Урок на тему: «Гидролиз солей»
Образовательные задачи:
Оборудование. Дистиллированная вода, оксиды натрия и кальция, карбит кальция; на столах учащихся и демонстрационном столе: растворы хлорида натрия, нитрата цинка, карбоната натрия, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, стаканы и цилиндры(для демонстрации опытов), штатив с пробирками, стеклянные палочки; таблица «гидролиз солей».
Ход урока:
Вначале записываем тему урока, разъясняю задачи и содержание урока. Затем с целью воспроизведения в памяти учащихся опорных положений и подготовки их к восприятию нового материала проводим фронтальную беседу-опрос:
а) катионам сильного основания и анионам сильной кислоты;
б) катионам сильного основания и анионам слабой кислоты;
в) катионам слабого основания и анионам сильной кислоты;
г) катионам слабого основания и анионам слабой кислоты;
Уяснив, что нейтральная среда растворов характеризуется одинаковой концентрацией частиц-носителей кислотных и щелочных свойств, записываем:
[H+] = [OH-] Нейтральная среда
[H+] < [OH-] Щелочная среда
[H+] >[OH-] Нейтральная среда
Затем конкретизируем сведения о солях:
1) соли, образованные катионами сильного основания и анионами сильной кислоты;
2) соли, образованные катионами сильного основания и анионами слабой кислоты;
3) соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты;
4) соли, образованные катионами слабого основания и анионами слабой кислоты;
Специально оставляем место после названия каждого типа соли, которая будет заполнена примерами и выводами из эксперимента.
Приступаю к изложению содержания темы, где отправным моментом является этимология понятия «гидролиз». Подчеркиваю, что особенность воды проявляется и в свойстве её молекул взаимодействовать со многими веществами.
Демонстрирую гидролиз карбида кальция (в пробирке) и оксида кальция (в хим. стакане).Опыты подтверждают сказанное.
Поясняю, что гидролиз рассмотренных веществ можно выразить схемами:
CaC2 + 2HOH → Ca2+ + 2OH- + C2H2↑
CaO + HOH → Ca2+ + 2OH-
Гидролизу подвергаются соединения различных классов. Рассмотрим один из распространённых случаев – гидролиз солей. Задаем классу вопрос: какую реакцию имеют растворы солей? »Нейтральную»,- как правило, отвечают учащиеся. Учитель предлагает экспериментально проверить правильность выдвинутой гипотезы. (Одновременно с лабораторным опытом проводят демонстрационный эксперимент.) Результаты опытов заносят в таблицу:
Формула соли |
Окраска лакмуса |
Среда |
Какими по силе основанием и кислотой образована соль |
Na2CO3 |
Синяя |
Щелочная |
Сильное основание, слабая кислота |
Zn(NO3)2 |
Красная |
Кислая |
Слабое основание, сильная кислота |
NaCl |
Фиолетовая |
Нейтральная |
Сильное основание, сильная кислота |
Как видно из таблицы, результаты опытов позволяют создать проблемную ситуацию. Приступаю к решению проблемы
Разбираю состав первой системы (раствор карбоната натрия). Соль – сильный электролит, в растворе содержится в виду ионов:
Na2CO3=2Na+ + CO32-
Вода очень слабый электролит. Могут ли Na+ взаимодействовать с молекулами воды? Допустим. Na+ + HOH = NaOH + H+. Но при этом образуется сильный электролит. Гипотеза не подтверждается.
Могут ли ионы CO32- реагировать с водой? Тогда CO32- + HOH = HCO3- + OH-. Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется очень мало диссоциирующий ион HCO3-, прочно удерживающий протон.
Может ли гидролиз продолжаться дальше? В направлении
HCO3- + HOH = H2CO3 + OH-
Этот факт маловероятен, потому что увеличение концентрации гидроксид-иона неминуемо приведёт ко взаимодействию с образовавшейся кислотой (принцип Ле Шателье). Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:
2Na+ + CO32- + HOH = 2Na+ + HCO3- + OH-,
или в сокращённом виде: CO32- + HOH = HCO3- + OH-. Почему среда в данной системе стала щелочной? Из уравнений реакции видно, что внесение в нейтральную среду анионов слабого электролита вызвало сдвиг равновесия диссоциации воды в сторону образования гидроксид-ионов.
Какие соли будут вести себя в водном растворе подобным образом?
Делаем вывод: соли, образованные катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, подвергаются гидролизу, так как анионы слабой кислоты, связывая ион водорода, вызывают сдвиг равновесия воды в сторону образования гидроксид-ионов, от которых система приобретает щелочную среду. т.е. [H+] < [OH-].
Разбираем состав второй системы (раствор нитрат цинка). Соль – сильный электролит, в растворе содержится в виде ионов:
Zn(NO3) = Zn2+ + 2NO3-
Вода очень слабый электролит и находится в виде молекул. Могут ли анионы NO3- взаимодействовать с молекулами воды? Допустим, NO3- + HOH = HNO3 + OH-. Но эта гипотеза лишена смысла, так как сильный электролит не может в растворе содержаться в виде молекул.
Могут ли катионы цинка взаимодействовать с водой? Тогда
Zn2+ + HOH = ZnOH+ + H+
Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется мало диссоциирующий ион ZnOH+, прочно удерживающий гидроксид-ион.
Может ли гидролиз продолжаться дальше с образованием основания?
ZnOH+ + H+ + HOH = Zn(OH)2 + 2H+
Не может, так как это приведет к удвоению концентрации протонов, что неминуемо сдвинет равновесие сторону обратной реакции. Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:
Zn2+2NO3- +HOH = ZnOH++2NO3-+H+
Zn2++HOH=ZnOH++H+
Из данной системы возможен частичный уход продуктов взаимодействия. Как правило, растворимость основных солей значительно меньшая, чем средних, а вероятность их образования в данной системе большая: ZnOH++NO3-=ZnOHNO3. При длительном хранении подобных солей на дне емкости образуется осадок в виду основных солей. Предлагаю учащимся ответить на вопросы:
1.Почему гидролиз подобных солей не идет до конца, хотя и одно из веществ частично выводится из сферы реакции? Образование ZnOHNO3 увеличивает концентрацию катионов водорода, что неминуемо приведет к обратной реакции. А основные соли не могут существовать в кислой среде: ZnOHNO3+H+=Zn2++2NO3-+H2O.
2. Как можно предотвратить образование нежелательных осадков ? Ожидаемый ответ: подкислить раствор соответствующей кислотой, чтобы не выводить в него инородных анионов. Искусственное увеличение концентрации катионов водорода препятствует образованию основных солей.
Разбирают все возможные варианты взаимодействия частиц в данной системе. Учащиеся отвечают на вопросы:
1.Почему среда в данной системе кислая?
2.Какие соли будут вести себя в растворе подобным образом?
Делаем вывод: соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты, подвергаются гидролизу, так как катионы слабого основания вызывают сдвиг равновесия диссоциации воды в стороны образования катионов водорода (гидроксония),от которых среда приобретает кислую среду, т.е. [H+]>[OH-].
Состав третьей системы и варианты возможных взаимодействий ее частиц предлагают вывести самим учащимся. После чего делаем вывод: соли, образованные катионами сильного основания и анионами сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, в растворе сохраняется равенство:
[H+]= [OH-]
После этого обращают внимание учащихся на таблицу растворимости солей и спрашивают: к какому типу относятся те соли, против которых стоит прочерк? Эти соли образованы катионами слабых оснований и анионами слабых кислот ; они полностью разлагаются водой. Демонстрируют сульфид алюминия, а затем ( в вытяжном шкафу!) небольшими порциями добавляют его к воде. Обращают внимание на удаление из сферы реакции образующихся веществ: выделение газа, осадок. Записывают уравнение реакции:
Al2S3+6H2O=2Al(OH)3+3H2S
Эти сведения должны учитываться при составлении уравнения реакции.
В заключение отмечают, что гидролиз солей – процесс обратимый( за исключением последнего случая) и динамическое равновесие этого процесса во многом зависит от температуры, концентрации. Равновесие может быть сдвинуто в сторону образования продуктов гидролиза при кипячении.
Разбавление растворов также увеличивает степень гидролиза.
Демонстрируют гидролиз хлорида железа (III) при кипячении.
Гидролиз используют в химической и пищевой промышленности. На нем основаны важнейшие реакции в живых организмах, моющие средства - это легко гидролизирующиеся вещества.
Затем проверяют усвоение учащимися полученной информации установкой контрольных вопросов по теме, решение экспериментальных задач, анализом выводов и разбором примеров.
Задание 1.
Напишите уравнение гидролиза солей, указав среду раствора:MgSO4, FeCl2,K2CO3
Предполагаемый ответ:
Mg2++SO42- + H2O=MgOH++SO42- +H+
Mg2++H2O= MgOH++H+
[H+]>[OH-]-среда кислая
Задание 2.
Подчеркните формулы солей, которые в растворе не подвергаются гидролизу: FeCl3, Na2S, KNO3, Na2SO4, CaCl2, AlCl3
Задание 3
Обычное представляет собой натриевую соль органической кислоты, которую можно изобразить условной формулой NaR. Напишите уравнение реакции гидролиза мыла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.