Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Оценка 4.8

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Оценка 4.8
docx
28.02.2020
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова.docx

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова .

 Цель приведенных ниже игр — продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
                                               Вспомним разные слова
Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какоенибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны. Произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

                                                          Подумай и скажи
Наглядный материал. Игрушки: птичка, мишка, зайка.
 — Мы научились с вами, дети, — говорит воспитатель, — находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат поразному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже? Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. Вначале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получится? Произнеси сразу два слова. — Птичка-синичка. — Хорошо. Кто другое слово предложит? — Певичка. — Невеличка. — Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка, И т. д. Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка. Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка; незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

                                                   Какой звук потерялся?
Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен ...амолет, он отправится в полет». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был пропущен звук си что со звуком будет так: «Подготовлен самолет, он отправится в полет». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже' в двух-трех словах: «Наша Таня ...ромко плачет, ...ронила в речку мячик»; «Наша ...аша маленька, на ней ...убка аленька»; «Зайку ...росило хозяйка, под дожде... остался ...айка». Дети восстанавливают пропущенные звуки. При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-добавлялки, несложные стихотворные тексты.
                                             Слово можно прошагать
 Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже — и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!— говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.— Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им. Считать шаги не надо, главное — обратить внимание на длительность звучания слова.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением".

Упражнение на составление предложений.
Цель: 
Составлять предложения по «живой модели»
Оборудование: игрушка- кукла
        
Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения
Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом 
красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая –сядет, а выйдет  слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».


Игра «Собери слова в  предложение»

 Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.

Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос»

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический,Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д.


 Игра «Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
 Описание игры. Каждый ребёнок изображает слово. Педагог: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Игра «Напишем кукле письмо»
 Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. Описание игры. Для игры нужно заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Педагог произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.




































 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО».
«Подскажи слово»

Цель  - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

Оборудование: стихи в книгах

Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек -

 Скрюченные ножки,

 И гулял он целый век

 По скрюченной... (дорожке).

 А за скрюченной рекой

 В скрюченном домишке

 Жили летом и зимой

 Скрюченные... (мышки)!

И стояли у ворот

 Скрюченные елки,

 Там гуляли без забот

 Скрюченные... (волки).

 И была у них одна

 Скрюченная кошка,

 И мяукала она,

 Сидя у ... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".


«Где вы слышали эти слова?»

Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".


«Произносим слова»

Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.          Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.

Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

«Слово можно прошагать»

Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он  произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

        Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.








































Ознакомление со словесным составом предложения



игры—«Составь предложение». Дети упражняются в составлении предложений из ряда слов. Для того чтобы они запомнили словесный ряд из шести слов, необ­ходим специальный подбор слов и порядок их предъявления. Воспитатель вызывает к себе 6 детей, каждому говорит, каким сло­вом он будет. (Примерные наборы слов: 1) «кот», «лиса», «ры­жий», «рыжая», «бежит», «лежит»; 2) «Сережа», «Люба», «гуля­ет», «играет», «много», «мало»; 3) «котенок», «девочка», «весело», «быстро», «бежит», «прыгает».) Дети лучше запоминают слова в приведенном здесь порядке: два существительных, два прила­гательных, два глагола и т. п. Прежде чем начать составлять предложения, надо проверить, как запомнили слова дети груп­пы и дети, обозначающие эти слова. «Все запомнили слова? Да­вайте проверим. Кто слово «рыжая»? Покажи слово «бежит». А это какое слово?» Вопросы задаются о каждом слове. Можно предложить назвать слова по порядку, если дети будут затруд­няться называть их вразбивку.

«Из этих слов можно составить разные предложения про кота или лису из двух или из трех слов. Кто придумает пред­ложение, поднимет руку, только говорить предложение не надо. Надо взять слова и поставить их по порядку, чтобы получилось задуманное предложение». Вызванный ребенок, не произнося вслух придуманное предложение, подходит к «живым словам» и ставит их в задуманном порядке. Затем говорит, какое пред­ложение придумал. Если придуманное ребенком предложение не соответствует составленному им из «живых слов», воспита­тель предлагает детям-словам назвать свои слова. Остальные помогают вызванному найти и исправить ошибку.

При проведении игры «Узнай, что изменилось» воспитатель вызывает троих и каждому говорит, каким словом он будет соответственно порядку слов задуманного им предложения (на­пример, первый ребенок — слово «цыпленок», второй — слово «встретил», а третий — «корову»). Сразу, без последовательного называния слов детьми, спрашивает: «Что получилось? Какое предложение?» Потом можно задать другой вопрос: «Как вы думаете, если вместо слова «цыпленок» я поставлю другое сло­во, получится предложение или нет?» Выслушав ответы детей, продолжает: «Я возьму слово «цыпленок» и поставлю его в стороне, а вместо него скажу слово «котенок». Этим словом будет Оля. Что же сейчас получилось?» Дети отвечают: «Коте­нок встретил корову». «Значит,— говорит воспитатель,— в пред­ложении можно заменять слова и тогда получается новое пред­ложение».

Затем воспитатель предлагает так же заменить два других слова предложения («встретил», «корову»). Ребенок, предло­живший для замены слово, становится этим словом. В резуль­тате последовательной замены всех слов получается новое предложение. На это следует обратить внимание детей: «Сна­чала было предложение «Цыпленок встретил корову», а по­том получилось другое предложение — «Котенок увидел ба­бочку».

Учитывая возможности детей своей группы, воспитатель мо­жет упрощать или усложнять этот вариант игры. В первом случае можно взять предложение из двух слов, во втором — начинать замену слов в предложении с глагола.

 

 

Ознакомление со слоговым.???????????


 

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Слово можно прошагать Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам

Слово можно прошагать Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением"

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением"

Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении

Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

Слово можно прошагать» Цель:

Слово можно прошагать» Цель:

Ознакомление со словесным составом предложения игры—«Составь предложение»

Ознакомление со словесным составом предложения игры—«Составь предложение»

Ознакомление со слоговым.???????????

Ознакомление со слоговым.???????????
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020