Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от¬дельные нечетко произносимые обиходные сло¬ва не может служить для полноценного обще¬ния. Та «речь», которая есть у ребенка, не высту¬пает «регулятором поведения», т. к. выработка ус¬ловных связей на слова значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ран¬ним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же яв-ляется общим для всех детей? Отсутствие моти¬вации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навре¬дить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает мате¬риал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повто¬рять заученный материал.
Даже опытные логопеды, обследуя безрече¬вого ребенка, не всегда могут с точностью наз¬вать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления
Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамичес¬кое наблюдение за безречевыми детьми в игро¬вой и бытовой деятельности. Уточняется состоя¬ние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с пре¬имущественным нарушением восприятия Выяв¬ляется степень владения практическими навыка¬ми самообслуживание бытовые действия, пред¬метно-практическая деятельность Многое зави¬сит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.
В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдален¬ных целях коррекции. На наш взляд, с родите¬лями должна проводиться предварительная ра¬бота по разъяснению значимости развития лич¬ностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических сообра¬жений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной зада¬чей является создание необходимого эмоцио¬нального фона, формирование навыков общения.
Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по¬мощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на спе¬циально организованных занятиях, но и в ре¬жимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным бага¬жом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение
В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безрече¬вым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохран¬ный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социально¬го опосредования.
Существуют определённые условия кото¬рые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы
• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,
• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.
• наблюдение за текущим состоянием, уточне¬ние речевого диагноза и ориентирование на тен¬денцию ближайшего развития каждого ребенка
В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.
Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важ¬ным является «закладка фундамента» предпо¬сылок общения.
На начальном этапе для всех детей использу¬ется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышле¬ния. Они являются базой для формирования об¬щения Разнообразные приемы воздействия спо¬собствуют исключению подражательных инерт¬ных стереотипов и стимулируют развитие спо¬собности детей переносить полученные умения в условия реального общения.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координа¬ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе¬ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.
1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия.
Задачи: расширение рамок слухового восприя¬тия развитие сенсорных функций, направленнос¬ти слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрос¬лого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как при¬чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло¬сам);
как едят суп (рукой действуют в направле¬нии от стола ко рту);
как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);
как грозят пальцем и т.д.
Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во-ображаемыми предметами.
Цель: воспроизведение движений, изображён¬ных на сюжетной картинке; развитие мимики.
Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжет¬ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.
На сюжетной картинке «бабочка ле¬тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;
«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;
«кошка лакает молоко» - имитиру¬ющее движение языком и т.д.
Цель: установление контакта: развитие по¬нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.
Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисо¬ванными знаками (машина- яблоко) и предлага¬ют дополнить незаконченное предложение од¬ним из них, подняв его вверх
На дереве растёт... По дороге едет...
Затем ребёнок, используя жест «дай»- пока¬зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.
3. Развитие зрительно-моторной коорди¬нации, мелкой моторики рук и артикуляци¬онной моторики.
Задачи: развитие манипулятивной деятель¬ности и мелкой моторики рук
- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
- чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
- формирование представлений о схемах лица и тела;
- развитие подвижности речевой мускулатуры- произволь¬ности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мими¬кой и мышечными ощущениями;
- восприятие ар¬тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
• прослеживание прямых- ломаных- изви¬листых линий;
• массажные расслабляющие (активизирую¬щие) движения; размазывание крема на различ¬ных поверхностях;
• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных дви¬жений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• использование кукол би-ба-бо;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой мо¬торики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использова¬нием «пальчикового бассейна».
Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко-робку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Лого¬пед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению дви¬жений в «бассейне» (предварительно движе¬ния показаны).
Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)
Вот так- вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)
Вот так- вот так!
Фрагмент 2. Упражнение выполняется каж¬дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана¬логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об¬разом растяжку и мышечное напряжение и по¬буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.
Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.
Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: зак¬рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру¬бочкой.
4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятель¬ности, расширение поля зрения: выработка ус¬тойчивости, переключаемости, увеличения объ¬ёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плос¬кости и в трёхмерном пространстве: анализ зри¬тельного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изобра¬жённых на картинке, сторон собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентиро¬вании;
• выполнение действий с предметами и иг¬рушками по инструкции;
• определение недостающих частей у пред¬метов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предмет¬ной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и кар¬тинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из от¬дельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз¬витие имитирующих жестов.
Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про¬сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин¬ку (глаза, рот. нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветно¬му и контурному изображению, функционально¬му назначению, развивать внимание и память.
Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изоб¬ражённые на цветных картинках. Последова¬тельно (по одной) ему предъявляются контур¬ные изображения тех же предметов. Предлага¬ется соотнести цветное и контурное изображе¬ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорно-перцептивной дея¬тельности.
Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
восприятия цвета и простран¬ственных признаков плоских и объёмных пред¬метов; дифференциация сходных цветовых то¬нов и геометрических форм;
формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
Приёмы:
• выработка умения ориентации в окружа¬ющем;
• работа с тактильными таблицами; выделе¬ние цвета:
• знакомство с размером и формой (плоско¬стной и объёмной);
• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):
• выработка дифференцированного воспри¬ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
• соотнесение цветного и контурного изоб¬ражений предметов;
• дифференциация плоскостного и объёмно¬го изображений;
• конструирование целого из частей;
• классификация по цвету, подбор опреде¬лённой цветовой гаммы;
• идентификация предметов и геометричес¬ких фигур:
• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предме¬тов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы¬бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)
Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» нахо¬дятся различные предметы" шары разной вели¬чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён¬ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша¬рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ¬ных действий. После того, как вес шарики выб¬раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри¬вают их, находят отличия (большие и малень¬кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных ИГровых условиях.
Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес¬том ребенку предлагается убрать в коробку объ¬ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого¬пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого-педа ребёнок вынимает заданные формы.
Цель: развитие тактильного гнозиса, узнава¬ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).
Фрагмент 1. Ребенка последовательно знако¬мят со свойствами тактильных таблиц: - мехо¬вая- мягкая, пушистая:
- шероховатая, изготов¬ленная из наждачной бумаги
- неровная, шер¬шавая:
- шелковистая - гладкая, ровная.
Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако¬выми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх¬ности - индикатор Кузнецова, неровной - нап¬лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.
Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова¬тельности, комментируя свои действия, и пред¬лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.
6. Развитие функций голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормали¬зация сто ритма; развитие координированной дея¬тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз¬витие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми харак-теристиками силы голоса, формирование диапазо¬на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, ими¬тация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объ¬емом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воз¬душной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй вы¬дыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формирование длительного целенап¬равленного выдоха.
Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе заж¬жённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формирование носового вдоха
Фрагмент 1. Для проведения игры использу¬ются два одинаковых набора коробочек с различ¬ными наполнителями (еловые или сосновые игол¬ки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер¬вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла¬гается, последовательно понюхав коробочки, по¬добрать аналогичные из второго набора.
Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос¬ледовательности.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь¬зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», за¬яц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме¬шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву¬ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред¬ложенных только те картинки, чьи голоса «зву¬чат» громко (тихо).
7. Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос¬нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно¬го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло¬жения как лексической единицы, характеризую¬щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе¬ристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной ин¬тенсивностью неречевых и речевых звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опо¬рой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини¬рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскиды¬вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона¬рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия
Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает¬ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так¬же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.
Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопиро¬ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи¬мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребё-нок повторяет ритмический рисунок, его произ¬ношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослу¬шать магнитофонную запись и подобрать к оз¬вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных комму¬никативных навыков и лексики на ЗВУкоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов KOMMУникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений
Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.
Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед)
Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия
Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.
Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.
Статья.doc
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Панфилова Н.М.
Учитель – дефектолог
Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи,
который есть у этих детей вокализации, звукоподражания и звукокомплексы
эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные сло
ва не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка,
не выступает «регулятором поведения», т. к. выработка условных связей на слова
значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и
сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ранним детским
аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является
общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться
в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная
эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию
ребенка с окружающим миром.
Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических
особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может
даже навредить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой
ребенок усваивает материал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для
развития речи а не просто повторять заученный материал.
Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребенка, не всегда могут с
точностью назвать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное
нарушение и вторичные проявления
Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно
проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой
деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной
алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением
восприятия Выявляется степень владения практическими навыками
самообслуживание бытовые действия, предметнопрактическая деятельность Многое
зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции
общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в
подражание игровым действиям и продолжить их.
В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей,
сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции.
На наш взляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по
разъяснению значимости развития личностных качеств доброты, терпения,
внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не
только из этических соображений но и способствует вовлечению родителей в работу.
Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной
задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование
навыков общения. Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на
помощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае?
Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на
внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе
воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в
учреждении Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных
занятиях, но и в режимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные
умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно
успешно строить дальнейшее обучение
В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода
предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть
программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный
потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных
систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы
заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные
виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени
социального опосредования.
Существуют определённые условия которые, на наш взгляд в большей
степени могут обеспечить проективность данной программы
• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных
этапах и индивидуальный подход,
• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.
•
ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка
наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и
В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е.
занятия носят интегративный характер.
Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных
эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка
фундамента» предпосылок общения.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений,
стимулирующих развитие внимания памяти оптикопространственных представлений
наряднодейственного мышления. Они являются базой для формирования общения
Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных
инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить
полученные умения в условия реального общения.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим
способности
направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие
коммуникации.
• Развитие зрительномоторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.
• Развитие зрительнoпространственного анализа и синтеза.
• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.
использованию невербальных компонентов
к • Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им
приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных
особенностей безречевых детей.
1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия.
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных
функций, направленности слухового внимания, памяти.
2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов
коммуникации.
Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных
руками взрослого) побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми
предметами.
Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по
волосам);
как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);
как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);
как грозят пальцем и т.д.
Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми
предметами.
Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке;
развитие мимики.
Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы
жестом или движением.
На сюжетной картинке «бабочка летит» ребёнок машет руками, имитируя махи
крыльев;
«девочка кушает» движения рукой от стола ко рту;
«кошка лакает молоко» имитирующее движение языком и т.д.
Цель:
установление контакта: развитие понимания рисованного знака
(пиктограммы) адекватное использование жестов.
Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина яблоко) и
предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх
На дереве растёт... По дороге едет...
Затем ребёнок, используя жест «дай» показывает рукой на ту картинку, которую бы
хотел получить. 3. Развитие зрительномоторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.
Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
глазодвигательныхтактильнопроприоцептивных и статикодинамических
ощущений
чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
формирование представлений о схемах лица и тела;
развитие подвижности речевой мускулатуры
произвольности и
дифференцированности мимических движений кинестетического контроля за
мимикой и мышечными ощущениями;
восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно
кинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз снизувверх справа налево слева
направо;
• прослеживание прямых ломаных извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на
различных поверхностях;
• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным
ворсом);
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных
таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкоймячом платочкам флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• использование кукол бибабо;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительномоторной координации
мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко
робку с низкими бортиками в которой слоем в 68 см. рассыпаны горох или фасоль.
Логопед читая стихотворный текст побуждает ребёнка к одновременному
выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны). Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна
вперёд назад пальцы разведены)
Вот так вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева
направо)
Вот так вот так!
Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)
Вот так вот так!
Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение
раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья
рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.
Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая
кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой,
организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать
пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» пальчики «побежали» вперёд.
Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.
Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных
движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться,
вытянуть губы трубочкой.
4. Развитие зрительнопространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка
устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти:
развитие стереогноза умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном
пространстве: анализ зрительного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон
собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентировании;
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с
частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом
углу и т.д.); • идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками
из отдельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приведём фрагменты занятий по развитию зрительнопространственного
анализа и синтеза.
Цель:
учить узнавать части тела и лица на предметной картинке,
изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие
имитирующих жестов.
Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы,
затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого
ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица,
предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению,
функциональному назначению, развивать внимание и память.
Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках.
Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же
предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая
парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит
ребёнка разобрать их по парам.
5. Развитие сенсорноперцептивной деятельности.
Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;
формирование пространственного моделирования образов и конструктивного
праксиса.
Приёмы:
• выработка умения ориентации в окружающем;
• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:
• знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);
• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):
• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной
форм на материале предметов и геометрических фигур;
• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
• конструирование целого из частей;
• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
• идентификация предметов и геометрических фигур: • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорноперцептивной деятельности.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые
действия катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом
двигательных возможностей ребёнка)
Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной
величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и
вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к
совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка,
ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и
раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных
ИГровых условиях.
Фрагмент 1.
В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное
отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар,
куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы
прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с
фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает
заданные формы.
Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры
предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и
шероховатая поверхности).
Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц:
меховая мягкая, пушистая:
шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги
неровная, шершавая:
шелковистая гладкая, ровная.
Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с
двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет
включения колючей поверхности индикатор Кузнецова, неровной наплывы свечи
на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.
Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за
ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и
заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку
сделать то же самое со вторым набором таблиц.
6. Развитие функций голоса и дыхания. Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие
координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты,
тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною
ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса,
формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании
звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.
Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть
так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формирование носового вдоха
Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с
различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые
корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и
рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла
гается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго
набора.
Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку
предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в
использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой
маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой
самолёт гудит громко «У», а маленький тихо (кукла звук «А», заяц «О», лошадка
«И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и
ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки.
Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса
«звучат» громко (тихо).
7. Развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмикоинтонационной стороны речи; ассоциативных связей
на основе скоординированной работы анализаторов
(речеслухового.
речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной
функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы,
характеризующейся ритмикоинтонационной законченностью, знакомство с ритмико
интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
•
отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмикоинтонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых
звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств
движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма
скоординированной работы анализаторов
двигательного,
зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на
каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания
«бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка
кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по
световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из
твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
(речеслухового,
Цель: развитие ритмикоинтонационной стороны речи, слухового и тактильного
восприятия
Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики,
произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем
просят ребёнка повторить также ААААААА. записывая произнесение на
магнитофон. Ритмический рисунок меняется дорожка из мозаики выкладывается
синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику,
произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск ААААА. Ребёнок
повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к
озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования
усложняется.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных
коммуникативных навыков и лексики на
ЗВУкоподражании и звукосочетаний
имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса
животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным
категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием
звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие
непроизвольного подражания звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение
игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов
их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными
суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов KOMMУникативной побудительной и
вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые
контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных
обозначений
Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к
произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое
внимание
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно
покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a»
3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием
и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных
восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.
Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда,
предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок
последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью
взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец
претварительно демонстрирует логопед)
Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих
игрушек; развитие тактильного восприятия
Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка,
и т.д.
Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает
соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается
ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести
соответствующее звукоподражание.
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.