Дидактические материалы у уроку литературы в 11 классе по творчеству Б.Пастернака
Оценка 4.8

Дидактические материалы у уроку литературы в 11 классе по творчеству Б.Пастернака

Оценка 4.8
doc
19.02.2020
Дидактические материалы у уроку литературы в 11 классе  по творчеству Б.Пастернака
Дидактический материал к уроку по литературе в 11 классе.doc

                           «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ  ДО САМОЙ СУТИ…»

                                                         

                                                        ЛИСТ  КОНТРОЛЯ

 

  Этапы  урока

                Баллы

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

  

7.

 

 

ИТОГО:

 

                                           Критерии  оценивания:

5 БАЛЛОВ – работалось с интересом, все задания выполнялись правильно.

4 БАЛЛА   – допускались неточности, но это не мешало работать с увлечением.

ИТОГО:   25 - 30 баллов – «5»

                 20 - 24 баллов – «4»

 

                                                             ЗАДАНИЕ  № 1

1.   СМЕРТЬ ВРАЧА

В захолустном районе,
Где кончается мир,

На степном перегоне
Умирал бригадир.

То ли сердце устало,
То ли солнцем нажгло,
Только силы не стало
Возвратиться в село.

И смутились крестьяне:
Каждый подлинно знал,
Что и врач без сознанья
В это время лежал.

Надо ж было случиться,
Что на горе-беду
Он, забыв про больницу,
Сам томился в бреду.

И, однако ж, в селенье

Полетел верховой.

И ресницы в томленье
Поднял доктор больной.

И под каплями пота,
Через сумрак и бред,
В нем разумное что-то
Задрожало в ответ.

И к машине несмело

Он пошел, темнолиц,
И в безгласное тело
Ввел спасательный шприц.

И в степи, на закате,
Окруженный толпой,
Рухнул в белом халате
Этот старый герой.

Человеческой силе

Не положен предел:

Он, и стоя в могиле,
Сделал то, что хотел.

1957

 

          

 2.         АКТЕР И РАБОЧИЙ

Здесь, на твердой площадке яхт-клуба,
Где высокая мачта и спасательный круг,
У южного моря, под сенью Юга

Деревянный пахучий строился сруб!

Это игра воздвигает здесь стены!
разве работать – не значит играть?
По свежим доскам широкой сцены
Какая радость впервые шагать!

Актер- корабельшик на палубе мира!
И дом актера стоит на волнах!
Никогда, никогда не боялась лира

Тяжелого молота в братских руках!

Что сказал художник, сказал и работник
 «Воистину,  правда у нас одна!»
Единым духом жив и плотник,
И поэт, вкусивший святого вина!

А вам спасибо! И дни, и ночи
Мы строим вместе – и наш дом готов!
Под маской суровости скрывает рабочий
Высокую нежность грядущих веков!

Веселые стружки пахнут морем,
Корабль оснащен – в добрый путь!
Плывите же вместе к грядущим зорям,
Актер и рабочий, вам нельзя отдохнуть!

1920

 

 

3. ...Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым  куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

     Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек  на  его лопату, - я боялся, что он насадит их друг на друга; на, когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось «притиска», я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, «подъемистые», в меру румяные, с тонкой хрустящей коркой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:

- Эх, какого красавца мы с тобой сработали…

  И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, - как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

 

 

                                                                   

   4.                                                        ИСААК  ЛЕВИТАН

      Несмотря на жизнь, полную летней прелести,  Левитан много работал. Стены его сарая – бывшего курятника – были сверху донизу завешаны этюдами. В них на первый взгляд не было ничего нового: те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки.

         Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом  детстве.

                                                     ЗАДАНИЕ   № 2

  1. Он работал в магазине  «модной обуви», учеником у подрядчика Сергеева, посудником на пароходе  «Пермь» и «Добрый», чертежником, ночным сторожем.

 

  1. Служил управляющим в имении, псаломщиком, занимался разведением махорки, работал носильщиком, чертежником, изучал зубоврачебное дело и протезирование, стриг собак, служил актером и суфлером в театре.

 

  1. Был корректором, библиотекарем, театральным критиком, статистом.

 

 

 

                                                     ЗАДАНИЕ  № 3

1.      Н.А. Заболоцкий

2.      О.Э. Мандельштам

3.      М. Горький

4.      К.Г. Паустовский

 

 

                                                     ЗАДАНИЕ  № 4

 

                           ВДОХНОВЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ИХ РОЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗИЦИЯ АВТОРА:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ЗАДАНИЕ   № 5

 

Образная  система стихотворения

Морфологические особенности стихотворения

Роль художественных средств

Ритмика,  строфика стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ  ДОЙТИ

До самой  сути.

В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

 

Все время схватывая нить

Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

 

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

 

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

 

Я вывел бы её закон,
Её начало.

И повторял её имен

Инициалы.

 

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

 

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

 

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

 

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетева

Тугого лука.

 

 

 

 

         О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков. Некоторые из них могут привести в отчаяние своей пошлостью.

         Больше всего опошлено вдохновение. Почти всегда оно представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремленных в небо глаз поэта или закушенного зубами гусиного пера.

         Нет! Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же, как и пресловутые «муки творчества».

         Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: «Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений…» «Критики, - сказал он вдобавок, - смешивают вдохновение с восторгом». Так же, как читатели смешивают иногда правду с правдоподобием.

         Это было бы еще полбеды. Но когда иные художники и скульпторы смешивают вдохновение с «телячьим восторгом», то это выглядит как полное невежество и неуважение к тяжелому писательскому труду.

         Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

         Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

         Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

         Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

         Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

         Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные, звуки жизни.


ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО

ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО

АКТЕР И РАБОЧИЙ Здесь, на твердой площадке яхт-клуба,

АКТЕР И РАБОЧИЙ Здесь, на твердой площадке яхт-клуба,

ЗАДАНИЕ № 2 Он работал в магазине «модной обуви», учеником у подрядчика

ЗАДАНИЕ № 2 Он работал в магазине «модной обуви», учеником у подрядчика

ЗАДАНИЕ № 5 Образная система стихотворения

ЗАДАНИЕ № 5 Образная система стихотворения

ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ

ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ

О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков

О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020