Маленький исследователь:
весь мир – твоя лаборатория
Бочкарева Т. В.,
учитель начальных классов
МАОУСОШ №1
с углубленным изучением
отдельных предметов «Полифорум»
Серов
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Блок 1 «Учимся задавать вопросы» 4
1.1 Задание «Вопросы животным» 5
1.2 Задание «Вопросы животных» 8
1.3 Задание «Вопросы о предметах» 16
1.4 Задание «Отгадай предмет» 20
2. Блок 2 «Учимся видеть проблемы» 25
2.1 Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения» 26
2.2 Задание «Составь рассказ от имени другого» 32
3. Блок 3 «Учимся выдвигать гипотезы» 34
3.1 Задание «Определи условия» 35
3.2 Задание «Найди причину события» 40
3.3 Задание «Самая фантастическая причина события» 44
3.4 Задание «Что бы произошло?» 48
3.5 Задание «А что, если …?» 54
4. Блок 4 «Учимся работать с понятиями» 57
4.1 Задание «Описание предмета» 58
4.2 Задание «Сравнение предметов» 62
4.3 Задание «Трудные слова» 64
4.4 Задание «Характеристика героя» 65
5. Блок 5 «Учимся разрабатывать идеи» 67
5.1 Задание «Техническое решение» 68
5.2 Задание «Язык звуков» 71
5.3 Задание «Кляксорисование» 72
5.4 Задание «Необычная фигура» 74
5.5 Задание «Необычные животные» 76
5.6 Задание «Матрица для оценки идей» 81
Список литературы 83
Введение
В дидактической разработке подобраны задания для развития исследовательских умений младших школьников.
Одним из важных умений исследователя является умение задавать вопросы, поэтому в первом блоке представлены задания на развитие умения формулировать вопросы.
Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая ребенка к умственному труду.
Этот блок представлен рядом заданий: «Какие вопросы ты можешь задать животным», «Какие вопросы могут задать тебе», «Вопросы о предметах, «Отгадай предмет по вопросам», в которых ставятся описательные вопросы. Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывать уверенность в понимании настоящего.
Во втором блоке представлены задания на развитие способности видеть проблемы. Этот раздел содержит задачи, ориентированные на развитие одного из базовых умений исследователя – сверхчувствительность к проблеме. Сюда включены задания: «Посмотри на объект с разных точек зрения», «Составь рассказ от имени другого». Во время выполнения заданий очень важно, чтобы дети были раскованны, не боялись отвечать. Естественно, что у некоторых детей ответы будут однотипны. Стоит воздержаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы.
В третьем блоке представлены задания на развитие умения выдвигать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Для развития этого умения важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи. В блоке содержатся задания, развивающие эту способность: «Определи условия», «Найди причину события», «Самая фантастическая причина события», «Что бы произошло?», «А что, если…?»
Понятие – одна из форм логического мышления. Есть предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Без развития умения давать определения понятиям не может быть словесно-логического мышления, столь важного и в обучении, и в жизни, поэтому в четвертом блоке представлены задания на развитие умения давать определение понятиям. Этот блок включает такие задания, как «Описание предмета», «Сравнение предметов», «Трудные слова», «Характеристика героя».
В четвертом блоке представлены задания на развитие способности разрабатывать идею, такие, как «Техническое решение», «Кляксорисование», «Язык звуков», «Необычные предметы», «Необычные животные», направленные на развитие способности выдвигать неожиданные идеи, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить в мышлении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию или творчески разрабатывать уже существующие идеи.
Некоторые задания могут показаться трудными, но одна из исследовательских задач именно в том и состоит, что одни и те же задачи могут решаться на разных уровнях сложности.
Блок 1
Учимся
задавать вопросы
Задание «Вопросы животным»
Задай вопросы собаке, изображенной на картинке.
Запиши
свои вопросы.
1. _________________________________________________________________________________________________________________?
2. _________________________________________________________________________________________________________________?
3. _________________________________________________________________________________________________________________?
4. _________________________________________________________________________________________________________________?
5. _________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животным»
Задай вопросы животному, изображенному на картинке.
Запиши
свои вопросы.
1. _________________________________________________________________________________________________________________?
2. _________________________________________________________________________________________________________________?
3. _________________________________________________________________________________________________________________?
4. _________________________________________________________________________________________________________________?
5. _________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животным»
Задай вопросы лисе, изображенной на картинке.
Запиши
свои вопросы.
1. ____________________________________________________________________________________________________________________?
2. ____________________________________________________________________________________________________________________?
3. ____________________________________________________________________________________________________________________?
4. ____________________________________________________________________________________________________________________?
____________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотела бы вас спросить лиса, если бы умела говорить?
Запиши
вопросы лисы.
1. Кто_________________________________________________________________________________________________________________?
2. Что_________________________________________________________________________________________________________________?
3. Где_________________________________________________________________________________________________________________?
4. Как_________________________________________________________________________________________________________________?
5. Куда________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Какие вопросы могла бы тебе задать белка?
Запиши
вопросы.
1. Кто________________________________________________________________________________________________________________?
2. Что_________________________________________________________________________________________________________________?
3. Как_________________________________________________________________________________________________________________?
4. Где________________________________________________________________________________________________________________?
Какие_______________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить животные друг друга, если бы умели говорить?
Запиши
вопросы своего животного.
1. Кто______________________________________________________________________________________________________________?
2. Что______________________________________________________________________________________________________________?
3. Как______________________________________________________________________________________________________________?
4. Почему___________________________________________________________________________________________________________?
5. Куда____________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить птенцы друг друга, если бы умели говорить?
Запиши
вопросы птенца.
1. Кто_________________________________________________________________________________________________________________?
2. Что_________________________________________________________________________________________________________________?
3. Где_________________________________________________________________________________________________________________?
4. Как_________________________________________________________________________________________________________________?
5. Когда_______________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить животные друг друга, если бы умели говорить?
Запиши
вопросы своего животного.
1. Кто______________________________________________________________________________________________________________?
2. Зачем_____________________________________________________________________________________________________________?
3. Как______________________________________________________________________________________________________________?
4. Почему___________________________________________________________________________________________________________?
5. Куда_____________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить животные друг друга, если бы умели говорить?
Выбери
животного. Запиши его вопросы.
1. Кто_______________________________________________________________________________________________________________?
2. Зачем______________________________________________________________________________________________________________?
3. Как_______________________________________________________________________________________________________________?
4. Почему____________________________________________________________________________________________________________?
5. Куда______________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить животные друг друга, если бы умели говорить?
Выбери
животного. Запиши его вопросы.
1. _______________________________________________________________________________________________________________?
2. _______________________________________________________________________________________________________________?
3. _______________________________________________________________________________________________________________?
4. _______________________________________________________________________________________________________________?
5. _______________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы животных»
Подумай, о чём хотели бы спросить животные друг друга, если бы умели говорить?
Выбери
животного. Запиши его вопросы.
1. _______________________________________________________________________________________________________________?
2. _______________________________________________________________________________________________________________?
3. _______________________________________________________________________________________________________________?
4. _______________________________________________________________________________________________________________?
5. _______________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы о предметах»
Задай вопросы, чтобы узнать новое о предмете, лежащем на столе.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы о предметах»
Задай вопросы, чтобы узнать что-то новое о предмете.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы о предметах»
Задай вопросы, чтобы узнать новое о предмете.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1._________________________________________________________________________________________________________________________?
2._________________________________________________________________________________________________________________________?
3._________________________________________________________________________________________________________________________?
4._________________________________________________________________________________________________________________________?
5._________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Вопросы о предметах»
Задай вопросы, чтобы узнать новое о предмете, лежащем на столе.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Отгадай предмет»
Задай вопросы, чтобы узнать животное. Название животного начинается со звука [Ж]. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Отгадай предмет»
Задай вопросы, чтобы узнать животное. Название животного начинается со звука [М']. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Отгадай предмет»
Задай вопросы, чтобы узнать животное. В названии животного есть звук [Л]. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Отгадай предмет»
Задай вопросы, чтобы узнать предмет. В названии предмета есть звук [У]. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Задание «Отгадай предмет»
Задай вопросы, чтобы узнать предмет. В названии предмета есть звук [А]. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.
Эти
строчки для самых интересных вопросов.
1.________________________________________________________________________________________________________________________?
2.________________________________________________________________________________________________________________________?
3.________________________________________________________________________________________________________________________?
4.________________________________________________________________________________________________________________________?
5.________________________________________________________________________________________________________________________?
Блок 2
Учимся видеть проблемы
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
Оцени ситуацию с позиций разных героев.
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
Оцени ситуацию с позиций разных героев.
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
Оцени
ситуацию с позиций разных героев. Запиши их мнение.
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
Оцени ситуацию с позиций разных героев. Запиши их мнение.
1.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
Оцени ситуацию с позиций разных героев. Запиши их мнение.
1.
._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
__________________________________________________________________________________________________________________________
5.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Посмотри на объект с разных точек зрения»
«В четвертом классе просто «эпидемия» - все дети болеют гриппом…»
Оцени
ситуацию с позиции разных героев. Запиши их мнение.
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Составь рассказ от имени другого»
Составь рассказ от имени людей, животных или неживых объектов, изображенных на фотографии.
Эти
строчки для записи самых интересных рассказов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Составь рассказ от имени другого»
Составь рассказ от имени людей, животных и неживых объектов, изображенных на фотографии
Эти
строчки для записи самых интересных рассказов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 3
Учимся
выдвигать гипотезы
Задание «Определи условия»
При каких условиях предмет будет полезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При каких условиях предмет будет бесполезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Определи условия»
При каких условиях предмет будет полезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При каких условиях предмет будет бесполезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Определи условия»
При каких условиях предмет будет полезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При каких условиях предмет будет бесполезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Определи условия»
При каких условиях предмет будет полезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При каких условиях предмет будет бесполезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Определи условия»
При каких условиях предмет будет полезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При каких условиях предмет будет бесполезным? Запиши своё мнение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Найди причину события»
Напиши
5 самых правдоподобных причин того, почему кошки лакают молоко. Каждый ответ
начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, кошки лакают молоко, потому что_____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Найди причину события»
Напиши
5 самых правдоподобных причин, почему паук не прилипает к своей паутине. Каждый
ответ начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, паук не прилипает к своей паутине, потому что __________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Найди причину события»
Напиши
5 самых правдоподобных причин того, почему медведь зимой не заснул, а бродил по
лесу. Каждый ответ начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, медведь зимой не заснул, потому что __________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Найди причину события»
Напиши
5 самых правдоподобных причин того, почему дети спят с игрушками. Каждый ответ
начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, дети спят с игрушками, потому что ____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Самая фантастическая причина события»
Напиши
5 самых фантастических причин, почему лужи во время дождя пузырятся. Каждый
ответ начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, на лужах появляются пузыри, потому что ______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Самая фантастическая причина события»
Напиши
5 самых фантастических причин, почему самолет оставляет в небе след. Каждый
ответ начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, самолет оставляет след в небе, потому что ______________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Самая фантастическая причина события»
Напиши
5 самых фантастических причин почему зебры полосатые. Каждый ответ начни со слов,
написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, зебры полосатые, потому что _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Самая фантастическая причина события»
Напиши
5 самых фантастических причин, почему дятел стучит по дереву. Каждый ответ
начни со слов, написанных ниже:
· Предположим,__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Допустим,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Возможно,________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Что, если________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Может быть, дятел стучит по дереву, потому что ___________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Подумай, что бы произошло, если бы мыши стали больше Кота Леопольда.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Подумай, что бы произошло, если бы исчезли все краски.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Подумай, что бы произошло, если бы люди стали великанами.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Подумай, что бы произошло, если бы люди стали роботами.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Что происходило бы на Земле, если бы человек жил только в воде.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Что бы произошло?»
Что бы произошло, если бы дома строили на деревьях.
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание « А что, если ...?»
Представь, что черепаха Тортилла дала волшебный ключик каждому человеку на Земле. Что бы произошло?
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание « А что, если…?»
Представь, что Золотая рыбка выполнила по три желания каждого человека на Земле. Что бы произошло?
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание « А что, если…?»
Представь, что цветик-семицветик выполнил бы семь желаний каждого ребенка на Земле. Что бы произошло?
Эти
строчки для самых интересных идей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 4
Учимся работать
с понятиями
Задание «Описание предмета»
Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о Земле. Объясни им коротко и как можно точнее, что изображено на картинках.
Запиши
своё объяснение.
1.
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Описание предмета»
В лагере ты познакомился с мальчиком из Африки. Он ничего не знает о России. Объясни ему коротко и как можно точнее, что изображено на картинках.
Запиши
своё объяснение.
1.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Описание предмета»
Тебе часто приходилось видеть кошек. Вспомни и опиши кошку, ее внешний вид и поведение.
Напомним, что описать кого-то или что-то – это значит ответить на вопросы:
· Что это такое?
· Чем это отличается от других?
· Чем это похоже на других?
Запиши
свой рассказ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Описание предмета»
Тебе наверняка приходилось видеть ежика. Вспомни и опиши ежика, ее внешний вид и поведение.
Напомним, что описать кого-то или что-то – это значит ответить на вопросы:
· Что это такое?
· Чем это отличается от других?
· Чем это похоже на других?
Запиши
свой рассказ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Сравнение предметов»
Подумай и подбери сравнения для предмета на рисунке.
Запиши
свои сравнения.
1. Слон как большая________________________________________________________.
2. Он как огромный________________________________________________________.
3. Он добрый, как__________________________________________________________.
4. Он серый, как___________________________________________________________.
5. Слон шершавый, как_____________________________________________________.
Подумай и подбери сравнения для предмета на рисунке.
Запиши свои сравнения.
1.___________________________________________________________________________.
2.___________________________________________________________________________.
3.___________________________________________________________________________.
4.___________________________________________________________________________.
5.___________________________________________________________________________.
6.___________________________________________________________________________.
Задание «Сравнение предметов»
Подумай и подбери сравнения для предмета на рисунке.
Запиши
свои сравнения.
1. Яблоко круглое, как_____________________________________________________.
2. Яблоко как огромный____________________________________________________.
3. Яблоко гладкое, как______________________________________________________.
4. Оно сочное, как_________________________________________________________.
5. Оно разноцветное, как___________________________________________________.
Подумай и подбери сравнения для предмета на рисунке.
Запиши свои сравнения.
1._________________________________________________________________________.
2._________________________________________________________________________.
3._________________________________________________________________________.
4._________________________________________________________________________.
5.__________________________________________________________________________.
6._________________________________________________________________________.
Задание «Трудные слова»
Перед
тобой слова, которые редко употребляются в жизни. Попробуй определить их
значение.
Камелёк______________________________________________________________________.
Самум_______________________________________________________________________.
Сорокапятка__________________________________________________________________.
Плиссе_______________________________________________________________________.
Разумник ____________________________________________________________________.
Перед тобой картинки с предметами. Попробуй вспомнить их название или определить, для чего они нужны человеку.
Запиши
свои идеи:
1.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Характеристика героя»
Попробуй дать характеристики героям твоих любимых мультфильмов.
Запиши
самую интересную характеристику.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши
самую интересную характеристику.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Характеристика героя»
Попробуй дать характеристики героям твоих любимых мультфильмов.
Запиши
самую интересную характеристику.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши
самую интересную характеристику.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 5
Учимся разрабатывать идеи
Задание «Техническое решение»
Часто конструкторы подсматривают у природы интересные технические решения. А что увидишь ты?
1. Нарисуй
свой предмет.
ГУСЕНИЦА |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ |
|
|
2.
Нарисуй свой
предмет.
СТРЕКОЗА |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ |
|
|
Задание «Техническое решение»
Часто конструкторы подсматривают у природы интересные технические решения. А что увидишь ты?
1. Нарисуй свой
предмет.
ГРИБ |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
|
|
|
2. Нарисуй свой
предмет.
ЖИРАФ |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
|
|
|
Задание «Техническое решение»
Часто конструкторы подсматривают у природы интересные технические решения. А что увидишь ты?
1. Нарисуй свой
предмет.
РЕПЕЙНИК |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
|
|
|
2.
Нарисуй свой
предмет.
СОТЫ |
ТВОЁ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
|
|
|
Задание «Язык звуков»
Если проявить фантазию, то звук можно нарисовать на бумаге линиями. Переведи язык звуков на язык линий.
Нарисуй, как
выглядят:
ПЕСНЯ ДОЖДЯ
|
ТОПОТ СЛОНОВ |
|
|
ШУМ ВОЛН
|
ЗВОН КРЫЛЬЕВ СТРЕКОЗЫ |
|
|
РЫЧАНИЕ ЛЬВА |
ПИСК КОМАРА
|
|
|
Задание «Кляксорисование»
Перед тобой
клякса. Немного пофантазируй и дорисуй кляксу так, чтобы получилось изображение
какого-то предмета.
Задание «Кляксорисование»
Перед тобой
клякса. Немного пофантазируй и дорисуй кляксу так, чтобы всем было понятно, что
ты изобразил.
Задание «Необычные фигуры»
Придумай как можно больше изображений из фигур, нарисованных ниже. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, но добавлять к ним другие нельзя.
ФИГУРЫ
|
||||||||||||||||||||
|
Нарисуй и подпиши
свой предмет.
|
|
|
|
Задание «Необычные фигуры»
Придумай как можно больше изображений из фигур, нарисованных ниже. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, но добавлять к ним другие нельзя.
ФИГУРЫ
|
||||||||||||||||
|
Нарисуй и подпиши
свой предмет.
|
|
|
|
Задание «Необычные животные»
Незнайка рисовал животных и, как всегда, все перепутал. Видишь его изображения? Конечно, так не бывает! Но можно пофантазировать.
.
Нарисуй
несуществующее животное из частей разных реальных живых существ.
|
|
|
|
Задание «Необычные животные»
Незнайка рисовал животных и, как всегда, все перепутал. Видишь его изображения? Конечно, так не бывает! Но можно пофантазировать.
Нарисуй
несуществующее животное из частей разных реальных живых существ.
|
|
|
|
Задание «Необычные животные»
Я знаю, что ты умеешь фантазировать. Попробуй нарисовать несуществующее животное из разных частей животных, изображенных ниже.
.
Нарисуй
животное.
|
Задание «Необычные животные»
Я знаю, что ты умеешь фантазировать. Попробуй нарисовать несуществующее животное из разных частей животных, изображенных ниже.
Нарисуй свое
животное.
|
Задание «Необычные животные»
Я знаю, что ты умеешь фантазировать. Попробуй нарисовать несуществующее животное из разных частей животных, изображенных ниже.
Нарисуй свое
изображение.
|
|
Задание «Матрица для оценки идей»
В результате кораблекрушения мы, как Робинзон Крузо, оказались на необитаемом острове. Нам требуется жилище. Что делать?
Заполни
таблицу. Допиши свои идеи и оцени их.
№ |
Идеи |
Легко |
Быстро |
Не нужна техника |
Красиво |
Комфортно |
Надежно |
1 |
Построить дом из пальмовых листьев
|
да |
да |
да |
да |
нет |
нет |
2 |
Найти пещеру и поселиться в ней
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Поселиться в дупле
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Построить дом из песка
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: самая хорошая идея для первого времени под №______, потому что_____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Матрица для оценки идей»
Проанализируй, какое животное лучше держать дома.
Заполни
таблицу (да, нет). Сделай вывод.
№ |
Идеи |
Легко ухаживать |
Нужен дом |
Нужно лечить |
Защищает |
Опасно |
Денежные затраты |
1 |
кошка |
|
|
|
|
|
|
2 |
собака
|
|
|
|
|
|
|
3 |
рыбки
|
|
|
|
|
|
|
4 |
корова
|
|
|
|
|
|
|
5 |
змея
|
|
|
|
|
|
|
6 |
черепаха
|
|
|
|
|
|
|
7 |
попугай
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: лучше держать дома животное под №____, потому, что_______________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
1. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М. Генезис, 2005.
2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников.- Ярославль: Академия развития, 2004.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей для детей 5-7 лет. «Академия развития», г. Ярославль,2004.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 6-7 лет. «Академия развития», г.Ярославль,2004.
5. Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению (Текст)/ А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2006.
6. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития.- Вопросы психологии, 1997. № 4, 20-27.
Скачано с www.znanio.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.