Эта дидактическая игра очень хорошо уживается с "серьезным" учением. Включение игры в процесс самоподготовки школьников с ОВЗ делает выполнение домашнего задания интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в закреплении учебного материала. Игра используется как занимательный материал на самоподготовке перед выполнением домашнего задания по русскому языку при изучении тем «Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Простое и сложное предложение с союзами А, НО, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА».
дидактическая игра Поезд едет на Алтай.docx
ГБОУ школаинтернат с.Малый Толкай
Дидактическая игра
«Поезд едет на Алтай»
Эккерт И.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
2018
1 Содержание
Введение …………………………………………………...…3.
Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай»……………….5.
Содержание деятельности ………………………………….6.
Заключение……………………………………………………7.
Список литературы…………………………………………...8.
2 Введение.
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе
которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества,
позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою
индивидуальность. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер
ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» — поучающий и «didasko»
— изучающий.
Игра это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в
игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в
своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной
активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой
интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности,
тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой
учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает
процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь
та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра
обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже
привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к
следующим группам:
игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети
выполняют действия по образцу.
игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование
вычислительных навыков и навыков правописания.
игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не
менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать
собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей.
По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность учебную значение
3 дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по
прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у
них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с
серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот,
способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура это основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно
выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
дидактическая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача
осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через
игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает
перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее
для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных
играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами
формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и
игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью
правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением
детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет
очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды
победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого
ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку
именно с их помощью решаются дидактические задачи. Таким образом, дидактическая игра
это игра только для ребенка. Для взрослого она способ обучения. В дидактической игре
усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр облегчить
переход к учебе.
4 Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай».
Цели:
труда.
обучающая: обогащение словаря;
развивающая: развитие речи, навыков анализа и синтеза, воображения,
познавательного интереса, творческой активности учащихся;
воспитывающая: воспитание взаимной ответственности за результаты учебного
Возраст: 716 лет.
Цель, которая достигается с помощью этой игры:
закрепление пройденного на уроке русского языка материала и формирование
положительной мотивации к обучению.
Наглядность:
предметные картинки, изображение паровоза.
5 Содержание деятельности:
Детям раздаются предметные картинки, на доске закреплён паровоз. Даётся задание:
составить предложение с использованием названия предмета, изображённого на картинке.
Кто справился с заданием, прикрепляют свою картинку за паровозом. Получается поезд.
Задание можно варьировать в соответствии с изучаемой темой по русскому языку и
возрастом детей, т.е. предложение составляются либо с использованием глаголов или
существительного, либо с прилагательными, либо простое, либо сложное предложение с
двумя или тремя однокоренными словами и т.д. в зависимости от изучаемой темы.
Эта игра привлекательна своей универсальностью и простотой. Дети всегда с интересом
ждут постановки задачи: ведь знакомые карточки, много раз применялась игра, что же
нового можно сделать из имеющегося материала? И тем не менее бывают всегда приятно
удивлены, что со знакомой игрой им снова интересно!
Игра способствует развитию чувства коллективизма, учит сопереживать за товарища:
обидно, если все едут на Алтай, а Андрей остаётся в Малом Толкае! Ему обязательно
помогут составить предложение правильно, он повторит его, присоединится к поезду, и
тогда класс в полном составе может отправиться в путешествие!
Заключение.
6 Я не считаю, что использование игровых ситуаций на самоподготовке дает возможность
учащимся овладеть знаниями "легко и счастливо", легких путей в учении нет. Но считаю
необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом,
чтобы большинство детей испытали ситуацию успеха.
В результате могу сказать, что в педагогической работе большое внимание следует
уделять дидактической игре на самоподготовке. Игра позволяет включить в активную
познавательную деятельность всех учащихся. Она решает как образовательные задачи, так
и задачи активизации познавательной деятельности, и является основной ступенью в
развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает воспитателю при выполнении
домашнего задания на самоподготовке закрепить даже трудный материал, пройденный на
уроке, в доступной форме.
Таким образом, дидактическая игра это игра только для детей. Для педагога это
эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт "зону ближайшего
развития" для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание,
память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении,
адаптирует интеллектуально пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение
свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и
релаксирующее значение игры возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей
напряжённости. Главное значение дидактической игры не убивать интерес ребёнка к
обучению, а развивать его без чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Литература:
Н.Ф. Виноградова. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации.
М.: « Вентана – Граф». 2002.
Е. И. Удальцова, «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск,
1976.
7 Сайты:
o http://nsportal.ru
o http://www.libsib.ru/pedagogika
o 4stupeni.ru›lirika/3368statya…
o proshkolu.ru›gofile/501540a106291/
8 9
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Дидактическая игра "Поезд едет на Алтай"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.