Дидактический материал к уроку по теме "А. Блок. "Стихи о Прекрасной Даме"
Оценка 5

Дидактический материал к уроку по теме "А. Блок. "Стихи о Прекрасной Даме"

Оценка 5
docx
15.01.2021
Дидактический материал к уроку по теме "А. Блок. "Стихи о Прекрасной Даме"
Рабочая тетрадь.docx

 

 

 

Рабочая тетрадь

А.А. Блок  «Стихи о Прекрасной Даме»

 

 

 

https://briefly.ru/static/authors/200x277xblok.jpg.pagespeed.ic.18Je1gWXJb.jpghttps://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-04745-7.jpg?x54522https://pbs.twimg.com/media/DwnfoikXcAEXugz.jpg:large

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вся моя жизнь в моих стихах…»

          Александр Блок

 

 

Современники о поэзии А. Блока

 

     «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление. Чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока».
К. Паустовский
http://library.mstu.edu.ru/calendar/2015/files/20150531_1216-1.jpg 

 

«Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист, Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие … прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами – кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок».
В. Маяковский
«В ту пору далёкой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».
Корней Чуковский
https://i.pinimg.com/736x/ae/9f/3c/ae9f3c28f2c00ebd477685eb21f9e0ec.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/05/14/regnum_picture_1463247444520776_normal.jpg

 

Что отмечают писатели в творчестве Блока?

Какое из высказываний вам ближе, понятнее? Прокомментируйте его.

 

Символизм Александра Блока

 

Основу мира, по В. Соловьёву, составляет «божественное начало», «высший мировой Разум». Он проявляется в  Софии, «мировой душе», «Вечной Женственности». И, в свою очередь, весь мировой процесс – это «воплощение Вечной Женственности в великом многообразии форм и степеней». «Душа мира», или «Вечная Женственность» может примирить «небо» и «землю» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
В. Соловьёв развивал платоновскую концепцию «мировой души». «Мировая душа» когда-то раздробилась на множество душ, и каждая из них сохранила тяготение к «божественному началу». Это тяготение выражается в любви, в поисках родственной души. Индивидуальные любовные переживания, таким образом, рассматриваются как частица акта мировой мистерии. 
Юный Блок, страстно влюблённый в Любовь Дмитриевну Менделееву, видел воплощение того «Вечно Женственного», «божественного» начала, о котором писал В. Соловьёв. 
Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.








ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА А. БЛОКА

В основе символизма А. Блока лежит философия Владимира Соловьёва. Идеалист и мистик, В. Соловьёв вслед за Платоном утверждал двойственную природу мира, противопоставляя реальной действительности то, что должно быть.
  
https://magisteria.ru/data/2018/05/Vladimir-Sergeevich-Solovev-1853-1900-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     https://pbs.twimg.com/media/DDPhAfVWsAElS9F.jpg https://ic.pics.livejournal.com/arthoron/11442880/107982/107982_600.jpg

 

 

СИСТЕМА СИМВОЛОВ А. БЛОКА

 

В поэзии А. Блока создана целостная система символов.

«В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.

Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.

Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы…

Размыкание кругов — порыв к ней.

Ветер — знак ее приближения.

Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.

Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.

 Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.

Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

 

 

 

ЦВЕТОПИСЬ ПОЭЗИИ А. БЛОКА

 

Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Цвет подчёркивает чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, показывает её божественное происхождение, указывает на её принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится.

Красный – цвет милосердия, божественной любви.

Розовый – цвет воскресения, цвет плоти, т.е. чего-то осязаемого, реального.

Голубой – цвет неба, воздух, Святой Дух и вечная Божественная истина, горний мир.

Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной дамой.

«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»…

«Чорный» (опять-таки непременно через о). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.

 

 

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА

Прочитайте «Вступление». Каковы лейтмотивы цикла? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Используя, теоретический материал в Рабочей тетради, вопросы к стихотворению, проанализируйте стихотворения А. Блока и заполните таблицу.

ВОПРОСЫ

Стихотворение «Вступление»

Стихотворение «Предчувствую Тебя»

 — Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

— Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

— Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

— Каков лирический герой этого стихотворения, каковы его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

— Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

— Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

— Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

— В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

— В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

— Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

— Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

 

 

Стихотворение  «Ты горишь над высокой горою...»

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...»

— Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

— Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

— Каков лирический герой, каковы его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

— Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

— Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

— Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

— Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

— Какие цветовые символы использует автор?

 


Параметры

Стихотворение «Вступление»

Стихотворение «Предчувствую Тебя»

Стихотворение  «Ты горишь над высокой горою...»

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...»

Я (лирический герой)

 

 

 

 

 

 

 

МИР

 

 

 

 

 

 

 

ОНА

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по стихотворению

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте вывод: Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве А. А. Блока? Чем это объясняется?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

          Среди миров

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

                                      Иннокентий Анненский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Вступление

Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

 

Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

 

Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.

 

Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?

 

Каждый конёк на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.

 

Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.

 

Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.

 

Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?

                                                   28 декабря 1903

 

***

Предчувствую Тебя…

 

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

В. Соловьев

 

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

 

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

                           4 июня    1901 г.

 

 

***

 

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

 

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

 

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

       18 августа 1901 г.

 

***

 

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

                                    25 октября 1902 г.

 

 

 

***

 

 

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

 

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

 

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

 

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло...

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

                                      13 мая 1902

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

                     А. Блок

           Фабрика

 

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

                1903 г.


 

Рабочая тетрадь А.А. Блок «Стихи о

Рабочая тетрадь А.А. Блок «Стихи о

Вся моя жизнь в моих стихах…»

Вся моя жизнь в моих стихах…»

Символизм Александра Блока

Символизм Александра Блока

СИСТЕМА СИМВОЛОВ А. БЛОКА

СИСТЕМА СИМВОЛОВ А. БЛОКА

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА

Стихотворение «Ты горишь над высокой горою

Стихотворение «Ты горишь над высокой горою

Параметры Стихотворение «Вступление»

Параметры Стихотворение «Вступление»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Среди миров

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Среди миров

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Вступление

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Вступление

И дерзкое возбудишь подозренье,

И дерзкое возбудишь подозренье,

О, Святая, как ласковы свечи,

О, Святая, как ласковы свечи,

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021