Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Активизация словаря
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
«Что бывает осенью?» |
Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Что бывает зимой?» |
Закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164. |
«Осенние листья» (лото) |
Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Загадки Зайца» |
Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.144. |
«Что лишнее?» |
Расширить и активизировать словарь по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.165. |
«В лесу родилась ёлочка! |
Уточнить и расширить словарь по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.166. |
«Узнай игрушку» |
Уточнение и активизация словаря по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.148. |
«Кукла Катя проснулась» |
Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнёру по игре. |
Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.150. |
«Кукла обедает» |
Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. |
Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.61. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 29. |
«Новая кукла» |
Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать доброжелательное отношение к новеньким. |
Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – с.62. |
«Нарядим куклу» |
Активизировать словарь по теме «Одежда». |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.150. |
«Устроим кукле комнату» |
Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, рассказывать об их назначении, употреблять в речи глагол лежать в повелительном наклонении (ляг). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 76. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59. |
«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» |
Помочь детям запомнить последовательность раздевания; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 60. |
«Купание куклы Кати» |
Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 79. |
«Кто во что одет?» |
Сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме «Одежда». |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.151. |
«Отгадай и назови» |
Познакомить детей с названием предметов, активизировать в речи названия предметов и их качества. Учить образовывать существительные по аналогии. |
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.71. |
Упражнение «Позови цыплёнка» |
Активизировать в речи детей слова «клюв – клювик – клевать; курица – курочка; блюдо; миска – мисочка». |
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.74. |
«Покажи по разному» |
Познакомить детей со словами антонимами. |
Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.188. |
«Мешочек, впусти» |
Расширение и уточнение активного словаря ребёнка, и упражнение в правильном произнесении звуков. |
Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.210. |
«Чудесный сундучок» |
Учить детей ясно, чётко произносить знакомые слова. |
Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.209. |
«Что изменилось?» |
Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 31. |
«Чудесный мешочек» |
Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Закрепить названия овощей, их цвета. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 32. Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.143, 146,148. |
«Поварёнок» |
Активизация словаря по теме «Овощи», обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.145. |
«Узнай на вкус» |
Упражнять детей в определение вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 33. |
«Что в корзинке?» |
Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.146. |
«Соберём фрукты в саду» |
Закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определённом порядке. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.146. |
«Не ошибись» |
Закреплять умение детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, учить соотносить предмет с его изображением. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 68. |
«Узнай и назови овощи» |
Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; активизировать в речи детей слово много. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 49. |
«Подбери посуду для куклы» |
Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание речь. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 36. |
«К куле пришли гости» |
Познакомить с названием посуды, её цветом, формой, назначением. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.152. |
«Помоем посуду» |
Расширить словарь по теме, активизировать речь. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.153. |
«Парные картинки» |
Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 39. |
«Разрезные картинки» |
Формировать целостное восприятие предмета. Научить составлять целое из трёх и четырёх частей, активизировать речь в ходе работы и после её выполнения. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.147,149,154,163,170,174,178 |
«Домино» |
Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 44. |
«Птички» |
Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 55. |
Упражнение «Чья мама? Чей малыш?» |
Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 62. |
«Кто что ест?» |
Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголылакать, грызть, есть. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 33. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 39. |
Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 112. |
|
«Давайте познакомимся» |
Уточнить и расширить словарь ребёнка по теме «Домашние животные» |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.161. |
«Кто как кричит?» |
Научить ребёнка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.161. |
«Какой?» |
Учить детей различать и называть цвета:красный, жёлтый, зелёный. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 41. |
«Подбери пёрышко» |
Учить детей различать и называтькрасный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 53. |
«Что за форма?» |
Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя (найдите кубик). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 61. |
Упражнения и игры с кубиками и кирпичиками |
Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, жёлтый, синий), выполнять задание воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и её активизацию. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 42. |
«Вверх – вниз» |
Помочь детям понять значение словвверх, вниз, научить отчётливо произносить их. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 32. |
«Выше – ниже, дальше – ближе» |
Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 46. |
«Высоко – низко» |
Формировать у детей пространственные представления (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 73. |
«Далеко – близко» |
Учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 66. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 51. |
«Отгадай и назови» |
Познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 65. |
«Что я сделала?» |
Учить правильно называть действия, противоположные по значению. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 66. |
Упражнение «Что я делаю?» |
Активизировать (с помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 72. |
«Кому что нужно» |
Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофёр). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 111. |
«Позови цыплёнка» |
Активизировать в речи детей слова клюв – клювик – клевать, курица - курочка, блюдо – блюдце. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 114. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Грамматический строй речи
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
«Один – много» |
Научить образовывать существительные множественного числа. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142,144,147,149,151,153, 159,163,167,169,171,175, 178,181. |
«Осенние листья» (лото) |
Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.142. |
«Назови ласково» |
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.144,147,149,151,155,162, 166,167,174,181. |
«Поварёнок» |
Активизация словаря по теме «Овощи», обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.145. |
«Магазин «Фрукты»» |
Научить выражать просьбу одним-двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.147. |
«Что не стало?» |
Упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.149,154, |
«Угостим медведей чаем» |
Закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.152. |
«Ложка и стакан» |
Сформировать понимание некоторых предлогов. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.154. |
«Кошкин дом» |
Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.155. |
«Спрячь мячик» |
Формирование навыка понимания предложных конструкций. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Мебель для Мишутки» |
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Два и две» |
Познакомить ребёнка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.159. |
«Вспомни, что делает» |
Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме «Человек». |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.157. |
«Олины помощники» |
Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.160. |
«Помогите маме найти своих детёнышей» |
Закрепить словарь существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.162. |
Кто где спрятался?» |
Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.163. |
«Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?» |
Закрепить понимание предлогов на и под,активизировать словарь по теме. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.168. |
«Лисьи прятки» |
Упражнять в употреблении предлога за. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.171. |
«Кто чем питается?» |
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.171. |
«Где сейчас машина?» |
Учить понимать предложные конструкции. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.175. |
«Сплетём веночек» |
Учить согласовывать существительное с числительным. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.177. |
«Где бабочка?» |
Формировать понимание предлогов. |
Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.178. |
«Зайчик и мишка» |
Приучать ребёнка различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. |
Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.212. |
«Где снежинка?» |
Использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 70. |
Упражнение «Где солнечный зайчик?» |
Учить детей отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги на, над, около. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 96. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие связной речи
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
«День рождения куклы Алёны» |
Развитие у детей связанной речи. |
Елецкая О.В. «День за днём говорим и растём» - с.214. |
«Новая кукла» |
Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 30. |
«Найди предмет по описанию» |
Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 35. |
«Когда это бывает?» |
Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 45. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Звуковая культура речи
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
Упражнение «Паровоз» |
Добиваться отчётливого и длительного произнесения звука «У». |
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.70. |
Упражнение «Сова» |
Упражнять детей в отчётливом произнесении звука «Х»: изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах. |
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.72. |
Упражнение «Позови цыплёнка» |
Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах. |
Лямина Г.М. «Развитие речи ребёнка раннего возраста» - с.74. |
«Водичка» |
Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С». |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 73. |
«Пузырь» |
Развитие речевого дыхания и звукового аппарата. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 74. |
«Паровоз» |
Развитие речевого дыхания. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 74. |
«Капитаны» |
Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 75. |
«Чей одуванчик улетит дальше?» |
Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 75. |
«Снежинки» |
Развитие речевого дыхания, формирование умения делать лавный и длительный выдох (не добирая воздуха). |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 76. |
«Мышка» |
Формирование правильного и отчётливого произношения звуков «П», «ПЬ»; отчётливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 76. |
«Барабан» |
Продолжение формирования правильного и отчётливого произношения звуков «Б», «БЬ»; обучение регулированию силы голоса. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 77. |
«Отгадай, кто к нам пришёл» |
Формирование чёткого произношения звуков «М», «П», «Б», «МБ», «ПЬ», «БЬ»; обучение отчётливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 77. |
«Часы тикают» |
Развитие звукопроизношения; закрепление правильного произношения звуков «К» и «Г», «ТЬ». Развитие голосового аппарата, выработка умеренного тепа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – с. 48. |
«Поспешили-насмешили» |
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Скажи «а»» |
Учить отчётливо произносить звук «А». |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 34. |
«Лошадки» |
Учить отчётливо произносить звук «И». |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 35 |
«Ослик» |
Учить правильно произносить звуки «И», «А» и звукосочетания «ИА». |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 54. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 36 |
Игры и упражнения на звукопроизношение (звук «У») |
Закрепить правильное произношение звука «У» (изолированного и в звукосочетаниях). |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 36. |
Игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б - бь |
Формировать умение чётко произносить звуки «М», «МЬ», «П», «ПЬ», «Б», «БЬ» в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 49. |
«Гости» |
Приучать детей правильно и отчётливо произносить звук «М», «МЬ», закрепить произношение звука «У». |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 56. |
Упражнение «Собака» |
Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука «Ф»; учить детей умеренно громко произносить звукосочетания (аф – аф, фу – фу). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 66. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 51 |
Упражнение «Дождик» |
Учить детей правильно и отчётливо произносить звук «К», способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью). |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 67. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 56. |
Упражнение «Покатаемся на лошадке» |
Закреплять правильное произношение звука «О»; учить произносить звукосочетание «ННО – ННО» громко и тихо. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 74. |
«Колокольчик» |
Отрабатывать произношение звуков «Д», «ДЬ». Учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 76. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59. |
Упражнение «Тук-тук» |
Учить правильно произносить звук «Т», закреплять произношение звука «Л»; учить детей произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 78. |
Упражнение «Тик-так» |
Учить детей правильно произносить звук «Т», «ТЬ». Закреплять правильное произношение звука «К», учить слова произносить громко, тихо, быстро и медленно. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 83. |
Упражнение «Пароход» |
Учить чётко и правильно произносить звук «Ы»; развивать голосовой аппарат, побуждая детей произносить звук тихо – громко. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 94. |
«Магазин» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 14. |
«Все спят» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Можно ездить или нет?» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Кому что надо?» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«Кто с кем стоит рядом» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 16. |
«На прогулку в лес» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 17. |
«Отгадай и назови» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 17. |
«Напоим Чебурашку чаем» |
Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 18. |
«Где кукует кукушка?» |
Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой аппарат. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 19. |
«Дождик» |
Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап – кап – кап, а также произносить его отчётливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 19. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие слухового внимания
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
«Узнай по звуку» |
Развитие слухового внимания и фразовой речи. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 44. |
«Кто внимательный?» |
Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым её произносят. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 45. |
«Беги на носочках» |
Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 45. |
«Где позвонили?» |
Развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 46. |
«Тихо мы в ладошки ударим?» |
Развитие у ребёнка умения соотносить свои движения со словами текста, выполнять их громко и тихо. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 46. |
«Мы топаем!» |
Развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 47. |
«Мы ногами топ-топ-топ» |
Обучать ребёнка двигаться под музыку, слушать слова песни. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 47. |
«Во дворе» |
Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 48. |
«Часы тикают» |
Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 48. |
«Кто что услышит?» |
Развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 50. |
«Угадай, что надо делать?» |
Развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Солнце или дождик?» |
Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Угадай, на чём играю» |
Развитее устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 51. |
«Угадай, кто позвал?» |
Воспитание слухового внимания, чувства товарищества. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 46. |
«Сова» |
Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 53. |
«Птицы и автомобиль» |
Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 56. |
«Поспешили-насмешили» |
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Угадай, кто кричит?» |
Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 148. |
«Угадай, что делать?» |
Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Учить соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 151. |
«Угадай, кто идёт» |
Воспитание умения определять темп звучания тамбурина. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 152. |
«Кто позвал?» |
Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 58. |
Упражнение «Отгадай» |
Учить детей произносить слова отчётливо, правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его название. |
Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – с. 98. |
«Кого как зовут?» |
Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 10. |
«Да или нет» |
Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 10. |
«Выполни задание» |
Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 11. |
«У кого такой предмет?» |
Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно выполнять игровые поручения. |
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1983. – с. 13. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Развитие речевого дыхания
Название игры |
Дидактическая задача |
Литература |
«Водичка» |
Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С». |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 73. |
«Пузырь» |
Развитие речевого дыхания и звукового аппарата. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 74. |
«Паровоз» |
Развитие речевого дыхания. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 74. |
«Снежинки» |
Развитие речевого дыхания, формирование умения делать лавный и длительный выдох (не добирая воздуха). |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 76. |
«Чей одуванчик улетит дальше?» |
Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ. |
Галанов А.С. «Развитие ребёнка от 2 до 3 лет». – М.: Айрис-пресс, 2007. – с. 75. |
«Ветерок» |
С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 41. |
«Кто лучше найдёт игрушку?» |
Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 179. |
«Пускание корабликов» |
Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 149. |
«Птицеферма» |
Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога. |
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – с. 152. |
Дидактические игры по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
Составила:
Растатурина М.М.,
заместитель заведующего
МБДОУ ДС «Творчество»
Словесные игры
Название игры |
Задачи |
Литература |
«Ладушки» |
Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 15. |
«Про сороку» |
Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чём в ней говорится. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 16. |
«Игра с пальчиками» |
Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 17. |
«Коза рогатая» |
Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 18. |
«Заинька» |
Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 19. |
«На птичьем дворе» |
Закрепить знание детей о том, как кричат домашние птицы; воспитывать правильное звукоподражание. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 19. |
«У медведя во бору» |
Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука «Р». |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 20. |
«Конь» |
Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 21. |
«Петушок» |
Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении; закреплять знания о петушке. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 21. |
«Хохлатка» |
Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы – наседки. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 22. |
«Сова» |
Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 23. |
«Уточка» |
Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 24. |
«Птички» |
Упражнять в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 25. |
«Игра в поезд» |
Закреплять знания детей о таком виде транспорта, как поезд; упражнять в правильном произношении звуков. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 26. |
«Птицы и автомобиль» |
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 27. |
«Вороны» |
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука «Р», учить говорить то громко, то тихо. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 27. |
«Пчёлки» |
Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука «Ж», учить действовать по звуковому сигналу. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. |
«Курочка - рябушечка» |
Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 28. |
«Еду – еду» |
Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении. |
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991. – с. 29. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.