Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.
(Адаптированная основная общеобразовательная программа).
Что такое СИПР?
СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»
Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно растройства аутистического спектра и тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Выделяют 3 группы:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
В нашем классе 6 человек, из них 2 учащихся (Калашников Богдан и Якунин Евгений) относятся ко 2 группе, а 4 учащихся (Анисимов Данила, Глушков Роман, Евенко Максим, Ткаченко Владимир) к 3 группе.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Целью реализации СИПР
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:
1.Индивидуальные сведения о ребенке
2.Структура СИПР
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4.Индивидуальный учебный план.
4.1. Расписание занятий
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.Содержание образования:
6.1.Базовые учебные действия
6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6.3.Психолого-педагогическое сопровождение
6.4.Нравственное развитие
6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
6.6. Внеурочная деятельность
7.Программа сотрудничества с семьей
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Рассмотрим более подробно СИПР.
Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
В нашем классе 2 учащихся (Якунин Евгений и Калашников Богдан) дозированно посещают ОУ. На каждого учащегося составлен свой индивидуальный учебный план, в который включены приоритетные учебные предметы и коррекционные курсы. Также составлено расписание групповых занятий в классе и индивидуальных занятий со специалистами.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
В разработке СИПР для учащихся нашего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Доклад по теме Специальная индивидуальная программа развития Особенности разработки и реализации.doc
ТОГБОУ «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции
«Гармония»
Доклад
«Специальная индивидуальная программа развития.
Особенности разработки и реализации»
Подготовила:
Панфилова Н.М.
Учитель дефектолог г. Рассказово, 2016 г.
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих:
академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные
особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем
тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая
жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.
(Адаптированная основная общеобразовательная программа).
Что такое СИПР?
СИПР это программа, разработанная для одного конкретного
обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и
структура которой определяются индивидуальными возможностями и
потребностями конкретного ребёнка.
В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то
СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена
вариативность адаптированных программ?»
Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например,
СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно растройства
аутистического спектра и тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация
разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР),
учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это
вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую
умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это
наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются
особенности психофизического развития детей и степень их потребности в
уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут
быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени
тяжести. Выделяют 3 группы:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорнодвигательного аппарата, не
передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со
спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с
нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи
взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании,
туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями
интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного
характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и
сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в
сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях)
других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны
персонала;
В нашем классе 6 человек, из них 2 учащихся (Калашников Богдан и
Якунин Евгений) относятся ко 2 группе, а 4 учащихся (Анисимов Данила,
Глушков Роман, Евенко Максим, Ткаченко Владимир) к 3 группе.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень
жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких
учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная
от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он
его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом
иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Целью реализации СИПР
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально
личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение
учебной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью структура СИПР включает:
1.Индивидуальные сведения о ребенке
2.Структура СИПР
3.Психологопедагогическая характеристика на начало и на конец учебного
года
4.Индивидуальный учебный план.
4.1. Расписание занятий
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.Содержание образования:
6.1.Базовые учебные действия
6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6.3.Психологопедагогическое сопровождение
6.4.Нравственное развитие
6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни
6.6. Внеурочная деятельность
7.Программа сотрудничества с семьей
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Рассмотрим более подробно СИПР. Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его
родителях.
Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого
педагогического обследования ребенка,
проводимого специалистами
образовательной организации, с целью оценки актуального состояния
развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку
отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося
приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные
занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки
на обучающегося.
В нашем классе 2 учащихся (Якунин Евгений и Калашников Богдан)
дозированно посещают ОУ. На каждого учащегося составлен свой
индивидуальный учебный план, в который включены приоритетные учебные
предметы и коррекционные курсы. Также составлено расписание групповых
занятий в классе и индивидуальных занятий со специалистами.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные
из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других
программ (формирования базовых учебных действий; нравственного
воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны
для образования конкретного обучающегося и включены в его
индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов
обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Необходимым условием реализации образовательной программы ряда
обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание,
совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и
осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с
указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр,
а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
В разработке СИПР для учащихся нашего класса под руководством зам.
директора по УВР принимали участие: учитель, учительлогопед, педагог
психолог.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об
образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному
взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и
организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и
реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения,
индивидуальные средства
реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
дидактических материалов, Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На
основе анализа
диагностики, вносятся изменения и корректировки в
индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ
или ребенкаинвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной
образовательной программы в рамках психологомедикопедагогического
консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных
сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,
формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в
процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка
инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А
также проводятся итоговая встреча с родителями (законными
представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком,
педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации,
памятки.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают
уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в
СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период
оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе
итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СИПР особенности разработки и реализации
СИПР особенности разработки и реализации
СИПР особенности разработки и реализации
СИПР особенности разработки и реализации
СИПР особенности разработки и реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.