Дидактические игры
Оценка 4.9

Дидактические игры

Оценка 4.9
Игры
doc
дефектология
Детсад
04.03.2019
Дидактические игры
Дидактические игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Представлены так же, игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание. в каждой игре написано цель игры и ход игры. Игры можно проводить как в свободное время, так и как физминутку.
Дидактические игры на классификацию- словарь.doc
ИГРЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ РАЗВИВАЕТСЯ УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И  КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ Отвечай быстро Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать  предметы (по цвету, форме, качеству), быстро отмечать. Ход и г р ы .  Воспитатель становится вместе с детьми в круг и  объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У  меня .в руках мяч. Я назову какой­либо цвет и брошу кому­нибудь из  вас мяч». Ребенок поймает мяч и назовет предмет этого цвета.  После того как ребенок правильно ответит, он сам называет любой  цвет и бросает мяч кому­нибудь из играющих. Тот ловит мяч и  называет предмет и т. д. «Зеленый», — говорит воспитатель (делает маленькую паузу,  давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает  мяч Вале. «Лист», — отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч  Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит: «Желтый», бросая мяч  следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз,  так как предметов одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный».  «Стол», — отвечает поймавший мяч и предлагает свое слово:  «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит:  «Стальной». «Ложка», — отвечает ребенок. И т. д. В следующий раз за основной признак берется форма.  Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму,  например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот  называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и  предлагает какую­либо форму. Одна и та же форма может  повторяться несколько раз, так как предметов одинаковой формы  много. При повторении игру можно усложнить, предложив называть  не один, а два или несколько предметов. Кто больше? Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их  профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро  думать. Ход и г р ы .  Воспитатель перед игрой проводит короткую  беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»:  «Дети, я работаю в детском саду воспитателем; Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как  вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам  готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы  знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник,  летчик и др.») Каждый человек, имея свою профессию, работает,  выполняет какие­то действия. Что же делает повар? (Дети  отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи  и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назо­ вет действий». Я назову профессию, а вы вспомните все действия  человека этой профессии». Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают:  «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» — наметывает, кроит, порет, утюжит,  примеряет, шьет и т. д. Воспитатель называет знакомые детям профессии? дворника,  няни, прачки, шофера и др. Дети вспоминают, что люди этих  профессий делают. Кто больше назовет действий, считается выигравшим. Мяч используется в тех случаях, если дети хорошо  умеют его  ловить и бросать. Что кому нужно? Ц е л ь   и г р ы .  Продолжать упражнять детей в классификации  предметов, умении называть предметы, необходимые людям  определенной профессии. Xод игры. Воспитатель предлагает игру «Кто больше?». Он  говорит детям: «В этой игре вы называли, какие действия  выполняет человек той или иной профессии. А сегодня в игре  вспомните, что же нужно для работы людям разных профессий. Я  буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой  работы». «Сапожник!» — говорит воспитатель. «Гвозди, молоток,  кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа», — отвечают дети. Воспитатель называет профессии, знакомые детям дайной  группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер,  летчик, повар и др. Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить  другой вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей  определенной профессии, а дети называют профессию. «Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», — говорит воспитатель и бросает мяч кому­либо из играющих. «Воспитательница»,— отвечает тот и бросает мяч ей. В этой игре, как и в других играх, где правилами пре­ дусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об  индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их  надо приучать быстро думать, но делать это следует осторожно.  Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале  игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка  словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчер­ кивается именно быстрота ответа. Вершки — корешки Цель и г р ы .  Упражнять детей в классификации овощей (по  принципу: что у них съедобно — корень или плоды на стебле). Ход и г р ы .  Воспитатель уточняет с детьми, что они будут  называть «вершками», а что — «корешками»: «Съедобный корень  овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле  — «вершками». Воспитатель называет какой­нибудь овощ, а дети  быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспита­ тель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в  некоторых овощах съедобно и то, и другое. Воспитатель называет:  «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки».  «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант,  который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет  слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны  «вершки». Эту игру хорошо проводить после беседы воспитателя об  овощах, об огороде. Назови три предмета Цель   игры.   Упражнять детей в классификации предметов. Ход игры. «Дети, — говорит воспитатель, — мы уже играли  в разные игры, где нужно быстро подбирать нужное слово. Сейчас  мы поиграем в похожую игру, но только нужно будет подобрать не  одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель»,  а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать  одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним  словом «мебель»? Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно,  — говорит воспитатель, — но нужно назвать только три слова».  «Цветы!» — говорит педагог и после небольшой паузы бросает мяч  ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек». В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к  одному родовому, В другом варианте игры можно сделать наоборот:  по нескольким видовым понятиям дети учатся находить родовые.  Например, воспитатель говорит: «Малина, клубника, смородина».  Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда  воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет  видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые  понятия, а дети указывают видовые. Варьируются мыслительные  процессы: анализ и синтез, развивается гибкость мышления. Такой вариант предлагается в том случае, когда дети часто  играли в различные игры на классификацию предметов. Эту игру  лучше проводить в часы игр с небольшими группами играющих. Охотник Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т. д. Ход игры. Где­нибудь на свободном месте в одном конце  двора или площадки стоит группа играющих.. Это дом. На  расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше —  положена какая­нибудь метка и проведена черта. Это лес, где  водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один  из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в  лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и  произносит: «...зайцем». Делает второй шаг: «...медведем». Делает  третий шаг: «...волком». Делает четвертый шаг: «...лисицей».  Делает пятый шаг: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого­нибудь дикого  зверя. Нельзя по два раза называть одного и того же зверя.  Нельзя называть и птиц. Можно играть в птичью охоту, в этом  случае охотник называет только птиц. Победителем считается тот, кто дошел до леса, произнося с  каждым шагом новое название зверя. Тот, кто не смог этого  сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий.  Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту.  Возможно, на этот раз охота будет удачной. Примечание. По принципу этой игры можно провести игру  «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на  рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» И. Т. Д. Звери, птицы, рыбы Цель игры. Закреплять умение классифицировать  животных, птиц, рыб. Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд, или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих начинает игру. Он берет в руки какой­ нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает:  «Орел». С этими словами он передает вещь своему соседу и сам  говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», — отвечает тот и  быстро передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока  запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не  мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц.  Все другие участники игры начинают помогать, называя­ птиц.  Название одной и той же птицы во время игры повторять нельзя.  Каждый раз нужно называть новую. Если кто­нибудь повторит на­ звание два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его. Можно называть не только птиц, но и рыб, зверей или  насекомых. «Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по  месту их производства. Ход игры. После предварительной беседы о том, что  окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках,  заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель  предлагает поиграть в игру «Кто больше назовет предметов?». «Что сделано руками рабочего?»— спрашивает воспитатель и  бросает мяч кому­либо из играющих. «Машины», — отвечает тот и  бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное. «Что выращено колхозниками?» — спрашивает воспитатель.  Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница. В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие  пекарни. Педагог в такой игре постоянно воспитывает у детей бережное  отношение ко всем предметам, в создание которых вложен большой  труд человека. «Природа и человек» Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о  том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу,, в  процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас  предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе и  человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ  существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» — спрашивает воспитатель и    передает одному из играющих какой­либо предмет (или бросает мяч).  После нескольких ответов детей он продолжает: «Что создано  природой?» При проведении игры могут возникать беседы о том, ЧТО  человек использует природу для того, чтобы лучше «жилось людям,  что он переделывает природу, улучшает ее и в то же время люди  бережно относятся к природе: Охраняют леса от пожаров, очищают  пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ БЫСТРОТУ, ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМООБЛАДАНИЕ Испорченный телефон Цель игры. Развивать слуховое внимание. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки.  Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий произносит  тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое­либо слово, тот передает  его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока.  Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»  Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон  исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают,  какой игрок напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего игрока. Игра проводится в свободное от занятий время. Она  успокаивает детей после подвижных игр. Летает — не летает Цель игры. Воспитывать слуховое внимание, выдержку. Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.  Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть предмет и  говорить слово «летает», например: голубь летает, самолет летает и т. д. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку.  Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и  тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто  ошибется, заплатит фант. Похлопывая по коленям, воспитатель и  дети говорят: «Поехали­поехали», затем воспитатель называет  предметы: «Галка летает?» — и поднимает руку. Дети отвечают:  «Летает» — и тоже поднимают руку. «Дом летает?» — говорит  воспитатель и поднимает руку. Дети молчат. У многих детей в начале игры рука непроизвольно, в силу  подражания, поднимается. Но в этом и заключается смысл игры:  своевременно удержаться и не поднять руку, когда назван  нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в  конце игры разыгрывается. Краски Цель игры. Развивать слуховое внимание, быстроту  мышления. Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и  отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками. Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски начинают  тихонько сговариваться, кто какой будет краской. Название краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы  были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто  из играющих какая краска. Когда названия даны, краски и хозяин  присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в  дверь и говорит: —Тук, тук! Хозяин просыпается, встает и спрашивает: — Кто тут? — Сенька Попов! — За чем пришел? — За краской! — За какой? — За синей! Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит: — Такой у нас нет! А все краски хлопают в ладоши и  приговаривают! Пойди по синенькой дорожке, Найдешь синие сапожки, Поноси, поноси. И нам принеси! . После этого Сенька уходит в сторону, потом снова  возвращается и ведет с хозяином прежний разговор. Если краска, которую просит Сенька, есть, Сенька уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.  Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается. Семья Цель игры. Воспитывать слуховое внимание, быстроту  реакции на слово. Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый  играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается,  например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец,  мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает  головой и садится. Если он забудет встать — становится за стулом и ждет, пока его роль не будет названа еще раз. Если он будет  внимательным и, когда назовут его роль, кивнет головой, он  может садиться на место. Вначале нужно рассказывать медленно, в нужном случае  делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказ  читать более быстро и одну и ту же роль называть чаще. В этом  случае ребенок должен быть особенно внимательным. Примечание. По типу этой игры можно проводить и такие игры: детям даются названия различных цветов, фруктов. В рассказ  включаются их названия, а дети, выполняющие роли цветов,  фруктов, встают, как только их роль будет названа, могут  покружиться и т. д. И я Цель и г р ы. Развивать гибкость мышления, воспитывать  выдержку, чувство юмора. Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я  буду рассказывать вам какую­нибудь историю. Когда я остановлюсь  во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти слова  подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу,  произносить их не надо. Кто произнесет, тот заплатит фант». Воспитатель рассказывает: «Иду я однажды к реке...» Дети:  «И я». —Рву цветы, ягоды. — И я. — По дороге попадается мне наседка с цыплятами, —... (молчат). — Они клюют зернышки. —...(молчат). ­— Гуляют на зеленой полянке. — И я. — Вдруг налетел коршун. —... (молчат). — Цыплята и наседка испугались. —... (молчат). — И убежали. — И я. Если кто­нибудь не вовремя произнесет слова «и я», это  вызовет смех у детей, а ребенок, поспешивший с ответом, заплатит  фант. Когда дети поймут правила игры, они сами будут придумывать  короткие рассказы и выполнять роль ведущего в игре. Где мы были, мы не скажем Цель игры. Воспитывать находчивость, сообразительность,  умение перевоплощаться. Ход игры. Дети делятся на две группы играющих. Группы  расходятся в разные стороны и договариваются, какую  деятельность они будут изображать. Одна группа показывает  движения, а вторая должна по движениям догадаться, что дети  делают. Они изображают хорошо запакомую им деятельность,  которую часто наблюдали* например: стирку белья, чистку  ботинок, чтение книги и т. д. Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые  движения, а разные: например, ребенок «стирает», «вешает белье», «гладит». При помощи жеребьевки определяют, какая группа идет  загадывать. Эта группа детей подходит ко второй группе и говорит:  «Где мы были, мы не скажем, а чтоделали, покажем» — и  показывает действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети  отгадают, группа загадывающих убегает, а те, кто отгадывал, их  догоняют. Игра повторяется; те, кто отгадывал, теперь загадывают. Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра  проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем  действия, которые они придумывают, становятся более сложными. Фанты Цель и г р ы .  Упражнять в правильном подборе слов, в умении  логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая  употребления запретных слов. Ход игры. Все участники садятся на стулья, поставленные в  кружок или в ряд у стены. По жребию или по считалочке одного из играющих выбирают  вожаком. Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним  из них и говорит: Бабушка прислала сто рублей: Что хотите, то купите, Черного  и белого не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая  ему вопросы. Отвечать нужно быстро, не задерживая ответа, иначе  играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все что  угодно, только не называть слов «черное», «белое», «да», «нет».  Кто ошибется, дает вожаку фант. Ведущий старается, чтобы  ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запре­ щенных слов. Идет примерно такой разговор: — Какая на тебе рубашка? — Синяя. — Какая же она синяя? Она белая! Отвечающий хочет сказать «нет», но «нет» нельзя говорить. Она зеленая! — Какая зеленая? Она черная!         —Голубая. — Вот так голубая! Она же белая! И тут игрок оговаривается. «Нет, не белая!»— возражает он.  За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и «нет» и  «белая». Провинившийся дает два фанта. Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры  начинается выкуп фантов. Это уже новая, но тоже очень веселая  игра. Наоборот Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.  Воспитатель произносит слово и, бросая кому­нибудь из детей мяч,  называет имя ребенка; тот должен сказать слово, противоположное  по смыслу. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает:  «Назад» (направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над — под, внутри — снаружи, дальше — ближе)» Можно  произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы:  «далекий — близкий», «верхний — нижний», «правый — левый»,  «завязать — развязать», «намочить — высушить» и др. Если ребенок  затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором  произносят нужное слово. Добавь слог Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту  мышления. Ход игры. Воспитатель называет один слог и бро­шу мяч.  Поймавший его должен дополнить слово, например: «Ма» — «ма»,  «Кни» — «га». Дополнивший сломи слова бросает мяч воспитателю. Дополни предложение Цель игры. Развивать речевую активность, быстроту  мышления. Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения,  а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось  законченное предложение. Например: «Мама купила...». Дети:  «Книжки, тетради, портфель» и т. д. Скажи слово с нужным звуком Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту  мышления. Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слова со  звуком «а». Маленькая пауза. Бросает мяч любому из играющих.  Ребенок отвечает: «Шапка». Ответивший бросает мяч следующему  играющему. И т. д. Затем называется другой звук, а дети вспоминают слова с этим звуком. Тот, кто не может назвать слово быстро или  назвал слово, в котором нет нужного звука, платит фант. Эти игры проводятся как часть занятия по развитию звуковой  культуры речи. Придумай предложение Цель игры. Развивать речевую активность, быстроту  мышления. Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель  объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать  предложения. Я скажу какое­либо слово, а вы быстро придумаете с  этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и  передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я  живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и  передаст камешек рядом сидящему играющему». В  предложении слово должно употребляться в той форме, в какой  его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек  переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются  при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со  словом и предложением. Скажи по­другому Цель игры. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое  по значению. Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети  должны будут вспомнить слова, похожие на то слово, которое он  назовет. «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский», «Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный,  чудесный». «Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает  слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы  долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе. Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать  варианты игры, например: он называет какое­нибудь  существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты.  Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное,  тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка,  который вспомнит больше слов, нужно похвалить. Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку  (как часть занятия). Подбери слово Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им  вопросы, например: «Вспомните, что можно шить» Ответы детей:  «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.»  «Штопать?»—­«Носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать?»—«Шнурки, веревочку, завязки». «Надвигать?» —  «Шапку, платок, шляпу, панаму,   бескозырку,   фуражку,    буденовку».   «Надевать» — «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ,  юбку, сарафан, колготки». Воспитатель называет заранее намеченные им слова, дети  дают  ответы,   подбирая   слова,   подходящие  по смыслу. Кто знает, пусть дальше считает Цель игры. Закрепить знания порядкового счета в  пределах 10, развивать быстроту мышления., слуховое внимание. Ход игры. Дети становятся в круг. В руках у воспитателя мяч.  Он говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть  дальше считает». Я буду называть число, а вы будете считать  дальше до 10. Например, я скажу «5» и брошу мяч Лене. Как Лена  будет считать?» Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».  «Правильно», — говорит воспитатель и называет любое другое  число. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель  предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч  раньше, чем вы досчитаете до десяти, и брошу, его следующему  ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на  каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет.  Например, я говорю: «Четыре» — и кидаю мяч Вове. Он считает до  8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай  дальше». Витя продолжает: «Девять, десять». Вариантом такой игры может быть игра «До» и «После».  Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок  должен назвать числа, которые идут до пяти, т. е. один, два, три,  четыре. Если воспитатель скажет «После пяти»,— дети должны  назвать числа: шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра должна проходить в быстром темпе. Было — будет Цель игры. Уточнить представления детей о прошлом и настоящем времени. Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое  стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится.  Таких стихотворений можно найти много. Стихотворение «Игрушки»  А. Барто хорошо служит этой цели. Например: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:  «Ой, доска кончается! Сейчас я упаду». Дети говорят: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще  будет». Или: Уронили Мишку на пол. Оторвали Мишке лапу. Все равно его  не брошу, Потому что он хороший. Дети говорят: «Уронили» — это было, «не брошу» — это  будет». Дополни предложение Цель игры. Упражнять детей в правильном подборе слов, учить  понимать причинные связи между явлениями. Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры. Дети уже  играли в игру «Дополни предложение». В данной игре ставятся  более сложные задачи. Сказав предложение «Я надела теплую  шубу, чтобы...» — воспитатель предлагает закончить это  предложение. Дети дополняют: «Чтобы было тепло. Чтобы пойти  гулять. Чтобы не замерзнуть». Воспитатель заранее подготавливает ряд предложений,  например: «Мы зажгли свет, потому что дети надели панамки,  потому что... Полили рассаду, потому что...» И т. д. В следующий раз можно предложить детям самим  придумывать незаконченные предложения. Кто больше знает? Цель игры. Развивать память детей, их знания о предметах,  находчивость, сообразительность. Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на <тулья в кружок. Воспитатель говорит: «У меня в руке стакан. Кто скажет:  как и для чего его можно использовать?» Ответы детей: «Пить чай,  поливать цветы, измерить крупу, накрывать рассаду, ставить  карандаши» и т. д. «Правильно,— подтверждает воспитатель и  дополняет ответы детей. — Сейчас я буду называть различные  предметы, а вы вспомните и назовете, что с ними можно делать.  Постарайтесь назвать как можно больше слов». Воспитатель  заранее подбирает слова,  которые   он предложит детям во время  игры. Подбери слово Цель игры. Учить детей подбирать рифмующиеся слова. X од игры. Воспитатель предлагает детям послушать небольшое  стихотворение и заметить, какие слова Звучат в нем похоже: Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. Слова «усатый», «рогатый», «бродит», «ходит» выделяются интонацией. Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бродит» и  «ходит». «Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они  рифмуются, — говорит воспитатель. — А теперь давайте поиграем в  игру, которая называется «Подбери слово». Я буду называть какое­ либо слово, а вы должны будете подобрать рифмующееся слово».  Воспитатель заранее подбирает слова, которые легко рифмуются. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется,  воспитатель предлагает послушать, как звучат оба слова, и  предлагает подобрать другое слово. Дети любят подбирать рифмующиеся слова. После такой игры  у них появляется желание сочинять стихи. Дети 6—7 лет сочиняют  такие стихи: «Кошке дали кашу в ложке», «Нашу кашу любит Саша»,  «В дремучий лес ежик полез». Узнай по голосу Цель игры. Развивать слуховое внимание детей.  Ход   игры. На площадке чертится большой круг, Все дети  бегают по площадке.  На  слова  воспитателя!  «Раз, два, три, в круг беги!*» — все играющие собираются в  круг, а один заранее выбранный ребенок подбегает к воспитателю,  становится спиной к кругу, ему завязывают глаза. Дети, которые стоят в кругу, говорят: Ты загадку отгадай:  Кто позвал тебя, узнай. По­окончании слов воспитатель дает знак кому­нибудь из детей, и тот называет водящего по имени. Водящий должен  отгадать, кто его позвал. Если водящий угадал, он меняется местом с назвавшим его  ребенком. Если водящий не узнал голоса, то воспитатель предлагает  ему узнать по голосу другого ребенка.

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019