Дидактические игры на уроках русского языка
(Из опыта работы)
Если спросите любого ребенка, любит ли он играть, то наверняка увидите, как загорятся в отего глаза, как каким-то внутренним светом озарится все его личико так, что слова будут уже лишними. Да! Да! Да! Конечно же! Любим, очень любим! И озорные вихры, и смешные косички, и бантики, и чернильные пальчики – все вдруг потянется к вам всем существом своим с единым вопросом: «А во что сегодня мы будем играть?» И учитель уже чувствует себя почти волшебником, и ты уводишь их за собой в тот волшебный мир игры, где им все понятно и интересно.
Для ребенка многогранное сияние мира, его каноны и противоречия открываются через игру. Роль игры в жизни юного существа трудно переоценить, поэтому работая с детьми, нельзя не играть с ними. На уроках русского языка я активно использую дидактические игры, и это позволяет сделать уроки не только живыми и занимательными, но и более эффективными. Игра преобразует внутренний мир ребенка: заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, который сопутствует игре, становится мощным стимулятором деятельности. На протяжении многих лет я придумываю различные игры и применяю их на уроках в процессе первичного закрепления материала, комплексного повторения и обобщения, а иногда и при изучении новой темы. По форме это самые разнообразные игры: игры с мячом и скакалкой, грамматическое лото, веселые считалки…Постепенно так возник целый сборник авторских игр.
Охотно поделюсь с коллегами некоторыми примерами из наработанных материалов. Возможно, и вам это поможет на уроках. В эти игры можно играть не только на уроках, но и на перемене, после уроков, даже во дворе с друзьями. Они могут сопровождаться музыкой, движением, что также способствует лучшему усвоению материала.
Цель этой игры – закрепить навык дефисного и слитного написания корней пол- и полу-.Обычно ее проводит наш любимый гость Алёша Почемучкин. Это не обязательно герой в костюме Алеши, это вполне может быть и кукла, и нарисованный на слайде герой (кстати, рисуем вместе с детьми). Читаем хором со слайда (или с доски, если отсутствует проектор). Если выделенное слово следует писать через дефис – встаем; слитно – сидим.
Жила веселая семья: три забияки-воробья.
На
тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:
У воробья-соседа отбили (пол-)обеда,
А у синицы-крошки украли (пол-)лепешки
У строгой
утки-мамы стащили (пол-)банана, (пол-)яблока, (пол-)груши,
У мышки (пол-)ватрушки
Отбили – и взлетели подсчитывать потери.
Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы –
У сына выдрали перо и (пол-)хвоста у мамы.
Взгляните: на кого же они теперь похожи!»
Смеялось долго (пол-)Москвы,
как «похудели» их хвосты.
Цель этой игры: закрепить навык правильного употребления существительных в форме родительного падежа родительного падежа множественного числа. Заранее готовим «карточки-ценники»:
Апельсины (5 кг) |
Макароны (5 кг) |
Яблоки (3 кг) |
Мандарины (2 кг) |
Лимоны (2 кг) |
Бананы (2 кг) |
Помидоры (3 кг) |
Носки (2 пары) |
Чулки (1 пара) |
Блюдца (6 шт) |
Полотенца (6 шт.) |
Простыня (3 шт) |
«Покупатель» должен попросить «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров!» За это он получает жетон. Примечание: ценники следует периодически обновлять.
Класс делится на две команды по 12 человек. Каждый участник получает закрытую карточку.
Карточки первой команды:
АКВА- |
ПОЛИ- |
ПСЕВДО- |
БИО- |
ЭКС- |
ВИЦЕ- |
ТЕРРА- |
КАРДИО- |
КОНТР- |
АЭРО- |
ФИЛО- |
ГЕО- |
Карточки второй команды:
ВОДО- |
МНОГО- |
ЛЖЕ- |
ЖИЗНЕ- |
БЫВШИЙ- |
ЗАМ- |
ЗЕМЛЕ- |
СЕРДЕЧНО- |
ПРОТИВ- |
ВОЗДУШНО- |
ЛЮБЛЮ- |
ЗЕМЛЕ- |
Все дети встают в два круга, образуя « карусель», и движутся по кругу сначала медленно, а потом все быстрее:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!
Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.
В центр круга выходи, себе пару подбери.
По команде дети раскрывают свои карточки и начинают искать себе пару в противоположной группе. Проигравшие пары выбывают из игры. Карточки обновляются, и начинается второй тур игры.
Обязательно поможет выучить все частицы на пятерку. Ведь это так просто! Нужно только поиграть:
Бы, ли, же.неужели, разве, не,
Ишь, лишь, бишь,пусть, да, вишь,
Даже, именно, как ни,
Вот, вон, раз, и, просто ни
Все частицы повтори, в центр круга выходи!
Эту игру-считалочку лучше всего выполнять со скакалкой:
Где? Куда? Откуда? Когда
Сколько? Как? Почему? и Зачем?-
Вопросы обстоятельства запомнить нужно всем!
Её же удобно использовать для запоминания наречий, только изменяем третью строчку:
«Вопросы для наречия…»
А вот вариант для запоминания вопросительных и относительных местоимений:
Где? Куда? Откуда? Когда?
Сколько? Как? Почему? и Зачем?
Добавим Кто? И Что?
Какой? Который? Чей?
Очень полезно запомнить несколько советов от того, кто никогда не ошибается:
Парашют, жюри, брошюра – интересные слова:
Буква Ю в них подружилась с буквой Ж и с буквой Ш.
И ещё:
Орфограмму «Гласный в корне»
Твердо все должны мы знать,
А для этого, запомни,
Слово нужно проверять.
Например, вода и воды,
А ещё родня и роды
Города проверим город
Холода проверим холод.
Ну а если не проверить
Гласный в корне : календарь,
Ветеран, герой, сиянье –
Загляни тогда в словарь.
И на всякий случай:
Выучи стихотворенье,
Повторяй его всегда
Зорька – о под удареньем,
Безударная – заря.
И ещё полезно помнить
Безударный корень –гор-:
Догорает солнца лучик.
Разгорается костер.
Букву а пишите смело
Вы в ударном корне –гар-
Гарью пахнет, а на пляже
Замечательный загар.
В пятом классе начинается знакомство учащихся со средствами художественной изобразительности изобразительности. Чтобы их лучше запомнить, полезно прислушаться к таким советам:
О метафоре:
Называя месяц лампою,
Называя голос арфою,
Мы совсем не ошибаемся,
А используем метафору
Об эпитете:
Взор пылающий, томный рассвет,
Робкий ветер – здесь каждый увидит,
Применил ты, почти как поэт
Троп, который зовется эпитет.
О сравнении:
Как, словно, будто, точно –
Мы сравниваем всех:
Вот месяц, как подковка,
Задачка, как орех.
Как лента, вьется речка,
Шоссе, как серпантин,
Горячий, точно печка,
И легкий, словно дым.
О метонимии
Выпил чашечку, скушал тарелочку,
Вымыл с «Кометом» чешский хрусталь,
Вынул Пушкина, взял Достоевского-
И немного при этом устал.
Ты по смежности вместо имени
Называешь другие слова –
Просто это была метонимия,
метонимия это была.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.