Дидактические игры на тему «Что было бы, если бы не было насекомых?»
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ: «Удивительный
мир насекомых»
Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики – животные? Они относятся к группе насекомых. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на земле примерно 250 миллионов лет назад.
А чем питаются насекомые, вы знаете? Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким
нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов! Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые. В природе у насекомых не мало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей трав. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек или сучков. У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд.
Игра "Жуки"
Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.
Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).
Игра “Насекомые”
Пальчиковая гимнастика.
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Сжатькулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»
Пчела села на цветок,
Пьёт она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.
Дидактическая игра «Кто что умеет делать»
Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.
Материал. Картинки с изображением насекомых.
Ход игры
На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).
Например:Бабочка, что делает?. (Летает, порхает)
Гусеница, что делает?. (Ползает, ест, прячется)
Дидактическая игра «На полянке»
Цель. Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Материал. Картинки с изображением цветка, листочка и насекомых.
Ход игры
На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Педагог просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д.
Затем дети составляют предложения.
Дидактическая игра «Посели пчелок»
![]() |
Дидактическая игра «Найди тень»
![]() |
Дидактическая игра «Бабочка и цветок»
Разрезные
картинки тема «Насекомые»
![]() |
Игра «О чем сегодня будем говорить?»
Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.
Посмотри на летний луг,
Сел кузнечик на травинку,
Приглядись внимательно,
Бабочка порхает,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Полосатый шмель гудит
Очень занимательна.
Радостно и звучно…
И зеленая картинка
Целый день здесь жизнь кипит,
Сразу оживает:
Здесь совсем не скучно.
Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет
рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и
т.д.)
Педагог: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.
Загадки о насекомых.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит, стрекочет.
(Стрекоза)
Не зверь, не птица, нос как спица.
Летит - пищит, сядет - молчит.
(Комар)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
(Божья коровка)
Модница крылатая, платье полосатое.
Ростом хоть и кроха, укусит-будет плохо.
(Оса)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Игра «Угадай кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного материала.
Порхает (кто?) - …. (Бабочка) Прыгает (кто?) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.