Дидактическая игра
1 класс
Тема: ПОИГРАЕМ С ЧИСЛОМ 10
Занятие рассчитано на 30 минут.
Используемые технологии: игровые и групповые.
Решаемые проблемы:
Что нового я узнал на занятии?
Умею ли я работать в группе?
Какие из предложенных заданий были много успешно решены?
Понятия : наименьшее двузначное число 10; цифры,
используемые в его записи; состав числа 10; сложение, вычитание,
сравнение чисел в пределах 10; геометрический материал, неожи
данные задачи.
Ученик получит возможность научиться решать нестандартные
задачи, опираясь на логику в рассуждении, аргументировать
свои действия.
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД):
познавательные: уметь отбирать из своего опыта ту
информацию, которая пригодится для решения проблемы;
применять изученные способы действий в поисковых
ситуациях;
регулятивные: определять цель деятельности на занятии с
помощью учителя и самостоятельно;
коммуникативные: слушать, слышать, понимать речь
других; работать в группе, выполнять различные роли
(лидера, исполнителя), учитывать разные мнения.
Личностные: формулировать вопросы и устанавливать, какие
из предложенных задач могут быть успешно решены;
проявлять познавательные интересы; адекватно судить о причинах своего успеха, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием, дружбой.
О б о р у д о в а н и е: карточки с числами от 1 до 10,
геометрические фигуры (4 больших треугольника, 4 больших
квадрата, 4 больших прямоугольника, 4 маленьких квадрата, 4
маленьких треугольника, 4 маленьких прямоугольника),
песня «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М.
Танича) из кинофильма «По секрету всему свету», эмблема
для каждого участника игры, зеленые и красные круги (4
штуки), мяч.
Ход дидактической игры
I. Организационный момент.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
- Сегодня наше занятие пройдет в виде игры под девизом
«если вместе, если дружно...».
-Как вы думаете, ребята, для чего нужны друзья?
(Варианты ответов: «Друзья помогают в трудную минуту)., «Друзья
радуются твоим успехам».)
-Правильно, ребята. Действительно, дружба помогает
человеку в жизни. А у вас есть друзья в классе? Давайте
разделимся на две команды.
Сегодня нас ждет
увлекательная командная игра. Вы готовы начать? Тогда
вперед!
Класс делится на две команды. Названия команд - имена
великих математиков. Первая команда - «Пифагоры», вторая
команда - «Архимеды» (у каждого ученика эмблема).
II. Разминка.
Игра «Контролеры ».
Смысл этой игры заключается в том, что дети
проговаривают все варианты состава чисел первого десятка.
Выигрывает та команда, которая выполнит задание без
ошибок. Д и д а к т и ч е с к а я цель : закрепление знания состава
чисел первого десятка.
Содержание и г р ы : Два ученика-контролера (по одному
из каждой команды) у доски следят за правильностью
ответов. На доске появляется карточка с числом первого
десятка. например. с числом 7. По сигналу учителя ученики
первой команды делают несколько ритмических наклонов
вправо, считая про себя их количество. В определенный
момент учитель говорит: «Стоп!» По сигналу педагога игроки
называют хором число сделанных наклонов, вторая команда
делает столько наклонов влево, сколько не хватает до
заданного числа 7. По числу наклонов, выполненных
учениками первой и второй команды, называется состав
числа (например, 7 - это 3 и 4). Контролеры показывают
зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом,
красные -если нет. В случае ошибки упражнение повторяется.
Аналогично рассматриваются все варианты состава данного
числа. Далее на доске появляется карточка с другим числом
первого десятка. учитель предлагает игрокам второй
команды по сигналу сделать несколько приседаний, а учени-
ки первой команды выполняют недостающее количество
приседаний (до заданного числа). Называется состав числа.
Кроме наклонов и приседаний, можно выполнять хлопки или
прыжки.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и
несет элементы физической разгрузки.
III. Дидактические игры (эстафеты).
Эстафета 1. «Найди цифру».
47 Дидактическая цель: повторить порядок чисел первого
десятка.
-Сейчас вам, ребята, предстоит пройти эстафету. Особенность
этой игры эстафетный характер заданий, когда от вклада
каждого, от четкости выполнения заданий и взаимодействия
участников команд зависит общий результат.
с
Содержание игры : На доске два плаката, где произвольно
прикреплены карточки
числами от 1 до 10. Участники команд по очереди подходят к
плакатам, снимают по одной карточке и составляют под плакатами
числовой ряд от 1 до 10. Побеждает команда, которая быстрее
и
правильно построит полный числовой ряд.
Эстафета 2. «Очень длинный пример».
Дидактическая цель : закрепить навыки сложения и
вычитания в пределах 10. Содержание игры:
На доске написаны примеры:
8-6+4-3+6-5+б-7+5- 4+3 2+
г+7-5+з—г+4-6+з+4- 8+г 4+
-
-
Каждый участник команды подходит по очереди к доске,
выполняет одно действие примера
и
передает эстафету следующему. Побеждает команда, которая
быстрее и правильно решит весь пример.
-Что общего в примерах? (В данных примерах одинаковое
количество действий. В каждом примере есть действия сложения и
вычитания. Ответ в обоих примерах 10.)
Литературная пауза
-А сейчас, ребята, мы немного с вами отдохнем и посмотрим
инсценировку отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Веселый
счет».
(Два ученика по заданию учителя заранее готовят инсценировку.)
Круглый ноль такой хорошенький, Но не
значит ничегошеньки! Если ж слева, рядом с ним, Единицу
примостим,
Он побольше станет весить. Потому что это
десять.
Эстафета З. «Числа, бегущие навстречу друг другу».
Дидактическая цель : закрепить знание состава числа 10.
Содержание игры :
Учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1
до10,дугами показать два числа, которые «бегут навстречу друг
другу», образуя в сумме число 10. Затем команда по очереди
записывает на доске примеры на сложение с этими числами.
Н а п р и м е р : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0
0 + 1 0 = 1 0 + 0 = 1 0
9+1=10
8+2=10
1+9=10
2+8=10
Что интересного вы заметили при составлении примеров?
(числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом
ряду (например, 3 и 7), составляют в сумме число 10.) Выигрывает та
команда, которая выполнит задание без ошибок.
Эстафета 4. «Каждому по примеру».
Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь: закрепить навыки сложения и
вычитания в пределах 10.
С о д е р ж а н и е и г р ы: Команды садятся на стулья друг
напротив друга. Один из игроков берет мяч, называет любой
пример (на сложение или вычитание в пределах 10) и бросает
мяч игроку из другой команды. Тот, кому брошен мяч, дает
ответ и бросает мяч одному из игроков команды соперников.
Этому участнику игры надо придумать пример с числом,
являющимся ответом в первом примере. Игрок, допустивший
ошибку, выбывает.
Например:9-2=7 - 7-4=3- 3+5=8 ит.д.
Выигрывает та команда, у которой осталось больше всего
игроков.
Эстафета 5. «Без права на ошибку».
Д и д а к т и ч е с к а я цель: развивать аналитическое
мышление, умения находить сходство и различия объектов,
классифицировать их.
С одержан и е и г р ы: У каждого участника игры в руках
листок и карандаш. Учитель читает вслух задачи. Каждый
участник пишет решение и ответ на листке. По окончании
эстафеты -На сколько наименьшее двузначное число больше, чем
-Что больше и на сколько: сумма всех четных или сумма
Для решения каждой задачи отводится определенное время,
по окончании которого дается сигнал и необходимо
продемонстрировать наличие ответа.
всех нечетных чисел от 1 до 10? (Сумма четных чисел больше, чем
сумма нечетных чисел, на 5.)
наибольшее однозначное? (На 1, так как 109 =1.)
-В один ряд встали 10 первоклассников и взялись за руки.
Сколько рук у них остались свободными? (2 руки.)
-А если в этом ряду стояли бы не 10, а 100 детей, сколько
рук остались бы свободными У них?
-Полный бидон с молоком весит 10 килограммов, а
наполненный до половины - 6 килограммов. Сколько весит
пустой бидон? (2 кг.) - Сколько концов у четырех с половиной
палок? (10 концов.)
-Определите закономерность и продолжите ряд чисел на
два числа: 91, 82, 73, ... (б4, 55 сумма цифр в каждом числе равна
10.)Побеждает команда, которая даст наибольшее количество
(2 руки.)
наблюдательность, пространственное мышление.
верных ответов.
Эстафета б. «Собери робота».
Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь: развивать восприятие,
С о д е р ж а н и е и г р ы : Участники команд по очереди
берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники,
квадраты) и крепят их на доске так, чтобы получилось
изображение робота. Выигрывает та команда, у которой робот
получится
интереснее.
Эстафета 7. «Математическая сказка».
Д и д а к т и ч е с к а я ц е л ь: развивать творческую
деятельность учащихся, умения преобразовывать
математическое знание и применять его в другом виде
деятельности.
С одержан и е и г р ы: Командам дается задание
придумать математическую сказку о числе 10. Каждый
участник команды должен добавить к предыдущему
предложению одно свое. Предложений в сказке должно
получиться столько, сколько в команде участвует игроков.
Сказка п е р в о й к о м а н д ы начинается так: «Однажды в
математическом королевстве случилась беда...»
Сказка в т о рой к о м а н ы начинается так: «У числа 10
был день рождения, и оно пригласило к себе в гости
друзей...»
Побеждает та команда, у которой сказка окажется
интересней.
IV. Подведение итогов занятия. Награждение. Побеждает самая дружная команда, игрокам которой
удалось быстрее и правильно справиться с математическими
заданиями.
Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если
вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры
можно решить.
При подведении итогов необходимо отметить, насколько
важны оказание помощи друг другу, проявления дружбы.
Важный педагогический момент дидактической игры -
помочь учащимся осознать, что учиться легче вместе, чем
поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые
всегда помогут в затруднительной ситуации.
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Дидактическая игра для 1 класса "Поиграем с числом 10".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.