Дидактический материал к уроку по теме "А. Блок. "Стихи о Прекрасной Даме"

  • docx
  • 15.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая тетрадь.docx

 

 

 

Рабочая тетрадь

А.А. Блок  «Стихи о Прекрасной Даме»

 

 

 

https://briefly.ru/static/authors/200x277xblok.jpg.pagespeed.ic.18Je1gWXJb.jpghttps://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-04745-7.jpg?x54522https://pbs.twimg.com/media/DwnfoikXcAEXugz.jpg:large

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вся моя жизнь в моих стихах…»

          Александр Блок

 

 

Современники о поэзии А. Блока

 

     «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление. Чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока».
К. Паустовский
http://library.mstu.edu.ru/calendar/2015/files/20150531_1216-1.jpg 

 

«Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист, Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие … прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами – кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок».
В. Маяковский
«В ту пору далёкой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».
Корней Чуковский
https://i.pinimg.com/736x/ae/9f/3c/ae9f3c28f2c00ebd477685eb21f9e0ec.jpg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/05/14/regnum_picture_1463247444520776_normal.jpg

 

Что отмечают писатели в творчестве Блока?

Какое из высказываний вам ближе, понятнее? Прокомментируйте его.

 

Символизм Александра Блока

 

Основу мира, по В. Соловьёву, составляет «божественное начало», «высший мировой Разум». Он проявляется в  Софии, «мировой душе», «Вечной Женственности». И, в свою очередь, весь мировой процесс – это «воплощение Вечной Женственности в великом многообразии форм и степеней». «Душа мира», или «Вечная Женственность» может примирить «небо» и «землю» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
В. Соловьёв развивал платоновскую концепцию «мировой души». «Мировая душа» когда-то раздробилась на множество душ, и каждая из них сохранила тяготение к «божественному началу». Это тяготение выражается в любви, в поисках родственной души. Индивидуальные любовные переживания, таким образом, рассматриваются как частица акта мировой мистерии. 
Юный Блок, страстно влюблённый в Любовь Дмитриевну Менделееву, видел воплощение того «Вечно Женственного», «божественного» начала, о котором писал В. Соловьёв. 
Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.








ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА А. БЛОКА

В основе символизма А. Блока лежит философия Владимира Соловьёва. Идеалист и мистик, В. Соловьёв вслед за Платоном утверждал двойственную природу мира, противопоставляя реальной действительности то, что должно быть.
  
https://magisteria.ru/data/2018/05/Vladimir-Sergeevich-Solovev-1853-1900-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     https://pbs.twimg.com/media/DDPhAfVWsAElS9F.jpg https://ic.pics.livejournal.com/arthoron/11442880/107982/107982_600.jpg

 

 

СИСТЕМА СИМВОЛОВ А. БЛОКА

 

В поэзии А. Блока создана целостная система символов.

«В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.

Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.

Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы…

Размыкание кругов — порыв к ней.

Ветер — знак ее приближения.

Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.

Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.

 Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.

Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

 

 

 

ЦВЕТОПИСЬ ПОЭЗИИ А. БЛОКА

 

Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Цвет подчёркивает чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, показывает её божественное происхождение, указывает на её принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится.

Красный – цвет милосердия, божественной любви.

Розовый – цвет воскресения, цвет плоти, т.е. чего-то осязаемого, реального.

Голубой – цвет неба, воздух, Святой Дух и вечная Божественная истина, горний мир.

Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной дамой.

«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»…

«Чорный» (опять-таки непременно через о). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.

 

 

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА

Прочитайте «Вступление». Каковы лейтмотивы цикла? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Используя, теоретический материал в Рабочей тетради, вопросы к стихотворению, проанализируйте стихотворения А. Блока и заполните таблицу.

ВОПРОСЫ

Стихотворение «Вступление»

Стихотворение «Предчувствую Тебя»

 — Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

— Какие символы-предметы вы обнаружили и что, по-вашему, они могли обозначать?

— Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

— Каков лирический герой этого стихотворения, каковы его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

— Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

— Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

— Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

— В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

— В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

— Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

— Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

 

 

Стихотворение  «Ты горишь над высокой горою...»

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...»

— Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

— Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

— Каков лирический герой, каковы его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

— Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

— Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

— Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

— Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

— Какие цветовые символы использует автор?

 


Параметры

Стихотворение «Вступление»

Стихотворение «Предчувствую Тебя»

Стихотворение  «Ты горишь над высокой горою...»

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...»

Я (лирический герой)

 

 

 

 

 

 

 

МИР

 

 

 

 

 

 

 

ОНА

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по стихотворению

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте вывод: Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве А. А. Блока? Чем это объясняется?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

          Среди миров

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

                                      Иннокентий Анненский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Вступление

Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

 

Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

 

Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.

 

Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?

 

Каждый конёк на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.

 

Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.

 

Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.

 

Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?

                                                   28 декабря 1903

 

***

Предчувствую Тебя…

 

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

В. Соловьев

 

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

 

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

                           4 июня    1901 г.

 

 

***

 

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

 

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

 

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

       18 августа 1901 г.

 

***

 

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

                                    25 октября 1902 г.

 

 

 

***

 

 

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

 

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

 

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

 

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло...

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

                                      13 мая 1902

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

                     А. Блок

           Фабрика

 

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

                1903 г.


 

Посмотрите также