Дидактический материал. Задания для формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса

  • docx
  • 21.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Баринова А.А.Задания для формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса.docx

Задания для формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

 

 

Грамотность

 

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5 класс

Уровень узнавания и понимания

находит и из-

влекает информацию из различных текстов

находит и извлекает математиче-

скую информацию

в различном контексте 

 

находит и извлекает информацию о естественно-

научных явлениях в различном контексте

находит и из-

влекает финан-

совую информа-

цию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и

применения

применяет извлеченную из

текста информацию для решения разного рода проблем

 

применяет математические знания для решения

разного рода проблем

 

объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных

знаний

применяет фи-

нансовые знания для решения

разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

анализирует и

интегрирует информацию, по-

лученную из текста

формулирует математическую

проблему на ос-

нове анализа ситуации

распознает и исследует

личные, местные, национальные, глобальные есте-

ственно-научные проблемы в различном контексте

 

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс

Уровень оценки

(рефлексии) в

рамках

предметного содержания

оценивает фор-

му и содержание текста в рамках

предметного содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

интерпретирует и оценивает мате-

матические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные

естественнонаучные про-

блемы в различном контек-

сте в рамках предметного содержания

 

 

 

 

оценивает финансовые проблемы в

различном контексте

9 класс

Уровень оценки

(рефлексии) в

рамках

метапредметного

содержания

оценивает фор-

му и содержание текста в рамках

метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественно-

научных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает фи-

нансовые проблемы, делает

выводы, строит

прогнозы, предлагает пути решения

Личностные результаты

 

 

Грамотность

 

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

5-9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих

ценностей; формулирует соб-

ственную позицию по отношению к прочитанному

 

объясняет гражданскую позицию в

конкретных ситу-

циях общественной жизни на основе математических

знаний с позиции

норм морали и общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуа-

циях общественной жизни на основе естественно-

научных знаний с

позиции норм мо-

рали и общечеловеческих ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих

ценностей, прав

и обязанностей

гражданина страны

Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.

Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся 7 класса

Задание 1. Геккон

Геккон - небольшая ящерица, обитающая в субтропических и тропических областях.  У гекконов есть одна особенность – они умеют удерживаться практически на любой поверхности. Тело животного удерживает даже одна лапа. Поверхность может быть любой –дерево, скальная порода, даже полированное стекло.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5/xs3docsrc23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5_1_1611911414.jpg

С появлением электронного микроскопа лапу геккона удалось изучить во всех деталях. Как оказалось, она покрыта чрезвычайно тонкими щетинками, длина которых составляет до сотни микрометров. Концентрация щетинок на единицу площади поверхности лапы очень высока: более 14 000 волосков на 1 мм2. Каждая щетинка, в свою очередь, не является монолитным

образованием, а делится на конце на 400–1000 ещё более мелких волокон. Толщина таких волокон составляет 0,2 мкм. На 1 см2 контакта с поверхностью приходится около 2 млрд волокон, каждое из которых к концу расширяется.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5/xs3docsrc23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5_3_1611911414.jpg         

А – лапка геккона; Б – «подушечка» пальца геккона под микроскопом;
В – одна из щетинок лапы геккона; Г – она же, под большим увеличением;
Д – максимальное увеличение щетинки

Как оказалось, микроскопические волоски на лапах геккона сцепляются с опорной поверхностью посредством силы межмолекулярного (и межатомного) взаимодействия.

Геккон без проблем открепляет лапу от поверхности, на которой она закреплена. Для этого используется специальный механизм. Дело в том, что прикрепившаяся к какому-либо материалу щетинка может без труда открепиться, если угол между волокном и поверхностью составит более 30°. При движении, изменяя угол соприкосновения лапы и поверхности, геккон без труда закрепляет и открепляет лапы. Затраты энергии на этот процесс минимальны.

Вопрос 1:

Выберите верный ответ.

А. Громадное количество щетинок на лапе увеличивает площадь соприкосновения лапы и опорной поверхности, поэтому геккон с неё не падает.

В. На лапе геккона имеются присоски, поэтому под действием атмосферного давления геккон не падает с любой поверхности.

С. Сила сцепления лап геккона с неровными поверхностями намного больше, чем с полированными, так как щетинки цепляются за шероховатости.

Д. При увеличении угла соприкосновения лапы с поверхностью силы межмолекулярного взаимодействия резко увеличиваются.

Ответ: А

 Вопрос 2:

Устройство лап геккона подсказало решение идеального сцепления для ног робота. Конструкторы разместили резиноподобный материал с миниатюрными полимерными волосками на ногах робота, и робот смог с лёгкостью взбираться по поверхностям, напоминая механическую ящерицу. Приведите два примера того, как можно использовать принцип работы лап геккона.

Ответ:

1) роботы с лапками геккона могут быть полезны для доступа к опасным или труднодоступным местам;

2) альпинистское оборудование;

3) сверхклейкий скотч

Задание 2: Исследование морских глубин с помощью батискафов

Первый батискаф был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром в 1948 г. Батискаф – это самоуправляемый аппарат, состоящий из прочного шара (гондолы) для размещения экипажа и аппаратуры, баллона (поплавка), наполненного бензином, и бункера с балластом (см. рисунок). В качестве балласта используется стальная дробь.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/DD315F57F5879D224ADA79B2F81CBFAE/xs3docsrcDD315F57F5879D224ADA79B2F81CBFAE_1_1611862251.jpg

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

 

Поплавок играет такую же роль, как и спасательный круг для тонущего человека или баллон с гелием у дирижабля (аэростата). В отсеках поплавка находится вещество, плотность которого меньше плотности воды. На батискафах середины XX в. использовался бензин, имеющий плотность около 700 кг/м3. Бензин отделён от воды эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься. По наблюдениям, проведённым при погружении батискафа «Триест» в 1960 г. на дно Марианской впадины, на глубине 10 км объём бензина в поплавке уменьшился на 30%.

На поверхности батискаф удерживается за счёт отсеков, заполненных бензином, а также благодаря тому, что цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполнены воздухом. После того как цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполняются водой, начинается погружение. Эти объёмы сохраняют постоянное сообщение с забортным пространством для выравнивания гидростатического давления во избежание деформации корпуса. Если батискаф попадает в плотные слои воды и «зависает», выпускается часть бензина из компенсирующего отсека, и погружение возобновляется. После проведения научных экспериментов экипаж сбрасывает балласт (стальную дробь), начинается подъём. Исследования морских глубин показали, что на дне океана обитают миллионы видов живых существ, хотя уже на глубине 180 м царствует мрак.

 

Вопрос 1:

Глубина Марианской впадины составляет более 10 км. Какое утверждение о гидростатическом давлении на дне впадины верно?

А. Превышает 100 МПа

В. Составляет около 100 кПа

С. Менее 10 МПа

Д. Превышает 1 ГПа

Ответ: А

 

Вопрос 2:

Выберите все верные утверждения об устройстве и принципе действия батискафа.

А. С помощью поплавка регулируется погружение батискафа на дно.

В. При поднятии батискафа из бункеров сбрасывается балласт.

С. По мере погружения батискафа плотность бензина в отсеках поплавка уменьшается.

Д. До начала погружения цистерны водяного балласта полностью заполнены водой.

Е. Вещество, заполняющее поплавок, имеет плотность, меньшую плотности морской воды

Ответ: А, В, Е

 

Вопрос 3:

До второй половины ХХ в. все наши знания об обитателях глубин ограничивались редкими экземплярами глубоководных животных, но и они попадали в руки исследователей, сильно искалеченными. С чем это было связано?

Ответ: из-за огромного перепада гидростатического давления ткани животных при подъёме сильно деформировались

 

Вопрос 4:

Открытые учёными обитатели морских глубин относятся преимущественно к хищникам. С чем это связано?

Ответ: отсутствие солнечного света на глубине делает фотосинтез невозможным. Из-за отсутствия солнечного света на глубине отсутствуют даже водоросли

Конец формы

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Вопрос 5:

Ниже приведены отрывки из статей о морских глубоководных животных. В каком (-их) отрывке(-ах) речь идёт о приспособленности рыб к жизни без света?

Источники информации

Отрывки

А

Несмотря на огромное давление, в морских глубинах обитают различные животные: иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, глубоководные рыбы

В

Глубоководные рыбы или слепы, или, наоборот имеют огромные телескопические глаза, улавливающие слабый свет, испускаемый другими глубоководными животными

С

Более 50 % глубоководных рыб, наряду с некоторыми видами креветок и кальмаров, обладают биолюминесценцией. Около 80 % из этих организмов имеют специальные клетки (фотофоры), которые содержат бактерии, вырабатывающие свет. Некоторые фотофоры могут регулировать интенсивность свечения

Д

Все глубоководные рыбы имеют особое строение тканей и отличаются слабым развитием скелета и мускулатуры. Благодаря проницаемости тканей давление внутри тела рыбы устанавливается столь же высокое, как и в наружной среде

Ответ: В, С

Задание 3: Исследование морских глубин с помощью батисферы

 

Батисфера представляет собой глубоководный аппарат в форме шара, который на стальном тросе опускают в воду с борта корабля.

Несколько прототипов современных батисфер появились в Европе в XVI– XIX вв. Одним из них является водолазный колокол, конструкцию которого предложил английский астроном Эдмонд Галлей (смотри рисунок).

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/FBFE1D55EA4597E543B106D129984D99/xs3docsrcFBFE1D55EA4597E543B106D129984D99_2_1605880532.jpg 

В деревянном колоколе, открытом у основания, размещалось до пяти человек, частично погружённых в воду. Воздух они получали из двух поочерёдно опускаемых с поверхности бочонков, откуда воздух поступал в колокол по кожаному рукаву. Надев кожаный шлем, водолаз мог проводить наблюдения и за пределами колокола, получая из него воздух через дополнительный шланг. Отработанный воздух выпускался через кран, находящийся в верхней части колокола.

Главный недостаток колокола Галлея заключается в том, что его нельзя использовать на большой глубине. По мере погружения колокола плотность воздуха в нём увеличивается настолько, что им становится невозможно дышать. Более того, при длительном пребывании водолаза в зоне повышенного давления происходит насыщение крови и тканей организма газами воздуха, главным образом азотом. При резком выходе из зоны повышенного давления азот выделяется в виде пузырьков газа, что может привести к так называемой кессонной болезни.

 

Вопрос 1:

Выберите все верные утверждения

А. По мере погружения водолазного колокола в воду давление воздуха в нём увеличивается.

В. По мере погружения водолазного колокола в воду плотность воздуха в нём уменьшается.

С. Батисфера представляет собой самоуправляемый аппарат для исследования морских глубин.

Д. При повышении атмосферного давления растворимость азота в крови человека возрастает.

Е. Водолазы в колоколе Галлея не защищены от высокого внешнего давления.

Ответ: А, Д, Е

Вопрос 2:

Профилактика кессонной болезни требует соблюдения норм рабочего времени и правильной организации декомпрессии (выхода из зоны повышенного давления).

Время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ (смотри таблицу).

 

Давление (дополнительно к атмосферному), атм.

Допустимое время

пребывания в рабочей зоне

0,10–1,3

5 ч 28 мин

1,31–1,7

5 ч 06 мин

1,71–2,5

4 ч 14 мин

2,51–2,9

3 ч 48 мин

2,91–3,2

2 ч 48 мин

3,21–3,5

2 ч 26 мин

3,51–3,9

1 ч 03 мин

Допустима ли (согласно таблице) работа водолаза на глубине 30 м в течение 2,5 ч? Ответ поясните.

 Ответ: допустима. На глубине 30 м гидростатическое давление составляет примерно 3 · 105 Па, или 3 атм. (без учёта вклада атмосферного давления). Допустимое время пребывания водолаза при таком давлении составляет 2 ч 48 мин (что больше требуемых 2,5 ч)             

 

Вопрос 3:

В настоящее время очень большое внимание уделяется изучению Мирового океана. Ниже приведены отрывки из некоторых статей.

Источники информации

Отрывки

1

Осваивать подводный мир человек начал давно. Опытные ныряльщики, задерживая дыхание, погружались без всяких приспособлений на глубину 20–30 м. Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника и кожаные мешки с запасом воздуха

2

Ресурсы суши ограничены и поделены между странами. Мы также поделили шельф, потому что люди там ловят рыбу и морепродукты. Что следующее? Есть ещё огромная глубоководная часть, жизненное пространство которой в триста раз больше аналогичного на суше

3

На дне океана обитают миллионы видов животных, неизвестных человечеству. С одной стороны, их изучение вызывает чисто научный интерес. С другой – практический, потому что учёные исследуют, из чего состоят эти виды, и потом эти вещества могут быть использованы в помощь человеку – в фармакологии, например

4

Для изучения морского дна используются необитаемые глубоководные аппараты. На территории Дальнего Востока среди прочих имеется аппарат, способный опускаться на глубину свыше 6000 м

 

В каком(-их) отрывке(-ах) речь идёт о важности для человечества ресурсов Мирового океана?

Ответ: 2, 3

 

 

 

Задание 4: «Голубая»  электростанция

Данная иллюстрация демонстрирует новый вид электростанции, располагающейся там, где сходятся пресноводная река и океанская вода. На электростанции для выработки электроэнергии используется разница концентраций соли в двух водоемах. На  электростанции пресная вода из реки закачивается через трубу в один резервуар. Соленая вода из океана закачивается в другой резервуар. Два резервуара разделены мембраной, которая пропускает только молекулы воды. Молекулы воды естественным образом проходят через мембрану из резервуара с низкой концентрацией соли в резервуар с высокой концентрацией соли. Это увеличивает объем и  давление воды в резервуаре с соленой водой.

Затем вода под высоким давлением в резервуаре с соленой водой проходит по трубе, приводя в движение турбину, вырабатывающую электроэнергию.

 

                                                      

 

 

Вид через увеличительное стекло:


Вопрос 1:

На электростанции цифрами отмечены четыре участка. Вода закачивается из реки в участок 1, отмеченный на рисунке.

В каких участках далее по ходу процесса можно обнаружить молекулы воды, которые  поступают из реки?

Помните, что можно выбрать один или более вариантов ответа.

А. Участок 2

В. Участок 3

С. Участок 4

Ответы А и С.

 

Вопрос 2:

Обратите внимание на вид через увеличительное стекло и выберите правильное    завершение предложения.

В речной воде концентрация соли низкая. Поскольку молекулы проходят сквозь мембрану, концентрация соли в резервуаре с пресной водой повышается / снижается, а концентрация соли в резервуаре с соленой водой повышается / снижается.

Ответ: повышается, снижается.

Вопрос 3:

Выберите правильное завершение предложения.

На электростанции происходит несколько видов преобразования энергии. Какой вид преобразования энергии идет в турбине и генераторе? Турбина и генератор преобразуют гравитационную / потенциальную / кинетическую / электрическую энергию в гравитационную / потенциальную / кинетическую /электрическую энергию.

Ответ: кинетическую, электрическую.

 

Вопрос 4:

Многие электростанции используют ископаемые виды топлива, такие как нефть и уголь, в качестве источника энергии. Почему эта новая электростанция считается более экологичной, чем электростанции,   использующие ископаемые виды топлива?

Ответ: приводится объяснение, в котором определяется, почему электростанции, сжигающие ископаемое топливо, более вредны для окружающей среды, чем новые электростанции, показанные в этом задании, или определяется особенность новой электростанции, которая делает ее более экологичной.

 

 

Задание 5: Гидроэлектростанция

Гидроэнергетика считается экологически чистым способом получения электроэнергии. Это универсальная, гибкая отрасль, которая в самом малом размере может питать один дом, а в самом большом   – снабжать промышленность и население возобновляемой электроэнергией. Гидроэлектростанции (ГЭС) строят на реках, сооружая высокую плотину и создавая большие водохранилища.

    

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/964595B4EFBB9BAB4B24EEFCCF245DC1/xs3docsrc964595B4EFBB9BAB4B24EEFCCF245DC1_2_1611910325.jpg 

 

Чтобы производить гидроэлектричество, необходимо наличие трёх компонентов: движущейся воды, турбины и генератора. ГЭС – это заводы, которые преобразуют энергию падающей воды в электричество. Плотина строится через реку, чтобы поднять уровень воды, с которого может осуществляться её падение, необходимое для развития движущей силы. Проточная вода поворачивает колесо турбины, которое соединено с генератором. Генератор имеет ротор, который вращает турбина. При повороте ротора генератора производится электричество.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/964595B4EFBB9BAB4B24EEFCCF245DC1/xs3docsrc964595B4EFBB9BAB4B24EEFCCF245DC1_3_1611910325.jpg

 

Причина, по которой выработка электроэнергии ГЭС составляет лишь около 20% мирового производства электричества, заключается в необратимом влиянии на экосистему по всему руслу реки и ирригацию прилегающих территорий. Размеры всего гидроузла, включая водохранилище, достигают сотен тысяч гектаров.

 

Вопрос 1:

Почему гидроэлектростанции относят к экологически чистым и возобновляемым источникам электроэнергии?

Ответ: к экологически чистым ГЭС относят потому, что отсутствуют выбросы в атмосферу продуктов сгорания топлива, в том числе парниковых газов. К возобновляемым источникам – поскольку используется энергия рек, которая возобновляема

 

Вопрос 2:

В процессе выработки электроэнергии на ГЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ГЭС.

А. кинетическая энергия ротора генератора

В. потенциальная энергия воды в плотине

С. кинетическая энергия воды в напорном водоводе

Д. электрическая энергия, вырабатываемая генератором

Е. кинетическая энергия вращения турбины 

Конец формы

Ответ: ВСЕАД

 

Вопрос 3:

ГЭС на реке Янцзы имеет бетонную плотину длиной 2309 м и высотой 185 м. Почему для мощных  ГЭС важна высота плотины?

Ответ: чем больше высота плотины, тем с большей скоростью вода подаётся на турбины, поскольку идёт превращение потенциальной энергии воды в её кинетическую энергию 

Вопрос 4:

От каких из перечисленных ниже факторов зависит мощность ГЭС? Выберите все верные ответы.

А. Отсутствие морозов в данном районе

В. Высота плотины

С. Численность турбин и генераторов

Д. Средняя температура воды в реке

Е. Объём стока воды реки

F. Сильные ветра в данном районе Начало формы

Ответ: В, С, ЕНачало формы

 

Вопрос 5:

У ГЭС, как и у любых других электростанций, есть недостатки и преимущества. Выберите среди предложенных утверждений те, которые относятся к экологическим недостаткам работы ГЭС.

А. В процессе работы практически не тратятся природные ресурсы.

В. Электроэнергия производится постоянно, есть возможность регулировки производимой мощности.

С. При строительстве водохранилища затапливаются большие территории.

Д. Плотина мешает естественной миграции рыбы в реке.

Е. Водохранилище ГЭС решает проблему водоснабжения прилегающих районов

F. Сброс воды при работе электростанции производит сильный шум.

Ответ: С, Д, FНачало формы

 

Задание 6: Водопады

Африканский водопад Виктория – один из самых красивых в мире. Он находится на реке Замбези, на границе Зимбабве и Замбии. Лента водопада шириной 1800 м срывается в узкое ущелье с высоты около 120 м. Мириады брызг вздымаются над водопадом на 400 м. Облако водяной пыли играет радугами и видно в радиусе до 50 км. В течение дождливого сезона через водопад проходит более 500 млн л воды в минуту. Местное племя калоло называет Викторию Моси-оа-Тунья – «дым, который гремит».

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/0B3DF0A519838FD84BAEA89CAD8993CE/xs3docsrc0B3DF0A519838FD84BAEA89CAD8993CE_2_1606119374.jpg                                       http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/0B3DF0A519838FD84BAEA89CAD8993CE/xs3docsrc0B3DF0A519838FD84BAEA89CAD8993CE_3_1606119374.jpg

Водопад Виктория                                         Ниагарский водопад

Ниагарский водопад – каскад водопадов на границе Америки и Канады, между штатом Нью-Йорк и провинцией Онтарио. Река Ниагара, соединяющая озёра Эри и Онтарио, падает с высоты 50-метрового обрыва шириной более 1000 м. Объём падающей воды достигает 5,7 млн л в секунду. Гигантские массы, которые низвергает Ниагарский водопад, «съедают» скальный отступ на 1,2 м ежегодно. Через 25 000 лет водопад окажется на границе озера Эри, которое, хлынув вниз, сольётся с озером Онтарио, а река Ниагара вообще исчезнет.

Вопрос 1:

Выберите все верные утверждения.

А. Суточный объём падающей воды Ниагарского водопада превосходит объём падающей воды водопада Виктория в сезон дождей.

В. Мощность потоков воды Ниагарского водопада чуть меньше 3 ГВт.

С. Потенциальная энергия 1 л воды, падающего с максимальной высоты водопада Виктория, составляет примерно 1,2 МДж.

Д. Озеро Эри находится на расстоянии примерно 30 км от Ниагарского водопада.

Е. При падении воды с высоты в водопаде Виктория и Ниагарском водопаде кинетическая энергия движения воды превращается в потенциальную.

Ответ: В, ДНачало формы

Конец формы

 

Вопрос 2:

Река Ниагара давно осёдлана целой серией электростанций, снабжающих энергией ближайшие районы. Столь интенсивное использование Ниагары в качестве поставщика энергии не могло пройти бесследно. Это значительно уменьшило объём воды, проходящей через водопад. Многочисленные электростанции, когда работают все вместе, забирают около 6000 м3 воды в секунду. Сколько воды ежесекундно проходило через водопад до строительства электростанций?

А. 6005,7 м3

В. 11700 м3

С. 5700006 л

Д. 5706000 л

Ответ: В

Вопрос 3:
Приведите два преимущества гидроэлектростанций, построенных на водопадах, по сравнению с другими видами электростанций.

Ответ: дешёвая энергия; высокий КПД; длительная эксплуатация; нет загрязняющих выбросов в атмосферу

Задание 7: Приливная электростанция

Работа приливных электростанций (ПЭС) основана на разнице уровней воды во время приливов и отливов, и чем больше эта разница, тем большую мощность может развивать электростанция.

ПЭС, как правило, размещают в устьях рек или морских заливах. Участок акватории отделяется от моря плотиной, конструкция которой предусматривает специальные ниши с установленными в них гидротурбинами и генераторами.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C/xs3docsrc199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C_2_1605878768.jpg

Во время приливов водохранилище станции (или устье реки) наполняется водой. Водяные потоки проходят через узкие ниши плотины и создают высокое давление. Под давлением столба воды лопасти гидротурбины начинают вращаться и вращают соединённый с турбиной ротор генератора, который вырабатывает электрический ток.  С началом отлива вода покидает бассейн и вновь проходит через плотину, приводя в движение лопасти турбин.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C/xs3docsrc199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C_3_1605878768.jpg

 

Вопрос 1:

Почему мощность работы ПЭС зависит от высоты прилива?

Ответ: чем больше разница уровней воды во время приливов и отливов, тем выше потенциальная энергия воды, которая преобразуется в электрическую энергию в генераторах

 

Вопрос 2:

Почему ПЭС не строят на открытых морских побережьях, а располагают в устьях рек или морских заливах?

Ответ:необходимо иметь водохранилище для приливного объёма воды, чтобы обеспечить разницу в уровнях воды

Вопрос 3:

От каких из перечисленных ниже факторов зависит мощность ПЭС? Выберите все верные ответы.

А. Сильные ветра в районе побережья

В. Объём водохранилища

С. Солёность морской воды

Д. Численность гидротурбин и генераторов

Е. Высота и сила приливов

F. Среднегодовой перепад температур

Ответ: ВДЕ

Конец формы

 

Вопрос 4:

Почему ПЭС не могут обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии одной и той же мощности в течение суток?

Ответ: это связано с цикличностью приливов и отливов и зависимостью мощности от разницы уровней воды, которая меняется с течением времени Начало формы

 

 

Вопрос 5:

В процессе выработки электроэнергии на ПЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ПЭС.

А. кинетическая энергия ротора генератора

В. кинетическая энергия вращения гидротурбины

С. электрическая энергия, вырабатываемая генератором

Д. потенциальная энергия столба воды

Ответ: ДВАСНачало формы

 

 

Начало формы

Вопрос 6: 

В одном из южных морских курортных городов ощущается нехватка электроэнергии. Обсуждается возможность строительства приливной электростанции (ПЭС) и тепловой электростанции (ТЭС), работающей на каменном угле. Определите, какие из указанных ниже факторов относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам строительства ПЭС по сравнению с ТЭС. Поставьте «+» в соответствующем столбце таблицы.

 

Факторы

Преимущества

Недостатки

Отсутствие вредных выбросов в отличие от ТЭС

 

 

Цикличность работы ПЭС, непостоянная мощность вырабатываемой электроэнергии в течение суток

 

 

Плотина ПЭС защищает побережье от штормов

 

 

Плотина ПЭС занимает существенную часть побережья

 

 

                    Онлайн-задания по читательской грамотности:

Вы в гостях у родственников, которые недавно переехали на ферму, чтобы разводить кур. Вы задаёте своей тёте вопрос: «Как ты научилась разводить кур?»

Она отвечает: «Мы поговорили с многими людьми, которые разводят кур. Кроме того, много ресурсов об этом есть в Интернете. Например, есть форум «Здоровые куры», и я люблю туда заходить. Это очень помогло мне недавно, когда одна из моих кур поранила лапку. Я покажу тебе свою переписку на форуме».

PISA (oecd.org)    Выполнить работу можно онлайн ( ФИОКО - Открытые задания PISA (fioco.ru)  с начало набрать )

 

               Онлайн-задания по глобальной компетентности:

PISA (oecd.org)

 

                              Развитие креативного  мышления

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Например, слово “тетрадь”. Ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Например, слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Например. Я взяла зубную щетку. Ей можно:

-чистить зубы;

-чистить обувь;

-рисовать;

-расчесывать волосы;

-наносить маску для лица;

-вычесывать кошачью шерсть;

-чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

 

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу. 

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за. Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”. Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими. Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

РЕКЛАМА

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.

В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.

Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Пример диагностической работы для обучающихся 7 клсса.

 В работе описывается ситуация и даются несколько заданий по этой ситуации. В этих заданиях вам, как правило, будет предложено: а)выдвинуть разнообразные интересные идеи, и/или б) оценить свои и чужие идеи, выбрать самую креативную из них, и/или в) доработать выбранную идею.

Задания будут разными. В некоторых из них нужно будет из предложенных вариантов выбрать один или несколько ответов, которые вы считаете верными, и отметить знаком «» номера выбранных ответов. В других заданиях требуется нарисовать рисунок. Есть и такие задания, в которых требуется записать свой ответ. В зависимости от задания - несколькими словами или несколькими предложениями.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

 

 

 

 

 Хочу помочь!  Введение

 

 

Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий 1 - 4

 

ХОЧУ ПОМОЧЬ!

Людям иногда нужна помощь. В последующих заданиях вам предстоит подумать, чем и как можно помочь тем, кто находится в чрезвычайных ситуациях.

Проявите сострадание и воображение!

Успехов!

 

 

 

 

 Хочу помочь!  Задание 1/4

 

Подумайте, в чём могут нуждаться семьи, лишившиеся дома и имущества из-за пожара или наводнения. Запишите ваши ответы. Укажите не менее 4-х разных потребностей.

У вас есть 5 минут.

Место для ответа

1)  _________________________________________________________________________

2)  _________________________________________________________________________

3)  _________________________________________________________________________

4)  _________________________________________________________________________

5)  _________________________________________________________________________

 

 Хочу помочь!  Задание 2/4

Предложите и запишите не менее трёх разных идей о том, как и чем вы с друзьями можете помочь семьям, лишившимся дома и имущества из-за пожара или наводнения.

Постарайтесь предложить действенные и полезные приёмы, такие, которые не каждый придумает.

У вас есть 5 минут.

Место для ответа

1)  _________________________________________________________________________

2)  _________________________________________________________________________

3)  _________________________________________________________________________

4)  _________________________________________________________________________

 

 Хочу помочь!  Задание 3/4

Оцените идеи, представленные ниже. Выберите ОДНУ самую удачную идею вашей помощи людям, терпящим бедствие. Эта идея должна быть эффективной, не очень сложной в исполнении и желательно нестандартной.

Отметьте номер выбранного вами варианта ответа.

(1)       Вызвать пожарных, если горит дом.

(2)       Обратиться на ток-шоу и попросить помощи.

(3)       Устроить благотворительную акцию по сбору вещей для пострадавших.

(4)       Всем вместе построить дом.

(5)       Обнимашки и чупа-чупс, чтобы утешить.

(6)       Обнулить кредиты.

(7)       Открыть в школе комнату, куда все будут приносить книги, игрушки или одежду, и чтобы она всегда работала.

(8)       Помочь оформить заявление об утере документов.

(9)       Принять закон о том, чтобы дома строили не далее чем 100 метров от водоёмов. Место для ответа

 

 

 Хочу помочь!  Задание 4/4

 

Ваш друг выбрал следующий способ помочь людям, терпящим бедствие:

Устроить благотворительную акцию по сбору вещей для пострадавших.

Как можно доработать эту идею, чтобы привлечь к оказанию помощи пострадавшим как можно больше людей?

Запишите два разных варианта доработки.  У вас есть 5 минут.

Место для ответа

1)         _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2)         _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

 Креативное мышлени

Задание 1/4. «Хочу помочь!». 1 из 4.

Характеристики задания:

             Содержательная область оценки: Решение социальных проблем

             Компетентностная область оценки: Выдвижение разнообразных идей

             Уровень сложности: Низкий

             Формат ответа: Развёрнутый ответ

             Объект оценки: Погружение в проблему: указаны разные потребности пострадавших.

 

Система оценивания

 

2 балла

Ответ принимается полностью.

Записано четыре различных идеи, отвечающие требованию задания Например:

1)         в отдыхе

2)         в еде

3)         в вещях

4)         в жилье

ИЛИ

1)         сотовый телефон

2)         предметы личной гигиены

3)         одежда

4)         жилищные условия

ИЛИ

1)         Люди нуждаются в моральной поддержке

2)         Люди нуждаются в отдыхе

3)         Люди нуждаются в медицинской помощи

4)         Люди нуждаются в еде

5)         Люди нуждаются в доме

 

1 балл

Ответ принимается частично.

Записано не менее трёх различных идей, отвечающих требованию задания Например:

1) В бесплатном образовании 2) Нуждаться в жилье

3)         Нуждаться в одежде

4)         Нуждаться в еде и воде

Комментарий. Первая из указанных потребностей не связана напрямую с рассматриваемой ситуацией. Таким образом, в ответе указаны только ТРИ РАЗНЫЕ потребности

0 баллов 

Ответ НЕ принимается.

Записано менее трёх идей, ИЛИ записанные идеи НЕ отвечают

 

 

требованиям задания, ИЛИ они описывают одни и те же потребности Например:

1)                      в помощи

2)                      в хорошо оплачиваемой работе

3)                      в деньгах 4) в жилье

Комментарий. Первая запись не конкретна. В задании и просят учащихся раскрыть понятие «помощь». Вторая и третья записи описывают по существу одну и ту же потребность. Таким образом, в ответе указаны только ДВЕ РАЗНЫЕ потребности

 

Ответ отсутствует.

 

 

 

Задание 2/4. «Хочу помочь!». 2 из 4.

Характеристики задания:

      Содержательная область оценки: Решение социальных проблем

      Компетентностная область оценки: Выдвижение разнообразных идей

      Уровень сложности: Средний  

      Формат ответа: Развёрнутый ответ

      Объект оценки: Альтернативные решения: указаны разные варианты помощи

 

Система оценивания

 

2 балла

Ответ принимается полностью.

Записано не менее трёх различных идей, отвечающих требованию задания Например:

1)  Раздача еды и одежды

2)  Организация бесплатных мероприятий с призами

3)  Сбор денег для таких людей 

4)  Организация фондов помощи 

ИЛИ

1)  Рассказать знаменитостям

2)  Распространить новость в интернете

3)  Рассказать об этом масштабным организациям

4)  Организовать митинг 

5)  Привлечь правительство

 

1 балл

Записано не менее двух различных идей, отвечающих требованию задания Например:

1)                 пойти устроиться на работу

2)                 пожить у родственников

3)                 обратиться в службу поддержки

4)                 помогать им в домашних делах

5)                 покупать им необходимые продукты 6) снизить им уплату налогов

Комментарий. По существу, к предлагаемым мерам помощи относятся только 4-я и 5-я записи, остальное можно отнести к категории советов пострадавшим или государству

ИЛИ

 

 

1)                 Начать новую жизнь

2)                 Устроиться на работу получше, где хорошая зарплата 

3)                 Спросить у соседей, знакомых, близких не нужных им полезные и работающие вещи, которыми они не пользуются

4)                 Посидеть с ребёнком если он маленький

5)                 Построить новый дом

Комментарий. По существу, к предлагаемым мерам помощи, посильным детям, относится только 3-я и 4-я записи. Остальные записи не отвечают требованиям задания, поскольку в них речь не идет о конкретных мерах детской помощи.

 

0 баллов  

Ответ НЕ принимается.

Записано менее двух идей, отвечающих требованиям задания, ИЛИ записанные идеи НЕ различаются между собой, ИЛИ они НЕ отвечают требованиям задания Например:

1)  Иметь надёжную проводку

2)  Иметь электрическую плиту

3)  Тренировка как вести себя при пожаре

4)  Огнетушитель

5)  Огнеупорные стены

Комментарий: Ребёнок отвечал на другой вопрос. В ответах не предложено ни одной конкретной идеи помощи

ИЛИ

1) организовать благотворительность для помощи пострадавших семей 2) и пока государство помогает с жильём, им нужно где-то жить.

3)  если вдруг они пострадали, то нужно помочь с лечением

4)  можно попросить у государства дом

5)  нужно устроить благотворительную акцию по сбору вещей

Комментарий: Первая и последняя записи выражают одну и ту же мысль. Третья и четвёртая записи не отвечают требованиям задания мощи, а не о том, что могут сделать ребята. Во второй записи выражается озабоченность, а не идея о том, как и чем можно помочь. Таким образом, высказана                 всего    ОДНА    идея     помощи              –          по        организации благотворительной акции.

 

Ответ отсутствует.

 

Задание 3/4. «Хочу помочь!». 3 из 4.

Характеристики задания:

      Содержательная область оценки: Решение социальных проблем

      Компетентностная область оценки: Отбор креативной идеи

      Уровень сложности: Средний

      Формат ответа: Выбор единственного ответа из предложенного - указать

      Объект оценки: Отбор креативной идеи - выбрать и указать

 

Система оценивания

 

2 балла

Ответ принимается полностью.

Выбранная идея адекватна заданию и ситуации, эффективна, оригинальна и имеет ценность; например, выбрана одна из идей 2 или 7.

 

 

1 балл

Ответ принимается частично.

Выбранная идея адекватна заданию и ситуации, НО НЕ эффективна ИЛИ

НЕ оригинальна, например, выбрана одна из идей: 3, или 5, или 8

 

0 баллов

Ответ НЕ принимается.

Выбранная идея НЕ отвечает требованиям заданию и ситуации, ИЛИ НЕ имеет ценности, например, выбрана одна из идей 1, или 4, или 6, или 9

 

Ответ отсутствует.

 

 

 

Задание 4/4. «Хочу помочь!». 4 из 4.

Характеристики задания:

     Содержательная область оценки: Решение социальных проблем

     Компетентностная область оценки: Уточнение и совершенствование идеи

     Уровень сложности: Высокий 

     Формат ответа: Развёрнутый ответ Объект оценки: Доработка с указанных позиций (привлечение к акции максимального количества людей)

 

Система оценивания

 

2 балла

Ответ принимается полностью.

Хотя бы одна из новых идей адекватна заданию, соотносится с новыми требованиями задания, оригинальна и имеет ценность  Например:

Расклеить информационные листовки о благотворительной акции в местах сбора подростков

ИЛИ

Заинтересовать              данным              вопросом           популярного    человека,                 т.к. популярные люди чаще всего привлекают общественность к действиям, ведь для некоторых людей этот человек может являться неким идолом, на которого они стремятся походить и подражают многим манерам его поведения и его действиям

ИЛИ

    Устроить         митинг       и        говорить         трогательные        речи,        что         бы

присоединилось больше людей

 

1 балл

Ответ принимается частично.

Только одна из новых идей адекватна заданию, соотносится с новыми требованиями задания, НО НЕ оригинальна ИЛИ НЕ эффективна Например:

Провести лекции с людьми о том, как важна помощь пострадавшим

ИЛИ

Сообщить об акции друзьями и близким

ИЛИ

Устроить конкурс «Кто больше вещей пожертвует»

0 баллов

Ответ НЕ принимается.

Ни одна из новых идей НЕ адекватна заданию, ситуации и новым требованиям, ИЛИ НЕ оригинальна и НЕ имеет ценности Например:

 

 

Принять приказ об обязательном участии в благотворительных акциях

Комментарий. Идея не эффективна, не имеет ценности

ИЛИ

Сказать, что если вы сейчас поможете, то это потом вернется к вам

Комментарий. Идея не отвечает требованиям задания предлагается не уточнение идеи, а её аргументация

ИЛИ

Всем участникам акции - бесплатные напитки

Комментарий. Идея не эффективна, не оригинальна и не имеет ценности

 

Ответ отсутствует.

 

 

 

 

Задания на развитие гибкости мышления.

1.Разработать несколько способов использования законов и явлений.

2.Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:

– вычленить проблему;

– составить план решения;

– сформулировать гипотезы;

– выбрать и обосновать лучший способ решения.

2.Задания на развития оригинальности мышления.

1.Определить «правильность» решения задачи.

2.Придумать слово, необычную задачу.

3.Предложить совершенно иной способ решения задачи.

3.Задания на развития беглости.

1.Найти несколько возможных решений.

2.Выбрать лучший способ решения.

3.Установить сходство и различие.

4.Определить причинно – следственные связи.

4.Задания на развития креативности мышления.

1.Сформулировать свои вопросы.

2.Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

3.Высказать свои критические замечания.

4.Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

5. Исправить ошибки.

                          

                               Задание на глобальные компетенции

Прочитайте текст «ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕДЛАНДИИ» и  выполните задания 1-7.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕДЛАНДИИ

Географическое положение страны Зедландия издавна разделило её население на две группы – жителей морского побережья и жителей труднодоступных гор. На морском побережье расположен торговый порт, действуют предприятия по переработке выращенного жителями гор урожая, развивается туризм. Как правило, дети в этом районе заканчивают десятилетние школы и поступают в высшие учебные заведения дома или за границей.

Жители горной Зедландии славятся разведением редких растений, выращивают виноград. Они ведут хозяйство по сложившимся издавна традициям, практически не используя технику и не нуждаясь в научных знаниях. В горах не открывают десятилетних школ, поэтому дети горной Зедландии заканчивают начальные школы и вместе с родителями занимаются традиционными промыслами.

Правительство Зедландии обеспокоено тем, что медицинское обслуживание, доступность образования, уровень заработной платы у жителей гор значительно ниже, чем у жителей побережья. Несколько раз врачи не сумели помочь жителям гор, потому что машины скорой медицинской помощи не успевали добраться до горных поселений. Министр образования Зедландии сообщил, что в высших учебных заведениях страны только 10% выходцев из горного района. Правительство предложило программу «Новая дорога новая жизнь». Было решено построить современные дороги. Они свяжут каждое горное поселение с побережьем и улучшат качество жизни в горной Зедландии. Зедландцы активно обсуждают программу.

 

1. В социальной сфере Зедландии есть проблемы. Какие из приведённых ниже утверждений свидетельствуют об этих проблемах?

Выберите все верные ответы. Поставьте «» около каждого выбранного ответа.

1)             В горной Зедландии отсутствуют десятилетние школы, поэтому большинство детей в этой местности получает только начальное образование

2)             Туристический бизнес – одно из занятий населения Зедландии 

3)             В жизни зедландцев существует неравенство в медицинском обслуживании жителей побережья и жителей гор 

4)             Горные зедландцы не используют научные знания для ведения традиционного сельского хозяйства 

5)             Заработная плата в прибрежной Зедландии выше, чем в горной

7

2.  Правительственная программа нацелена на изменение экономики. Найдите в тексте факт, который говорит об этом.  Подчеркните нужное предложение.

3.  Предположите, как может измениться хозяйственная деятельность горных зедландцев после завершения программы «Новая дорога – новая жизнь». Укажите одно возможное положительное изменение и одно возможное отрицательное изменение хозяйственной деятельности горных зедландцев.

Возможное положительное изменение:

             

             

             

Возможное отрицательное изменение:

             

             

             

 

4.  Правительство Зедландии считает, что программа «Новая дорога – новая жизнь» повысит качество жизни в горной Зедландии. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые свидетельствуют о том, что преобразования нужны. Поставьте «» в каждой строке.

 

Утверждение

Свидетельствует ли о том, что

преобразования нужны

Да

Нет

В горной Зедландии отсутствуют десятилетние школы, поэтому большинство детей в этой местности получает только начальное образование 

 

 

Туристический бизнес – одно из занятий населения Зедландии 

 

 

В Зедландии существует неравенство в медицинском обслуживании жителей побережья и жителей гор  

 

 

Для ведения традиционного сельского хозяйства жителям горной Зедландии не нужны научные знания 

 

 

Организация школьного образования Зедландии затрудняет доступ к высшему образованию для части населения 

 

 

            

5.  В Зедландии обсуждают программу «Новая дорога – новая жизнь». В приведенном перечне выберите аргументы, которые могут использовать те, кто однозначно поддерживает программу («за»), и аргументы, которые могут использовать те, кто однозначно против программы («против»).

1.                       Для населения горной Зедландии медицинская помощь станет доступнее.

2.                       Школьные автобусы смогут отвозить учащихся из горной Зедландии в десятилетние школы на побережье.

3.                       Строительство дорог и развитие транспорта может изменить природные условия горной Зедландии.

4.                       Традиционное хозяйство горной Зедландии придет в упадок.

 

5.                       Зедландии нужно строить отели на побережье.

 

Заполните таблицу. Запишите номер, под которым указан каждый аргумент, в соответствующую колонку. Обратите внимание, что в перечне есть аргумент, который может быть использован и в поддержку программы, и против. Не указывайте его в ответе.

Аргумент «3а» программу «Новая дорога новая жизнь»

Аргумент «Против» программы «Новая дорога новая жизнь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.                       В газете «День Зедландии» было опубликовано письмо гражданина, выступающего против строительства новых дорог в Зедландии. Он привел два довода:

«Для того, чтобы больше выходцев из горной Зедландии смогло получить высшее образование, достаточно закрепить за ними 50 % учебных мест в вузах. Для того, чтобы оказывать срочную медицинскую помощь, нужно использовать вертолёты».

Как мог бы ответить ему сторонник строительства новых дорог? Предложите свое опровержение каждого из доводов письма.

            Опровержение 1.       

             

             

            Опровержение 2.       

             

             

1.           События в Зедландии комментировали международные обозреватели. Известный журналист писал: «Проект мог расколоть общество, но этого не случилось. Зедландцы проявили мудрость, и никому не пришло в голову заявить, что налоги платят все граждане, а выгоду от проекта получат только жители горной Зедландии. Это, несомненно, было бы ошибочное заявление, потому что...» Предположите, какие два объяснения мог привести журналист.

Объяснение1  

Объяснение2.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Литература и итернет -ресурсы:

1. https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-formirovaniya-estestvennonauchnoj-gramotnosti-uchashihsya-7-klassov-na-urokah-fiziki-5225015.html   сборник заданий для формированию научно-естественной грамотности для 7 класса на уроках физики

2. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1633882582&tld=ru&lang=ru&name=Естественнонаучная-грамотность.pdf&text=задания%20для%20формирования%20естественнонаучной%20грамотности&url=https%3A%2F%2Fvladimsch2015.minobr63.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F%25D0%2595%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C.pdf&lr=10791&mime=pdf&l10n=ru&sign=06aeedbc9012917358d342388884f86c&keyno=0&nosw=1

3. https://kk7school.ru/wp-content/uploads/2021/03/в-помощь-учителю.pdf   Сборник задач по формированию научно-естественной грамотности

4. PISA (oecd.org)   

5. ФИОКО - Открытые задания PISA (fioco.ru) 

6. https://iklife.ru/samorazvitie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnogo-myshleniya.html

7. https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941950.pdf  Всероссийский форум по функциональной грамотности. Креативное  мышление.

8. Исследование PISA в 2021 году сравнит креативность мышления 15-летних школьников из разных стран http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6958

9. https://pandia.ru/text/79/447/1279.php Примеры заданий на креативное мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru