Программа элективного курса "Культура речи"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Программа элективного курса "Культура речи"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
16.01.2017
Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Культура речи"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

культ речи.doc
Министерство образования и науки Республики Бурятия              Управление образования Муйского района          МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3» «Утверждаю»                                      «Согласовано»                          «Рассмотрено» Директор МОУ «ТСОШ №3»        зам.директора по УВР              на заседании ТМ _________Е.П.Заварзина           _______З.П.Цырендылыкова     протокол № ______ «____»_______200__г.                   «_____»______200__г.             «____»_____200___г.                           Рабочая программа            элективного курса по русскому языку                             «Культура речи как составляющая                 коммуникативной компетенции»                          10 класс                         Количество часов: 17                                                  Автор: Рундина Е.М.,                                                  учитель русского языка                                  2010 ­ 2011у.г. Пояснительная записка            Одной из главных задач современного образования является  формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание  коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации  делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который  устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем  обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди,  образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной  коммуникативной  культурой, занимающие высокое социальное и  материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми  должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.      Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных  литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи,  вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как  специалистов­филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья  профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение  уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и  интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость  возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).      Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда  востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в  значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и  письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого  воздействия, убеждения.      Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом  общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна  давать современному ученику необходимые теоретические и практические  знания в этой области.      Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к  форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества.  Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет  необходимый компонент образованности.  Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в  структуре общественно­политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному  «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц,  так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных  вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного  просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в  стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.     Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не  вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое  множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив,  преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива,  важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).       Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации  современного языка. Издаются и читаются произведения современных  авторов, откровенно ориентированные на вульгарно­сниженную, а то и просто  инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с  недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня  интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.      Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.  Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.  Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка,  писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным  языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще  более труда, нежели другим». Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже  если мы свободно владеем  литературным языком, всегда полезно задуматься о  том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.  Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную  систему.  «Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня  языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой  компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц  языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член  предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и  правил их построения (как условия понимания и конструирования  высказывания), с другой стороны — знание системы языка.           Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и  навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий  лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания,  рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.;  умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные  умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным  сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.        Актуальность  данной программы обусловлена тем, что содержание  курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа,  изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать  совершенствованию устной и письменной речи обучающихся,  самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к  Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных  учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на  рынке труда.        Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.         Рассчитан на 17 часов.      Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся,  сформировать у них необходимые практические навыки по овладению  нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в  собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению  отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и  навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.      Программа направлена на достижение следующих задач:     ­ вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе  речевого общения;    ­ помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их  использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными  задачами;    ­ формирование знаний и применение правил языкового поведения в  конкретных ситуациях;    ­ пользование нормативными словарями и справочной литературой.        В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны  глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом  расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о  нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка.  Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа  знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает  более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и  построению синтаксических конструкций. Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по  орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и  орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.  На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность  выступать с устными  сообщениями по различным темам, пользоваться  словарями­справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.     Программа включает в себя:  теоретический материал,  упражнения практического характера,  контрольные вопросы,  тесты,  творческие задания.   Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов,  касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что  позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает  возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа,  выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.      Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать  языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования  текста с целью расширения поставленных различного рода задач.        Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи  материалов ЕГЭ по русскому языку.    Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной  информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся,  позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах  изучаемого материала.      Основные формы организации занятий – лекции­беседы, практические  занятия, самостоятельная работа учащихся.       Планируемые результаты элективного  курса. Учащиеся: Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими,  орфоэпическими; морфологическими; стилистическими). Учащиеся будут уметь: Правильно подбирать лексические понятия; Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные  средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств  выразительности. Учащиеся приобретут навыки: работы над благозвучием собственной речи; составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.   Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки Для контроля уровня достижений обучающихся используются: наблюдение за активностью на занятиях; результаты выполнения предложенных заданий; анализ промежуточных творческих работ; создание собственных проектов. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса  используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление  учащихся, соответствующее требованиям.          Содержание курса  1. Основы культуры речи: а) что такое культура речи, основные качества речи; б) нормы произношения; в) ударение в словах; г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи  (правильность, точность, выразительность, уместность употребления  языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных,  произношение заимствованных слов, особенности русского ударения,  вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи,  построение словосочетаний и предложений. Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи  (владение языковой, литературной нормой). Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной  культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно  строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме. 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь: а) слова ограниченного и неограниченного употребления; б) многозначные термины и иностранные слова; в) неиссякаемый источник—фразеология; г) что делает нашу речь яркой и образной. Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая  лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных  слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое;  выразительные возможности лексических образных средств языка  (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы,  градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы  стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор). Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы,  точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства  языка, которые делают нашу речь выразительной. Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно  определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь  иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений;  использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.        3. Точность словоупотребления: а) нарушение лексической сочетаемости слов; б) плеоназмы и тавтология (речевая избыточность); в) правильный выбор синонимов; г) речевые штампы, слова­сорняки, холостые вводные обороты— “словесное  топтание” на месте;   Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении  однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически  связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением;  психологические и лингвистические причины штампов, слов­сорняков и  борьба с ними, причины словесной небрежности. Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов;  знать, что засоряет нашу речь. Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь  пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам­сорнякам, речевым штампам. 4. Язык и культура общения сегодня: а) речевой этикет; б) этикет деловой речи. Универсальные слова­обращения, пригодные в быту и в условиях  официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы  приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров;  выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения,  предписываемых обществом для речевого контакта собеседников. Требования к умения   голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.  м: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим Календарно­тематическое планирование курса    № п/п НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Кол­во  часов 1 2 3 4­5 6 7 8 9 10­11 12 13 14 15 16 17 Раздел 1. Основы культуры речи.  Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи. Тема 2. Нормы произношения. Тема 3. Ударение в словах. Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся  отклонения от них. Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша  речь. Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного  употребления. Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова. Тема 3. Неиссякаемый источник—фразеология. Тема 4. Что делает речь яркой и образной. Раздел 3. Точность словоупотребления. Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность). Тема 3. Правильный выбор синонимов. Тема 4. Речевые штампы, слова—сорняки, холостые  вводные обороты— “словесное топтание” на месте.  Раздел 4. Язык и культура общения сегодня. Тема 1. Речевой этикет. Тема 2. Этикет деловой речи. Зачетная работа по курсу.    1 1 1 2  1   1 1 1 2 1 1 1 1 1 1               Учебно – тематический план    РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи. № п/п 1 Название тем курса Что такое  Всего часов 1 Формы и методы  обучения Беседа Контрольные вопросы 1)Что такое культура культура речи.  Основные  качества речи. 2 Нормы  произношения   1 Лекция   Практикум,  тренировочные  задания из ЕГЭ 3    Ударение в  словах. 1      4­5 Грамматические  2 нормы и  наблюдающиеся  отклонения от  них. Практикум Работа с худ.  текстами.),  тренировочные  задания из ЕГЭ (А2),  тренажер на  компьютере Урок­практикум Задания из ЕГЭ (А4,  А5, А6) речи и каковы ее  составляющие?    1) Дайте определение  понятия «норма  литературного языка». 2) Послушав друг  друга, определите, есть  ли у кого­либо из  членов группы  отклонения от норм  произношения? 3)Чем отличаются  нормы правописания от норм произношения? 1)Что вы узнали о  колебаниях в  ударении? 2)Расскажите о стилях  произношения 1)Перечислите  характерные  особенности нормы. 2)Что означает  «точность» речи? 3)Употребление каких  синтаксических  конструкций вызывает  у вас затруднения?                   Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.    6 Слова  ограниченного и 1 Лекция Практикум 1)Как вы относитесь к  словам, которые неограниченног о употребления. (работа со  словарями,  выполнение  практических  упражнений) 7 Многозначные  термины и  иностранные  слова. Неиссякаемый  источник— фразеология. 8 9 1 1 Лекция Практикум (анализ  художественных  текстов, упражнения  в выразительном  чтении, критические  выступления­ анализы) Практикум  (исследование  текстов разных  стилей, работа в  группах «Аукцион  фразеологизмов»,  сочинение­ миниатюра,  используя  фразеологизмы) Лекция с элементами беседы, практикум Что делает речь яркой и  образной. 1       находятся за пределами русского  литературного языка?  Употребляете ли вы их  и в каких случаях? 2) Расскажите об  использовании в речи  профессионализмов,  диалектизмов,  жаргонизмов. 4)Назовите основные  способы толкования  терминов 3)Что такое  «общепонятность», «общедоступность»  речи? 1) Как вы относитесь к  употреблению в речи  иностранных слов?  Какие ошибки  встречаются в речи при  их использовании? 1)Какие изменения  происходят во  фразеологии русского  языка? 2) Что такое  фразеологизмы?  3) Что такое  фразеологический  оборот? 1)Расскажите об  использовании в речи  пословиц, поговорок,  крылатых слов, РАЗДЕЛ III. Точность словоупотребления    10­ 11        Лекция с элементами беседы, практикум (задания из ЕГЭ А3) 2          Тема 1.  Нарушение  лексической  сочетаемости  слов. . Лекция с элементами беседы (сообщения  учащихся) Беседа, практикум Лекция с элементами беседы 1 1 1 12 Плеоназм и  тавтология  (речевая  избыточность). 13 Правильный  14 выбор  синонимов  Речевые  штампы, слова— сорняки,  холостые  вводные  обороты—  “словесное  топтание” на  месте.  фразеологических  выражен 1)Употребление каких  морфологических форм вызывает у вас  затруднения? 1)Что такое плеоназм? 2)Что называется  тавтологией? Приведите примеры. 1) Расскажите об  использовании в речи  синонимов. 1)Какие требования  предъявляются к речи  выступающего со  стороны ее звучания? 2)Какие недостатки  проявляются чаще  всего в речи  выступающего? Как  избавиться от них?             РАЗДЕЛ IV. . Язык и культура общения сегодня.    15 Речевой этикет. 1 Лекция Практикум (деловая игра  «Заседание клуба  любителей русского  языка»распределение 1)Что такое речевой  этикет? 2)Назовите факторы,  определяющие  формирование речевого этикета и его ролей, разыгрывание  сценок, выполнение  упражнений, анализ  текстов различных  стилей, устный  журнал) использование. 3)Докажите, что  речевой этикет имеет  национальную  специфику. 4)На какие группы  делятся формулы  речевого этикета? Лекция, практикум  Турнир знатоков  1) Что называется  деловой речью?     16 Этикет деловой  речи. 17 Зачетная  работа по курсу. 1 1                                                                                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов­на­ Дону, 1998  Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской  речи. М.,1998  Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней  школе. М.,1989  Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000  Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999  Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской  речи. М., 1996  Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989 Приложение 1 Результаты Итоговой Государственной аттестации по русскому языку в  11 классе (ЕГЭ) Год Клас с Количество 5 4 3 2 Успеваемость Качеств о знаний Средний балл 2006­ 11а 28 4 17 7 ­ 100% 75% 3,8 2007 2006­ 2007 2007­ 2008 11б 11а 24 17 3 8 12 1 95,8% 1 11 5 ­ 100% 45,8 70,5 3,5 3,7    Учащиеся хорошо справились с заданиями части А:  11 Б % выполнения 79 71 50 67 67 75 2007г Задания  части А А­2 А­3 А­4 А­5 А­6 А­12 2008г Задания  части А А­2 А­3 А­4 А­5 А­6 А­12    11А %  выполнения 68 86 61 82 93 82    11А %  выполнения 94 88 76 82 59 100 Процент выполнения заданий ЕГЭ – 2006 ( задания на орфоэпические,  лексические, морфологические,  и грамматические нормы) 2006г А2 А3 А4 А5 А6 А28 В8 ТСОШ №1,  11А ТСОШ№1,  11Б ТСОШ№2,  11А ТСОШ№2,  11Б ТСОШ№3,  11А ТСОш№3,  11Б ТСОШ№4 ССОШ, 11А ССОШ, 11Б УМСОШ ИСОШ 39 76 41 38 47 35 47 50 42 28 33 61 86 65 84 95 75 88 75 74 86 66 72 86 94 77 74 90 76 56 79 43 55 39 66 29 31 63 55 59 56 47 43 55 55 71 53 46 80 75 47 62 47 57 44 28 57 29 38 52 45 41 56 16 57 44 5 33 20 4 21 22 17 34 5 28 16 2007г А2 А3 А4 А5 А6 А28 В8 ТСОШ №1,  11А ТСОШ№2,  11А ТСОШ№2,  11Б ТСОШ№3,  11А ТСОш№3,  11Б ССОШ, 11А ССОШ, 11Б УМСОШ ИСОШ 60 68 56 68 79 64 61 50 50 85 86 50 86 71 73 69 66 80 40 45 75 61 50 41 33 75 40 75 59 44 82 67 77 77 25 70 70 82 75 93 67 82 92 58 60 75 59 56 82 75 64 85 75 70 37 25 12 41 23 32 46 12 25 А2 36 А3 82 А4 А5 75 54 56 94 71 79 44 50 78 88 88 68 78 62 74 76 96 68 89 50 56 82 75 58 55 62 А6 39 35 59 54 37 44 12 А28 57 52 82 83 84 67 87 В8 9 2 32 35 37 50 0 2008 ТСОШ №1,  11А ТСОШ№2,  11А ТСОШ№2,  11Б ТСОШ№3,  11А ССОШ, 11А УМСОШ ИСОШ
скачать по прямой ссылке