на   организованную   поездку   всем классом. Для того чтобы родители заранее могли спланировать совместные поездки и отпуска, даты каникул в школах Испании обычно публикуются заблаговременно. Ну   и,   наверно,   мечта   школьных   учителей   –   перенять   ещё   одну   испанскую   особенность   ­ директор школы не назначается, а выбирается учителями совместно с группой "родители­ ученики".  Думаю,   большим   стимулом   для   казахстанских   учащихся   будет   введение   некоторых особенностей австралийского образования. Например, одаренные учащиеся там могут "перепрыгнуть" предмет или год. В наших школах такое практикуется чрезвычайно редко. А разве нельзя в старших классах применить метод австралийцев, когда в старших классах углублённо   изучаются   несколько   предметов,   предпочтительных   для   последующего   высшего   или средне­специального   образования   (экономика,   информатика,   физика   и   т.п.).   А   учащиеся   11­12 классов   могут   рассчитывать   на   доступ   к   программе   ученичества   и   стажировок,   обеспечивающей получение признанной профессии и выходу на частично оплачиваемую работу. Думаю, настала пора пересмотреть и систему оценки знаний, умений и навыков учащихся в казахстанских школах. Мы оцениваем знания детей по пятибалльной системе, которая давно уже неэффективна. Почему бы не перенять опыт австралийцев, где промежуточная оценка успеваемости проводится с помощью письменных тестов, сочинений и устных докладов, по результатам которых выводится средний балл. По окончании каждого периода обучения сдаются экзамены. В итоговом рейтинге, выраженном в баллах от 1 до 100, учитываются как результаты экзаменов, так и средний балл за время обучения. Некоторые высшие учебные заведения ежегодно объявляют минимальное значение рейтинга, необходимое для поступления на их факультеты. Не лишним будет, на мой взгляд, пересмотреть и физические нагрузки наших детей. Сейчас, в силу   специфики,   каждый   учитель   задаёт   на   дом   своим   ученикам   столько,   сколько   считает необходимым.   Несмотря   на   туманные   разнарядки   об   объёмах   домашнего   задания,   нигде законодательно не утверждённых, учащиеся (особенно первых классов) выполнят дома уроки по 3­4 часа (это подтверждают почти все опрошенные в этом году родители первоклассников). В Австралии же в подготовительных классах домашние задания, как правило, не предполагаются. В 1, 2 и 3 классах самостоятельная работа вне школы может быть, но, обычно, не более одного часа в неделю. В 4 и 5, обычно, не более двух­трех часов в неделю. В 6­7 не более 3­4 часов в неделю, а в 8­9 не более 4­5. В старших классах объём домашней работы зависит от индивидуального плана обучения. Кроме того, Департаменты   образования   австралийских   штатов,   принимая   во   внимание   необходимость   для студентов   иметь   сбалансированный   образ   жизни,   оставляют   достаточное   количество   времени   для семьи, отдыха, культурной деятельности.  Не   секрет,   что   учителям   в   Казахстане   приходится   не   только   обучать,   но   и   постоянно отчитываться  (причём, в письменном  виде)  о проделанной работе.  Иногда  время, истраченное на всевозможные отчёты, планы, списки и тд в несколько раз превышает объём времени, потраченный на сами   уроки.  В этом  плане  можно  перенять  опыт  финских  школ,  где  нет  школьных  инспекторов. Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму. Да и не плохо было бы платить нашим педагогам примерно столько же, сколько получает финский учитель – 2500 евро в месяц. Что касается непосредственно методики преподавания в целом или отдельных дисциплин, то я считаю, что школьная методика должна представлять единое целое, отвечающее целям и задачам образования. Это целое должно быть логически обоснованным, охватывающим все стороны учебно­ воспитательного   процесса,   отражающим   особенности   национального   развития   общества   и учитывающим потребности государства на определённой стадии развития. Поэтому, на моё взгляд, нельзя   переносить   целиком   методики   тех   же   Испании,   Финляндии   ил   Австралии.     Там   свои специфические особенности (о чём я уже говорила). Брать же отдельные моменты (пусть даже и самые эффективные) и голо переносить их на наше образование или внедрять элементы методик, вставляя их в учебный процесс, будет равносильно «цветастым заплатам» на белом одеяле. Нужна кропотливейшая   работа   по   разумному   соединению   лучших   мировых   методик   с   казахстанским образованием,   но   это   прерогатива   Министерства   образования.   Я   могу   лишь   предложить   (только теоретически) использовать некоторые элементы методики преподавания выше перечисленных стран в школах нашего государства.  Так,   например,   в   школах   Австралии   введена   целостная   система   компьютерного   обучения. Оснащённая   электронными   носителями,   школа   имеет   возможность   обучать   практически   без учебников. В каждом классе установлен головной компьютер, с которого передаётся информация учащимся. Обучение ведётся через презентации, научные фильмы, электронные таблицы и прочее. У нас же в школе таких кабинетов нет. Есть в отдельных кабинетах интерактивные доски, но они, во­ первых,   старого   поколения,   во­вторых,   ими   могут   пользоваться   только   те   учителя,   которые закреплены за данными кабинетами.  Следующее, в Финляндии, например, учителям дана полная свобода в составлении учебных программ.   Там  к  преподаванию  допускаются   лишь   высококвалифицированные   учителя.  У  нас  же методика   опирается   на   госстандарт,   разрабатываемый   Министерством.   И   сплошь   и   рядом   этот стандарт не соответствует уровню учащихся. Например, в 11­м классе по литературе предлагается изучение крупнейших писателей современности, а отводится на их изучение по часу. Да и включены в программу произведения, сложнейшие для понимания детей 15­летнего возраста. А в 9­м классе по русскому   языку   в   течение   всего   учебного   года   ученикам   приходится   изучать   только   сложные предложения, что также вызывает недоумение у преподавателей филологических наук. Кроме того, в обязательный перечень предметов, выносимых на ЕНТ первым включён именно русский язык, а на его изучение в 10­х и 11­х классах отводится только по часу. Здесь, я думаю, можно использовать методы испанских преподавателей, которые не ограничиваются только преподаванием в школе. Занятия в старших классах иногда проводятся в институтах, на базе специальных подготовительных курсов. Конечно, можно и у нас подготовить авторскую программу, что приветствуется. Однако, внедрить эту программу в практику (как показывает практика, извините за тавтологию) практически невозможно. Что ещё? Можно использовать методику выполнения домашних заданий по образцу финнов. Например, у нас средний пятиклассник каждый день тратит 120 минут на выполнение домашнего задания. Ученики в Финляндии редко получают домашнее задание пока им не исполнится 13­14 лет. До этого возраста вся программа изучается на занятиях. Как? Учитель большей частью объясняет материал не в кабинете школьного здания, а на конкретном объекте, как в той же Испании. Конечно, в Финляндии есть для этого технические возможности. Например, изучая, допустим, что­то связанное с пшеницей, учащиеся отправляются на ближайший хлебозавод, где воочию наблюдают весь процесс изготовления   хлебобулочных   изделий.   посещают многочисленные   конференции,   устраиваемые   редакциями   тех   или   иных   газет.   У   нас   подобные экскурсии   возможны,   но   требуют   разрешения   различных   органов   (начиная   от   Приказа   ГОО,   до санэпидем станции), да и могут быть совершены только в послеурочное время.    А   обсуждая   политические   процессы, Думаю,   реальнее   можно   внести   в   методику   преподавания   элементы   австралийского образования в части преподнесения новой информации. Там ученики­старшеклассники выступают в роли   консультантов.   Суть   –   учителя   младших   классов   проводят   занятия   не   одни,   а   вместе   со старшеклассниками, которые помогают учителю во всех составляющих урока – от приготовления раздаточного материала до ведения части уроков. Этим самым выпускники приобщаются к взрослой практической   жизни   –   развивают   навыки   выступления,   проверяют   свои   знания,   применяют   их   на практике, усваивают методы убеждения и влияния на публику. У нас же в основном уроки ведёт только  учитель.  Он может  использовать,  конечно, консультантов, помощников;  может чередовать различные формы ведения урока (групповые, парные и тд), но при этом только в рамках данного класса.  Подводя итог, хочу сказать, что система образования в нашей стране нуждается в разумной реорганизации. Необходимо соответствующим органам внести коррективы почти по всем вопросам учебно­воспитательного процесса, с учётом национальных особенностей, но с внедрением  лучших традиций мировой системы.

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран

Система образования Республики Казахстан в сравнении с образованием ряда зарубежных стран
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018