Технологическая карта урока по химии "Гидролиз солей" в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по химии "Гидролиз солей" в соответствии с требованиями ФГОС

Оценка 4.9
docx
28.02.2020
Технологическая карта урока по химии "Гидролиз солей" в соответствии с требованиями ФГОС
Гидролиз.docx

Урок на тему: «Гидролиз солей»

 

http://cgz.sumy.ua/wp-content/uploads/119.jpg

 

Образовательные задачи:

  1. Дать понятие о гидролизе вообще и о гидролизе солей в частности.
  2.  Научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций гидролиза солей.
  3.  Сформировать умения предсказывать среду растворов различных солей.

 

Оборудование. Дистиллированная вода, оксиды натрия и кальция, карбит кальция; на столах учащихся и демонстрационном столе: растворы хлорида натрия, нитрата цинка, карбоната натрия, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, стаканы и цилиндры(для демонстрации опытов), штатив с пробирками, стеклянные палочки; таблица «гидролиз солей».

 

Ход урока:

Вначале записываем тему урока, разъясняю задачи и содержание урока. Затем с целью воспроизведения в памяти учащихся опорных положений и подготовки их к восприятию нового материала проводим фронтальную беседу-опрос:

  1. Что определяет свойство растворов кислот?
  2. Как определяется наличие катионов водорода в растворе?
  3. Чем отличаются сильные кислоты от слабых? Привести примеры тех и других.
  4. В молекулах каких кислот – сильных или слабых – водород связана прочнее?
  5. Дать определения основаниям. Как обнаруживается наличие гидроксид-ионов в растворе?
  6. Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие – к слабым? Привести примеры.
  7. Что представляет собой вода с точки зрения теории электролитической диссоциации?
  8. Привести примеры солей, образованных:

а) катионам сильного основания и анионам сильной кислоты;

б) катионам сильного основания и анионам слабой кислоты;

в) катионам слабого основания и анионам сильной кислоты;

г) катионам слабого основания и анионам слабой кислоты;

 

  1. В воде находятся катионы водорода и гидроксид-иона. Почему она не изменяет окраски индикаторов подобных кислотам и щелочам?

 

Уяснив, что нейтральная среда растворов характеризуется одинаковой концентрацией частиц-носителей кислотных и щелочных свойств, записываем:

 

[H+] = [OH-]   Нейтральная среда

[H+] < [OH-]   Щелочная среда

[H+] >[OH-]   Нейтральная среда

 

Затем конкретизируем сведения о солях:

  1. Можно считать, что соли – результат взаимодействия, в общем, противоположных по свойствам веществ – кислоты и основания. Какими кислотами и основаниями образованы следующие соли: ZnCl2, Ca(NO3)2, K3PO4, и т.д.? Укажите силу кислоты и основания.
  2. В зависимости от силы основания или кислоты, из которых образовались соли, их можно разделить на четыре типа:

1) соли, образованные катионами сильного основания и анионами сильной кислоты;

2) соли, образованные катионами сильного основания и анионами слабой кислоты;

3) соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты;

4) соли, образованные катионами слабого основания и анионами слабой кислоты;

           

    Специально оставляем место после названия каждого типа соли, которая будет заполнена примерами и выводами из эксперимента.

    Приступаю к изложению содержания темы, где отправным моментом является этимология понятия «гидролиз». Подчеркиваю, что особенность воды проявляется и в свойстве её молекул взаимодействовать со многими веществами.

    Демонстрирую гидролиз карбида кальция (в пробирке) и оксида кальция (в хим. стакане).Опыты подтверждают сказанное.

 

    Поясняю, что гидролиз рассмотренных веществ можно выразить схемами:

 

CaC2 + 2HOH → Ca2+ + 2OH- + C2H2

CaO + HOHCa2+ + 2OH-

 

Гидролизу подвергаются соединения различных классов. Рассмотрим один из распространённых случаев – гидролиз солей. Задаем  классу вопрос: какую реакцию имеют растворы солей? »Нейтральную»,- как правило, отвечают учащиеся. Учитель предлагает экспериментально проверить правильность выдвинутой гипотезы. (Одновременно с лабораторным опытом проводят демонстрационный эксперимент.) Результаты опытов заносят в таблицу:

 

Формула соли

Окраска лакмуса

Среда

Какими по силе основанием и кислотой образована соль

Na2CO3

Синяя

Щелочная

Сильное основание, слабая кислота

Zn(NO3)2

Красная

Кислая

Слабое основание, сильная кислота

NaCl

Фиолетовая

Нейтральная

Сильное основание, сильная кислота

 

    Как видно из таблицы, результаты опытов позволяют создать проблемную ситуацию. Приступаю к решению проблемы

    Разбираю  состав первой системы (раствор карбоната натрия). Соль – сильный электролит, в растворе содержится в виду ионов:

 

Na2CO3=2Na+ + CO32-

 

Вода очень слабый электролит. Могут ли Na+ взаимодействовать с молекулами воды? Допустим. Na+ + HOH = NaOH + H+. Но при этом образуется сильный электролит. Гипотеза не подтверждается.

    Могут ли ионы CO32- реагировать с водой? Тогда CO32-  + HOH = HCO3- + OH-. Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется очень мало диссоциирующий ион HCO3-, прочно удерживающий протон.

    Может ли гидролиз продолжаться дальше? В направлении

 

HCO3- + HOH = H2CO3 + OH-

 

Этот факт маловероятен, потому что увеличение концентрации гидроксид-иона неминуемо приведёт ко взаимодействию с образовавшейся кислотой (принцип Ле Шателье). Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:

 

2Na+ + CO32- + HOH = 2Na+ + HCO3- + OH-,

или в сокращённом виде: CO32- + HOH = HCO3- + OH-. Почему среда в данной системе стала щелочной? Из уравнений реакции видно, что внесение в нейтральную среду анионов слабого электролита вызвало сдвиг равновесия диссоциации воды в сторону образования гидроксид-ионов.

    Какие соли будут вести себя в водном растворе подобным образом?

    Делаем вывод: соли, образованные катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, подвергаются гидролизу, так как анионы слабой кислоты, связывая ион водорода,  вызывают сдвиг равновесия воды в сторону образования гидроксид-ионов, от которых система приобретает щелочную среду. т.е. [H+] < [OH-].

    Разбираем состав второй системы (раствор нитрат цинка). Соль – сильный электролит, в растворе содержится в виде ионов:

 

Zn(NO3) = Zn2+ + 2NO3-

 

Вода очень слабый электролит и находится в виде молекул. Могут ли анионы NO3-  взаимодействовать с молекулами воды? Допустим, NO3- + HOH = HNO3 + OH-. Но эта гипотеза лишена смысла, так как сильный электролит не может в растворе содержаться в виде молекул.

    Могут ли катионы цинка взаимодействовать с водой? Тогда

 

Zn2+ + HOH = ZnOH+ + H+

 

Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется мало диссоциирующий ион ZnOH+, прочно удерживающий гидроксид-ион.

    Может ли гидролиз продолжаться дальше с образованием основания?

 

ZnOH+ + H+ + HOH = Zn(OH)2 + 2H+

Не может, так как это приведет к удвоению концентрации протонов, что неминуемо сдвинет равновесие сторону обратной реакции. Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:

Zn2+2NO3- +HOH = ZnOH++2NO3-+H+

Zn2++HOH=ZnOH++H+

Из данной системы возможен частичный уход продуктов взаимодействия. Как правило, растворимость основных солей значительно меньшая, чем средних, а вероятность их образования в данной системе большая: ZnOH++NO3-=ZnOHNO3.  При длительном хранении подобных солей на дне емкости образуется осадок в виду основных солей. Предлагаю учащимся ответить на вопросы:

1.Почему гидролиз подобных солей не идет до конца, хотя и одно из веществ частично выводится из сферы реакции?  Образование ZnOHNO3 увеличивает концентрацию катионов водорода, что неминуемо приведет к обратной реакции. А основные соли не могут существовать в кислой среде: ZnOHNO3+H+=Zn2++2NO3-+H2O.

2. Как можно предотвратить образование нежелательных осадков ? Ожидаемый ответ: подкислить раствор соответствующей кислотой, чтобы не выводить в него инородных анионов. Искусственное увеличение концентрации катионов водорода препятствует образованию основных солей.

   Разбирают все возможные варианты взаимодействия частиц в данной системе. Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Почему среда в данной системе кислая?

2.Какие соли будут вести себя в растворе подобным образом?

Делаем  вывод: соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты, подвергаются гидролизу, так как катионы слабого основания вызывают сдвиг равновесия диссоциации воды в стороны образования катионов водорода (гидроксония),от которых среда приобретает кислую среду, т.е. [H+]>[OH-].

Состав третьей системы  и варианты возможных взаимодействий ее частиц предлагают вывести самим учащимся. После чего делаем вывод: соли, образованные катионами сильного основания и анионами сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, в растворе сохраняется равенство: 

[H+]= [OH-]

После этого обращают внимание учащихся на таблицу растворимости солей и спрашивают: к какому типу относятся те соли, против которых стоит прочерк? Эти соли образованы катионами слабых оснований и анионами слабых кислот ; они полностью разлагаются водой. Демонстрируют сульфид алюминия, а затем ( в вытяжном шкафу!) небольшими порциями добавляют его к воде. Обращают внимание на удаление из сферы реакции образующихся веществ: выделение газа, осадок. Записывают уравнение реакции:

Al2S3+6H2O=2Al(OH)3+3H2S

Эти сведения должны учитываться при составлении уравнения реакции.

    В заключение отмечают, что гидролиз солей – процесс обратимый( за исключением последнего случая) и динамическое равновесие этого процесса во многом зависит от температуры, концентрации. Равновесие может быть сдвинуто в сторону образования продуктов гидролиза при кипячении.

   Разбавление растворов также увеличивает  степень гидролиза.

  Демонстрируют гидролиз хлорида железа (III) при кипячении.

  Гидролиз используют в химической и пищевой промышленности. На нем основаны важнейшие реакции в живых организмах, моющие средства -  это легко гидролизирующиеся вещества.

   Затем проверяют усвоение учащимися полученной информации установкой контрольных вопросов по теме, решение экспериментальных задач, анализом выводов и разбором примеров.

   Задание 1.

Напишите уравнение  гидролиза солей, указав среду раствора:MgSO4, FeCl2,K2CO3

Предполагаемый ответ:

Mg2++SO42- + H2O=MgOH++SO42- +H+

Mg2++H2O= MgOH++H+

[H+]>[OH-]-среда кислая

Задание 2.

Подчеркните формулы солей, которые в растворе  не подвергаются  гидролизу: FeCl3, Na2S, KNO3, Na2SO4, CaCl2, AlCl3

Задание 3

Обычное представляет собой натриевую соль органической кислоты, которую можно изобразить условной формулой NaR. Напишите уравнение реакции гидролиза мыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок на тему: «Гидролиз солей»

Урок на тему: «Гидролиз солей»

В воде находятся катионы водорода и гидроксид-иона

В воде находятся катионы водорода и гидроксид-иона

NaCl Фиолетовая Нейтральная

NaCl Фиолетовая Нейтральная

Не может, так как это приведет к удвоению концентрации протонов, что неминуемо сдвинет равновесие сторону обратной реакции

Не может, так как это приведет к удвоению концентрации протонов, что неминуемо сдвинет равновесие сторону обратной реакции

Напишите уравнение гидролиза солей, указав среду раствора:

Напишите уравнение гидролиза солей, указав среду раствора:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020