Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)
Оценка 4.6

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Оценка 4.6
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
12.07.2017
Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)
1 Развитие звуковой культуры речи 1.1 «Что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 1.2 «Вот так произносят звуки» Цель: Уточнить и закрепить произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 1.3 «Громко — тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает произнести звуки, которые издают предметы изображённые на картинке. Дети выполняют задание. 1.4 «Лошадки цокают копытцами» Цель: Обучать отчётливому произношению цоканья копыт. Ход: Воспитатель показывает ребёнку картинки лошадок, объясняет, как они цокают. Просит поцокать в разном темпе, в разной силой голоса. 1.5 «Сдуй пёрышко» Цель: Вырабатывать длительный ротовой выдох. Ход: воспитатель предлагает ребёнку подуть на пёрышко так, чтобы оно полетело. Важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигая вперёд. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 1. 6 «Летят снежинки» Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный выдох (не добирая воздуха). Ход: Воспитатель показывает снежинку или кусочек ваты и говорит «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладёт на ладошку ребёнку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребёнок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. 2.Формирование грамматического строя речи 2.1 «Помоги найти маму» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утки - утенок - утята) Ход: Воспитатель показывает картинку мамы, ребёнок находит картинку с изображением детёнышей и чётко проговаривает «У кошки - котёнок» 2.2 «Один и много» Цель: Формировать навык образования множественного числа существительных. Ход: Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например : «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (Это конфеты). 2.3 «Что где лежит» Цель: Учить употреблять в речи предлоги в, на, под, за Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Где находится мячик», «Что лежит на тарелке, а что около?» 2.4 «Чего не стало, кого не стало» Цель: Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Ход: воспитатель рассматривает картинки с ребёнком. Потом закрывает ладонью одно из изображений и просит назвать чего не стало. 2.5 «Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце). Ход: Воспитатель кладёт в мешочек предметы и просит ребёнка по очереди доставать из него предметы, составляя предложение «Я возьму ….» 3.Расширение и активизация словарного запаса 3.1 «Кто это? Что это?» (существительные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей словами, относящимися к имени существительному. Ход: Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос «Кто это?». Ребёнок называет предмет, изображённый на карточке. В дальнейшем ребёнку предоставляется возможность самому подбирать вопросы картинкам. 3.2 «Кто что делает» (глаголы) Цель: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются действия, выполняемые одним или двумя детьми. Затем просит показать сначала картинку, где нарисован мальчик, про которого можно сказать, например, покупает, а потом — картинку, по которой можно сказать покупают. С помощью вопросов воспитателя дети составляют по картинкам предложения. Это упражнение можно усложнить. Один из детей самостоятельно составляет предложение по одной из картинок, например: Толя покупает лимон. Другим детям предлагается изменить предложение так, чтобы это действие выполняли Валя и Толя: Валя и Толя покупают лимоны. 3.3 «Скажи, какой?» (прилагательные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей именами прилагательными Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются предметы с определённым качеством. Затем просит показать картинку, где нарисован павлин, бублик и т.п. Просит подобрать слова отвечающие на вопрос «Какой?» и т.п. 3.4 «Какое время года?» Цель: Учить детей различать и называть времена года. Обогащать словарь Ход: На карточках изображены приметы времён года. Воспитатель просит показать картинку с определённым временем года и объяснить свой выбор. Ребёнок описывает приметы времени года. 3.5 «Когда это бывает», части суток Цель: Обогащать речь детей словами, обозначающими временными понятиями. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Когда это бывает?». Ребёнок рассматривает картинку и называет части суток, мотивируя свой ответ. 3.6 «Назови ласково» Цель: учить употреблять в речи ласковые слова Ход: Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме: Большой ключ – маленький…ключик Большой дом – маленький…домик Большая кровать – маленькая …кроватка Большая шишка – маленькая …шишечка Большое яблоко – маленькое …яблочко Большое ведро – маленькое…ведеркоДидактические игры по развитию речи. (вторая младшая группа). 1 Развитие звуковой культуры речи 1.1 «Что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 1.2 «Вот так произносят звуки» Цель: Уточнить и закрепить произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 1.3 «Громко — тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает произнести звуки, которые издают предметы изображённые на картинке. Дети выполняют задание. 1.4 «Лошадки цокают копытцами» Цель: Обучать отчётливому произношению цоканья копыт. Ход: Воспитатель показывает ребёнку картинки лошадок, объясняет, как они цокают. Просит поцокать в разном темпе, в разной силой голоса. 1.5 «Сдуй пёрышко» Цель: Вырабатывать длительный ротовой выдох. Ход: воспитатель предлагает ребёнку подуть на пёрышко так, чтобы оно полетело. Важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигая вперёд. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 1. 6 «Летят снежинки» Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный выдох (не добирая воздуха). Ход: Воспитатель показывает снежинку или кусочек ваты и говорит «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладёт на ладошку ребёнку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребёнок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. 2.Формирование грамматического строя речи 2.1 «Помоги найти маму» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утки - утенок - утята) Ход: Воспитатель показывает картинку мамы, ребёнок находит картинку с изображением детёнышей и чётко проговаривает «У кошки - котёнок» 2.2 «Один и много» Цель: Формировать навык образования множественного числа существительных. Ход: Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например : «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (Это конфеты). 2.3 «Что где лежит» Цель: Учить употреблять в речи предлоги в, на, под, за Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Где находится мячик», «Что лежит на тарелке, а что около?» 2.4 «Чего не стало, кого не стало» Цель: Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Ход: воспитатель рассматривает картинки с ребёнком. Потом закрывает ладонью одно из изображений и просит назвать чего не стало. 2.5 «Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце). Ход: Воспитатель кладёт в мешочек предметы и просит ребёнка по очереди доставать из него предметы, составляя предложение «Я возьму ….» 3.Расширение и активизация словарного запаса 3.1 «Кто это? Что это?» (существительные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей словами, относящимися к имени существительному. Ход: Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос «Кто это?». Ребёнок называет предмет, изображённый на карточке. В дальнейшем ребёнку предоставляется возможность самому подбирать вопросы картинкам. 3.2 «Кто что делает» (глаголы) Цель: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются действия, выполняемые одним или двумя детьми. Затем просит показать сначала картинку, где нарисован мальчик, про которого можно сказать, например, покупает, а потом — картинку, по которой можно сказать покупают. С помощью вопросов воспитателя дети составляют по картинкам предложения. Это упражнение можно усложнить. Один из детей самостоятельно составляет предложение по одной из картинок, например: Толя покупает лимон. Другим детям предлагается изменить предложение так, чтобы это действие выполняли Валя и Толя: Валя и Толя покупают лимоны. 3.3 «Скажи, какой?» (прилагательные) Цель: На основе обогащения представлений об окружающем мире расширять и активизировать словарь детей именами прилагательными Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются предметы с определённым качеством. Затем просит показать картинку, где нарисован павлин, бублик и т.п. Просит подобрать слова отвечающие на вопрос «Какой?» и т.п. 3.4 «Какое время года?» Цель: Учить детей различать и называть времена года. Обогащать словарь Ход: На карточках изображены приметы времён года. Воспитатель просит показать картинку с определённым временем года и объяснить свой выбор. Ребёнок описывает приметы времени года. 3.5 «Когда это бывает», части суток Цель: Обогащать речь детей словами, обозначающими временными понятиями. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Когда это бывает?». Ребёнок рассматривает картинку и называет части суток, мотивируя свой ответ. 3.6 «Назови ласково» Цель: учить употреблять в речи ласковые слова Ход: Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме: Большой ключ – маленький…ключик Большой дом – маленький…домик Большая кровать – маленькая …кроватка Большая шишка – маленькая …шишечка Большое яблоко – маленькое …яблочко Большое ведро – маленькое…ведерко
картотека дидактических игр по развитию речи. вторая младшая.docx
Дидактические  игры по развитию речи. (вторая младшая группа). 1 Развитие звуковой культуры речи 1.1 «Что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат.   Затем   воспитатель   предлагает   отгадать   загадки.   Закрывает   ширму   и   действует   с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 1.2 «Вот так произносят звуки» Цель: Уточнить и закрепить  произношение звуков. Ход: Воспитатель показывает картинки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 1.3 «Громко — тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает произнести звуки, которые издают предметы изображённые на картинке. Дети выполняют задание. 1.4 «Лошадки цокают копытцами» Цель: Обучать отчётливому произношению цоканья копыт. Ход: Воспитатель показывает ребёнку картинки лошадок, объясняет, как они цокают. Просит поцокать в разном темпе, в разной силой голоса. 1.5 «Сдуй пёрышко» Цель: Вырабатывать длительный ротовой выдох. Ход: воспитатель предлагает ребёнку подуть на пёрышко так, чтобы оно полетело. Важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигая вперёд. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 1. 6 «Летят снежинки» Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный выдох (не добирая воздуха). Ход: Воспитатель показывает снежинку или кусочек ваты и говорит «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладёт на ладошку ребёнку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребёнок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза. Снег, снег кружится Белая вся улица! Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. 2.Формирование грамматического строя речи 2.1 «Помоги найти маму» Цель:  Развивать   умение   детей   употреблять   в   речи   имена   существительные   в   форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка ­ утки ­ утенок ­ утята) Ход: Воспитатель показывает картинку мамы, ребёнок находит картинку с изображением детёнышей и чётко проговаривает «У кошки ­ котёнок» 2.2 «Один и много» Цель: Формировать навык образования множественного числа существительных. Ход: Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном  числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например : «Это  конфета. А как сказать, если их несколько?» (Это конфеты).         2.3 «Что где лежит» Цель: Учить употреблять в речи предлоги в, на, под, за Ход:   Воспитатель   предлагает   рассмотреть   картинки   и   ответить   на   вопросы:   «Где находится мячик», «Что лежит на тарелке, а что около?»  2.4 «Чего не стало, кого не стало» Цель: Учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Ход: воспитатель рассматривает картинки с ребёнком. Потом закрывает ладонью одно из изображений и просит назвать чего не стало. 2.5 «Чудесный мешочек» Цель:  Развивать умение детей употреблять в речи однородные члены предложения (Я возьму чашку, ложку, блюдце). Ход: Воспитатель кладёт в мешочек предметы и просит ребёнка по очереди доставать из него предметы, составляя предложение «Я возьму ….» 3.Расширение и активизация словарного запаса 3.1 «Кто это? Что это?» (существительные) Цель:  На   основе   обогащения   представлений   об   окружающем   мире   расширять   и активизировать словарь детей словами, относящимися к имени существительному. Ход: Воспитатель показывает картинку и задаёт вопрос «Кто это?». Ребёнок называет предмет,  изображённый   на   карточке.   В   дальнейшем   ребёнку   предоставляется   возможность самому подбирать вопросы картинкам. 3.2 «Кто что делает» (глаголы) Цель: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Ход: Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются действия, выполняемые одним  или двумя детьми. Затем просит показать сначала картинку, где нарисован мальчик, про  которого можно сказать, например, покупает, а потом — картинку, по которой можно сказать  покупают. С помощью вопросов воспитателя дети составляют по картинкам предложения. Это упражнение можно усложнить. Один из детей самостоятельно составляет предложение по  одной из картинок, например: Толя покупает лимон. Другим детям предлагается изменить  предложение так, чтобы это действие выполняли Валя и Толя: Валя и Толя покупают лимоны. 3.3 «Скажи, какой?» (прилагательные) Цель:  На   основе   обогащения   представлений   об   окружающем   мире   расширять   и активизировать словарь детей именами прилагательными Ход:  Воспитатель раскладывает картинки, где изображаются предметы с определённым качеством.   Затем   просит   показать   картинку,   где   нарисован   павлин,   бублик   и   т.п.   Просит подобрать слова отвечающие на вопрос «Какой?» и т.п. 3.4 «Какое время года?» Цель: Учить детей различать и называть времена года. Обогащать словарь Ход:   На   карточках   изображены   приметы     времён   года.   Воспитатель   просит   показать картинку с определённым временем года и объяснить свой выбор. Ребёнок описывает приметы времени года. 3.5 «Когда это бывает», части суток Цель: Обогащать речь детей словами, обозначающими временными понятиями. Ход:  Воспитатель   показывает   картинки   и   спрашивает   «Когда   это   бывает?».   Ребёнок рассматривает картинку и называет части суток, мотивируя свой ответ. 3.6 «Назови ласково» Цель: учить употреблять в речи ласковые слова Ход: Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого  и маленького размера.  Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет  маленьким предметом и называет в уменьшительно­ласкательной форме: Большой ключ – маленький…ключик Большой дом –    маленький…домик Большая кровать – маленькая …кроватка Большая шишка – маленькая …шишечка Большое яблоко – маленькое …яблочко Большое ведро – маленькое…ведерко Игра «Взбей пену» Ловко пену я взбиваю И ей тортик украшаю ИГРЫ С ВОДОЙ Цель:  Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи.  Формирование правильного захвата руки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям взбить пену – крем для украшения праздничного торта. Оборудование: Ёмкость с водой, венчик, средство для пены. Игра «Поймай рыбку» Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания.  Формирование правильного захвата  руки. Развитие ловкости. Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку. Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки. Игра «Запусти рыбку» Цель:    Развитие у детей  внимания, координации движений, общей  и мелкой моторики, формирование и  закрепление представлений об обитателях водоёмов. Создание положительного эмоционального настроя. Ход игры:  Воспитатель предлагает детям завести и запустить рыбок в водоём. Оборудование: Ёмкость с водой, заводные рыбки. Игра «Сдуй облако» Ловко пену я взбиваю И ей тортик   украшают. Цель:  Развитие у детей  внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения  выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Ход игры: Воспитатель предлагает детям поймать на ладошку «облако» и сдуть его. Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, венчик Игра «Отгадай что под облаком» Цель:  Развитие у детей  внимания, общей и мелкой моторики рук.  Формирование и развитие  координации  движений. Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько игрушек, затем засыпает их в ёмкость с водой и пеной. Затем  предлагает ребёнку достать предмет и угадать игрушку на ощупь. Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, игрушки. Игра «Тонет, не тонет» Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие  координации движений,  закрепление понятий  «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления. Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в воду  разные по качеству предметы и понаблюдать за ними,  охарактеризовать их. Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы. Игра «Сделаем фонтан» Цель:  Развитие у детей  общей и мелкой моторики рук, внимания. Формирование правильного захвата рук,  эмоционального настроя. Ход игры:  Воспитатель предлагает детям наполнить спринцовки водой и путём нажатия сделать  «Фонтан». Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки. Игра «Выбери нужного цвета» Цель:  Развитие у детей  сенсомоторики,  координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых  оттенков. Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать предметы одного цвета со дна ёмкости. Оборудование:  Ёмкость с водой, разноцветные колпачки, крышки. Игра «Капитан» Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений,  формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой. Создание положительного  настроя.   Ход игры: Воспитатель наполняет ёмкость с водой и запускает с детьми бумажные  кораблики. Предлагает подуть на кораблики, отправляя их в плавание. Оборудование: Ёмкость с водой,  бумажные кораблики.  Игра «Половинки» Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального  настроя.   Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину. Оборудование:  Ёмкость с водой, стаканчик. Игра «Достань ракушку»              Найти в песочке клад,                                                                               Я буду очень рад. Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и  речи. Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку  достать со дна «клал». Оборудование:   Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачок  Игра «Напои слона» Цель: Развитие  у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания. Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости. Создание положительного эмоционального настроя. Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает  детям напоить слоников.  Оборудование:   Ёмкость с водой, спринцовки.  Игра «Тёплый, холодный» Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя,   развитие внимания. Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость  тёплой и  холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую  воду, а рыбок в  холодную.                                Оборудование:   Ёмкость с тёплой и  холодной водой, утята, рыбки. Игра «Поймай льдинку» Цель: Развитие  у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами  воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости. Ход игры:  Воспитатель опускает в ёмкость 5 ­6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать,  как они  тают и превращаются в воду. Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость. Дид. игра «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В­ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик­так, тик­так», как бьют часы: «Бом­бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик­трак… »! . ­ Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5­6 раз) . ­ Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) . Дид. игра «Медвежата мед едят» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3­4 раза. Потом   воспитатель   говорит:   «Медвежата   наелись.   Они   облизывают   верхнюю   губу   (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У­у­у» (2­3 раза) . Дид. Игра «Лягушка и лягушата» Цель: Развивать речевое внимание детей. ­1­ Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие   лягушки   прыгают   в   пруд,   плавают   в   воде   и   громко   квакают:   «Ква­ква»   (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) . Маленькие   лягушата   тоже   прыгают   в   пруд,   плавают,   тихонько   квакают   (дети   имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. Дид. Игра «Покормим птенчиков» Цель: Развивать речевой аппарат детей. Ход: (Я – мама­птица, а вы мои детки­птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи­пи», ­ и машут крыльями. Полетела мама­птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело   летают   и   пищат.  Прилетела   мама   и   начала   кормить   своих   деток   (дети   приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2­3 раза. Дид. Упр. «На приеме у врача» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) . Врач доволен: горло ни у кого не болит. Дид. Игра «Догадайся, что звучит» Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат.   Затем   воспитатель   предлагает   отгадать   загадки.   Закрывает   ширму   и   действует   с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. ­2­ Дид. Игра «Узнай по голосу» Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Ход:  Воспитатель  показывает  игрушки  и спрашивает  кто  это, просит  произнести,  как  оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. Дид. Игра «Кто в домике живет? » Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. Ход:   (Воспитатель   показывает   картинку   с   изображением   собаки).   Кто   это?   Собака   лает громко: «ав­ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3­4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу­мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав­ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) . Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу­мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз. Дид. Игра «Кто как кричит? » Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела   громко:   «чирик   –   чирик»   (дети   повторяют   звукосочетание).   А   птенец   отвечал   тихо: «чирик­чирик» (дети повторяют звукосочетание 3­4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как? ­3­   Закреплять   правильное   произношение   звуков.   Развивать   интонационную   Развивать   интонационную   Закреплять   правильное   произношение   звуков. Дид. игра «Позови свою маму» Цель: выразительность. Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи­пи­пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми. Дид. игра «Отзовись» Цель: выразительность. Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из­за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. ­4­ Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале  игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные  признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3­4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует  игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1­2 признака. Если дети затрудняются 3­4. Кто больше увидит и назовёт Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на  её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки. Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше  предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда  малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие  вопросы: «Что висит на стене?» и т.д. Разноцветный сундучок Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с  местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Ход. Воспитатель: Я картинки положила. В разноцветный сундучок. Ну­ка, Ира, загляни­ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. ­5­ Сорока Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это  действие производил. Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока. Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку  разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  (Воспитатель раскладывает предметы) Далее происходит диалог между детьми и сорокой: Дети: Сорока, сорока, Отдай нам мыльце Сорока: Не дам, не отдам Возьму ваше мыльце Отдам моему сорочонку умыться. Дети: Сорока, сорока, Отдай нам иголку! Сорока: Не дам, не отдам. Возьму я иголку Сорочку сошью своему сорочонку. Дети: Сорока, сорока, Отдай нам очки Сорока: Не дам, не отдам. Я сама без очков, Прочесть не могу сорочонку стихов. Дети: Сорока, сорока. Отдай нам звоночек. Сорока: Не дам, не отдам. Возьму я звоночек. Отдам сорочонку – звони мой, сыночек. Воспитатель: Ты, сорока, не спеши Ты у деток попроси. Все тебя они поймут. Всё что надо подадут. Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…) Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы) ­6­ Сорока благодарит и улетает. Олины помощники Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. Материал: кукла Оля. Ход. ­ К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти  помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. ­ Что это? (Это ноги) ­ Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки  берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на  какой­либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» «Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на  верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», ­ и кидает  кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика «Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку.  Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О­О­О. (Дети пропевают  мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети  исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты­кузнечики, они  заиграли на скрипочках – И­И­И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку  вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики. ­7­ «Эхо» Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но  тихо. Ход. Воспитатель громко говорит: А­А­А. ребёнок­эхо тихо отвечает: а­а­а. И так далее. Можно  так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д. «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.) Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть  название (можно, чтобы играющие выбрали картинку­цветок; ведущему показывать нельзя).  Ведущий­садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком,  похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд.  Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива,  что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра  продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик  и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д. «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают  действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: ­ Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) ­ Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) ­ Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д. ­8­ «Козлята и волк» Цель. Заканчивать сказку по её началу. Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. ­ Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в  дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик) Воспитатель: зайчик говорит…. Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его…. Дети: морковкой, капустой… Воспитатель: потом они стали… И т.д. «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. Материал. Элементы костюма животных (шапочка) Ход. Кто­то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре  круга, а остальные, по желанию избрав роль какого­либо детёныша животного, образуют круг.  Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание,  соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван  правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается. «Ветерок» Цель. Развитие фонематического слуха. Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у,  поднимите руки и медленно покружитесь. Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие  движения ­9­ «Буратино­путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о  своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. ­ Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. ­ Зевают, отдыхают, спят… ­ Пляшут, поют, кружатся… Был Буратино в детском саду, когда дети: ­ приходят, здороваются… (Когда это бывает?) ­ обедают, благодарят… ­ одеваются, прощаются… ­ лепят снежную бабу, катаются на санках «Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева,  справа) Материал. Мелкие игрушки. Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а  затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе  поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто­ то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо.  Нашли? Молодцы! А кто­то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто­то под  кукольной кроватью; кто­то на столе; что стоит справа от меня» Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки. ­10­ Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Что звучит»; Громко - тихо «Летят снежинки». «Сдуй пёрышко»; «Лошадки цокают копытцами»;

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические игры по развитию речи.(вторая младшая группа)

Дидактические  игры по развитию речи.(вторая младшая группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2017