Дидактические игры по познавательному развитию

  • Игры
  • docx
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактические игры направленные на познавательное развитие детей.
Иконка файла материала Дидактические игры по познавательному развитию.docx

Дидактические игры

- По развитию речи

- По ознакомлению с окружающим миром

- По ФЭМП

- По экологии

СЕНТЯБРЬ

1.    Неделя.

·      «Расскажи сказку»

Цель: совершенствование умения узнавать и  называть русскую народную сказку по иллюстрации; формирование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по мнемотаблице; 

·      «Из чего сделаны предметы?»

Цель: уточнение знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.

·      «Дни недели»                                                                                           

Цель: закрепление представлений о последовательности дней недели.

·      «Кто, что ест? Домашние животные»

Цель: закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют  домашние животные;

2.    Неделя.

·      Дидактическая  игра  «Кто в домике живет?»

Цель: формирование умения определять наличие  звука в слове.

·      «Кому что нужно?»

Цель: расширение знаний детей о людях работающих в детском саду, их значимость.

·      «Состав числа» 

Цель:  Совершенствовать знания о составе изученных чисел, формировать умение представлять      числа в виде суммы двух слагаемых.

·       «Времена года»

Цель: закрепление знания детей о временах года: зиме, весне, лете и осени, о признаках и приметах времен года.

3.    Неделя

·      Игра «От каждого по словечку»

   Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций.

·      «Какой бывает транспорт?»

 Цель: Расширение представлений детей о видах транспорта (наземный, воздушный, водный)

·      «Найди пару»                                                                                                            

 Цель: Совершенствование навыка количественного счёта в пределах 10, умение сопоставлять множество с цифрами, соотнесение числа и цифры

·      «Что растет в лесу?»

  Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

4.    Неделя

·      «Времена года»

 Цель игры: развитие связной речи, умение составлять описательные и сравнительные рассказы

·      «Найди и назови общий признак».

Цель: формирование  умения угадывать общий признак предметов и называть его.

·      «Найди соседей числа»

       Цель: формирование навыка понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах десяти)

·      «Ищи и найдешь»

Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

 

ОКТЯБРЬ

1.    Неделя

·      Игра «Найди героев сказки»

  Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей.

·      Дидактическая игра "Необычные вещи"

 Цель. формировать у детей умение определять части объектов. Побуждать к объяснению

практической значимости необычного сочетания известных им объектов или

их частей

·      «Сосчитай и сравни»

 Цель: Совершенствовать навыки количественного и  счёта в пределах 10.

·      «Кто, что ест? Дикие животные»

Цель: закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют  дикие животные;

2.    Неделя

·      Игра «Какая? Какой?»                                                                                                

  Цель: упражнять детей в  подборке  определений, соответствующих данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

·      «Кому что нужно?»

  Цель: расширение знаний детей о людях разных профессий, их значимость.

·      «Найди соседей числа»

Цель: формирование навыка понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах десяти)

·      «Фрукты и овощи»

  Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

3.    Неделя

·      «Расскажи сказку»

  Цель: совершенствование умения узнавать и  называть сказку по иллюстрации; формирование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по мнемотаблице; 

·      «Третий лишний» (Профессии)

Цели:  закрепить  знания  детей  о  многообразии профессий.

·      «Поймай рыбку»

  Цель: Совершенствование знаний о составе чисел в пределах 10.

·       «Ищи и найдешь»

Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

4.    Неделя

·      Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций.

·      «Кому что нужно»

Цель: учить детей называть членов семьи; расширять представления о

том, какие предметы нужны разным членам семьи

·      «Дни недели»                                                                                           

Цель: закрепление представлений о последовательности дней недели.

·      «Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний детей о домашних  и диких животных

 

НОЯБРЬ

1.    Неделя

·      Игра «Найди героев сказки»

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей.

·      «Кому что нужно?»

Цель: расширение знаний детей о людях разных профессий, их значимость.

·      «Математические бусы»

Цель: Закрепить знания о цифрах. Совершенствовать счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке

·      «Вершки – корешки»

    Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

2.    Неделя

·      Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов,  развитие ловкости, быстроты реакции

·      «Город и село»

Цель: формирование знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности.

·      «Найди соседей числа»

Цель: формирование навыка понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах десяти)

·      «Наряды матушки – земли»

Цель: расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

3.    Неделя

·      Игра «Назови одним словом»

Цель:  развитие логического мышления, памяти, речи; формирование умений обобщать, обосновывать.

·      «Третий лишний» (Профессии)

Цели:  закрепить  знания  детей  о  многообразии профессий.

·      Игра «Найди пропущенное число»

Цель: формирование умений детей находить число, которое на один больше и на один меньше числа кружочков, нарисованных на карточке

·      Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели:  закрепление  знания  детей  о  многообразии  растений,  развивать  память, быстроту реакции.

4.    Неделя

·      «Расскажи стихотворение»

Цель: формирование умения рассказывать стихотворение последовательно и выразительно по мнемотаблице; 

·      «Что предмет может рассказать о себе?»

 Цель: формировать у  детей умения составлять по плану описание предмета, выделять характерные признаки

·      Игра «Сосчитай сколько»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарные математические представления, закрепить знания графического изображения цифр и соотношения их с количеством предметов.

 

ДЕКАБРЬ

 

1.    Неделя

·      «Бывает — не бывает»

Цель: развитие речь, память, мышление, быстроту реакции

·      «Из чего сделано».

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

·      «Весёлые варежки»

Цель: формирование умения у детей соотносить количество с цифрой.

·      «Наряды матушки – земли»

Цель: расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

2.    Неделя

·      Игра «Что лишнее?»                                                                                                                     

Цель: расширение и активизирование словарь по теме.

·      «Одежда»

Цель: формировать у  детей навыки использования в речи обобщающих понятий, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность)

·      «Сосчитай сосульки»

Цель: развитие внимания, навыков счёта, закрепление знания цифр и чисел.

·      «Где, кто живет»

Цель: систематизация знаний детей о местах обитания животных

3.    Неделя

·      Игра «Назови одним словом»

Цель:  развитие логического мышления, памяти, речи; формирование умений обобщать, обосновывать.

·      «Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

·      «Месяца»

    Цель: закрепление представлений о последовательности месяцев года.

·      Дидактическая игра «Третий лишний» (явления природы)

Цели:  закрепление  знания  детей  о  явлениях природы,  развивать  память, быстроту реакции.

4.    Неделя

·      «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных  признаков предметов или слов-антонимов.

·      «Кому что нужно?»

Цель: расширение знаний детей о людях разных профессий, их значимость.

·      «Веселые клеточки»     

Цель: развитие умений у детей считать клеточки и располагать рисунок на плоскости согласно образца

·      «Полезные и вредные продукты»

Цель: систематизация представлений детей о вредных и полезных продуктах

 

ЯНВАРЬ

2.    Неделя

·      Игра «Назови одним словом»

Цель:  развитие логического мышления, памяти, речи; формирование умений обобщать, обосновывать

·      «Снежинки»

Цель: формирование у детей знаний о свойствах снега.

·      Игра «Сосчитай сколько»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарные математические представления, закрепить знания графического изображения цифр и соотношения их с количеством предметов

·      «Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний детей о перелетных и зимующих птицах

3.    Неделя

·      «Составь рассказ»                                                                                                                         

Цель:  формирование умения составлять рассказ с опорой на сюжетную картину

·      «Из чего сделано».

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

•   «Сосчитай сосульки»

Цель: развитие внимания, навыков счёта, закрепление знания цифр и чисел.

·      «Ищи и найдешь»

Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года

4.    Неделя

·      «Парные картинки»

Цель: формирование умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.

·      «Назови предмет по описанию»

Цель: развитие умения детей отгадывать предмет по описанию признаков.

·      «Танграм» 

Цель: развитие умения составлять силуэты по образцу

·      «Когда это бывает?»

Цель: систематизация знаний лразличать признаки времен года.

 

ФЕВРАЛЬ

1.    Неделя

·      Игра «Один - много»

Цель: активизация словаря по теме диких животных

·      «Из чего сделаны предметы?»

Цель: уточнение знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.

·      «Весёлые варежки»

Цель: формирование умения у детей соотносить количество с цифрой.

·      «Наряды матушки – земли»

Цель: расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

2.    Неделя

·      Игра «Назови одним словом»

Цель:  развитие логического мышления, памяти, речи; формирование умений обобщать, обосновывать

·      «Третий лишний» (Транспорт)

Цели:  закрепить  знания  детей  о  многообразии видов транспорта

·      Игра «Найди пропущенное число»

Цель: формирование умений детей находить число, которое на один больше и на один меньше числа кружочков, нарисованных на карточке

·      Дидактическая игра «Третий лишний» (Овощи и фрукты)

Цели:  закрепление  знания  детей  о  многообразии  овощей и фруктов,  развивать  память, быстроту реакции.

3.    Неделя

·      «Расскажи сказку»

Цель: совершенствование умения узнавать и  называть сказку по иллюстрации; формирование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по мнемотаблице; 

·      «Одежда»

Цель: формировать у  детей навыки использования в речи обобщающих понятий, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность)

·      «Сосчитай сосульки»

Цель: развитие внимания, навыков счёта, закрепление знания цифр и чисел.

·      «Где, кто живет»

Цель: систематизация знаний детей о местах обитания птиц

4.    Неделя

·      «Что бывает зимой?»

Цель: расширение словарь по теме, совершенствовать умение  согласовывать слова с движением

·      «Какой предмет по материалу».

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

·      «Весёлые варежки»

Цель: формирование умения у детей соотносить количество с цифрой.

·      «Наряды матушки – земли»

Цель: расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

 

МАРТ

1.    Неделя

·      Игра «Назови птицу с нужным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления

·      «Путаница»

Цель: закрепление умений группировать материалы на рукотворные и природные.

·      «Примерочный паровозик»                                                                             

Цель: закрепление вычислительных навыков в пределах десяти. 

·      «Найди маму»

Цель: закрепление знаний у детей о детенышах животных

 

2.    Неделя

·      «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных  признаков предметов или слов-антонимов.

·      «Назови три предмета».

    Цель: упражнять детей в классификации предметов.

·      «Месяца»

    Цель: закрепление представлений о последовательности месяцев года.

·      Дидактическая игра «Третий лишний» (явления природы)

Цели:  закрепление  знания  детей  о  явлениях природы,  развивать  память, быстроту реакции

 

3.    Неделя

·      Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов,  развитие ловкости, быстроты реакции

·      ««Найди пару»

Цель: развитие познавательной активности и внимания

·      «Найди соседей числа»

Цель: формирование навыка понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах десяти)

·      «Наряды матушки – земли»

Цель: расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

4.    Неделя

·      «Кто это сказал»

Цель: развитие памяти, фонетического слуха, быстроту мышления

·      «Определи место для предмета»

Цель; формировать знания о труде взрослых. Знакомить с предметами, облегчающими труд человека. Побуждать детей группировать предметы по способу использования.

·      «Поймай рыбку»

  Цель: Совершенствование знаний о составе чисел в пределах 10.

·      «Ищи и найдешь»

Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

 

АПРЕЛЬ

1.    Неделя

·      Дидактическая  игра  «Кто в домике живет?»

Цель: формирование умения определять наличие  звука в слове.

·      «Кому что нужно?»

Цель: расширение знаний детей о людях работающих в детском саду, их значимость.

·      «Состав числа» 

Цель:  Совершенствовать знания о составе изученных чисел, формировать умение представлять      числа в виде суммы двух слагаемых.

·      «Времена года»

Цель: закрепление знания детей о временах года: зиме, весне, лете и осени, о признаках и приметах времен года.

2.    Неделя

·      Игра «От каждого по словечку»

   Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций.

·      «Какой бывает транспорт?»

 Цель: Расширение представлений детей о видах транспорта (наземный, воздушный, водный)

·      «Найди пару»                                                                                                           

 Цель: Совершенствование навыка количественного счёта в пределах 10, умение сопоставлять множество с цифрами, соотнесение числа и цифры

·      «Что растет в лесу?»

  Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

3.    Неделя

·      «Какое время года?»

Цель: Совершенствовать умение детей  слушать поэтический текст о весне; закреплять знания весенних приметах и месяцах

·      «Чудесный мешочек »

Цель: закрепление знаний детей о предметах  природного и рукотворного мира.

·      «Найди самую длинную (короткую, толстую) рыбку»

Цель: закрепление понятия о длине, ширине и толщине.

·      «Угадай – ка».

Цель: развитие умения у детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

4.    Неделя

·      «Скажи по- другому»

Цель: обучение подбирать слова сходные по значению (жаркий - теплый, морозный - холодный).

·      «Так бывает или нет»

Цель: уточнение знаний о сезонных признаках.

·      «Времена года»

Цель: закрепление порядкового счета.

·      «Когда это бывает?»

Цель: уточнение и углубление знаний детей о временах года.

 

МАЙ

1.    Неделя

·      «Чего не стало»

Цель: закрепление умения употреблять сущ, Р. п. ед. ч. Развитие зрительной памяти.

·      «На воде, в воздухе, на земле»

Цель: закрепление представления о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения.

·      «Машины на дороге»

Цель: закрепление знаний о величине.

·      «Что растет в лесу?»

  Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

2.    Неделя

·      «Расскажи рассказ»

Цель: формирование умения сочинять и рассказывать последовательно и выразительно по мнемотаблице; 

·      «Одежда»

Цель: формировать у  детей навыки использования в речи обобщающих понятий, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность)

·      «Сосчитай цветочки»

Цель: развитие внимания, навыков счёта, закрепление знания цифр и чисел.

·      «Где, кто живет»

Цель: систематизация знаний детей о местах обитания птиц

3.    Неделя

·      Игра «Найди героев сказки»

  Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей.

·      Дидактическая игра "Необычные вещи"

 Цель. формировать у детей умение определять части объектов. Побуждать к объяснению

практической значимости необычного сочетания известных им объектов или

их частей

·      «Найди фигуру»

           Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

·      «Кто, что ест? Домашние животные»

Цель: закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют домашние животные;