Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.
Задачи урока.
Личностные:
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего
Египта;
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных
предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
формировать логическое и историческое мышление учащихся;
формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в
новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для
решения практических задач.
Предметные:
уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее
дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование урока. Раздаточный материал, новые слова, оценочный лист работы в
группе.
Форма проведения. Урокситуация: «Один день в школе Древнего Египта».
№п/п Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий итог
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие
записи в тетрадях новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения
заданий.
Мозговой штурм по теме «Древний Египет»
1. Определите термин?
1.Река в Сев. Вост. Африке?
2. Высокий тростник?
3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?
4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?
5. Кто вёл учёт населения?
6. Как наз. приспособление для полива полей?
7. Выдающиеся достижения человечества? 8. Искусство проектирования и постройки зданий?
9.Священные письмена? – ситуация затруднения.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются этими
священными письменами. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать чтото о жизни в
Древнем Египте.
Да, их невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)
Верно о письменности и знаниях древних египтян. Запишем тему урока в тетрадь.
Мы действительно не знаем, что обозначают эти надписи. Поэтому предлагаю вам
послушать сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность,
давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский
учёный Жан Франсуа Шампольон. (Учащийся, исполняющий роль архивариуса,
делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им
египетские иероглифы).
Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832)
Текст архивариусу для сообщения
С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно
выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала
древняя история.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал
ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с
тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие
этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил
обещание.
Учитель: в египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть
справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в
различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его частьслог, и даже один
только звукбукву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной
рамкой (показывает изображение и объясняет):
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»
(так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)
14 сентября 1822 г. является началом прочтения иероглифов.
После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию:
«Один день в древней египетской школе».
Учащиеся работают в парах представляющие египетских учеников.
Вопрос 1. Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?
Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян
ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились
образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились
при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми
состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. Главными для египтян
были : письмо, арифметика и астрономия.( Все это было необходимо для их жизни)
Урок 1й – урок письма
Материалы для учителя письма.
Уже в 43 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли
удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в
письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать.
Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько
согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знакирисунки назвали
иероглифами (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В
нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и
дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы
научиться писать, будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите
черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не
выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой,
обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы
будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить
задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время
выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.
(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна
быть у каждой группы.
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами,
которая должна быть у каждой пары.
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР
Физкультминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Урок 2й, математика .
Материал для учителя математики
Ученики запомните, что для того , чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь
обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь
считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших
расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на
таблице знаки и поясняет их). Стр.64 учебника.
Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека
поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке
пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать
число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для
строительства материалов.
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на
участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы.
Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.
Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время
выполнения 3 мин.».
Задание №2 (решение выполнять египетскими знаками)
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20
мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков
на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на
проживание? Сможет ли храм иметь доход?
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР на доске. ( 240 мешков)
Урок 3й, астрономия.
Материал для учителя астрономии
Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется
астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся
записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и
положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом?
(обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое
положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы.
А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда
идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в
завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона.
Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими
жрецамизвездочётами.
Задание № 3. Стр 64 учебник
Рефлексия
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
«Я» доволен своей
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
работой на уроке на
5. Где находились школы ________________________
уроке
«Дело»: понял ли
материал? Узнал ли
больше?
«Мы»: насколько мне
помогли одноклассники?
времени
По
Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4.
Подготовиться к обобщению учебного материала Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знакирисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________ 6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца». Рабы и
крестьяне
собрали с полей,
принадлежащих храму, 400
ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80
мешков
мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева.
Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________ 3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени? __________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ______________________
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Урок на тему "Письменность и знания древних египтян"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.