Программа внеурочной деятельности «История родного края!» для 5 класса (по духовно – нравственному направлению).
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
5 класс внеурочка.docx
МОУ Выровская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
«История родного края!» для 5 класса
по духовно – нравственному направлению.
1 Содержание
1.Пояснительная записка .................................................................................4
2.Содержание программы...............................................................................6
3. Содержание тематического планирования ………………………………..12
4.Календарнотематический план .................................................................13
5. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение.................13
6. Список литературы...........................................................................................14
Приложение ……………………………………………………………………...15
2 Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с
обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным
понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует
развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко
культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «История родного края!»
составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред.
В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010.
(Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и
внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования
второго поколения», реализуемого Российской академией образования по
заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по
образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ
основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается
комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения
определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся
возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом –
работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую
разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что
именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он
родился и рос. Программа внеурочной деятельности по
духовно –
нравственному направлению «История родного края» призвана помочь
учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе
истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу
содержания программы составляет история пос.Безречный, Майнского района
Ульяновской области, герои Опалихинской земли в годы Великой
Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства
гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти,
3 чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих
земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю
малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися
исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать
условия для развития информационнокоммуникативных компетентностей
учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках,
помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он
помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной
работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка
путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в
частности.
Основные направления внеурочной деятельности изучение истории
родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического
материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий,
оформление
;
• воспитывать патриотизм.
исследовательских
работ
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и
трудовых
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
земляков;
подвигах
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,
понимания ценности и значимости каждой
человеческой жизни;
краю;
4 воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и
труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его
людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические
занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная
работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными
носителями).
Программа предназначена для учащихся 5 класса.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы
Направленность данной внеурочной
образовательной программы:
проектная деятельность.
Класс: 5ый. Наполняемость группы – 7 человек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 34 часа.
Количество часов в 1ой четверти 8 ч.;
Количество часов во 2ой четверти7 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти10 ч.;
Количество часов в 4ой четверти9 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы
детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением
родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в
музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение
опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,
встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
5 Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной
информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотрыконкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над
темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно
они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над
проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить
одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какойлибо проект,
связанный по сюжету с какойлибо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число
подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации и энциклопедии и другие
книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты,
энциклопедии и другие материалы на компактдисках, рассказы взрослых,
экскурсии.
6 Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей
своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какойто сфере
деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе
встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на
действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из
Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель
констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости
поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и
мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка,
поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт,
спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом,
оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная
презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою
тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не
принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют
в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой
фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать
достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе
над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,
оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После
завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность
рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать
похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта
будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При
прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
7 По окончании курса проводится публичная защита проекта
исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической
готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений,
абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
• с географией: работа с картами.
Личностные и метапредметные результаты
средства формирования
организация на занятии
парногрупповой работы
результаты
личностные
формируемые умения
формировании у детей мотивации
к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
регулятивные
Метапредметные результаты
• учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
• планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и
• в сотрудничестве с
учителем ставить новые
учебные задачи;
• преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•
проявлять
познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве
познавательные
пошаговый контроль по
результату;
умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыках поиска,
расширенный
осуществлять
поиск
8 анализа и интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать
конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литературы;
основам смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
коммуникативные Учиться выполнять различные
умение координировать свои
роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
усилия с усилиями других.
• формулировать собственное
мнение и позицию;
• договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
• допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве
9
информации
с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета
учитывать разные мнения
и интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность мнений и
подходов к решению
проблемы;
аргументировать свою
позицию и координировать
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего решения
в совместной деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех
его участников;
с учетом целей
коммуникации достаточно
точно, последовательно и
полно передавать партнеру
необходимую информацию
как ориентир для
построения действия Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
Изучение
истории
села
•
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой
Отечественной
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять
простейшие операции в программах текстового редактора, графического
редактора,
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
фотоизображений.
редактора
Опалиха.
войны.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Должны научиться
Обучающиеся должны научиться
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
идеи.
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои
10
Сформированные действия
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей
В ходе решения системы проектных задач у
школьников могут быть сформированы следующие
способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать
сделанное – почему получилось, почему не получилось,
видеть трудности, ошибки);
деятельности);
виде моделисхемы, выделяя все существенное и
главное);
(способов) решения задачи;
решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать
или аргументировано отклонять точки зрения других).
Моделировать (представлять способ действия в
Проявлять инициативу при поиске способа
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
3. Содержание тематического планирования
«История родного края»
Раздел I. Введение. Что такое историческое краеведение (1час).
Раздел II. Применение ИКТ в исследовательской работе. (5 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила
ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа
PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».
Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение
выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел III. Малая Родина. История села Опалиха и пос. Безречный..(10
часов). Страницы истории села Опалиха и современный облик пос.Безречный.
Раздел посвящен истории родного края. Известные люди родного края.
Раздел IV. Опалиха в годы Великой Отечественной войны. (6
периода
часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного
края
войны. Начало Великой
Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм
опалихинцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад в
победу над врагом. Знакомство с книгой памяти.
Великой Отечественной
Раздел V. Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов).
11 Сбор материала о земляках. (Встреча за чашкой чая). Не исчезай мое село!
Экскурсия в краеведческий музей школы. Совхоз «Свободный труд». История
и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Раздел VI. Я и моя семья.(2часа).
1. Моя семья.
2.«Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные
вещи.
РазделVII. Наша школа (2часа)
1 История моей школы. Школьные традиции.
2 Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. Трудовой
десант. Возложение цветов к обелиску.
Раздел VIII. Итоговое занятие. (3ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация
результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие.
Всего: 34 часа
4. Календарнотематический план (Приложение1)
5. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение
Компьютеры
Проектор
Экран
Карта
Список литературы для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
12 4. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. М.: Глобус, 2007. – 78 с.
5. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения.
М.: Глобус, 2007. – 140 с.
6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников.
М.: Айрис пресс, 2005. – 95 с.
13 Форма проведения
Дополнительная деятельность,
содержание занятий.
Приложение
№ Тема
Коли
чество
часов
Дат
а
пров
еден
я за
няти
я
1
2
3
4
5
Введение. Что такое
историческое
краеведение.
Содержание и задачи
работы
внеурочных
занятий.
Организация
занятий.
Программа
редактор Word.
текстовый
Программа PowerPoint.
Работа с интернетом,
знакомство с сайтом
Раздел I и II
Введение. Использование ИКТ. (6 часов)
1
Беседа (теория)
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК. Знания,
умения и навыки, необходимые в
исследовательской работе.
1
1
1
Практическое
занятие, групповая
работа
Практическое
занятие, групповая
работа
Практическое
занятие, групповая
1
Работа с компьютером.
Работа с компьютером.
Работа с интернетом. 6
7
википедия.
Формы и методы
исследовательской
работы.
Исследовательский
проект. Разработка
исследовательских
проектов.
История становления
Майнского района.
История появления села
Опалиха.
10
11
89 Географическое
расположение.
Топонимика родного края.
Символика Ульяновской
области и Майнского
района. Флаг, герб, гимн.
Известные люди
пос.Безречный
Достопримечательности.
12
13
14
15
16 Музей школы
1
работа
Лекция.
Практическое
занятие, групповая
работа
Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
Подбор интересующей темы исследования
из большого разнообразия тем.
История Майнского района и села Опалиха. (10 часов)
Раздел III.
1
2
2
2
2
1
Лекция.
Сбор информации для призентации. Работа
в интернете
Практическое
занятие, групповая
работа
Лекция, викторина. Сбор информации для призентации. Работа
Коллективнотворческая работа с картой
Майнского района.
в интернете.
Лекция, экскурсия. Практикумы в библиотеке, работа с
(теория),
документами.
Экскурсия по достопримечательным местам
Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа
экскурсия
Экскурсия.
2 17 Начало
Опалиха в годы Великой Отечественной войны. (6 часов)
Раздел IV.
Великой
Отечественной
войны.
Перестройка всей жизни
на военный лад.
Героизм на фронтах
войны.
Земляки – Герои
Советского Союза.
Опалихинцы – фронту.
Вклад сельчан в победу
над врагом.
История войны
Встречи с жителями,
ветеранами войны и
тружениками тыла с целью
сбора материала.
18
19
20
21
22
23
24
25
1
2
1
1
1
Лекция.
Просмотр документального
фильма о ВОВ.
Практическое
групповая работа
Беседа (теория), экскурсия.
занятие,
Практическое
групповая работа.
Практическое
групповая работа.
занятие,
занятие,
Практикумы в библиотеке.
Экскурсия к памятникам героев
(Село Полбино).
Встречи с ветеранами войны и
тыла. Сбор информации.
Отчет о проделанной работе по
III разделу. Знакомство
собранной информацией.
Ратные и трудовые подвиги земляков. (5 часов)
Раздел V
2
1
Практическое
групповая работа
Практическое
групповая работа
занятие,
Экскурсия в библиотеку.
занятие,
Посещение семей ветеранов
войны, работавших в нашей
школе. Сбор информации для
оформления стенда .
3 26 Изучение семейных
архивов: фотографий,
трудовых книжек,
военных билетов,
наградных документов
27 Анализ и обработка
информации.
1
1
Практическое
групповая работа
Практическое
групповая работа
занятие,
Практикумы в библиотеке,
работа с документами
занятие,
Знакомство книгой памяти.
Раздел VI.Я и моя семья.(2часа)
28
29
Моя семья. «Старая
фотография рассказала»
Изучение своей
родословной. Семейные
реликвии. Памятные вещи.
2
Практическое
групповая работа
занятие,
Творческая работа, оформление
альбома.
Раздел VII. Наша школа (2часа)
30
31
История моей школы.
Школьные традиции.
2
Памяти выпускников,
погибших на войне,
Практическое
групповая работа
занятие,
Творческая работа, оформление
альбома.
4 посвящается. Трудовой
десант. Возложение
цветов к обелиску
32 Оформление альбома «
Ветераны войны».
33 Оформление и защита
творческих работ.
34
Отчёт о работе.
1
1
1
Раздел VIII.
Итоговое занятие. (3ч.)
Практическое
занятие, групповая
работа
Практическое
занятие, групповая
работа
Практическое
занятие, групповая
работа
Творческая работа, оформление альбома.
Выставка работ, фотографий
Проведение открытого мероприятия для
учащихся школы “ История родного края”
5
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.