Рабочая тетрадь
А.А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»
«Вся моя жизнь в моих стихах…»
Александр Блок
Современники о поэзии А. Блока |
Что отмечают писатели в творчестве Блока?
Какое из высказываний вам ближе, понятнее? Прокомментируйте его.
Символизм Александра Блока |
|
СИСТЕМА СИМВОЛОВ А. БЛОКА
В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований. Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала. Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы… Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого начала. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви. |
|
ЦВЕТОПИСЬ ПОЭЗИИ А. БЛОКА
Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Цвет подчёркивает чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, показывает её божественное происхождение, указывает на её принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится. Красный – цвет милосердия, божественной любви. Розовый – цвет воскресения, цвет плоти, т.е. чего-то осязаемого, реального. Голубой – цвет неба, воздух, Святой Дух и вечная Божественная истина, горний мир. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной дамой. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»… «Чорный» (опять-таки непременно через о). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями. |
|
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА |
Прочитайте «Вступление». Каковы лейтмотивы цикла? Запишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Используя, теоретический материал в Рабочей тетради, вопросы к стихотворению, проанализируйте стихотворения А. Блока и заполните таблицу.
ВОПРОСЫ
Стихотворение «Вступление» |
Стихотворение «Предчувствую Тебя» |
— Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают? — Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать? — Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение? — Каков лирический герой этого стихотворения, каковы его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы? — Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл? |
— Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения? — Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине? — В чем особенность композиционного повторения отдельных строк? — В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит? — Как эпиграф связан со смыслом стихотворения? — Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается? |
Стихотворение «Ты горишь над высокой горою...» |
Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» |
— Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин? — Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается? — Каков лирический герой, каковы его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы? — Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание? |
— Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении? — Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы? — Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение? — Какие цветовые символы использует автор? |
Параметры |
Стихотворение «Вступление» |
Стихотворение «Предчувствую Тебя» |
Стихотворение «Ты горишь над высокой горою...» |
Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» |
Я (лирический герой)
|
|
|
|
|
МИР
|
|
|
|
|
ОНА
|
|
|
|
|
Вывод по стихотворению
|
|
|
|
|
Сделайте вывод: Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве А. А. Блока? Чем это объясняется?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Иннокентий Анненский
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вступление
Отдых
напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему
стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем
высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто
поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый
конёк на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол
стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все
колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты
ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
28 декабря 1903
***
Предчувствую Тебя…
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
В. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901 г.
***
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка,
Свой костер разведешь ввечеру.
Стану, верный велениям Рока,
Постигать огневую игру.
И, когда среди мрака снопами
Искры станут кружиться в дыму,-
Я умчусь с огневыми кругами
И настигну Тебя в терему.
18 августа 1901 г.
***
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902 г.
***
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
13 мая 1902
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
А. Блок
Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
1903 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.