Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
06.09.2017
Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Инновационное обучение русскому языку и литературе помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности учеников, различные типы мышления и формирует качественные знания, навыки и умения. Учитель русского языка и литературы делится своим опытом работы по использованию ИКТ на уроках.
Инновационные образовательные технологии.doc
Инновационные образовательные технологии  на уроках русского языка  и литературы Отчёт по использованию инновационных технологий (ИКТ в преподавании русского языка и литературы) Учителя МБОУ «СШ №1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области Мисюревой Л.В. Инновационное обучение русскому языку  и литературе помогает преодолеть авторитарный  стиль преподавания, соответствует  концепции гуманизации образования, развивает  лингвистические и коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности учеников,  различные типы мышления и формирует качественные знания, навыки и умения. Дифференцированный подход к преподаванию; проблемное и развивающее обучение,  создание  на уроке ситуации успеха, проектное обучение, развитие критического мышления у учащихся –  вот технологии, лежащие в основе инновационного обучения.  Технология развития критического мышления ­ это единая система, способствующая  формированию навыков работы с информацией, критическому осмыслению полученных знаний.  Она включает в себя комплекс  разнообразных методов, направленных на то, чтобы  заинтересовать ученика, помочь ему в освоении  материала, а затем научить систематизировать  полученную информацию. Основная цель этой технологии – развить мыслительные навыки,  которые учащийся будет использовать не только в школе, но и в жизни.  Все знают силу печатного слова для граждан, которые приходят в государственные учреждения.  В рамках применения данной технологии можно использовать такое практическое задание.  Предложив  учащимся проанализировать содержание объявлений, инструкций и других  документов, выставленных для клиентов любого  учреждения, поставить под сомнение их смысл  и лингвистические качества. Изъяв все объявления, которые вывешены там (конечно, с согласия  администрации), и  разбив учащихся на группы, провести анализ орфографических,  пунктуационных, стилистических ошибок.  Так на уроке через чтение,  письмо и редактирование  можно привести учеников к выводу, что не всякий документ, вывешенный на обозрение граждан, является идеальным. Вызов, осмысление, рефлексия – вот три этапа, лежащие в основе урока, построенного по  технологии критического мышления. На первом этапе, ВЫЗОВЕ, главное для учителя, отталкиваясь от уже изученного ребятами  материала, ­ направить их на осмысление нового, активизировать умственные способности  учащихся. На втором этапе, ОСМЫСЛЕНИИ, задача учителя ­ оказать помощь ученику в овладении  новыми сведениями, научить его сравнивать их с ранее полученными знаниями. На третьем этапе идет РЕФЛЕКСИЯ, когда происходит целостное осмысление, обобщение той  информации, которую получил он на уроке, формируется собственное отношение ученика к  новому материалу. При использовании данной технологии в обучении русскому языку можно успешно применять  такие методы и приемы: групповую дискуссию; перепутанные логические цепочки;  ассоциативный ряд;  игру «словечко в свое местечко»; тестирование; кластеры; синквейн;  написание эссе; анализ текста; «мозговую атаку» и другие. ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, проигрыватель,  таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все  видео­ аудио­ файлы можно хранить в одном месте ­ в компьютере, при этом все материалы к  урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда. За 3 года кабинет русского языка и литературы  был укомплектован мультимедийными  средствами обучения:  Была собрана фильмотека из 58 фильмов. Они используются на видео­уроках. Изучена и  внедрена методика работы с фильмами и видеофрагментами.   Уроки русского языка получили мультимедийное сопровождение в виде CD­дисков ,  которые содержат интерактивные плакаты, таблицы, интерактивные тесты и анимации  для объяснения материала. Все эти диски были апробированы мною в работе во всех  параллелях, виды работы с ними прописаны в рабочих программах и в календарно­ тематическом планировании.  Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе также используются CD­диски,  которые содержат как теоретический, так и тестовый материал. За отчётный период мной было создано мультимедийное сопровождение к урокам литературы  для 5­11 классов, представляющее собой презентации и видеофрагменты. Презентации содержат  различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео­ и аудио­ фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера. Работа с презентацией  выстраивает работу на уроке как учителя, так и учащихся. Мною отработана и внедрена  методика работы с видеофрагментами. Использование видеофрагментов  пробуждает интерес к  урокам литературы, даёт возможность сравнить режиссёрскую интерпретацию  с авторским  текстом, помогает закрепить изученный материал.  Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде  презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный  фильм. При изучении поэзии Серебряного века использую документальные фильмы «Серебро и  чернь», провожу виртуальные экскурсии на родину писателей. Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта.  Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты  биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или  провести игру по фактам биографии. Создана большая копилка  виртуальных путешествий по литературным местам России. Это  виртуальные экскурсии в Тарханы, Мелехово, в музей станционного смотрителя, по пушкинским местам Москвы. Многие из них представляют собой не только слайд­шоу, но и видеофрагменты.  Помогают создавать мне их ученики. Так 2 года длится работа над проектом «Путешествие по  литературной карте России»,   авторами которого стали нынещние одиннадцатиклассники. Также с помощью презентации можно организовать контроль  усвоения материала, причём  преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся также могут создавать такие  тесты. Для подготовки к экзаменам по русскому языку я использую авторские презентации, которые  составлены по всем заданиям как ГИА, так и ЕГЭ. На занятиях элективного курса ребята  сначала изучают, повторяют и обобщают теоретический материал, затем коллективно работают с интерактивными тестами, а потом проходят контрольное тестирование. Такая работа очень экономит время. Так, например, до использования мультимедийных  презентаций на занятиях курса 25 заданий  мы изучали и закрепляли на 50 часах (по 2 часа на  каждое задание), а сейчас это можно делать за 1 час. Кроме того, это экономит средства  родителей. Теперь нам не приходится покупать пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ: весь  необходимый материал проецируется с помощью ИД. Тестовая часть презентаций вносит в  занятия элемент соревновательности, что разнообразит подчас скучноватые уроки русского  языка. Выложенные на личном сайте, эти презентации привлекли внимание как ребят, так и  практикующих учителей. Они облегчают подготовку к экзамену, содержат полный и в то же  время ёмкий теоретический материал, дают возможность его закрепить. Опрос учащихся показал, что использование ИД на уроке приветствуется  учащимися. Ребята  отвечали, что им нравится смотреть видеофрагменты, работать с интерактивными тестами,  материал представлен более наглядно, лучше запоминается.  В учебном процессе всё большее распространение получают практико­ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на  практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в ходе реализации которого  учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая  возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы,  алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки. Все эти УУД  предусмотрены ФГОС второго поколения.  Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания  учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию  таких работ. Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно  представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся  выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу,  представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного  процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде  документального фильма. Урок русского языка в 11 классе Тема: Редактирование сочинения­рассуждения по типу ЕГЭ.  (Учитывая, что данная технология наиболее эффективна  в дискуссиях, письменных работах и  активной работе с текстами, избираем такую тему урока). Цель: повторение теоретических аспектов написания сочинений подобного типа, анализ  предложенного сочинения с указанием и комментированием ошибок, обучение редактированию  текста, нахождению аргументов в СМИ и Интернете, отработка умения работать в группе,  проведение анализа своей деятельности и деятельности одноклассников.  Тип урока: урок усвоения новых знаний через редактирование текста. Технология: развитие критического мышления через редактирование ученического сочинения. Методы: репродуктивный; поисковый. Приёмы: групповая дискуссия, написание эссе; анализ текста; «мозговая атака», «Инсерт». Формы: работа в группах. Оборудование:  тексты Д. А. Волкогонова,  текст сочинения, который будет редактироваться на уроке, « Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом»,  компьютеры, имеющие выход в Интернет. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Знакомство с темой урока. 3. Постановка цели урока. Первый этап: «Вызов» Учитель: В течение года мы с вами учились писать сочинения по типу ЕГЭ, но не все еще  справляются с эти видом работы. Начертите на листе бумаги шкалу самооценки и оцените свое  умение писать часть С ЕГЭ. В конце урока вы также поставите себе оценку и сравните ее с  предыдущей. Стадия вызова:  «Оцените сочинение, которое есть у вас на столе, отталкиваясь от  «Критериев проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом», постарайтесь доказать, что  подобная работа наберет мало баллов.                                                   Текст для редактирования                                              Какие поступки мы считаем героическими?  Д.А. Волкогонов рассказывает в тексте о смелых американских парнях­парашютистах. Эта проблема нравственная, злободневная и актуальная, так как смелость нужна  была человеку во все времена. Не знаю почему, но Волкогонову не нравится поступок американцев. Он осуждает  парней за безрассудство. Я не разделяю точки зрения Волкогонова. Пацаны – молодцы!    Один из них,  выпрыгивая из самолета, не имел парашюта. Его ему передал напарник. Разве это не  герои!? Я считаю, что эти парни – настоящие герои. У нас в городе тоже есть подобные группы ребят, которые ночью устраивают гонки без  правил на автомобилях. Да, уже были среди них жертвы.  Но считаю, что  возможность проверить свою силу воли, пощекотать нервы на трассе – это здорово!  Можно бы привести пример из книги В. Распутина «Повесть о настоящем человеке».  Там молодой летчик в годы войны теряет ноги и учится заново ходить, плясать, а  потом даже и полетит…Но что­то я мало верю в этот рассказ. По­моему, настоящий герой – это тот, кто очертя голову бросается в пламя пожара,  не боится пройти по карнизу многоэтажки, испытывает свою силу воли, бросаясь в  пропасть на «тарзанке».    Учитель: Какие мысли вызывает это сочинение? Сделайте прогноз,  сколько примерно баллов  поставят эксперты за подобную работу? Результаты беседы:   Сочинение, хотя и превышает по количеству 150 слов, получит минимальное количество  баллов, потому что в нем мы находим много ошибок: ­ Проблема текста не определена. ­ Неграмотно прокомментирована проблема.  ­Не понята авторская позиция. ­ Аргументы, приведенные в сочинении, неубедительны. ­ Ученик  допустил фактические ошибки: роман Бориса Полевого присвоил Валентину  Распутину и не поверил автору повести, основанной на реальных событиях. ­ Допущены речевые ошибки: синонимы «актуальный» и «злободневный» используются в одном  предложении. Неоправданно  включен фразеологизм «очертя голову». В четвертом абзаце  повторяется слово «герой». ­ Нахожу этическую ошибку: для сочинения на ЕГЭ неоправданно использовать слово «пацаны». ­ Неточно приведен аргумент по случаю на пожаре. Если парень бросился туда, чтобы спасти  людей, ­ это подвиг, а если решил пощекотать нервы, то это глупость. Учитель: Молодцы, и теоретически, и практически верно проанализировали сочинение, не  только указали ошибки, но и прокомментировали их. Второй этап: «Осмысление» Учитель: Сейчас, работая в группах, постараемся отредактировать сочинение, исправив все  ошибки, о которых вы говорили. Результат работы наберем на компьютере. Охарактеризуйте проблему, поставленную автором. Результаты беседы:  1. Что такое героизм – вот нравственный вопрос, над которым рассуждает автор. 2. Д. А. Волкогонов размышляет в тексте над вопросом, какие поступки людей мы можем  считать героическими. Учитель: Работая в группе, дайте характеристику проблеме. Помните, что ЕГЭ 2012 года  требует от вас характеризовать проблему с позиций исходного текста, но не опускайтесь до  пересказа. Обязательно используйте слова, которые выражают отношение автора к проблеме:  говорил «восторженно» или « с болью» и т. д.  Результаты беседы: 1.Волкогонов Д. А., размышляя над проблемой, рассказывает нам о поступке молодых  парашютистов­американцев, которые выпрыгивали из самолета друг за другом, причем первый  прыгнул без парашюта, а второй, догнав своего напарника, передал ему парашют. Автор считает  этот поступок парней безрассудно смелым, но к героям тех ребят не причисляет. 2.Автор, рассказывая о «подвиге» американских парней, один из которых выпрыгнул из самолета без парашюта, а потом принял его от напарника, соглашается с тем, что парашютисты – смелые  люди. Но  за героев он их не считает. Учитель: Приступая к формулировке позиции автора, помните, что о тексте мы уже знаем  много, достаточно лаконично сформулировать точку зрения Д. А. Волкогонова на вопрос. Результаты беседы: 1.По мнению Д.А. Волкогонова, герой – это обыкновенная личность, способная к совершению   поступка, который жизненно необходим людям. Игры парней­американцев к таким не относятся. 2.Герой, по мнению автора, это тот, кто способен совершить смелый поступок, жизненно  необходимый людям. Учитель: Хорошо справились с заданием: написали лаконично и четко, не повторив то, о чем  говорили в разделе 2. Начинаем подбирать аргументы для подтверждения вашей позиции.  Скажите, вы хотя бы один из аргументов, предложенных в сочинении, оставите? Нет. Обоснуйте  свою точку зрения. А где возьмете свои? Правильно, первый попытаетесь сформулировать из  своего жизненного опыта, а второй поищете в Интернете или в печатных изданиях. Результаты беседы:  1. Вспомним героя повести Бориса Полевого Алексея Мересьева. Настоящего героя!  Оказавшись в тылу врага, летчик в зимнюю пору полз к своим. Он чуть не погиб, отморозил ноги, которые в госпитале из­за гангрены были ампутированы. Но летчик вернулся в небо! Он  продолжил свой бой с фашистами!  2.  В марте 2012 года вся страна была потрясена героическим поступком комбата, майора  Сергея Солнечникова. Во время учений на полигоне в окоп, где находился Сергей со своими  солдатами, упала боевая граната без чеки. Недолго думая, комбат накрыл её своим телом, тем  самым  спас  жизни десяти рядовым. Вот это, на мой взгляд, настоящий герой! 3. В повести Юрия Короткова «Седой» рассказывается, как на Севере, в кабине поломавшегося  бронетранспортера, замерзают двое солдат. Один из них, сын генерала, уже засыпая в сладких  объятьях ледяной смерти, последним усилием воли переворачивается, переползает на спину  друга. Утром, когда ребят найдут, Олег будет жив, а Александр, отдавший ему последние  частички своего тепла, погибнет. Учитель: Молодцы, хорошие подобрали аргументы. Сейчас нам остается произвести целостное осмысление текста, объединив переработанные отрывки сочинения. Третий этап « Рефлексия» Учитель: работая в группах, отберите лучшую, на ваш взгляд, формулировку проблемы,  характеристику поставленного вопроса, авторскую позицию и ваши аргументы. Соедините все  материалы в одно целое. Приготовьтесь аргументированно отстаивать свой вариант  сочинения.                Отредактированное  сочинение Д. А. Волкогонов размышляет в тексте над вопросом, какие поступки людей мы  можем считать героическими. Автор, рассказывая о «подвиге» американских парней, один из которых выпрыгнул из  самолета без парашюта, а потом принял его от напарника, соглашается с тем, что  парашютисты – смелые люди. Но  за героев он их не считает. Герой, по мнению Д. А. Волкогонова, это тот, кто способен совершить смелый  поступок, жизненно необходимый людям. Я разделяю позицию автора. Вспомним героя повести Бориса Полевого Алексея Мересьева. Настоящего героя!  Оказавшись в тылу врага, летчик в зимнюю пору полз к своим. Он чуть не погиб,  отморозил ноги, которые в госпитале из­за гангрены были ампутированы. Но летчик  вернулся в небо! Он продолжил свой бой с фашистами!  В марте 2012 года вся страна была восхищена героическим поступком майора Сергея  Солнечникова. Во время учений на полигоне в окоп, где находился Сергей со своими  солдатами, упала боевая граната без чеки. Недолго думая, офицер накрыл её своим  телом. Комбат погиб, но спас  жизни десяти рядовым. Вот это, на мой взгляд,  настоящий герой! Таким образом, могу сделать вывод, что настоящие герои – это те, кто совершают  отважные поступки, необходимые людям, а не те, кто испытывают свою смелость,  неоправданно рискуя жизнью.  Подведение итогов урока Учитель:  Сравните нашу коллективную работу с тем сочинением, которое мы редактировали.  Вы правы: сочинение отличается от своего предшественника. Докажите, почему. Найдите в тетради шкалу самооценки и оцените это сочинение по шкале баллов. (Большинство  ребят поставили за работу от 20 до 23 баллов).  Кто понял, как необходимо дорабатывать черновики собственных сочинений? Кто еще испытывает затруднения? Разбор домашнего задания По тем заготовкам, которые мы составили на уроке, а вы сохранили на компьютере, напишите  дома свое сочинение по тексту Г. А. Волкогонова.

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2017