|
|
|
«ЯСЛИ-САД №27 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
ИГРАЕМ В СКАЗКУ
(дидактические игры для дошкольников 4- 7лет)
Зайцева М.В. , воспитатель
2021г
Дидактические игры по пожарной безопасности для дошкольников 4-7лет.
Практическое пособие/ А.С. Дивиренко – Макеевка: ДОУ – 2021 – 30с.
Одобрено педагогическим советом МДОУ №27, протокол № 3
от 26.02.2021г
В пособии представлена подборка дидактических игр, предназначенных для работы с детьми дошкольного возраста 4-7 лет, при организации совместной и самостоятельной деятельности. Данный материал может быть использован педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями и родителями.
Пояснительная записка
Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до
пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений
наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем
не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно
ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная
игрушка? Не стоит, тема уже избита».
Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от
детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети,
уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей
становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем,
недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение
взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень
часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо
занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.
Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из
актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только
оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее
опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности,
прививать ему навыки безопасного поведения.
Проводя такую работу, необходимо учитывать возрастные особенности и психо – физические качества каждого ребенка. На восприятие материала влияет
не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи,
поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара,
воспитателю очень важно выбрать интонацию, тактику. Наихудшая тактика –
это тактика устрашения. Нельзя на занятии выложить детям тревожные цифры
и страшные факты. Поскольку дети отличаются повышенной
восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться
невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во
взрослой жизни. Психологи считают: чем серьёзнее тема обсуждения, тем
спокойнее должен быть тон воспитателя
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей
безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы
один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том
числе и противопожарной.
Поэтому в своей работе большое внимание уделяем
художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере
литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как
бы сами поступили в данной ситуации.
Дидактические игры
(для детей младшего дошкольного возраста)
3-4 года
1.«Назови картинку»
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Оборудование: картинки с изображением ведра, пожарной машины, каски и т.д.
Дети рассматривают предложенную картинку и говорят, что это и для чего необходимо.
2. «Кто быстрее потушит пожар?»
Цель: развивать двигательные умения, закреплять правила пожарной безопасности.
Оборудование: стульчики –на один меньше, чем детей, игрушка-огнетушитель, медаль.
По кругу стоят 5 стульев, на них огнетушители, играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу. С окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому он не достался, выбывает из игры. Кто завладел последним огнетушителем –получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
3. Игра «Костер»
Цель: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей.
Оборудование: песок, совочки, изображение огня.
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.
4.Игра «Да» и «Нет»
Цель: развивать внимание, мышление.
Игра называется «Да» и «Нет» Их я хочу услышать в ответ. Все внимательно играйте. Думайте и отвечайте. На вопросы дайте ответ, скажите «Да» иль «Нет» .Всем ребятам нужно знать, Что с огнем нельзя играть. Это все ребята знают? (Да) А с огнем они играют? Для ребят пожары шутка? Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье. Можно ли без разрешенья детям к печке подбегать, чтоб варенье помешать? Палит листья мальчик Тихон, у костра он скачет лихо. Дети дайте мне ответ, хорошо ли это? Под столом играет света, зажигает она свечи. Дети дайте мне ответ, хорошо ли это? Вова спичками играет, Мама это запрещает. Дети дайте мне ответ, Прав наш Вова или нет? Непослушный мальчик Вова, Спичками играет снова. Пусть мне дети отвечают, Маму Вова огорчает? Вот свеча, горит огонь, Ты огонь попробуй –тронь! Дайте, дети мне ответ, Будет больно или нет? Нам пожары не беда? (нет)Друга выручим всегда? Врать не будем никогда? Маму слушаем всегда? Можно спичками играть? Детям свечи зажигать? Причиняет огонь зло? А дает огонь добро? Ты труслив, когда беда? Силы жалко для труда? С огнем всегда ты осторожен? Что ж завершать игру мне можно?
5. Игра «Топаем хлопаем »
Цель: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре.
Условие: Если дети поступают правильно -хлопают, Если неправильно –топают. Ведущий: Знаю я теперь, друзья, Что с огнем играть нельзя!(хлопают)
Спички весело горят, Буду с ними я играть. (топают)Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)Он опасен, Лена знает, Утюг больше не включает (хлопают)Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают(топают)Клим увидел: дом горит, Мальчик «01» звонит.(хлопают)
6. Игра «Что это?» (назови природное явление)
Цель: учить по картинке определять природное явление.
Материалы: картинки с изображением природных явлений. Дети рассматривают свою картинку, говорят, какое природное явление изображено.
7.Дидактическая игра: «Лото -пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно
охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
8.Дидактическая игра «Карточная викторина».
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно
ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:-Назови возможную причину пожара;-как правильно вызвать пожарных;-что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;-можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;-что нужно делать, если в доме запахло газом;-можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;-можно ли поджигать тополиный пух;
-можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;-можно ли использовать лифт во время пожара в доме;-что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;-как правильно покинуть задымлённое помещение;-можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
9.Дидактическая игра: «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
10.Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электро-розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка,
газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно
ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
11.Дидактическая игра: «Сложи картинку »
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
12.Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и
предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине –в нужное место.
13.Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку, который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой... (пожар)Раз, два, три, четыре. У кого пожар в ... (квартире)Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил... ( утюг)Красный отблеск побежал. Кто со спичками......(играл)Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над ...(газом)Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жёг...(траву)Кто в огонь бросал при этом Не знакомые ...(предметы)Помни каждый гражданин: Этот номер... (01)Дым увидел-не зевай. И пожарных ... (вызывай)
14.Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх предложенных картинок, изображенных на одной карточке, ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример –кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.
Дидактические игры
(Старший дошкольный возраст)
( 5-7 лет)
1.Игра «Причины пожаров» (от 5 до 7 лет)
Цель: закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)
Столб огня чердак объял
Кто там спичками (играл)
Побежал огонь во двор
Это кто там жёг (костёр)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)
Кто бросал в траву при этом
Незнакомые (предметы).
Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин,
Этот номер (01).
2. Игра «Какие из перечисленных действий могут привести к
пожару» (5-7 лет)
Цель: закрепить знания детей о пожароопасных предметах и
действиях, которые могут привести к возникновению пожара.
Ход игры:
Воспитатель называет действия, дети поднимают карточки:
красного цвета – если, действие может привести к пожару,
зеленого цвета – если действие безопасно.
Воспитатель:
- рисование,
- чтение,
- поджигание бумаги,
- пение,
- игра с зажигалкой,
- изготовление поделок,
- прыгание через скакалку,
- поджигание сухой травы и листвы.
- пение хором,
- баловство со спичками,
- игра в снежки,
- зажигание бенгальских огней возле ёлки,
- мытьё посуды,
- умывание,
- игра с зажигалкой,
- игра в мяч.
- лепка из пластилина,
- забыли выключить утюг,
- мытьё рук,
- танцы,
- полив цветов,
- поджигание тополиного пуха,
- чистка ковра,
- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
- забивание гвоздей,
- лепка,
- неисправный шнур у гирлянды,
- купание,
- игра с котёнком,
- перегрев телевизора,
- рассматривание книг, в близи, зажженной газовой плитой,
- мытьё рук
3.«Доскажи словечко» (от 5 до 7 лет)
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара.
Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный
мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …..(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..( утюг)
12
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жег…(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
4. Игра «Пожароопасные предметы» (5-6 лет)
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в
ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие
пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер,
жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот,
пожарный, торт, пила, режет, огнетушитель, пакет, кисть,
каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
5.«Огнеопасные предметы». (6-7 лет)
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те,
которые очень часто являются причиной пожара. Развивать
логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти
предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены
огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например:
свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать
карточку с изображением предмета, который не представляет
угрозы для возникновения пожара.
6.«Продолжи предложение» (6-7лет)
Цель: закрепить знание основных причин пожара. Развивать
мышление.
Правило: у кого в руках шарик должен закончить предложение
и после правильного ответа передать шарик другому ребёнку.
Ход игры.
У воспитателя в руках воздушный шарик красного цвета.
В. Шарик красного цвета не случайно. Как вы думаете почему?
( Потому что огонь красного цвета, сегодня мы беседуем об
огне, пожаре). У каждой игры должно быть свое правило. И в эту
игру мы будем играть вот так мы встанем в круг. Я буду
начинать стихотворение, а тот, у кого в реках будет шарик
должен будет это стихотворение закончить и после правильного
ответа передать шарик другому ребёнку.
1. Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой........................ ( пожар).
( Передача шарика)
2.Раз, два, три, четыре
У кого пожар....( в квартире ).
(Передача шарика)
3.Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил .... \(утюг).
(Передача шарика)
4. Красный отблеск побежал
Кто со спичками................... (играл).
(Передача шарика)
5. Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над ....(газом). (Передача шарика)
6. Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег....(траву).
7.Игра «Опасные предметы – источник пожара»
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Материал: картинки с изображением: свечи, спичек, зажигалки, электрической (газовой) плиты, утюга, розетки.
Ход игры: игрокам раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Нужно отсортировать карточки с изображением предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара в одну сторону или коробочку, а в другую, которые являются причиной пожара.
8. Игра «Чей предмет»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о профессиях пожарного, врача,
милиционера, о необходимых принадлежностях; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Материал: карточки с изображением пожарного, врача, милиционера и различных предметов (приложение 1).
Ход игры: В игру играют до 3 человек. В начале игры дети выбирают, карточки какой профессии они будут собирать. Все карты раскладываются в центре стола. Вынимая из общей стопки по одной маленькой карточке, показывать детям изображенную на ней картинку и спрашивать: «Что это?», «Кому это нужно для работы?» Задача ребенка выбрать карточки, принадлежащие той или иной профессии.
9.Игра «Где, чья машина»
Цель: закрепить знания детей о транспорте специального назначения; развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие; воспитывать уважительное отношение к профессии спасателей.
Материал: карточки с изображением пожарного, врача, милиционера и различного вида транспорта (приложение 2).
Ход игры: игра рассчитана на двоих игроков. Карточки делятся между игроками. Первый игрок кладет карточку с изображением человека какой-либо профессии, задача второго подобрать необходимую карточку с изображением соответствующего транспортного средства и суметь объяснить свой выбор.
10. Игра «Найди фрагмент»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Материал: карточки с изображением картинок пожарной тематики и их фрагментов (см. приложение 3).
Ход игры: игрок должен соотнести фрагменты картинки с целой картинкой и указкой показать, откуда данный фрагмент.
11.Игра «Найди, что лишнее»
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по принципу функциональности; закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнём.
Оборудование: предметные картинки: электрический фонарик, костёр, электрическая лампочка, спичка, спичечный коробок, топор, стол, свечи, холодильник, дом.
Ход игры: детям раздаются предметные картинки, воспитатель предлагает отложить те, которые не относятся к электрическим приборам и предметам, связанными с огнём.
12. Игра «Опасно-безопасно»
Цель: закрепление знаний о предметах, учит ориентироваться в окружающем мире.
Материал: карточки, состоящих из двух элементов, соединенных с помощью пазл-замков. На левой половинке карточки изображены предметы и действия, а на правой – их название и характеристика (например: игрушки – безопасно; плита-опасно).
Ход игры: игрок должен определить, что опасно для жизни, а что безопасно и соединить картинки.
13. Игра «Пожарная мозаика»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах безопасности в повседневной жизни; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Материал: карточки 1,2,3,4, 5 (см. приложение 4) Ход игры: игрокам раздаются соответствующие карточки. Карточки №1,2,3 – игрок должен соотнести фрагменты картинки с целой картинкой и указкой показать, откуда данный фрагмент. Карточка №4 – игрок должен найти 10 отличий на картинках. Карточка №5 – игрок должен найти на картинке 2 одинаковых огнетушителя.
14. Игра «Не ошибись»
Цель: развитие внимания, сообразительности, активизация словаря.
Материал: картинки с изображением корзины, пожарного, торта, пилы, огнетушителя, пакета, кисти, касок, рукава, карандашей, огня, нот, спичек, 01, бинта, масок, букв, расчески, воды, стола, лестницы.
Ход игры: ведущий показывает разные картинки (называет слова) участники увидев (услышав) картинки (слова) относящиеся к теме «Пожар».
«Если случилась беда»
Цель игры: закрепить знания детей о названиях и номерах служб экстренной помощи (101 – пожарная служба , 102 – милиция, 103 – скорая помощь, 104 – аварийная служба газа); знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, во дворе, на улице, на воде и на дороге, учить избегать этих ситуаций.
Материал: карточки, фишки (см. приложение 5)
Ход игры: игра рассчитана на двоих игроков. Каждому игроку раздаются по 4 фишки разного цвета. Первый игрок ставит фишку на сюжетную картинку, второй игрок должен поставить фишку такого же цвета на тот номер телефона, который соответствует данной ситуации. Также второй игрок должен объяснить, как избежать опасной ситуации.
«Кто больше назовет действий»
Цель: развитие мышления, сообразительности, активизация словаря.
Ход игры: воспитатель называет детям профессии людей, работающих в различных спасательных службах, дети должны назвать профессиональные действия. Затем играющие меняются ролями: воспитатель называет действие, а дети должны ответить, люди каких профессий совершают эти действия.
«Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового внимания, упражнение детей в четком произнесении слов шепотом, развитие дикции.
Игровая мотивация: Для пожарных спасателей очень важно быть внимательными. Например, они должны уметь внимательно выслушать телефонное сообщение и передать его другим сотрудникам четко, без искажений.
Ход игры: дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какую-то фразу рядом сидящему (например: В соседнем доме пожар!») тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какую фразу ты слышал?» Если тот скажет фразу, предложенную ведущим, значит, телефон исправлен. Если же фраза не та, ведущий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какую он услышал фразу. Так узнают, кто «испортил телефон». Провинившийся занимает последнее место в ряду.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СКАЗКАМ
Список используемой литературы
1. Берлова, Анжела «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю». Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Книга 1 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 2292 c.
2. Давидчук, А. Н. «Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет.» Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
3. Коган, М.С. «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
4. Линго, Т.И. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников». Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.
5. «Играем, развиваемся, растем». Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.