Дидактические игры по русскому языку во втором классе
Оценка 4.9

Дидактические игры по русскому языку во втором классе

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
Детсад—4 кл
01.11.2022
Дидактические игры по русскому языку во втором классе
Дидактический материал поможет учителю пробудить интерес у детей к изучению русского языка, активизировать познавательные процессы .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.docx

Мордовцева Татьяна Владимировна – учитель начальных классов Песковской средней школы Новопсковского района Луганской области

40  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

В начальной школе необходимо развивать  у учащихся интерес к русскому языку .Игра- часть учебного процесса. Цель игры - помочь сделать урок русского языка занимательным и интересным для учащихся. Дидактические игры помогают пробудить интерес к познанию ,науке ,книге ,учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова ,активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. Использование игр в учёбе развивает активность ,логику, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

1. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»

-Составьте из данных слогов слова и запишите их.

ВО        РА                 КО                КА               МО        СО

 ЛА      НА                  БЕЛ              ТИК             ПРО      РЕ

ЛЕ       ВА                   ВОЛ             КИ               СЕ          ЛО

 

2. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»

- Выигрывает тот, кто быстрей найдёт соседей данных букв.

. Вв.      Гг.Ее            Лл . Нн      . Пп .       Ээ . Яя                   .  Тт  .

 

3. ИГРА  СО СЛОВАМИ 

Вставьте в слова пропущенные буквы. Прочитайте слова.

Л..н                         у , о , ё

М..л                        а , и , е , ё , я

В..л                         о , ё , ы

Н..с                         о , ё, а

 

4. ИГРА « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Из каждой группы слов исключите одно лишнее.

1/ Тетрадь, ручка, блокнот, писать.

2/ Играет, скачет, мальчик, лежит.

3/ Синий, ковёр, сладкий , резиновый.

 

5. ИГРА « ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Помогите Незнайке поселить каждое слово с нужный домик.

                                                 

  КТО? ЧТО?                                 ЧТО ДЕЛАЕТ?                КАКОЙ?

- Слон, шагает, злой , лось , спит , шар , большой , читал , высокий.

 

6. ИГРА « ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»

Представьте, что вы – составители толкового словаря. Внимательно прочитайте слова и объясните их значение.

Квакушка, медведь , Людмила , подснежник, улица , подберёзовик.

 

7. ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ!»

- Выпишите слова русского языка.

Книга, підручник, парта, краски , олівець , школа , учень , учитель.

 

8. ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»

-         С помощью  данных  слов составьте небольшой рассказ.

Пастух , лес , овцы , волк , Жучка , залаяла , спасены.

9. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ

Выиграет тот, кто запишет большее количество словосочетаний со словом мягкий  в разных его значениях.

- Мягкий мох, мягкий воск , мягкий свет , мягкий характер , мягкий знак , мягкий согласный звук , мягкий вагон..

 

10. ИГРА « СЛОВА И ЗАГАДКИ»

- Из каждого слова выньте по одной букве  так, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово.

Краска/каска/,всласть/власть/,горсть/гость/,склон/слон/,полк/пол/,тепло

/тело/,беда/еда/,экран/кран/.

 

11. ИГРА « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Дети делятся на пять групп. Каждой группе даётся слово : зуб, глаз, нос, уши, язык. Они должны назвать фразеологические обороты , в которых встречаются эти слова. Кто больше?

ЗУБ: зуб на зуб не попадает; говорить сквозь зубы; ни в зуб ногой; зубы заговаривать; око за око, зуб за зуб; положить зубы на полку;

ГЛАЗ: мозолить глаза; глазом не моргнуть; хоть глаз выколи; с глазу на глаз; пускать пыль в глаза;

НОС: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу;

УШИ : краем уха; хлопать ушами; держать ухо востро; развешивать уши; ухо режет; за ушами трещит; ухом не ведёт; тащить за уши; навострить уши;

ЯЗЫК: прикусить язык; длинный язык; острый язычок; попадать на язык; проглотить язык.

12. ИГРА « ЗАКОНЧИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ»

Пойди туда-не знаю куда…./принеси то, не знаю что./

Скоро сказка сказывается../да не скоро дело делается./

Это всё присказка../ сказка будет впереди./

Избушка на курьих../ножках./

Как иголка в стогу../сена/.

Ждать у моря../погоды/.

Ни жарко, ни../холодно/.

Еле-еле душа в ../теле./

Делу время и потехе../час./

А Васька слушает да../ест./

Как баран на новые../ворота/.

Биться как рыба об../лёд/.

Как белка в../колесе/.

Играть в кошки-../мышки/.

Соваться со своим../носом/.

Комар носа не../подточит/.

Плясать под чужую../дудку/.

По щучьему веленью, по моему../хотенью/.

Родиться под счастливой../звездой/.

Стань передо мной…/как лист перед травой/.

Не видать, как своих/ушей/.

 

13. ИГРА « ЛОГОГРИФ»

Добавьте к каждому слову по одной букве, чтобы получилось новое слово.

Роза/гроза/, рубка/трубка/, дар/дары/, стал/ствол/,клад/склад/,шар/шарф/, укус/уксус/;

 

14. ИГРА « ДОПИШИ СЛОВЕЧКО»

-Допишите  второй слог так, чтобы согласный звук этого слова был мягкий.

Ло-..,Та-.., оч-.., На-.., А-.., бро-.., гу-..   .

/Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси/

 

15. ИГРА « УЗНАЙ СЛОВО»

- Подумайте, что это за слова, запишите их.

С.ль, п.ль , с.ть, па..цы, па..ма, па..то, бук..,тет….,слов.

/Соль, пыль, сеть, пальцы, пальма, пальто, буква, тетрадь, слово./

 

16. ИГРА « НАЙДИ СПРЯТАВШИЕ СЛОВА»

Машина/шина/,душистый/уши/,вершина/ерши/,жираф/жир/,пружина

/ужин/.

 

17. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ СЛОВ»

Запись на доске:

Кто быстрее всех читает и слова запоминает:

ёлочка и белочка, тучка, щучка, стрелочка,

свечка, печка, строчка, булочка и  точка-

ты теперь наверняка назовёшь слова с – ЧК.

 

18. ИГРА « КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Детям раздаются листочки с текстом, но без знаков препинания. Они должны расставить знаки в конце предложений.

У меня зазвонил телефон

-Кто говорит

-Слон

-Откуда

-От верблюда

- Что вам надо

- Шоколада

- Для кого

- Для сына моего

- А много ли прислать

- До пудов эдак пять или шесть

Больше ему не съесть. Он у меня ещё маленький. /К.Чуковский/

 

19. ИГРА « КАК НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ»

Поиграем в группы слов, кто из вас играть готов?

Пёс, корова, кошка- ? /животные/

Кукла, мяч, гармошка-?/игрушки/

Лук, редиска, огурцы - ? / овощи/

Молоток, топор, щипцы - ? / инструменты/

Платье, юбка и рубашка - ? / одежда/

Бак, стакан, кастрюля, чашка - ? / посуда/

Василёк, ромашка, роза - ? / цветы/

Ветер, дождичек, морозы - ? /погода/

Подбери ещё названья овощей, одежды, тканей,

Фруктов, мебели, цветов, улиц, речек, городов!

 

 

 

20. ИГРА « ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ»

Учитель читает каждому игроку 4 слова с шипящей на конце. Игрок должен найти лишнее слово.

Плащ, плющ, помощь, лещ./Помощь/

Мышь, тишь, ёрш, тушь./Ёрш/

Луч , дочь , мяч , грач. / Дочь/

Рожь, чиж , нож , стриж. / Рожь/

 

21. ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»

Тебе кукла , а мне мячик. Ты девочка , а я / мальчик/.

В ночь мороз , с утра капель. Значит , на дворе / апрель/.

На столе у тёти Анны в вазе красные / тюльпаны/.

От зубастых щук таясь , стороной проплыл / карась/.

22. ИГРА « НАЗОВИ ПТИЦ и ЖИВОТНЫХ»/АНАГРАММЫ/

Колос / сокол/, норов/ ворон/, стаи / аист/,

Банка /кабан/, скала/ ласка/, пион / пони/.

 

23. ИГРА « ЭХО»

Произнесите слово так, как бы вам ответило эхо:

Смех/мех/, олень/лень/, град/рад/, снаряд/наряд/, экран/ кран/, клещ/лещ/, мель/ ель/, кремень/ ремень/.

 

24. ИГРА « РАССТАВЬТЕ ВАГОНЧИКИ ПРАВИЛЬНО»

---------------------------------     --------------------------------   ----------------------------------

   колючий и смешной          и принесли домой          Пускай по кухне бегает

               1                                                 2                                            3                    

---------------------------------       -------------------------------  ------------------------------------

 

                               --------------------------------------------

                                      Нашли мы ёжика в лесу

                                -------------------------------------------  4

25. ИГРА « УСЛЫШЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»

Учитель читает текст, дети сигналят.

Наступила золотая осень. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра. С деревьев опадают жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие нити паутины. Скоро наступит холодная зима.

 

26. ИГРА « УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ»

- По признакам угадайте, о каком животном идёт речь.

Серый, хищный, жадный/волк/.

Рыжая, хитрая, ловкая/лиса/.

Косой, слабый, трусливый/заяц/.

Большой, косолапый/медведь/.

Маленький, колючий/ёжик/.

 

27. ИГРА В СЛОВА

«КВАКАЮЩИЕ СЛОВА»

- Назовите « квакающие» слова:

/Квадрат, квартал, акварель, квас, Москва, аквариум , тыква./

«КАРКАЮЩИЕ СЛОВА»

/Картофель , карта , карета, каравай , карамель , макароны , пекарь , Макар./

 СЛОВА « С НОСОМ»

/Носилки , носок , носочек , переносить./

 

28. ИГРА « МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»

Найти в словах музыкальные инструменты.

 

 

У

С

к

р

И

п

к

а

р

С

Н

Р

а

о

Л

о

б

л

и

К

Т

И

н

я

Ь

б

в

ы

ф

Б

Б

У

т

л

И

р

а

ж

д

А

Ю

Л

т

ь

Э

ф

н

а

х

Я

Б

А

р

а

Б

а

н

ч

л

Н

М

Т

у

б

У

д

и

л

ь

С

Ш

У

б

а

Ф

б

д

о

к

И

Х

Р

а

в

И

н

з

ц

о

Й

/скрипка, рояль, арфа, труба, баян, барабан/

29.  ИГРА « ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ «

- Что нужно сделать, чтобы из слова ДОМ получить ДЫМ? /О_Ы/

-Как слово СТУЛ превратить  в слово СТОЛ?/у-о/

- Что находится между горой и лугом?/И/

- Что быстрее всех на свете?/мысль/.

- Какие буквы никогда не бывают большими в именах, фамилиях,  кличках животных?/ъ, ь , ы/

- Чем оканчиваются день и ночь?/ь/

-  Кто ходит с иголками всегда?//ёж/

- У кого рубашка всегда зелёная и колючая?/ У ёлки/

- Какое русское слово состоит из трёх слогов , а указывает на 33 буквы?/Азбука/

- Камень в море упал. Каким он стал ? / Мокрым/

- Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/

- С какой частью  речи предлоги не употребляются ? / с глаголами/

30. ИГРА « ДОБАВЬТЕ СЛОГ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ИМЯ МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ»

Шу-/ра/, Ти-/ма/, Зи-/на/, Ан-/на/, Во-/ва/, Ко-/ля/, Са- /ша/, Ва-/ля/.

 

31. ИГРА « ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО» «100 УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ»/используется для словарных диктантов/;

1.     Украшение в ушах / серёжки/.

2.     Часть стола или стула / ножка/.

3.     Твёрдая застёжка на поясе/пряжка/.

4.     Избушка, где живёт сторож/сторожка/.

5.     Крупный населённый пункт/город/.

6.     Инструмент для вскапывания земли/ лопата/.

7.     Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета / морковь/.

8.     Холод, стужа/мороз/.

9.     Футляр для хранения ручек/пенал/.

10.Участок земли, где растут плодовые деревья/сад/.

11.Помещение, в котором живут люди/квартира/.

12.Человек, который поёт/певец/.

13.Участок земли, где растут овощи/огород/.

14.Ученик , который отлично учится/отличник/.

15.Дом, в котором учатся дети/школа/.

16.Предмет, которым пишут/ручка/.

17.Посуда для хлеба/хлебница/.

18.Речь ,способность говорить/язык/.

19.Крупный оранжевый плод южного дерева/апельсин/.

20.То, что одевают на тело/одежда/.

21.Лекарство от царапин/йод/.

22.Хвойное дерево/ёлка/.

23.Любимая еда медведя/мёд/.

24.Им открывают замок/ ключ/.

25.Комната для занятий в школе/класс/.

26.С помощью их катаются на катке/коньки/.

27.Когда загораются звёзды?/ночью/

28.Чем заставили комнату?/мебелью/

29.Как заливается соловей?/трелью/

30.Чем покрыт стол?/скатертью/

31.Когда улетают лебеди?/осенью/

32.Снежная буря / вьюга/.

33.Ягоды, сваренные в сахаре/варенье/.

34.Домики для пчёл/ульи/.

35.Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте/сорока/.

36.Кто исполняет все желания князя Гвидона в сказке А.С.Пушкина?/лебедь/

37.Кто помог Дюймовочке спастись от крота?/ласточка/

38.Птица ,на которой летал Нилс?/гусь/

39.Северный Ледовитый /океан/.

40.Зимнее явление природы/гололёд/.

41.Рассвет/утро/.

42.Театральное представление/зрелище/.

43.Зимой покрывается льдом/речка/.

44.Они друг друга моют/руки/.

45.Везение/удача/.

46.Закрывает лицо/маска/.

47.Мороженое/эскимо/.

48.Струнный инструмент/скрипка/.

49.Праздник проводов зимы/Масленица/.

50. Звуковой сигнал , который слышит ученик/звонок/.

51.Отличительная черта человека/разум/.

52.Самая мелкая птица/колибри/.

53.Первый месяц весны/март/.

54.Ягода-родственница земляники/клубника/.

55.Суп из рыбы/уха/.

56.Плывут по небу/облака/.

57.Красивый красный цветок из трёх букв/мак/.

58.Маленькое насекомое/букашка/.

59.Серый хищник/волк/.

60.Быстро приготовленные макароны/мивина/.

61.Антоним зимы/лето /.

62.Зимний вид спорта /хоккей/.

63.Ночная птица/сова/.

64.Светящееся украшение на ёлке/гирлянда/.

65.Холодное время года / зима/.

66.Его лепят из снега/снеговик/.

67.Цирковой манеж/арена/.

68.Новогодняя красавица/ёлка/.

69.Праздник в детском саду/утренник/.

70.Спутница Деда Мороза / Снегурочка/.

71.Зимний холод/мороз/.

72.Праздничный пирог/торт/.

73.Непослушный мальчик/озорник/.

74.Столица России/Москва/.

75.Плавучая глыба льда/айсберг/.

76.Кусок бревна/полено/.

77.Зубной врач/стоматолог/.

78.Наметает много снега/метель/.

79.Помещение  для мыться/банька/.

80.Человек , который сторожит/сторож/.

81.Комната с обеденными столами/столовая/.

82.Человек , который ухаживает за садом / садовник/.

83.Сшитые листы чистой бумаги в обложке / тетрадь/.

84. Кто потерял хрустальный башмачок?/Золушка/

85.Весёлый деревянный человечек с длинным носом/Буратино/.

86.Сестрица Иванушки / Алёнушка/.

87.Фамилия кота из Простоквашино/ Матроскин/.

88.Животное с самой длинной шеей/жираф/.

89.Царь зверей, носит гриву/лев/.

90.Словно ёлка, весь в иголках/ёж/.

91.Чёрные, кривые , от рождения немые / буквы/.

92.Звук, состоящий из голоса/гласный/.

93.Какие звуки издаёт кошка, когда зовёт котёнка?/Мяу!/

94.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная Б?/Суббота/

95.Имя девочки состоит из четырёх букв : две буквы А и удвоенная согласная. Как звать девочку?/Анна/

96.Стоит на крыше всех труб выше./Антенна/

97.В каком слове семь букв Я и один Ь разделительный?/Семья/

98.Ученик, который следит за порядком в классе во время перемены/дежурный/.

99.Замёрзшая и затвердевшая вода / лёд/.

100.                   Сколько звуков в слове РЫСЬ? /3/

32.  ИГРА « СОСТАВЬ СЛОВА»

- Переставьте буквы и прочитайте слова.

Одм , ворд , варта , кута , сутк.

/Дом, двор , трава , утка , куст./

 

33. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

На доске записаны конец и начало слов. Вместо точек нужно вставить подходящую букву.

..от/к,ж,р,п,ф/                  со…/б,к,м,щ,р/

..ара /з,ж,ф,п,р/              сто../б,к,м,щ,р/

…арта /в,д,к,с,п/              поро…/г,х,с,б,ф/

 

34. ИГРА « СЛОВАРЬ – НАШ ДРУГ»

Каждый ученик получает карточку с буквой. Он должен найти в словаре слова , начинающиеся с данной буквы , и выписать 5 слов в тетрадь. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание и сумеет объяснить значение выписанных слов.

 

35.ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»

- Это слово состоит из трёх букв. Первая буква- 14 по алфавиту. Следующая буква – первая по алфавиту, а последняя- 12 по алфавиту./Мак./

- Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая-за буквой Д, третья за буквой М, четвёртая – за буквой С, пятая- за буквой Ю, шестая – за буквой А, седьмая- за буквой П, а последняя – за буквой Ы./Сентябрь/

- В этом слове 4 буквы. Первая буква слова- 10 буква алфавита, вторая- третья буква алфавита, третья – первая буква алфавита, а четвёртая-15 буква алфавита. /Иван./

 

36.ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»

Выиграет тот, кто быстрее выпишет слова . в которых бук больше , чем звуков.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.

 

37. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»

Выиграет тот, кто придумает и напишет как можно больше слов со звуками /д/,/ж/ за минуту.

 

38. ИГРА « ПОДБОР СЛОВ»

Подберите слова, которые будут отличаться от данных всего одним звуком.

Печка- речка, кошка-/мошка/,  сучок/сумок/, мишка-/миска/,сор-/хор/, быть-/рыть/, рано/рана/ .

 

39.ИГРА « БОЛЕЛЬЩИКИ»

Вы пришли на стадион. Там проходят соревнования по лёгкой атлетике. Каждый ряд болеет за свою команду. Каждый ряд по очереди произносит по слогам имена болельщиком своей команды, выделяя хлопком в ладоши каждый слог.

1 ряд                                2 ряд                                           3 ряд

Марина                        Никита                              Илюша

Костя                          Ваня                                     Катя

Слава                          Юля                                      Света

Глеб                            Наташа                              Вася

 

 

 

40. ИГРА « УГАДАЙ!»

/Записать слова – отгадки./

- Небольшой зверёк с длинными ушами, длинными задними лапами, коротким хвостом./Заяц/

- Тот, кто учит детей в школе./Учитель./

- Время года, которое наступает после лета./Осень./

- Небольшое укрытие, построенное из веток./Шалаш./

- Книга, по которой ученики в школе учатся читать./Букварь./

- Под деревом четыре льва. Один ушёл. Осталось….. /три/.

- Грамоты не знаю , а весь век пишу. /Ручка/

- В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки./Строчки/

- Чем кончается как день , так и ночь? /Мягким знаком/

- Одной рукой тебя встречает , другой рукою - провожает. /Дверь/

- На нашей крыше верхолаз ловит новости для нас. /Антенна/

- Быстро я лечу вперёд , серебристый режу лёд. /Коньки/

- Есть педали ,руль и спицы ,он летит вперёд , как птица. /Велосипед/

- Она помогает нам чистыми стать, посуду помыть и бельё постирать. /Вода/

- Какое слово имеет пять О ? /Опять/

- Какое слово состоит из половины буквы ?/Пол К//Полк/

- Какое слово имеет семь букв Я? /Семья/

- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? /Сено/

 

 

    

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 


 

Мордовцева Татьяна Владимировна – учитель начальных классов

Мордовцева Татьяна Владимировна – учитель начальных классов

ИГРА « ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ» Помогите

ИГРА « ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ» Помогите

НОС: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу;

НОС: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу;

Соль, пыль, сеть, пальцы, пальма, пальто, буква, тетрадь, слово

Соль, пыль, сеть, пальцы, пальма, пальто, буква, тетрадь, слово

ИГРА « ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ » Учитель читает каждому игроку 4 слова с шипящей на конце

ИГРА « ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ » Учитель читает каждому игроку 4 слова с шипящей на конце

Рыжая, хитрая, ловкая/лиса/.

Рыжая, хитрая, ловкая/лиса/.

Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/ -

Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/ -

Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте/сорока/

Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте/сорока/

Кусок бревна/полено/. 2.

Кусок бревна/полено/. 2.

Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание и сумеет объяснить значение выписанных слов

Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание и сумеет объяснить значение выписанных слов

ИГРА « УГАДАЙ!» /Записать слова – отгадки

ИГРА « УГАДАЙ!» /Записать слова – отгадки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022