Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"
Оценка 4.9

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
история
5 кл
16.10.2018
Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"
Представленная модель компетентностно- ориентированных заданий, предполагает оценивание результатов обучения истории исходя из сформированности у учащихся ключевых компетентностей, наиболее востребованных в социуме: информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем. Задания позволяют проверить разные аспекты компетентности. Например, коммуникативная компетентность проявляется в аспекте письменной коммуникации, в рамках информационной компетентности отслеживаются такие аспекты как: планирование информационного поиска, извлечение и обработка информации, компетентность разрешения проблем ориентирована на определение проблемы, планирование деятельности по разрешению проблемы и пр.
Компетентностно.docx
Компетентностно­ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника Хахилева С.И., учитель истории и обществознания, МАОУ «Ключевская СОШ», Суксунский район, Пермский край Стандарт   второго   поколения,   как   инструмент   изменения,   а   не консервации системы образования требует дальнейшего совершенствования системы   обучения   в   компетентностном   направлении,   как   на   стадии целеполагания, обучения, так и на стадии измерения результатов обучения.  Представленная   модель   компетентностно­   ориентированных   заданий, предполагает   оценивание   результатов   обучения   истории   исходя   из сформированности   у   учащихся   ключевых   компетентностей,   наиболее востребованных   в   социуме:   информационной,   коммуникативной   и компетентности разрешения проблем. Задания позволяют проверить разные аспекты   компетентности.   Например,   коммуникативная   компетентность проявляется в аспекте письменной коммуникации, в рамках информационной компетентности   отслеживаются   такие   аспекты   как:   планирование информационного   поиска,   извлечение   и   обработка   информации, компетентность   разрешения   проблем   ориентирована   на   определение проблемы, планирование деятельности по разрешению проблемы и пр. При   составлении   компетентностно­   ориентированных   заданий учитывается   их   специфика,   как   заданий   направленных   на   организацию самостоятельной   работы   с   источниками   информации   в   нестандартной ситуации,   позволяющих   видеть     проблему   полифокусного.   Особенностью задания также является то, что оно может одновременно выступать и как измеритель сформированности той или иной компетентности, и одновременно выступает как инструмент её формирования.  Структурно компетентностно­ ориентированных задание представляет собой   совокупность   нескольких   заданий,   объединенных   одной   ситуацией (темой). В рамках заданной ситуации учащимся предлагается набор вопросов, рассчитанных на разный уровень сложности.   Первая часть задания содержит информацию,  мотивирующую  на выполнение задания в целом, показывает актуальность  того   или   иного   исторического   события   для   современного гражданина   России,   демонстрирует   личностную   значимость   исторического прошлого.   Эта   часть,   как   правило,     ориентирована   на   базовый   уровень овладения   компетентностями.   Во   второй   части   предлагается   рассмотреть реальный исторический   факт  как иллюстрацию для раскрытия смысла какого­ либо исторического понятия, рассмотрение события с точки зрения политологического и иного фокуса. Предполагается обязательная  работа с источником исторических знаний  или историческим источником. Третья часть   содержит   вопросы   и   задания   повышенного   уровня   сложности, требующие не только умения извлекать информацию, но и переводить её из одной   знаковой   системы   в   другую,   представлять   информацию   для определенного адресанта.( карта, таблица, схема и др.) Структура компетентностно­ориентированного задания  Стимул   ­   мотивирует   ученика   на   выполнение   задания,   включает описание   ситуации   или   другие   условия   задачи,   которые   играют   роль источника информации. Функции этой части задания: мотивация учащегося на выполнение задания; моделирование практической, жизненной ситуации;  при необходимости может нести функцию источника информации. Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений) и не должен отвлекать учащегося от содержания задания.  Задачная формулировка ­ понимается однозначно, четко соотносится с модельным   ответом   или   аналитической   шкалой,   соответствует   возрасту учащегося,   интересна   учащемуся.   Мы   не   можем   проверять   то,   что   не требовали   в   задачной   формулировке.   Мы   обязаны   проверять   то,   что предписывали в задачной формулировке. Источник   информации   ­   содержит   информацию,   необходимую   для успешной   деятельности   учащегося   по   выполнению   задания.   Требования   к отбору   источника   традиционны:   необходим   и   достаточен   для   выполнения заданной   деятельности,   интересен,   соответствует   возрасту   учащихся.   На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.  Бланк   ­   задает   структуру   предъявления   учащимся   результата   своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки   определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть:  ∙ Ключ ­ используется для тестовых заданий закрытого типа,предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор) ∙   Модельный   ответ   –   обычно   используется   для   открытых   тестовых заданий с кратким ответом.  ∙ Аналитическая шкала ­ используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.  ∙ Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада   каждого   участника   в   групповой   продукт   и   эффективности деятельности всей группы в целом.  «ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» В истории человечества большое значение играли торговые пути. Так, в древнем мире был известен Янтарный путь, в средние века Великий  шелковый путь.  Древнерусское государство складывалось вокруг  торгового пути «из варяг в греки».  Ученику 6 класса Пете К.  предложили провести  исследование о  данном торговом пути. Первой задачей Пети  было собрать  необходимую информацию  Вопрос 1. Где можно найти информацию о торговом пути «из варяг в греки» Обведите «да» или «нет» для каждого из следующих источников Являются ли следующие источники  нужными для поиска Учебник истории Телевизионные вечерние новости Летописи Да или Нет ? Да / Нет Да / Нет Да / Нет Вопрос 2 Петя К. выяснил, что одним из основных исторических источников,  повествующих о торговом пути «из варяг в греки» является «Повесть   временных лет» Из «Повести временных лет» «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в  Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по  Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает  Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море  Варяжское…»   Восстановите этот путь на карте Восточной Европы IX в. в соответствии  с текстом Повести Временных лет Нарисуйте путь из Варяг в греки на карте, используя знак   Варяжское Вопрос 3 Оз. Ильмень р.Ловать р.Днепр Понт- море (Черное море) Петя К. установил, что путь « из варяг в греки» просуществовал с IX века по    XII  ,   пройдя   5   этапов   развития.     Перед   вами   краткое   описание каждого их этапов. Расположи их последовательно, в соответствии с теми изменениями, которые происходили вдоль торгового пути.   А) Открытые центры сменяются древнерусскими городами, а вокруг главного  из них – Киева, столицы Русской земли, вырастает мощная оборонительная  система великокняжеских крепостей, которые  защищают торговый путь. Б) Появляется крупнейший узел связей по пути «из варяг в греки» ­  Гнездовское поселение ­ городище, жители которого наряду с обслуживанием  водного торгового пути, занимались военным делом.   В) На пути «из варяг в греки» в городищах археологи раскапывают "большие  курганы", принадлежат высшему социальному слою – боярам Древней Руси Х  в.  Г) Вдоль пути « из варяг в греки» археологами найдены 25 кладов серебряных монет — дирхемов (IX в.) в разных местах бассейна Верхнего и Среднего  Днепра.  Д) Вдоль пути « изваряг в греки» появляется ряд небольших  центров таких,  как селище и могильник; не связанных друг с другом.  Занеси ответ в таблицу.  1 2 3 4 5 Г, Д, Б,В,А Вопрос 4 Петя рассказал, что в начальный период существования пути «Из варяг в  греки» деньги на Руси были кожаные: «куны» (мордочки куниц), «резаны»  (отрезки) и «ногаты» — лапки и ушки белок с серебряными гвоздиками (с  тех пор и идет название «полушка», то есть полушка белки). Эти кожаные  деньги ходили не только на Руси, но в Италии, Франции и на Востоке…» Как вы думаете, почему  на Руси были такие деньги? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________ Вопрос 5  Петя нашел  интересную книгу в интернете «Дракон Нево: на Пути из  Варяг в Греки. Археолого­навигационные исследования древних водных  коммуникаций между Балтикой и Средиземномрьем»1. Авторы сообщали,  что «С 1985 по 1995 гг. были организованы археолого­навигационные  исследования пути «из варяг в греки». Исследователи хотели понять и  осмыслить как функционировал легендарный путь, как и на чем  передвигались наши предки, какую роль Путь из Варяг в Греки сыграл в  судьбе славянских народов. В те времена, когда не существовало накатанных  дорог, современных транспортных средств, водные пути — моря, озера и  особенно реки — были важнейшими артериями жизни.  .Что же показали исследования? В 1987 г. экспедиция «Нево», в составе ялов «Варяг» и «Русь» впервые доказала, что путь от Балтики до Черного моря, включая волоки, можно пройти за одну навигацию. На это, по нашим данным,   требовалось   110­120   дней,   т.   е.   летописный   путь   мог   интенсивно работать в обоих направлениях в течение одного лета. Многочисленные плавания экипажей «Нево» (всего — 24) на различных судах, схожих с торговыми ладьями русов и дракарами викингов, показали, что древние мореплаватели за световой день могли проходить, в зависимости от погодных условий, по морю и озерам в среднем 50­70 миль, по рекам — около 60 км. Они передвигались довольно быстро, в небольшом отдалении от берега,   пользуясь   береговыми   навигационными   знаками   и   ориентирами. Хронометраж   переходов,   экспериментальная   их   проверка,   «привязка» маршрутов к древней гидрографии — все это позволило в деталях выяснить, каким был Путь из Варяг в Греки».      Получены ли ответы во время экспедиции на следующие вопросы в ходе археолого­навигационные   исследования?   Обведите   «Да»   или   «Нет»   для каждого вопроса Могут ли быть получены ответы  на следующие вопросы в ходе  археолого­навигационного  Да или Нет ? 1 Лебедев Г., Жвиташвили Ю. Дракон Нево: на Пути из Варяг в Греки. Археолого­навигационные  исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземномрьем. 2­е издание. — СПб.:  Изд­во «Нордмед­издат», 2000. исследования как функционировал легендарный  путь,  какую роль Путь изВаряг в Греки  сыграл в судьбе славянских народов  как и на чем передвигались наши  предки, Да / Нет Да / Нет Да / Нет  «ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА» Сегодня в мире насчитывается 256 государств. Каждое из них имело свою  историю становления. Ученица 6 класса Настя О. решила провести  свое исследование об  образовании государства на территории России. Первой задачей Насти было  собрать необходимую информацию  Вопрос 1. Где можно найти информацию об образовании государства на  территории России Обведите «да» или «нет» для каждого из следующих источников Являются ли следующие источники  нужными для поиска Учебник истории Телевизионные вечерние новости Летописи Да или Нет ? Да / Нет Да / Нет Да / Нет Вопрос 2 Настя О. выяснила, что одним из основных исторических источников,  повествующих об образовании государства у восточных славян является  «Повесть  временных лет» Из «Повести временных лет»  В лето 862   Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть,  и   не  было   среди   них   правды,  и   встал   род   на  род,  и   была   у   них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: ­Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси. Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь: ­ Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами! И избрались трое братьев со своими родами и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,­ на Белоозере, а третий, Трувор,­ В Изборске. И то тех варягов прозвалась Русская земля. Прочитайте   документ.   Какие   выводы   можно   сделать   на   основе   этого документа? Обведите правильный ответ. А. Варяги пригласили словен, кривичей и чудь княжить и владеть  Б. Варяги воевали против словен, кривичей и чудь В. Словене, кривичи и чудь пригласили варягов княжить и владеть на Русь Г.   Словене,   кривичи   и   чудь   прогнали   Рюрика   из   Новгорода,   Синеуса   из Белоозера, Трувора из Изборска Вопрос 3 Настя О. обнаружила на сайте Интернета карту «Древнерусского  государства (Руси) X­XI вв.» На основе отрывка из «Повести временных  лет» отметьте на карте места, куда по свидетельству автора «Повести  временных лет» были приглашены Рюрик, Синеус, Трувор. Отметьте  цифрой 1 – место где остановился Рюрик, цифрой 2­ место, где  остановился Синеус, цифрой 3­ место, где осел Трувор. Вопрос 4 Какие ещё сведения помогут подтвердить вывод «Повести временных лет» о  призвании варягов на Русь.  Обведите «да» или «нет» для каждого из следующих  справочных сведений Да или Нет ? Да / Нет Да / Нет Да / Нет Могут ли справочные сведения  подтвердить вывод «Повести временных  лет» о призвании варягов на Русь  Слова «сине хус и Трувор» в переводе с  древнешведского (язык варягов) означают  «со своим домом и верной дружиной» Данные раскопок подтвердили, что в  середине IX в. в Новгороде жили воины  варяги со своим князем на отдаленном от  города укрепленном дворе­ замке. Сведения арабских, персидских и  византийских источников указывают, что у  славян существовали свои князья­  правители задолго до описываемого в  легенде «призвания варягов на княжение Вопрос 5 Рюрик­   считается   основателем   правящей   династии   Древнерусского   государства. Владимир из династии Рюриковичей в 988 г. принимает христианство. На основе родословной   Династии   Рюриковичей   в  IX­нач.  XI  установите   кем   приходится Владимир Рюрику. В целом, в рамках одного вариантакомпетентностно­ориентированного задания может быть предложенонесколько взаимосвязанных заданий. Данные задания позволяют школьнику проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать источник исторической информации иисторическую   информацию,   представленную   в   разных   знаковых   системах (текст,   карта,);   различать   в   исторической   информации   факты   и   мнения, исторические   описания   и   исторические   объяснения;систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно­исторического процесса.

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"

Дидактические материалы "Компетентностно-ориентированные задания по истории для организации учебной деятельности школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018