Дидактические игры в организации работы с молодежью
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл
15.01.2019
В материале рассматривается природа и формы дидактической игры, ее роль в образовании и воспитании учащихся в старшей профильной школе. Подробно рассматриваются различные виды игр, различные формы их проведения, этапы организации, роли учителя и учащихся, критерии оценки эффективности использования дидактических игр
дидактические игры.docx
Дидактические игры в образовательном процессе старшеклассников
Волосков И.В., доктор философии, учитель обществознания ГБОУ СОШ №887,
Горбушина О.П., педагогпсихолог ГБОУ СОШ №887
Введение нового государственного образовательного стандарта требует
модернизации современного образования, его новых ориентиров. Анализ
документов показывает, что в современном образовательном процессе делается
акцент на гуманизацию образовательного процесса, создание благоприятных
социокультурных условий для формирования личности, развития ее
интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских качеств, социальной
активности[5]. Отмеченные задачи реализует такой метод инновационной
педагогики как дидактическая игра. [3]. Игровая деятельность положительно
воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации
образовательного
процесса формирование конкуренции. Игра может
проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой
работы по решению задачситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная
деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий
(модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий
сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или
иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания
обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации,
вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование
активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать
собственную точку зрения. Игровая деятельность положительно воспринимается
обучающимися.
Специфика игры как формы организации учебно
воспитательного процесса формирование конкуренции. Игра может
проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой
работы по решению задачситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная
деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий
(модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий
сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или
иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания
обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации,
вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование
активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать,
активно взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и
дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.
Технология организации и проведения игры включает в себя разные формы
и этапы. Формами проведения интеллектуальной игры может выступать
олимпиада, брейнринг, деловая игра. Олимпиада как форма проведения игры
предполагает, что учащиеся работают индивидуально или в командах, им дается
время на выполнение заданий разных уровней сложности, каждый участник игры
(учащийся или команда) отвечают на задание, предложенное модератором, ответ
сразу оценивается в зависимости от сложности задания или корректируется модератором или другими участниками. В итоге побеждают те учащиеся или
команды, набравшие большое количество баллов. В случае равенства баллов
модератор предлагает дополнительные задания.
Брейнринг как форма проведения игры в большей степени моделирует
ситуацию соперничества. На данную форму организации игры выносятся задания
повышенной сложности, требующие проявления собственной позиции учащихся,
их эрудиции. Модератор предлагает командам задание и дает право ответа той,
которая быстрее той, которая быстрее реагирует, дает наиболее точный и
аргументированный ответ. Побеждает та команда, которая набирает большее
число баллов. Баллы выставляются в зависимости от сложности задания.
Отмеченные формы игры активизируют не только познавательную сферу
учащихся, мотивируют их на развитие эрудиции, самостоятельный поиск знаний,
но и учат взаимодействию в команде, коммуникабельности, возможности обмена
знаниями. Отмеченные познавательновоспитательные особенности игры
формируют предметное мышление, а также такие важные качества, как
коммуникабельность, социальная активность, эрудированность. Формирование
личности в школьной среде в направлении таких характеристик требует от
современного образования ФГОС третьего поколения.
Технология организации игры предполагает не только выбор формы,
отвечающей текущим педагогическим задачам, но и разработку концепции игры,
состоящую из следующих этапов:
подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка правил
игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня ситуативных
вопросов)
проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа,
наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход
игры)
подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в процессе игры
пришлось корректировать подготовительный этап? Какие задачи не удалось
реализовать и почему? Каким образом необходимо скорректировать модель
игры?)
Реализация отмеченных этапов позволяет совершенствовать технологию
организации интеллектуальных игр, постоянно искать новые методы и формы
работы с учащимися, модернизировать правила и сценарии игр, корректировать
их в зависимости от ситуации и психоэмоционального состояния обучающихся.
Таким образом, технологии организации совместной деятельности детей в
системе образования следует отнести к инновационным в силу того, что они по
другому рассматривают и технологически организуют воспитательный процесс,
основываются на соработничестве учителя как наставника и учащихся.
Воспитательная среда, создаваемая в результате диалога и взаимодействия не
только способствует самореализации личности обучающегося, но и развитию
таких социозначимых черт как патриотизм, эрудированность, активная
гражданская позиция, организаторские навыки и способности. Самореализация происходит не только в учебной, но и в общественно
полезной деятельности. В этих условиях перспективным является распределение
обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного
полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям,
склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой
личностью воспитанника, ее предпочтениями, а также имеющимися навыками.
Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя
организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в
жизни класса или группы, другие компетентны в области работы с компьютерной
техникой, они способны работать с информационным сопровождением,
размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях
в социальных сетях конспекты
(олимпиадах, конференциях), размещают
занятий,
В такой деятельности,
поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к
организации работы факультатива, но и отрабатывают те навыки, которые могут
пригодиться во взрослой жизни.
необходимые учебные материалы.
Таким образом, применение современных воспитательных диалоговых и
игровых технологий не только обобщает и углубляет знания учащихся, готовит
их к участию в проектной деятельности, всероссийских олимпиадах,
государственной итоговой аттестации, но способствует воспитанию личности,
формированию социально активной гражданской позиции,
эрудиции,
способности и готовности отстаивать свою точку зрения в конкурентной борьбе.
Литература:
Волосков, И.В. Диалог как форма обучения гуманитарно одаренных
учащихся// Материалы круглого стола «Инновационные методы работы с
гуманитарно одаренными учащимися.М.: ВШЭ, 2015.С. 1821
Волосков, И.В. Социальные технологии формирования традиционных
2015.
ценностей студенчества.Saarbrucken.: Lambert academical publisching,
300c.
Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся
(ИЦРОН)
Роль самоорганизации детей в учебновоспитательном процессе в системе
дополнительного образования. Журнал европейской ассоциации педагогов и
психологов.
Информационноаналитические материалы по механизмам синхронизации
и внедрения стандартов и стратегий развития дошкольного и общего
образования, а также модернизации системы подготовки и повышения
квалификации педагогических работников.М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского,
2015.100с.
1.
2.
3.
4.
5.
Дидактические игры в организации работы с молодежью
Дидактические игры в организации работы с молодежью
Дидактические игры в организации работы с молодежью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.