Кроссворды
Цели: учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.
Оборудование: картинки, схемы кроссвордов
Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.
Ход игры Педагог указывает детям на кроссворд и сообщает: «Будем заполнять клеточки. Тут разные слова». Сначала он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд. Дальше дети называют следующие картинки и вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если данная игра используется редко, в качестве помощи педагог может вписать в кроссворд первые буквы слов.
Усложнение. Если данная игра используется часто, можно предложить старшим дошкольникам вспомнить слова по какой-то теме (например, цветы) и вписать их в кроссворд. Если дети не могут вспомнить названия предметов, им предлагаются картинки, которые дети называют, а затем вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если дети неточно воспроизводят структуру слов, можно сначала предложить прочитать слова или написать их, а затем заполнить кроссворд.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта - это одежда....
Ход игры Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки.
Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает.
Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой - продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц...)?
Ход игры У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?
Цели: уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов, учить составлять предложения с глаголами настоящего времени, учить аналитическому чтению.
Оборудование: картинки с изображениями птицы, рыбы, лягушки, бабочки, осы, жука, белки, змеи, мышки и др.
Речевой материал: Кто летает, ползает, плавает, бегает, прыгает? Птица летает, белка прыгает... и т.д.
Ход игры Игра проводится на занятии по теме «Животные», когда дети познакомились со способами передвижения различных животных. Педагог раздает детям по несколько картинок с изображением животных, они отвечают на вопрос «Кто у тебя?» и называют животных. На доске прикреплены таблички со словами: «летает, ползает, плавает, бегает, прыгает», которые прочитываются. Педагог вызывает ребенка и предлагает ему разместить картинки под соответствующими табличками. Ребенок прикрепляет картинку под соответствующим словом и говорит: «Рыба плавает». Дети оценивают правильность выполнения задания, ребенок получает фишки по количеству правильно расположенных картинок. Таким образом размещаются все картинки. Затем педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Кто летает?» Дети отвечают: «Птичка, бабочка, оса летает». Таким же образом проводится работа и с остальными глаголами. Можно задавать и провоцирующие вопросы: «Рыба летает?», учить отвечать, используя конструкции с отрицанием или противопоставлением: «Нет, рыба плавает. (Рыба не летает, а плавает)».
Четвертый лишний
Цели: развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, использовать сложные предложения с союзом «потому что».
Оборудование: четыре набора картинок с предметами разных тематических групп (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Речевой материал: что лишнее? (Что не подходит?), конструкции типа: «тарелка лишняя, потому что это не мебель». Для чего нужны эти предметы?
Ход игры Педагог размещает в наборном полотне или на фланелеграфе наборы картинок, в которых три картинки относятся к одной тематической группе, а одна - к другой. Например, в одном наборе находятся картинки с изображением стола, стула, шкафа и тарелки, в другом - помидора, сливы, моркови, лука. По такому же принципу подбираются и другие наборы картинок. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и сказать, что лишнее (что не подходит). Когда ребенок назвал предмет, педагог просит ребенка объяснить, почему он так считает. Взрослый помогает ребенку правильно построить сложное предложение. Можно записать предложение на доске в качестве образца. Если дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, педагог на примере одного набора картинок уточняет, к какой группе относится каждый предмет. Таким же образом проходит работа и с другими наборами картинок. Педагог не должен спешить помогать детям, сначала нужно выслушать все объяснения детей, и если они не точны, помочь детям установить правильные причинно-следственные связи.
Когда дети научатся правильно выделять четвертый лишний предмет, относящийся к другой тематической группе, можно предложить картинки с предметами, более близкими по функциональному признаку, например, домашние и дикие животные, столовая и чайная посуда, летняя и зимняя одежда, верхняя одежда и белье и т.д.
Опиши предмет
Цели: учить использовать вопросный и символический планы при описании предметов, составлять описание в определенной последовательности.
Оборудование: реальные предметы или муляжи (подбор предметов определяется темой занятия), карточки-символы или схема, на которой последовательно представлены символы, передающие величину, форму, цвет предмета. В зависимости от тематической принадлежности объектов подбираются дополнительные символы (где растет, где живет, где купили).
Речевой материал: названия предметов, опиши предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живет? Где растет? Для чего нужен? Где купили?
Ход игры Детям предлагается описать знакомый предмет, например овощ. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет? Для чего нужен? Где купили?» Составленное описание прочитывается детьми. Когда у них будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка-символ, уточняется значение символов (предмет может быть большой или маленький, круглый, квадратный, разного цвета и т.д.).
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать символический план. Педагог предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек-символов последовательность описания (о чем нужно сказать сначала, о чем потом). При необходимости вводятся новые символы, значение которых уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных - карточка с символами дома, леса, гнезда.
Посылка
Цель: учить описывать предметы и узнавать их по описанию, закреплять навыки чтения.
Оборудование: коробка, в которой в бумажных пакетах лежат овощи и фрукты (по одному в пакете). Могут использоваться предметы других групп (игрушки, одежда и др.).
Речевой материал: Почтальон принес посылку: овощи, фрукты, опиши, назови, угадай, а также слова, обозначающие свойства фруктов и овощей (форму, величину, цвет, вкус).
Ход игры Педагог показывает детям коробку и сообщает, что рано утром почтальон принес посылку. Там овощи и фрукты. Педагог дает двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не называя, что там, рассказать детям о предмете, который они получили в посылке. В случае затруднений педагог помогает ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета фрукт? Он большой или маленький?» и т.д. Ответы ребенка записываются на доску. Когда ребенок расскажет все о фрукте или овоще в посылке, дети читают описание называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол.
В конце игры дети, получившие посылки, угощают других детей фруктами или овощами.
Кому что надо?
Цели: уточнять представления детей о профессиях, о занятиях и трудовых действиях людей, учить называть функции и свойства предметов.
Оборудование: шапочка врача (с красным крестом), колпак повара, элементы костюмов представителей других профессий (по усмотрению педагога); коробка с игрушечными вещами - атрибутами различных профессий (шприц, лекарство, термометр, половник, ложка и др.).
Речевой материал: повар, врач, кто ты? кому что надо? Для чего нужно? Передай врачу (повару). Градусник нужен врачу. Что надо врачу (повару)?
Ход игры Педагог вызывает двух детей, на одного надевает шапочку врача, на другого - колпак повара. Уточняет названия профессий, занятия врача, повара. Детей усаживают за стол лицом к другим детям. Затем педагог приглашает одного ребенка, предлагает ему достать из коробки вещь, назвать ее, рассказать, для чего она нужна, и передать ее по назначению. Например: «Это лекарство. Врач дает лекарство детям» или «Это нож. Ножом режут овощи, мясо. Нож нужен повару». Состав участников игры меняется. Можно ввести другие профессии: парикмахер, строитель, учительница и др.
Магазин
Цель: учить детей пользоваться побудительными конструкциями, описывать предметы, согласовывать слова в роде, числе, падеже; использовать слова с обобщающим значением «одежда», «обувь», «игрушки».
Оборудование: «магазин» с отделами «Одежда», «Обувь», «Игрушки». В каждом отделе «продается» по пять-шесть игрушечных вещей. Желательно иметь в каждом отделе несколько одинаковых вещей, отличающихся по цвету, размеру, например, платья или туфли разного цвета. Машина, в которую складывают купленные вещи.
Речевой материал: Что Вы хотите посмотреть? Что вам показать? Покажите мне, пожалуйста, красное платье ( синюю рубашку, черные туфли..., зеленый мяч...). Одежда, обувь, игрушки. Я купил(а) черные сапоги... Сапоги - это обувь.
Ход игры Педагог продавец сообщает детям, что открылся новый магазин, и что они могут купить в магазине одежду, обувь, игрушки для кукол. Он вместе с детьми рассматривает предметы в каждом отделе, уточняет, почему данный предмет продается в этом отделе, вместе с детьми называет цвет, размер предметов.
Затем педагог предлагает детям что-нибудь купить, спрашивает: «Что Вам показать?» Покупатель отвечает: «Покажите мне, пожалуйста, красное платье в полоску». Вопросы и ответы могут быть записаны на табличках или на доске. После рассматривания вещи продавец спрашивает: «Вы хотите купить платье?»
Купленные вещи продавец кладет в отдельные бумажные пакеты, на которых пишет имя и фамилию покупателя. Все пакеты с купленными вещами складываются в машину. В конце игры машина с покупками приезжает к детям. Педагог предлагает детям прочитать имя, фамилию покупателя, спрашивает, что он купил. Можно спросить, в каком отделе куплена вещь или к какой группе предметов относится вещь («платье - это одежда»). Затем покупки раздаются покупателям.
Волшебная корзина
Цели: учить составлять описание животных по плану, расширять словарь по теме «Животные».
Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, маски животных, конверты по числу детей, корзина, салфетка, написанный на большом листе бумаги вопросный план.
Речевой материал: вопросы плана, описания животных. Кто это? Расскажи о волке (собаке...). Я рассказывал о волке...
Ход игры Педагог показывает детям большую корзину, накрытую салфеткой, и предлагает посмотреть, что там. В корзине лежат конверты по числу детей, маски животных, лист бумаги, свернутый в трубочку и перевязанный ленточкой. Педагог достает конверты и раздает их детям. Каждый ребенок вынимает из своего конверта картинку с изображением домашнего или дикого животного. Педагог достает из корзины лист бумаги, разворачивает его и закрепляет на доске. На листе бумаги написаны вопросы. Педагог сообщает детям: «По этим вопросам вам нужно рассказать о своем животном».
План
1. Кто это?
2. Домашнее или дикое животное?
3. Где он живет? Как называется его дом?
4. Какие части тела есть у него?
5. Чем питается? (Что ест?)
6. Как называют детей (детенышей)?
Один ребенок описывает животное, изображенное на его картинке, по этому плану. Педагог может записать описание на доске. После составления описания ребенок закрепляет свою картинку в наборном полотне, описание прочитывается.
После того, как все или несколько детей описали по плану своих животных, педагог достает из корзины маски. Он показывает одну маску и спрашивает: «Кто это? Кто рассказывал о волке?» В случае правильного ответа ребенок описывавший волка, получает маску. Когда все дети ответят на вопрос и получат маски, педагог организует с ними игру в хоровод.
На следующем занятии можно использовать составленные детьми описания животных и записанные на доске или на табличках для проведения игры «Угадай, кто это». Педагог раздает детям в случайном порядке картинки с изображением животных, которых дети описывали на предыдущем занятии. Затем он предлагает детям прочитать описание животного и угадать, кто это. Педагог заранее закрывает в тексте описания название животного. Дети читают описание, называют животное и подкладывают картинку с его изображением.
В качестве одного из вариантов игры на следующем занятии можно использовать рисование животного по описанию. Дети читают описание, называют животное и по представлению рисуют.
Аналогии
Цели: учить строить предложения по аналогии, пользуясь образцом; использовать союзы при построении сложного предложения.
Оборудование: картинки, на которых изображены животные и их детеныши. Например, на картинке-образце в верхней части изображена корова, а под ней внизу (или рядом) теленок. Подбираются соответствующие пары картинок (лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, мышка и мышонок коза и козленок и т.д.). Можно использовать готовое пособие «Аналогии», в котором даны карточки с картинками.
Речевой материал: названия животных, их детенышей предложения типа: «У коровы теленок. У лошади жеребенок», «У коровы теленок, а у лошади...»
Ход игры
1-й вариант. Педагог раздает детям карточки, в верхней части которых находится изображение животного (козы, свиньи, кошки и др.). Картинки с изображениями детенышей выставлены в наборном полотне или лежат на столе. Педагог показывает первую картинку, на которой изображена корова, и подкладывает к ней картинку с изображением теленка. По этой паре картинок педагог составляет предложение-образец, например: «У коровы теленок». Затем предъявляет карточку с изображением лошади, просит подобрать соответствующую картинку с изображением жеребенка, задает вопрос: «Кто у лошади?». По аналогии составляется предложение « У лошади жеребенок».
2-й вариант. Для детей с более высоким уровнем речевого развития игра может быть усложнена. Педагог предъявляет сразу две пары картинок и задает вопрос: «У коровы теленок, а кто у лошади?» Вместе составляется образец предложения: «У коровы теленок, а у лошади жеребенок». Затем детям раздаются по две карточки с картинками, на одной из которых есть изображение животного и детеныша, а на второй только изображение животного. Ребенку необходимо подобрать соответствующее изображение детеныша и составить предложение по образцу.
3-й вариант. Детям предлагается дополнить написанные на доске предложения: «Бабочка летает, а жук...», «Лягушка прыгает, а волк...» «Змея ползает, а белка...»
Подбери пару
Цели: учить детей понимать функции предметов, использовать слова в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением предметов, которые могут использоваться в одной ситуации (карандаш и тетрадь, молоток и гвоздь, иголка и пуговица, нож и продукты питания, ложка и суп и др.).
Речевой материал: что это? Подбери пару. Для чего нужен (нужны)? Названия предметов. Образцы предложений: «Карандашом рисуют в тетради», «Ложкой едят суп»...
Ход игры Каждому ребенку дается картинка с изображением одного предмета. Педагог демонстрирует одну из картинок (например, с изображением карандаша), спрашивает у детей, что это, и предлагает подобрать другую картинку («Что подходит?»). Картинки с изображением парных предметов находятся на столе педагога или в набор, ном полотне. Дети подбирают к изображению карандаша картинку с изображением альбома. Составляется предложение: «Карандашом рисуют в альбоме». Затем каждый ребенок должен подобрать картинку с изображением со. ответствующего парного предмета и сказать, для чего она нужны. Педагог помогает детям составить предложения: «Ножом режут колбасу», «Иголкой пришивают пуговицу» и др.
Помоги кукле одеться на прогулку
Цели: учить детей определять время года по картинке, обосновывать свое мнение. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить сложные предложения с союзами «потому что...», «не..., а..».
Оборудование: окно из картона, в котором меняются картинки с временем года; бумажная кукла с набором одежды.
Речевой материал: какое время года? Как оделась кукла? Слова и фразы с описанием признаков разных времен года. Предложения типа: «Сейчас зима, потому что.... Шубу носят зимой, а не летом...»
Ход игры На столе педагога стоит «окно». Кукла смотрит в окно и одевается. Педагог спрашивает, правильно ли одета кукла. Дети отвечают: «На улице зима, потому что много снега. Кукла надела платье (летнюю одежду). Платье носят не зимой, а летом». Далее педагог меняет картинку в окне и показывает куклу в другом наряде. Дети составляют другие предложения.
Что ты видел по телевизору?
Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин, грамматически правильно строить предложения. Учить аналитическому чтению.
Оборудование: «телевизор», вырезанный из картонной коробки, серия картинок.
Речевой материал: слова и фразы, необходимые для составления рассказа по серии картин.
Ход игры На столе педагога стоит «телевизор». Педагог предлагает детям посмотреть «кино». Дети рассматривают первую картинку, отвечают на вопросы педагога. Правильные ответы педагог записывает на доску или на наборное полотно выставляются таблички. Затем демонстрируется следующая картинка и т.д. На доске или наборном полотне получается рассказ. Дети его читают и пересказывают по опорным словам или по вопросному плану. На следующем занятии игру можно продолжить: еще раз просмотреть картинки «по телевизору» и составить рассказ устно.
Зима
Цели: учить составлять рассказ по сюжетной картине, развивать внимание, мышление.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения», на которой отсутствуют некоторые детали предметов.
Речевой материал: Вопросы по содержанию картины. Текст описания картины. Что забыл нарисовать художник? Чего нет? Нарисуй (дорисуй). Расскажи.
Ход игры Педагог демонстрирует детям сюжетную картину по теме «Зима», на которой изображены различные действия детей: девочка катается на лыжах; мальчик везет санки; девочка катается на коньках; дети лепят снежную бабу. На рисунке отсутствуют некоторые детали предметов: у санок нет веревочки; не нарисованы лыжные палки; не нарисован один конек; отсутствует изображение снежного кома, который катают дети.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картину, сказать, какое время года изобразил художник. Он просит детей уточнить, почему они так думают. Дети называют приметы зимы. Педагог записывает слова и выражения на доску. Затем он просит детей сказать, что делают дети на картине. Дети рассматривают фрагменты картины, называют действия детей. Педагог просит детей внимательно рассмотреть их и сказать, чего нет на картине. Они указывают на отсутствующие детали, называют их. Педагог может предложить детям дорисовать их: «Нарисуй (дорисуй) санки (ком, коньки и др.)»
Затем дети отвечают на вопросы педагога. Ответы детей выстраиваются в виде рассказа, который записывается на доске. Дети читают текст, соотносят его содержание с картиной. На следующем занятии дети описывают содержание картины самостоятельно.
Бывает - не бывает
Цели: развивать причинно-следственное мышление детей, учить составлять сложные предложения с союзом «потому что».
Оборудование: картина с изображением различных действий животных, как реальных, так и нереальных.
Речевой материал: художник ошибся, так (не) бывает, собака не летает, потому что у нее нет крыльев, кошка не ест конфеты, потому что любит молоко...
Ход игры Педагог показывает детям картину, на которой изображены разные животные как в присущих им ситуациях, так и не характерных. Например, изображена летящая по воздуху собака; корова, прыгающая через скакалку; рыба, привязанная на веревку около конуры и т.д. Картину может нарисовать педагог или можно использовать готовую из детских журналов.
Педагог предлагает рассмотреть картину и спрашивает, правильно ли нарисовал художник. Помогает детям дать ответ на вопрос: «Художник ошибся. (Художник пошутил)». Дальше педагог задает вопросы о конкретных животных: «Правильно художник нарисовал корову (собаку, рыбу, кота, ежика и др.)?» Помогает детям составить предложения с союзом «потому что»: «Художник неправильно нарисовал рыбу, потому что рыба плавает в море». В процессе рассматривания картинки можно учить детей пользоваться предложениями с элементами противопоставления: «Рыба плавает в море, а не живет в конуре».
Девочка и ежик
Цели: учить определять последовательность событий в серии сюжетных картинок, составлять рассказ по серии картинок, используя ответы на вопросы.
Оборудование: игрушечный ежик, машина-грузовик, телевизор, сделанный из картонной коробки, серия из четырех сюжетных картинок.
Речевой материал: вопросы по серии сюжетных картинок, текст рассказа.
Ход игры Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Маленький, живет в лесу, колючий». После того как дети отгадали загадку, появляется ежик, который везет грузовик. На машине лежит «телевизор». Ежик здоровается с детьми и предлагает посмотреть по телевизору, что с ним случилось. Педагог устанавливает «телевизор» на столе, помещает на экране первую картинку. На картинке изображена девочка с корзинкой, которая пришла в лес за грибами. Педагог задает вопросы по картинке и записывает ответы детей на доске. После того, как вопросы к этой картинке будут исчерпаны, педагог ставит ее в наборное полотно, а на экране «телевизора» появляется следующая картинка, на которой изображена встреча девочки с обитателями леса: мамой-ежихой и ежатами, белочкой. Педагог задает вопросы и записывает ответы детей таким образом, чтобы они представляли фрагменты текста. По этой же схеме проводится работе с третьей картинкой, на которой изображено, как ежики и белочка подарили девочке много грибов.
Четвертую картинку педагог сразу не демонстрирует детям, а размещает ее на экране «телевизора» обратной стороной и предлагает детям придумать продолжение рассказа. Если дети затрудняются, он задает им дополнительные вопросы, а затем показывает картинку.
В результате работы с серией картинок составляется текст, который дети читают и соотносят его фрагменты с картинками, выставленными в наборном полотне.
На следующем занятии педагог предлагает детям самостоятельно разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.
1. Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». — М., 1974.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.
3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Отгадай-ка. Развивающие задания детям от 3 до 7 лет.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., 1989.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.,2001.
7. Никольская Л. Ю. Путь к слову. — Иркутск,1999.
8. Матюхин И. Ю. Тактильная память. — М., 1991.
9. Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.
10. Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб, 2000.
12. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. — 1991.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.