Дидактические игры на уроках физики.

  • Занимательные материалы
  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий) . Не рассматривая стихийные (случайные) игры, не дающие результатов в учебной деятельности, рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся: 1. Моделирование определенных видов практической деятельности. 2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность. 3. Наличие ролей, их распределение между участниками. 4. Взаимодействие участников. 5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. 6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
Иконка файла материала 1.doc
Дидактические игры на уроках физики. С   переходом   на   личностно­ориентированное   обучение   меняется   роль   учителя   и ученика – содержание роли школьника меняется в сторону более осмысленного, активного участия в познавательной деятельности. Физика, являясь, по мнению многих учащихся, сложным предметом, не позволяет раскрыться в познавательной деятельности, чувствовать себя  в ней  комфортно. Поэтому  одной  из  целей   организации  игровой  деятельности   на уроке   может   быть   побуждение   учащихся   к   учению,   формирование   мотивации   учебной деятельности. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — лишь один из  методов, и он даёт хорошие результаты только в сочетании с другими. Дидактическая игра – один из приемов воздействия взрослого человека на ребенка, в тоже время игра – один из основных видов деятельности ребенка. Участвуя в организованной игровой деятельности ученик учится. «Игра ­ это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой   эта   пора   ее   была   бы   бесполезна   для   человечества.   В   игре,   этой   специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий)1.  Не рассматривая стихийные (случайные) игры, не дающие результатов в учебной деятельности, рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся: 1. Моделирование определенных видов практической деятельности. 2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность. 3. Наличие ролей, их распределение между участниками. 4. Взаимодействие участников. 5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. 6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты   и   обеспечивают   дидактический   опыт   учащихся.   Но   приобретение   опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках   развивающие   игры   психологического   характера:   кроссворды,   викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.  Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую. 1. К индивидуальной форме можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с различными предметами и знаками. 2. Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели. 3. Парная   форма   —   это   игра   одного   человека   с   другим   человеком,   как   правило,   в обстановке соревнования и соперничества. 4. Групповая   форма   —   игра   трёх   или   более   соперников,   преследующих   в   обстановке соревнования одну и ту же цель. 15. Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. 6. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели1.   Все   игры,   применяемы   на   уроках   будут   обучающие   или   контролирующие   или обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умение и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем   результат   усвоения   знаний   будет   лучше,   чем   четче   будет   выражен   мотив познавательной деятельности не только в игре, но в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении.  Проверке  ранее  полученных знаний.  Для участия в ней  каждому ученику необходима определенная математическая подготовка. Обобщающие игры  требуют  интеграции  знаний.  Они  способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Игра   на   уроке   всегда   имеет   элемент   неожиданности,   чем   и   становится   более привлекательной для привыкших к традиционной деятельности учащихся. Взаимопомощи и взаимоконтроль   помогают   учащимся   справится   с   возникающими   трудностями,   делая психологически   урок   более   комфортным.   Способствуя   познавательной   деятельности, дидактические   игры   дают   возможность   учащимся   проявить   себя,   создавая   ситуацию успеха.  А главным является  познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений,  которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая   игра   имеет   определённый   результат,   который   является   финалом игры,   придаёт   игре   законченность.   Он   выступает,   прежде   всего,   в   форме   решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и   поведение   учащихся   в   процессе   игры,   способствуют   созданию   на   уроке   рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха2. Для успешной организации игры на уроке необходимо придерживаться следующих правил:  1.   Правила   должны   быть   простыми,   точно   сформулированными,   а   математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной  деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей. 3.   Дидактический   материал,   используемый   во   время   игры,   должен   быть   удобен   в использовании, иначе игра не даст должного эффекта. 4.   При   проведении   игры,   связанной   с   соревнованиями   команд,   должен   быть   обеспечен контроль её результатов со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, 1 2неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры. 5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре1. Приведем  примеры  игр,  организация  и проведение  которых возможна на уроках физики в средней школе. Игры   –   упражнения.   Они   занимают   обычно   10   –   15   минут   и   направлены   на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Они могут быть, как включены как элемент большой игры, так и использованы отдельно, как этап комбинированного урока. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.  Разгадывание кроссвордов позволяет контролировать знание понятий, определений, а обратный процесс – составление кроссвордов самими учащимися позволит, как проявить себя творчески, так и в увлекательной форме повторить изученный  теоретический материал. Составление на уроке даже небольшого кроссворда вызовет как положительные эмоции учащихся, так и позволит проконтролировать знания учащихся в психологически комфортной обстановке. Примерами таких заданий могут быть решение или составление вводного кроссворда по физике   в   7   классе,   в   8   классе   по   теме   Количество   теплоты,   в   старшей   школе   для повторения   приборов,   открытий   ученых,   основных   физических   величин   и   единиц измерения.   Загадки   и   ребусы   помогут   подвести   учащихся   к   теме   урока,   причем положительные эмоции вызывают как отгадывание загадок. Так и поиск их в различных источниках самими учащимися. Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления   учебного   материала.   Активизация   учащихся   в   играх   –   путешествиях выражается   в   устных   рассказах,   вопросах,   ответах.   Игра­путешествие   не   обязательно означает выход из школы. Это может быть путешествие в кабинет рисования при изучении оптики в 8 классе, в кабинет технологии при изучении простых механизмов, в спортивный зал   –   при   знакомстве   с   баллистикой,   в   кабинет   биологии   при   изучении   реактивного движения (реактивное движение в живой природе). Но возможна организация путешествия и, не выходя из кабинета физики. Например, «Подъем в гору» ­ игра при изучении темы «Давление»,   позволит   вспомнить   применение   приборов,   работа   которых   связана   с изменением   давления,   поговорить   об   использовании   давления   живыми   организмами, вспомнить об изменении  самочувствия  человека  при подъеме  в гору. «Путешествие  на Луну» или «Путешествие по Солнечной системе» позволит повторить особенности планет и небесных  тел, а так же  вспомнить значения  свободного падения  на этих планетах  и изменение веса человека на них. «Путешествие на дно морское» позволит поговорить об изменяющемся давлении внутри жидкости и приспособлениях живых организмов живущих на разных глубинах, применении человеком скафандров, батискафов и подводных лодок при   погружении.   А   «Путешествие   в   гости   к   физику»   позволит   познакомить   с деятельностью ученых или историей открытия изучаемого явления. Многие музеи на своих сайтах   выкладывают   интерактивные   экскурсии   по   своим   залам.   Что   позволяет организовать интерактивный урок­путешествие. Игра   –   соревнование   может   включать   в   себя   все   вышеназванные   виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся   на   группы,   команды,   между   которыми   идет   соревнование.   Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.   Элементы   соревнования   занимают   ведущее   место   в   основных   игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и 1задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Организация игры­соревнования возможна при изучении любой темы курса физики, как обобщающего или контролирующего характера. Компьютерные игры типа «Определи название прибора» или «Проведи корабль из моря в реку через систему шлюзов» помогут учителю повторить пройденный материал, а использование   игры   «Заработало»   или     «Собери   механизм»   сайта   Лего   позволит подтолкнуть учащихся к техническому творчеству. Игры с использованием ИКТ – это и «Морской бой», в котором, чтобы потопить корабль нужно ответить на вопрос, и «Своя игра» позволяющая повторить материал как одной темы, так и всего учебного года. Элемент неожиданности несет и «черный ящик» из игры «Что? Где? Когда?», позволяющий проводить интегрированные уроки – игры, например по Бионике. Творческие игры, направленные на внесение элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Это – сочинения и написание сказок. Игры с раздаточным материалом, например физическое лото. Различные  виды  внеклассной  работы  по физике так же  могут включать игровой материал:   игры   –   соревнования   между   классами,   Физические   вечера,   экскурсии   и путешествия,   а   ролевые   игры   позволят   узнать   как   жилось   людям   о   открытия электричества, средств связи, радиоактивности. А подвести итог хочется цитатой из книги С.А. Шмакова1, который  очень образно выражает   значение   игры,   называя   её   восьмым   чудом   света:   «О   знаменитой   пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные». Библиография: 1.Ланин И.Я.Формирование  познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995 2. Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики//ФПВ. – 2009. – № 1. – С. 52­ 55.  3. http://festival.1september.ru/articles/601829/ 4. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Просвещение. 1998 5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.1, М.: Учпедгиз. 1963   Дидактическая   игра  Тюшникова   на   уроке   физики.   М.   Д. 1