Дидактические игры в этнокультурном воспитании
Оценка 4.7

Дидактические игры в этнокультурном воспитании

Оценка 4.7
pdf
10.04.2020
Дидактические игры в этнокультурном воспитании
Дидактические игры в этнокультурном воспитании детей.pdf

               Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников.

 

Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа. 

Поликультурное воспитание – основной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры. 

Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. 

Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства. 

 Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. 

Ознакомление детей с культурой разных народов можно органически включить во всю воспитательно- образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и игровую деятельность.

 

                    В настоящее время, как и в прошлом, особое значение придается  дидактической игре.

   Так, дидактическая игра способствует:

1)                Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

2)                обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. 3)   развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

4)   социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. 5)   художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

                    Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими. Структуру  дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

 

     Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

    Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития игры, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

Дидактическая игра может состояться не только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого. Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности. Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.

    Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже осознают игровой результат, а старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

    Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

 

Своеобразие дидактической игры:

1.                 определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

2.                 определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

            В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

 

      Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

    Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешнем признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставиться обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

     Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляясь знании о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их удобно можно объединить в четыре основные группы.

              Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.    В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе; определение удобного времени проведения дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим такое место, определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывал, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

       Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):

1.                 Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2.                 Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником.

3.                 Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

             Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

              Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.        Овладев      с          помощью   взрослых    основными          способами действиями, характерными для той или иной деятельности. дети могут использовать их в тех же несколько измененных условиях.

 

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

                               

 

                         Дидактические игры в этнокультурном воспитании детей.

 

             Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития и подготовки к обучению к школе, поскольку соединяют в себе игровую и обучающую задачу. Велики возможности дидактических игр в этнокультурном воспитании детей. Как метод  обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных  игрушек, предметов декоративноприкладного  творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры приобретать знания, усваивать понятия, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип  осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет  их  этнокультурной колористикой, обеспечивает перенос  полученных знаний  в реальные жизненные ситуации. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребенок не только получает и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает  знакомые ситуации. Дидактическая игра как  средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным

содержанием, разнообразием игровых действий. В основе  многих  народных  игр  лежит принцип автодидактизма. Взаимодействуя с предметами, ребенок  обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы. Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников  с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М.И. Богомолова, Э.К Суслова и др.) рассматривали  дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э.К.Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М.В.Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов. Система дидактических игр  этнокультурного содержания  ориентирована на ознакомление  детей  с национальной спецификой, на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний, на творческое развитие. Эти игры должны обеспечить процессы простейшего  и  сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию  культуры своего и других народов. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, ребенок получает представления о полиэтнической действительности, усваивает ценностное отношение к ней.

 

 

Настольная игра «Радуга толерантности»

 

Цель игры: формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах; учить речевому общению в коллективе. Описание игры:

Радуга толерантности - это тропинка в лесу, где всего много, она наполнена  персонажами, совершающими хорошие и плохие поступки. Цель игроков, идущих по дороге, - добраться до Сказочного замка, освещенного радугой, рассказав и оценив поступки лесных зверей.

 

Правила игры

1.     В игре «Радуга толерантности» участвует от 2 до 5 игроков

2.     Игра начинается со стрелки «Старт»

3.     Игроки, чьи фишки попадают на желтый кружок, должны рассказать какой поступок совершил персонаж и сделать два хода вперед

4.     Игроки, чьи фишки попадают на красный кружок, должны рассказать какой поступок совершил персонаж и сделать два хода назад

5.     Игроки, чьи фишки попадают на синий кружок, должны, рассказать, какая эмоция изображена на картинке и пропускают ход

6.     На черных клетках запрещен обгон при любых результатах брошенного кубика

7.     Победителем игры считается тот, кто первым, пройдя всю тропинку, достигнет облачка с надписью «финиш»

https://cloud.mail.ru/public/yKPE/3KUsEd6DU

 

 

 

Игра «Кубик выбора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения в социуме и правилами общественного поведения, воспитание ответственного отношения к совершаемым поступкам,  уважения к пожилым людям; развивать речь, внимание, память, логику.

 

Материал: кубики синего и желтого цвета. Размер  кубика 25Х25. 

 

Ход игры: Ребенку предлагается кубик, синего цвета, на котором  изображены картинки различных поступков. Он подбрасывает его вверх со словами: «Я бросаю этот куб и найду поступок», кубик падает на одну из сторон с изображением картинки. Воспитатель задает вопросы: Что изображено на картинке? Какой это поступок? Как бы поступили вы? Правильный или неправильный поступок?  Ребенок  определяет, какой это поступок, описывает его: эмоциональное состояние, что на нем изображено, определяет правильный или неправильный это поступок, как бы он поступил, затем другой ребенок берет желтый кубик и находит противоположный

«правильный» поступок

 

Картинки на голубом кубике

 

Картинки на желтом  кубике

 

Крокодил рвет книгу

Бегемот читает книгу

Поросенок жадничает игрушками

Обезьяна делится бананом

Кот ломает птичье гнездо

Медведь чинит скворечник

Козленок дергает корову за косу

Собака сажает дерево

Слон обижает цыпленка

Поросенок помогает бабушке перейти через дорогу

Слон топчет цветы

Лягушка поливает цветы

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЙ КАЗАХСТАН» РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.

Цель: Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства - любовь к своей Родине Казахстану. Интерес к прошлому, настоящему и   будущему своей страны. Развитие зрительного восприятия, наглядно-образного и логического мышления, памяти. Оборудование: карта Республики Казахстан в разрезанном виде.

Ход игры:

1. Беседа о Республике Казахстан.

Сегодня, мы с вами путешествуем по нашей Родине. Узнаем о прошлом нашей страны.

-  Что такое Родина?

-  Это где мы родились и живем.

Родина - это отец твой и мать.

Родина - это друг и ровесник под стать.

Родина - это твой край и столица. Родина - это аул и станица.

На свете много стран больших и малых. Но Родина она всегда одна. В какие не забросило б нас дали. Для нас незабываема она. Там, где когда - то кюй протяжно пила В степях ковыльных грустная домра. Звучат сегодня радостно и смело. Ее напевы счастья и добра!

-  Каждая страна имеет свою территорию и границей она разделяется.

-  Посмотрите внимательно на карту Казахстана, что вам знакомо?

-  Что изображено голубым цветом на карте?

-  Сколько морей в РК?

-  В какой стране мы живём?

-  В какой области?

-  Как называется наш город? - А кто знает столицу РК?

2.  Изучение карты страны.

3.  Собирают карту РК.

 

Настольные игры

 

«Найди предмет» 

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта. 

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.   «Путешествие по сказкам»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них. 

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (на- пример, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку. 

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки. 

 «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости. 

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о различных странах. В зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать

традиционными  национальными блюдами.

 

 

 «Кто знает больше "волшебных"слов по…»

Дидактическая задача: закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения. 

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по - русски, второй – по – татарски, третий – по - украински и т.д. 

 

 «Магазин одежды»

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т.д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре. 

Игровые действия: дети - покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей - продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются. 

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов. 

 

 «Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.  Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами. 

 

 «Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку,  накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов. 

 

 

 «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество. 

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает  о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

 

 «Чей дом?»

Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес. 

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек – с изображением жилищ (чум, хата, вигвам и т.д.) и людей в национальных одеждах (эскимос, индеец, украинец и т. д.).   

 «Север – юг»

Дидактическая задача: учить детей соотносить представителей растительного и животного мира со средой их обитания; развивать навыки сотрудничества. 

Игровые действия: дети делятся на две команды «Юг» и «Север» и по словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки с изображением животных и растений и размещают их на своей карте. 

Материалы: схематические карты севера и юга России, маленькие карточки с изображением флоры и фауны.

 

 «Театр народного костюма»

Дидактическая задача: закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Игровые действия: дети делятся на три группы – творческие лаборатории. 

Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения музыкальное сопровождение.  

 

 «Сказка - загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми. 

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей,  приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя. 

 

 «Путаница» 

Дидактическая задача: закрепление знаний детей о гербе нашего города и страны,  флаге нашей страны. 

Материал: картинки с изображением флаг, герба.   

Игровые действия: собрать правильно герб (флаг). Части герба (флага) перепутаны, необходимо исправить ошибку. 

 

 «Найди пару» 

Дидактическая задача: закреплять знания детей о костюмах разных народов – находить по определенному обозначению; развивать наблюдательность, внимание, память. 

Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах. 

Игровые действия: дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах. Помогают в этом значки на карточках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Аркин Е.А.   Первые изучения игры дошкольников. / Игра и труд школьника. М., 1948.  

2.      Богуславская З.М., Смирнова Е.О.   Развивающие игры детей младшего школьного возраста. М. Просвещение, 1983. 192 с.

3.      Волков Г.Н.   Этнопедагогика. - М: Просвещение, 1982. 203 с.

4.      Жуковская Р.И.   Игра и ее педагогическое значение. - М: 1975. 104 с.

5.      Жуковская Р.И.   Нравственное воспитание детей в процессе игры. 

6.      Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.   Как играть с ребенком. -  М: Педагогика, 1990. 160 с.

7.      Поддьяков Н.Н., Михайленко Н.Я.   Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М: Педагогика, 1987. 156 с.

8.      Уманец Л.И.   Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников.   Вопросы психологии. 1987. №4.

9.      Усова А.П.   К вопросу о характере творческих игр детей в дошкольном возрасте и правилах руководства ими.    Ученые записки ЛПИ им. Герцена Т.  56, 1947.

10.  Фентон Дж.   Игровой процесс и эмоциональные проявления детей.   М., 1927.

11.  Флерина Е.А.   Игра и игрушки.   М., 1973. с. 6.

12.  Фромм А., Гордон Т.   Популярная педагогика.    Екатеринбург, издательство АРД ЛТД, 1997. 608 с.

13.  Эльконин Д.Б.   Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника.   «Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию», 1949.

14.  Эльконин Д.Б.   Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте. / Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.  М., 1978. 243 с.

15.  Эльконин Д.Б.   Психологические вопросы дошкольной игры. / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.  Изд. АПН РСФСР, 1948.

16.  Эльконин Д.Б.   Психология игры.   М., 1978. 304 с.

17.  Яновская М.Г.   Творческая игра в воспитании младшего школьника.

                  Методическое    пособие    для    учителей    и    воспитателей.        М.

Просвещение, 1974. 128 с

 

 

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников

Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей

Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями

Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение

Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение

Составление различных картинок и кубиков

Составление различных картинок и кубиков

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются…

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются…

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей

Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий

Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий

Игроки, чьи фишки попадают на желтый кружок, должны рассказать какой поступок совершил персонаж и сделать два хода вперед 2

Игроки, чьи фишки попадают на желтый кружок, должны рассказать какой поступок совершил персонаж и сделать два хода вперед 2

Козленок дергает корову за косу

Козленок дергает корову за косу

Как называется наш город? - А кто знает столицу

Как называется наш город? - А кто знает столицу

Магазин одежды» Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т

Магазин одежды» Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т

Чей дом?» Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес

Чей дом?» Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес

Путаница» Дидактическая задача: закрепление знаний детей о гербе нашего города и страны, флаге нашей страны

Путаница» Дидактическая задача: закрепление знаний детей о гербе нашего города и страны, флаге нашей страны

Литература: 1. Аркин

Литература: 1. Аркин

Просвещение, 1974. 128 с

Просвещение, 1974. 128 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020