ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Оценка 4.8

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Оценка 4.8
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
07.02.2019
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от¬дельные нечетко произносимые обиходные сло¬ва не может служить для полноценного обще¬ния. Та «речь», которая есть у ребенка, не высту¬пает «регулятором поведения», т. к. выработка ус¬ловных связей на слова значительно затруднена. Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ран¬ним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же яв-ляется общим для всех детей? Отсутствие моти¬вации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навре¬дить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает мате¬риал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повто¬рять заученный материал. Даже опытные логопеды, обследуя безрече¬вого ребенка, не всегда могут с точностью наз¬вать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамичес¬кое наблюдение за безречевыми детьми в игро¬вой и бытовой деятельности. Уточняется состоя¬ние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с пре¬имущественным нарушением восприятия Выяв¬ляется степень владения практическими навыка¬ми самообслуживание бытовые действия, пред¬метно-практическая деятельность Многое зави¬сит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их. В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдален¬ных целях коррекции. На наш взляд, с родите¬лями должна проводиться предварительная ра¬бота по разъяснению значимости развития лич¬ностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических сообра¬жений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной зада¬чей является создание необходимого эмоцио¬нального фона, формирование навыков общения. Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по¬мощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на спе¬циально организованных занятиях, но и в ре¬жимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным бага¬жом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безрече¬вым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохран¬ный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социально¬го опосредования. Существуют определённые условия кото¬рые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы • единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход, • представление планируемых результатов коррекционного воздействия. • наблюдение за текущим состоянием, уточне¬ние речевого диагноза и ориентирование на тен¬денцию ближайшего развития каждого ребенка В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер. Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важ¬ным является «закладка фундамента» предпо¬сылок общения. На начальном этапе для всех детей использу¬ется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышле¬ния. Они являются базой для формирования об¬щения Разнообразные приемы воздействия спо¬собствуют исключению подражательных инерт¬ных стереотипов и стимулируют развитие спо¬собности детей переносить полученные умения в условия реального общения. Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям: • Развитие слухового восприятия • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. • Развитие зрительно-моторной координа¬ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. • Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза. • Развитие сенсорно перцептивной деятельности. • Развитие функции голоса и дыхания. • Развитие чувства ритма. • Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе¬ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей. 1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия. Задачи: расширение рамок слухового восприя¬тия развитие сенсорных функций, направленнос¬ти слухового внимания, памяти. 2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрос¬лого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как при¬чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло¬сам); как едят суп (рукой действуют в направле¬нии от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во-ображаемыми предметами. Цель: воспроизведение движений, изображён¬ных на сюжетной картинке; развитие мимики. Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжет¬ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка ле¬тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» - имитиру¬ющее движение языком и т.д. Цель: установление контакта: развитие по¬нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов. Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисо¬ванными знаками (машина- яблоко) и предлага¬ют дополнить незаконченное предложение од¬ним из них, подняв его вверх На дереве растёт... По дороге едет... Затем ребёнок, используя жест «дай»- пока¬зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить. 3. Развитие зрительно-моторной коорди¬нации, мелкой моторики рук и артикуляци¬онной моторики. Задачи: развитие манипулятивной деятель¬ности и мелкой моторики рук - глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений - чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; - формирование представлений о схемах лица и тела; - развитие подвижности речевой мускулатуры- произволь¬ности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мими¬кой и мышечными ощущениями; - восприятие ар¬тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений. Приёмы: • прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо; • прослеживание прямых- ломаных- изви¬листых линий; • массажные расслабляющие (активизирую¬щие) движения; размазывание крема на различ¬ных поверхностях; • проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом); • узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; • двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком; • «рисование» в воздухе рукой; • различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; • активизация пассивных и активных дви¬жений пальцев рук; • упражнения с пластилином; • использование кукол би-ба-бо; • артикуляционная и мимическая гимнастика; • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; • упражнения на преодоление сопротивления; • автоматизация отдельных артикулем; • выработка речедвигательных образов звукообразных слов. Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой мо¬торики рук и артикуляционной моторики. Цель: развивать моторику рук с использова¬нием «пальчикового бассейна». Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко-робку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Лого¬пед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению дви¬жений в «бассейне» (предварительно движе¬ния показаны). Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном) Вот так- вот так! Фрагмент 2. Упражнение выполняется каж¬дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана¬логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак. Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об¬разом растяжку и мышечное напряжение и по¬буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд. Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц. Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: зак¬рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру¬бочкой. 4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Задачи: формирование поисковой деятель¬ности, расширение поля зрения: выработка ус¬тойчивости, переключаемости, увеличения объ¬ёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плос¬кости и в трёхмерном пространстве: анализ зри¬тельного образа. Приёмы: • нахождение игрушек в пространстве комнаты. • перемещение их в заданном пространстве. • поиск предметов: • соотнесение игрушки с её изображением на картинке: • определение сторон тела у людей, изобра¬жённых на картинке, сторон собственного тела, • выработка навыков ориентировки; • упражнения в перекрёстном ориентиро¬вании; • выполнение действий с предметами и иг¬рушками по инструкции; • определение недостающих частей у пред¬метов по картинкам; • узнавание частей тела и лица на предмет¬ной картинке, соотнесение их с частями собственного тела: • запоминание изображений предметов; • фиксация изменений в расположении предметов, • выделение из множества предметов; • запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); • идентификация зрительных изображений по заданной теме; • определение различий в предметах и кар¬тинках; • сравнение сходных по зрительному образу предметов; • конструирование по образцу, по инструкции; • конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из от¬дельных деталей; • выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов. Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза. Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, раз¬витие имитирующих жестов. Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем про¬сят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картин¬ку (глаза, рот. нос). Цель: учить узнавать предметы по их цветно¬му и контурному изображению, функционально¬му назначению, развивать внимание и память. Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изоб¬ражённые на цветных картинках. Последова¬тельно (по одной) ему предъявляются контур¬ные изображения тех же предметов. Предлага¬ется соотнести цветное и контурное изображе¬ние, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам. 5. Развитие сенсорно-перцептивной дея¬тельности. Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и простран¬ственных признаков плоских и объёмных пред¬метов; дифференциация сходных цветовых то¬нов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Приёмы: • выработка умения ориентации в окружа¬ющем; • работа с тактильными таблицами; выделе¬ние цвета: • знакомство с размером и формой (плоско¬стной и объёмной); • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой): • выработка дифференцированного воспри¬ятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; • соотнесение цветного и контурного изоб¬ражений предметов; • дифференциация плоскостного и объёмно¬го изображений; • конструирование целого из частей; • классификация по цвету, подбор опреде¬лённой цветовой гаммы; • идентификация предметов и геометричес¬ких фигур: • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса. Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности. Цель: учить выделять шар из ряда предме¬тов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы¬бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка) Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» нахо¬дятся различные предметы" шары разной вели¬чины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребён¬ку предлагается найти на ощупь и вынуть ша¬рик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различ¬ных действий. После того, как вес шарики выб¬раны из мешочка, ребёнок и логопед рассматри¬вают их, находят отличия (большие и малень¬кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных ИГровых условиях. Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жес¬том ребенку предлагается убрать в коробку объ¬ёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Лого¬пед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе лого-педа ребёнок вынимает заданные формы. Цель: развитие тактильного гнозиса, узнава¬ние на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности). Фрагмент 1. Ребенка последовательно знако¬мят со свойствами тактильных таблиц: - мехо¬вая- мягкая, пушистая: - шероховатая, изготов¬ленная из наждачной бумаги - неровная, шер¬шавая: - шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинако¬выми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверх¬ности - индикатор Кузнецова, неровной - нап¬лывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д. Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последова¬тельности, комментируя свои действия, и пред¬лагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц. 6. Развитие функций голоса и дыхания. Задачи: увеличение объёма дыхания, нормали¬зация сто ритма; развитие координированной дея¬тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз¬витие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми харак-теристиками силы голоса, формирование диапазо¬на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости. Приёмы: • упражнения на расслабление шейной мускулатуры: • активизация движений мягкого нёба, ими¬тация жевания: • тренировка носового выдоха; • развитие произвольного речевого вдоха. • выработка произвольного контроля за объ¬емом и темпом выполнения движений: • выработка комбинированного типа дыхания. • упражнения на контролирование силы воз¬душной струи и ротовою выдоха: • различение холодной и тёплой струй вы¬дыхаемого воздуха: • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах. Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания. Цель: формирование длительного целенап¬равленного выдоха. Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе заж¬жённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия. Цель: формирование носового вдоха Фрагмент 1. Для проведения игры использу¬ются два одинаковых набора коробочек с различ¬ными наполнителями (еловые или сосновые игол¬ки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер¬вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла¬гается, последовательно понюхав коробочки, по¬добрать аналогичные из второго набора. Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос¬ледовательности. Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь¬зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости. Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», за¬яц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме¬шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву¬ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред¬ложенных только те картинки, чьи голоса «зву¬чат» громко (тихо). 7. Развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос¬нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно¬го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло¬жения как лексической единицы, характеризую¬щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе¬ристиками гласных звуков А, О. У, И: Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма. Приёмы: • воспроизведение ритма в движениях и играх; • ходьба и маршировка под музыку; • двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; • ритмические упражнения для рук и ног; • воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; • развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; • знакомство с силой голоса и различной ин¬тенсивностью неречевых и речевых звуков; • развитие речевых вокализаций; • знакомство со схемой ритма; • соотнесение ритма со схематическим изображением; • произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; • дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения: • ритмическое чередование объектов с опо¬рой на зрительное восприятие. Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма. Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини¬рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного) Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскиды¬вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона¬рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает¬ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так¬же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон. Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопиро¬ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи¬мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребё-нок повторяет ритмический рисунок, его произ¬ношение записывается на магнитофон. Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослу¬шать магнитофонную запись и подобрать к оз¬вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется. Развитие импрессивной и экспресснвной речи Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных комму¬никативных навыков и лексики на ЗВУкоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия, работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи Приемы • узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные), • показ предметов по их признакам • показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами • выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний • побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного • различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием • различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих • выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами • побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов • автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду» • автоматизация отдельных штампов KOMMУникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди) • узнавание предмета по словесному описанию • выработка обобщенных понятий • смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений. Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед) Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия Фрагмент 1 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д. Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь. Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.
Статья.doc
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ Панфилова Н.М. Учитель – дефектолог  Мы   намеренно   употребляем   этот   термин   без   кавычек.   Тот   уровень   речи, который   есть   у   этих   детей   ­   вокализации,   звукоподражания   и   звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные сло­ ва не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», т. к. выработка условных связей на слова значительно затруднена. Группа   безречевых   детей   неоднородна.   В   нее   входят   дети   с   моторной   и сенсорной   алалией   анартрией   (тяжелой   степенью   дизартрии)   ранним   детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться в   пространстве,   разлаженность   поведения,   негибкость   в   контактах,   повышенная эмоциональная   истощаемость.   Все   это   мешает   полноценному   взаимодействию ребенка с окружающим миром. Часто,   логопедическая   работа   проводится   без   учета   нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже   навредить.  Роль   повторения   в  нормальном   онтогенезе   незначительна,  любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повторять заученный материал. Даже   опытные   логопеды,   обследуя   безречевого   ребенка,   не   всегда   могут   с точностью   назвать   речевой   диагноз   Действительно,   трудно   выделить   первичное нарушение и вторичные проявления Поэтому,   на   начальных   этапах   коррекционной   работы   дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности.   Уточняется   состояние   слуха   для   отграничения   детей   с   сенсорной алалией   от   детей   со   сниженным   слухом   и   с   преимущественным   нарушением восприятия   Выявляется   степень   владения   практическими   навыками самообслуживание бытовые действия, предметно­практическая деятельность Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего   и   речевого   характера,   может   ли   ребенок   развернуть   игру   включиться   в подражание игровым действиям и продолжить их. В   коррекционную   работу   с   ребенком   необходимо   включать   родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На   наш   взляд,   с   родителями   должна   проводиться   предварительная   работа   по разъяснению   значимости   развития   личностных   качеств­   доброты,   терпения, внимания,   усидчивости,   умения   подчиняться   требованиям.   Это   необходимо   не только из этических соображений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители   не  должны  доделывать   или  дублировать   работу  логопеда.  Их   основной задачей   является   создание   необходимого   эмоционального   фона,   формирование навыков общения. Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на помощь   со  стороны  родителей   не   приходится   Что   же   делать   в   этом   случае? Необходимо  выбирать  организационные  формы  работы,  основанные  полностью   на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских   занятий   и   на   протяжении   всего   дня   пребывания   ребенка   в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях,   но   и   в   режимных   моментах   на   прогулке   для   того,   чтобы   полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный   Л.   С.   Выготским   и   адаптированный   к   безречевым   детям.   Суть программы   состоит   в   том,   что   она   предполагает   поэтапно   развивать   сохранный потенциал   безречевого   ребенка   с   опорой   на   комплексную   работу   анализаторных систем   и   компенсировать   его   недостатки.   Педагогический   эффект   программы заключается   в  деятельностном   подходе   во   включении   безречевых   детей   в  разные виды   игровой   деятельности,   различные   по   содержанию   сложности,   степени социального опосредования. Существуют определённые условия которые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы •    единая  принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход, •    представление  планируемых  результатов коррекционного воздействия. •   ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка   наблюдение   за   текущим   состоянием,   уточнение   речевого   диагноза   и     В   рамках   одного   занятия   решаются   несколько   разноплановых   задач,   т.е. занятия носят интегративный характер. Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов,   необходимых   для   формирования   общения.  Важным   является   «закладка фундамента» предпосылок общения. На   начальном   этапе   для   всех   детей   используется   ряд   упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико­пространственных представлений нарядно­действенного мышления. Они являются базой для формирования общения Разнообразные   приемы   воздействия   способствуют   исключению   подражательных инертных   стереотипов   и   стимулируют   развитие   способности   детей   переносить полученные умения в условия реального общения. Коррекционная   работа   с   безречевыми   детьми   строится   по   следующим   способности   направлениям: •    Развитие слухового восприятия •   Развитие   коммуникации. •   Развитие   зрительно­моторной   координации,   мелкой   моторики   рук   и артикуляционной моторики. •    Развитие   зрительнo­пространственного анализа и синтеза. •    Развитие сенсорно перцептивной деятельности.   использованию   невербальных   компонентов   к •    Развитие функции голоса и дыхания. •    Развитие чувства ритма. •    Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Каждое   направление   включает   определенные   задачи   и   соответствующие   им приемы,   дифференцированные   в   зависимости   от   этапа   работы   и   индивидуальных особенностей безречевых детей. 1. Развитие СЛУХОВОГО восприятия. Задачи:  расширение   рамок   слухового   восприятия   развитие   сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти. 2.    Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель:  активизация ощущений собственных движений (активных  и  пассивных руками взрослого)­ побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам);  как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);  как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);  как грозят пальцем и т.д.  Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. Цель:  воспроизведение   движений,   изображённых   на   сюжетной   картинке; развитие мимики. Фрагмент   1.  Ребёнок,   рассматривая   сюжетную   картинку,   отвечает   на   вопросы жестом или движением.  На сюжетной картинке «бабочка летит» ­ ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;  «девочка кушает» ­ движения рукой от стола ко рту;  «кошка лакает молоко» ­ имитирующее движение языком и т.д. Цель:  установление   контакта:   развитие   понимания   рисованного   знака (пиктограммы) адекватное использование жестов. Фрагмент 1.  Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина­ яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх На дереве растёт... По дороге едет... Затем ребёнок, используя жест «дай»­ показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить. 3.   Развитие   зрительно­моторной   координации,  мелкой  моторики   рук   и артикуляционной моторики. Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук ­ глазодвигательных­тактильно­проприоцептивных   и   статико­динамических ощущений ­ чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;  ­ формирование представлений о схемах лица и тела;  ­ развитие   подвижности   речевой   мускулатуры­   произвольности   и дифференцированности мимических движений ­ кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;  восприятие   артикуляционных   укладов   звуков   путём   развития   зрительно­ кинестетических ощущений. ­ Приёмы: •    прослеживание по направлениям сверху вниз­ снизу­вверх­ справа налево­ слева направо; •    прослеживание прямых­ ломаных­ извилистых линий; •    массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях; •    проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех  щётки с различным ворсом); •    узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; •    двигательные упражнения с погремушкой­мячом­ платочкам­ флажком; •    «рисование» в воздухе рукой; •    различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; •    активизация пассивных и активных движений пальцев рук; •    упражнения с пластилином; •    использование кукол би­ба­бо; •    артикуляционная и мимическая гимнастика; •    задания   на  имитацию  положения  рта, представленного на картинках; •   упражнения на преодоление сопротивления; •    автоматизация отдельных артикулем; •    выработка речедвигательных образов звукообразных слов. Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно­моторной координации­ мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна». Фрагмент   1.  «Пальчиковый   бассейн»   представляет   большую   прямоугольную   ко­ робку с низкими бортиками­ в которой слоем в 6­8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед­   читая   стихотворный   текст­   побуждает   ребёнка  к  одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны). Мама и дочка стирали платочки  (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд ­ назад­ пальцы разведены) Вот так­ вот так! Мама   и   дочка   полоскали   платочки  (движения   кистью   в   направлении   слева  ­ направо) Вот так­ вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном) Вот так­ вот так! Фрагмент   2.  Упражнение   выполняется   каждой   рукой   попеременно.   Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак. Фрагмент 3.  Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» ­ пальчики «побежали» вперёд. Цель: выработка контроля за положением рта,  развитие мимических мышц. Фрагмент  1.   Игра   «Зеркало».   Копирование   мимических   и   артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. 4. Развитие зрительно­пространственного анализа и синтеза. Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие   стереогноза   ­   умения   ориентироваться   на   плоскости   и   в   трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа. Приёмы: •    нахождение   игрушек   в   пространстве комнаты. •    перемещение их в заданном пространстве. •    поиск предметов: •    соотнесение игрушки с её изображением на картинке: •         определение   сторон   тела   у   людей,   изображённых   на   картинке,   сторон собственного тела, •    выработка навыков ориентировки; •    упражнения в перекрёстном ориентировании; •    выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; •    определение недостающих частей у предметов по картинкам; •    узнавание частей тела и лица на предметной   картинке,   соотнесение   их   с частями собственного тела: •    запоминание изображений предметов; •    фиксация   изменений   в   расположении предметов, •    выделение из множества предметов; •    запоминание расположения  предметов  на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); •    идентификация зрительных изображений по заданной теме; •    определение различий в предметах и картинках; •    сравнение сходных по зрительному образу предметов; •    конструирование по образцу, по инструкции; •    конструирование заданных предметов со сходными  и дискретными  признаками из отдельных деталей; •    выделение фигуры  из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов. Приведём   фрагменты   занятий   по   развитию   зрительно­пространственного анализа и синтеза. Цель:  учить   узнавать   части   тела   и   лица   на   предметной   картинке, изображающей   человека,   соотносить   их   с   частями   собственного   тела,   развитие имитирующих жестов. Фрагмент 1.  Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем   просят   показать   свою   ножку   и   ножку   у   куклы   на   картинке.   После   этого ребёнка   просят   показать.   как   он   «вымоет»   определенную   часть   тела   или   лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос). Цель:   учить   узнавать   предметы   по   их   цветному   и   контурному   изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память. Фрагмент   1.  Ребёнок   узнаёт   предметы,   изображённые   на   цветных   картинках. Последовательно   (по   одной)   ему   предъявляются   контурные   изображения   тех   же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает  картинки и просит ребёнка разобрать их по парам. 5. Развитие сенсорно­перцептивной деятельности. Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;  восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;  формирование   пространственного   моделирования   образов   и   конструктивного праксиса. Приёмы: •    выработка умения ориентации в окружающем; •    работа с тактильными таблицами; выделение цвета: •    знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной); •    выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой): •       выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; •    соотнесение цветного и контурного изображений предметов; •    дифференциация плоскостного и объёмного изображений; •    конструирование целого из частей; •    классификация  по цвету,  подбор определённой цветовой гаммы; •    идентификация предметов и геометрических фигур: •    работа с «Доской Сегена»,  кубиками Кооса.  Приведём фрагменты занятий  по развитию сенсорно­перцептивной деятельности. Цель:  учить   выделять   шар   из   ряда   предметов,   совершать   с   ним   игровые действия ­ катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка) Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок   и   логопед   рассматривают   их,  находят   отличия   (большие   и   маленькие)   и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Цель:  учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных ИГровых условиях. Фрагмент   1.  В   крышке   коробки   вырезаны   квадратное,   круглое,   треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези   с   геометрической   формой.   Логопед   демонстрирует   игровые   действия   с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы. Цель: развитие тактильного  гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов   с  использованием   тактильных   таблиц   (меховая,   шелковистая   и шероховатая поверхности). Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: ­ меховая­ мягкая, пушистая:  ­ шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги  ­ неровная, шершавая:  ­ шелковистая ­ гладкая, ровная.  Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя   одинаковыми   наборами   таблиц).   Набор   таблиц   можно   расширить   за   счет включения колючей поверхности ­ индикатор Кузнецова, неровной ­ наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д. Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой   («Найди   мягкую,   пушистую»).   Затем   логопед   раскладывает   таблицы   и заданной   последовательности,   комментируя   свои   действия,   и   предлагает   ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц. 6. Развитие функций голоса и дыхания. Задачи:  увеличение   объёма   дыхания,   нормализация   сто   ритма;   развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра   и   интонации;   стимуляция   мышц   гортани:   активизация   целенаправленною ротового   выдоха,   знакомство   с   некоторыми   характеристиками   силы   голоса, формирование   диапазона   голоса   на   основе   упражнений   в   использовании звукоподражаний различной громкости. Приёмы: •    упражнения на расслабление шейной мускулатуры: •    активизация движений мягкого нёба, имитация жевания: •   тренировка носового выдоха; •    развитие произвольного речевого вдоха. •    выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений: •    выработка комбинированного типа дыхания. •   упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха: •    различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха: •    выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах. Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания. Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха. Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия. Цель: формирование носового вдоха Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными   наполнителями   (еловые   или   сосновые   иголки,   специи,   апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла­ гается,   последовательно   понюхав   коробочки,   подобрать   аналогичные   из   второго набора. Фрагмент   2.  Коробочки   на   столе   выставлены   в   определённом   порядке.   Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности. Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости. Фрагмент   1.  Ребёнку   предлагается   рассмотреть   парные   картинки   «большой   ­ маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко ­«У», а маленький ­ тихо (кукла ­ звук «А», заяц «О», лошадка ­ «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо). 7. Развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмико­интонационной стороны речи; ассоциативных связей на   основе   скоординированной   работы   анализаторов   (речеслухового. речедвигательного.   зрительного),   обеспечивающих   основу   коммуникативной функции   речи,   формирование   ощущения   предложения   как   лексической   единицы, характеризующейся ритмико­интонационной законченностью, знакомство с ритмико­ интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:  Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.       воспроизведение   заданного   ритмического   рисунка   отстукиванием   и Приёмы: •    воспроизведение ритма в движениях и играх; •    ходьба и маршировка под музыку; •    двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; •    ритмические упражнения для рук и ног; •   отхлопыванием; •    развитие действий двигательной и ритмико­интонационной активности; •       знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков; •    развитие речевых вокализаций; •    знакомство со схемой ритма; •    соотнесение   ритма   со   схематическим изображением; •    произвольное,  ритмичное  произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; •     дифференциация     ритмических   рисунков:   отображение   определенных   качеств движения: •    ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие. Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма. Цель:  формирование   регулятивной   функции   речи   на   основе   развития   механизма скоординированной   работы   анализаторов     двигательного, зрительного) Фрагмент 1.  Ребёнку   предлагается   раскидывать   на   пол   игрушки   из   корзинки   на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому  сигналу  (включать   и  выключать  фонарик)  или  перелистывать   книгу  из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал (речеслухового, Цель: развитие ритмико­интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия Фрагмент   1.  На   глазах   ребенка   выкладывается   сплошная   дорожка   из   мозаики, произносится   звукоподражание   с   нажимом   пальца   на   каждую   из   мозаик.   Затем просят   ребёнка   повторить   также   ­   ААААААА.   записывая   произнесение   на магнитофон. Ритмический   рисунок   меняется   ­   дорожка   из   мозаики   выкладывается синкопированная   (с   пропуском   через   одну)   Логопед,   нажимая   на   мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск ­ А­А­А­А­А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон. Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной   дорожке   нужную   дорожку   из   мозаики   Постепенно   ритм   чередования усложняется. Развитие  импрессивной и  экспресснвной речи Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных   навыков   и   лексики   на      ЗВУкоподражании   и   звукосочетаний имитирующих   неречевые   комплексы   звуков   восклицания:   крики   птиц   и   голоса животных,  слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,  работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи Приемы •    узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные), •    показ предметов по их признакам •         показ   картинок   с     изображением   предметов   относящихся   к   определенным категориям •    выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами •         выполнение       вербальных     инструкций     с   адекватным   использованием звукоподражаний •        побуждение   к   высказыванию   эмоциональных   восклицаний,    просьб,   развитие непроизвольного подражания ­ звукового и словесного •       различение звукоподражаний с опорой на зрительное   восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием •    различение действий совершаемых одним объектом  соотнесение действий и слов их обозначающих •         выполнение   инструкций   содержащие   слова   с   уменьшительно   ласкательными суффиксами •    побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов •    автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду» •         автоматизация   отдельных   штампов  KOMMУникативной       побудительной   и вопросительной речи (дай,  на, кто, иди) •    узнавание  предмета  по    словесному описанию •    выработка обобщенных понятий •         смысловое   обыгрывание   слов   путём   включения   их   в   различные   смысловые контексты •         выбор     правильного     названия     предметов   среди     верных   и   конфликтных обозначений Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи Цель:      учить   соотносить   игрушку     со     звукоподражанием,     побуждать   к произвольному   произнесению   звукоподражания   «а   а   а»,       развивать   слуховое внимание Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a  a  a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием Цель:  побуждать   ребенка   к   произнесению   эмоциональных   рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений. Фрагмент 1.  На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно   нагретым   в   горячей   воде,   шариком   для   пинг   –   понга.   Ребенок последовательно   прикасается   к   этим   температурным   раздражителям   с   помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед) Цель,  закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия Фрагмент 1   За ширмой знакомые ребенку игрушки:    кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.   Ребенок   по   произнесенному   звуку     догадывается,   кто   так   говорит   и   выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь. Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу.   Ребенку предлагается ощупав   игрушку,     не   разворачивая   ее,   догадаться   кто   (что)   там       и   произнести соответствующее звукоподражание.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019