Дидактические игры на уроках физики.
Оценка 4.7

Дидактические игры на уроках физики.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
doc
физика
7 кл—11 кл +1
20.03.2017
Дидактические игры на уроках физики.
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий) . Не рассматривая стихийные (случайные) игры, не дающие результатов в учебной деятельности, рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся: 1. Моделирование определенных видов практической деятельности. 2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность. 3. Наличие ролей, их распределение между участниками. 4. Взаимодействие участников. 5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. 6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
1.doc
Дидактические игры на уроках физики. С   переходом   на   личностно­ориентированное   обучение   меняется   роль   учителя   и ученика – содержание роли школьника меняется в сторону более осмысленного, активного участия в познавательной деятельности. Физика, являясь, по мнению многих учащихся, сложным предметом, не позволяет раскрыться в познавательной деятельности, чувствовать себя  в ней  комфортно. Поэтому  одной  из  целей   организации  игровой  деятельности   на уроке   может   быть   побуждение   учащихся   к   учению,   формирование   мотивации   учебной деятельности. Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — лишь один из  методов, и он даёт хорошие результаты только в сочетании с другими. Дидактическая игра – один из приемов воздействия взрослого человека на ребенка, в тоже время игра – один из основных видов деятельности ребенка. Участвуя в организованной игровой деятельности ученик учится. «Игра ­ это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой   эта   пора   ее   была   бы   бесполезна   для   человечества.   В   игре,   этой   специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий)1.  Не рассматривая стихийные (случайные) игры, не дающие результатов в учебной деятельности, рассмотрим особенности дидактических (организованных учебных) игр. К ним относятся: 1. Моделирование определенных видов практической деятельности. 2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность. 3. Наличие ролей, их распределение между участниками. 4. Взаимодействие участников. 5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. 6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты   и   обеспечивают   дидактический   опыт   учащихся.   Но   приобретение   опыта требует большого времени. Для увеличения такого опыта рекомендуется использовать на уроках   развивающие   игры   психологического   характера:   кроссворды,   викторины, соревнования, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.  Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую. 1. К индивидуальной форме можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с различными предметами и знаками. 2. Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели. 3. Парная   форма   —   это   игра   одного   человека   с   другим   человеком,   как   правило,   в обстановке соревнования и соперничества. 4. Групповая   форма   —   игра   трёх   или   более   соперников,   преследующих   в   обстановке соревнования одну и ту же цель. 1 5. Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. 6. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели1.   Все   игры,   применяемы   на   уроках   будут   обучающие   или   контролирующие   или обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умение и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем   результат   усвоения   знаний   будет   лучше,   чем   четче   будет   выражен   мотив познавательной деятельности не только в игре, но в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении.  Проверке  ранее  полученных знаний.  Для участия в ней  каждому ученику необходима определенная математическая подготовка. Обобщающие игры  требуют  интеграции  знаний.  Они  способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Игра   на   уроке   всегда   имеет   элемент   неожиданности,   чем   и   становится   более привлекательной для привыкших к традиционной деятельности учащихся. Взаимопомощи и взаимоконтроль   помогают   учащимся   справится   с   возникающими   трудностями,   делая психологически   урок   более   комфортным.   Способствуя   познавательной   деятельности, дидактические   игры   дают   возможность   учащимся   проявить   себя,   создавая   ситуацию успеха.  А главным является  познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений,  которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая   игра   имеет   определённый   результат,   который   является   финалом игры,   придаёт   игре   законченность.   Он   выступает,   прежде   всего,   в   форме   решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и   поведение   учащихся   в   процессе   игры,   способствуют   созданию   на   уроке   рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха2. Для успешной организации игры на уроке необходимо придерживаться следующих правил:  1.   Правила   должны   быть   простыми,   точно   сформулированными,   а   математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной  деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей. 3.   Дидактический   материал,   используемый   во   время   игры,   должен   быть   удобен   в использовании, иначе игра не даст должного эффекта. 4.   При   проведении   игры,   связанной   с   соревнованиями   команд,   должен   быть   обеспечен контроль её результатов со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, 1 2 неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры. 5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре1. Приведем  примеры  игр,  организация  и проведение  которых возможна на уроках физики в средней школе. Игры   –   упражнения.   Они   занимают   обычно   10   –   15   минут   и   направлены   на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Они могут быть, как включены как элемент большой игры, так и использованы отдельно, как этап комбинированного урока. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.  Разгадывание кроссвордов позволяет контролировать знание понятий, определений, а обратный процесс – составление кроссвордов самими учащимися позволит, как проявить себя творчески, так и в увлекательной форме повторить изученный  теоретический материал. Составление на уроке даже небольшого кроссворда вызовет как положительные эмоции учащихся, так и позволит проконтролировать знания учащихся в психологически комфортной обстановке. Примерами таких заданий могут быть решение или составление вводного кроссворда по физике   в   7   классе,   в   8   классе   по   теме   Количество   теплоты,   в   старшей   школе   для повторения   приборов,   открытий   ученых,   основных   физических   величин   и   единиц измерения.   Загадки   и   ребусы   помогут   подвести   учащихся   к   теме   урока,   причем положительные эмоции вызывают как отгадывание загадок. Так и поиск их в различных источниках самими учащимися. Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления   учебного   материала.   Активизация   учащихся   в   играх   –   путешествиях выражается   в   устных   рассказах,   вопросах,   ответах.   Игра­путешествие   не   обязательно означает выход из школы. Это может быть путешествие в кабинет рисования при изучении оптики в 8 классе, в кабинет технологии при изучении простых механизмов, в спортивный зал   –   при   знакомстве   с   баллистикой,   в   кабинет   биологии   при   изучении   реактивного движения (реактивное движение в живой природе). Но возможна организация путешествия и, не выходя из кабинета физики. Например, «Подъем в гору» ­ игра при изучении темы «Давление»,   позволит   вспомнить   применение   приборов,   работа   которых   связана   с изменением   давления,   поговорить   об   использовании   давления   живыми   организмами, вспомнить об изменении  самочувствия  человека  при подъеме  в гору. «Путешествие  на Луну» или «Путешествие по Солнечной системе» позволит повторить особенности планет и небесных  тел, а так же  вспомнить значения  свободного падения  на этих планетах  и изменение веса человека на них. «Путешествие на дно морское» позволит поговорить об изменяющемся давлении внутри жидкости и приспособлениях живых организмов живущих на разных глубинах, применении человеком скафандров, батискафов и подводных лодок при   погружении.   А   «Путешествие   в   гости   к   физику»   позволит   познакомить   с деятельностью ученых или историей открытия изучаемого явления. Многие музеи на своих сайтах   выкладывают   интерактивные   экскурсии   по   своим   залам.   Что   позволяет организовать интерактивный урок­путешествие. Игра   –   соревнование   может   включать   в   себя   все   вышеназванные   виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся   на   группы,   команды,   между   которыми   идет   соревнование.   Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.   Элементы   соревнования   занимают   ведущее   место   в   основных   игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и 1 задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Организация игры­соревнования возможна при изучении любой темы курса физики, как обобщающего или контролирующего характера. Компьютерные игры типа «Определи название прибора» или «Проведи корабль из моря в реку через систему шлюзов» помогут учителю повторить пройденный материал, а использование   игры   «Заработало»   или     «Собери   механизм»   сайта   Лего   позволит подтолкнуть учащихся к техническому творчеству. Игры с использованием ИКТ – это и «Морской бой», в котором, чтобы потопить корабль нужно ответить на вопрос, и «Своя игра» позволяющая повторить материал как одной темы, так и всего учебного года. Элемент неожиданности несет и «черный ящик» из игры «Что? Где? Когда?», позволяющий проводить интегрированные уроки – игры, например по Бионике. Творческие игры, направленные на внесение элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Это – сочинения и написание сказок. Игры с раздаточным материалом, например физическое лото. Различные  виды  внеклассной  работы  по физике так же  могут включать игровой материал:   игры   –   соревнования   между   классами,   Физические   вечера,   экскурсии   и путешествия,   а   ролевые   игры   позволят   узнать   как   жилось   людям   о   открытия электричества, средств связи, радиоактивности. А подвести итог хочется цитатой из книги С.А. Шмакова1, который  очень образно выражает   значение   игры,   называя   её   восьмым   чудом   света:   «О   знаменитой   пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные». Библиография: 1.Ланин И.Я.Формирование  познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995 2. Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики//ФПВ. – 2009. – № 1. – С. 52­ 55.  3. http://festival.1september.ru/articles/601829/ 4. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Просвещение. 1998 5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.1, М.: Учпедгиз. 1963   Дидактическая   игра  Тюшникова   на   уроке   физики.   М.   Д. 1

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.

Дидактические игры на уроках физики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017