Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Оценка 5

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика
6 кл
31.05.2019
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, как правило, очень сложно подобрать дидактический материал по математике. Считаю необходимым поделиться с коллегами. Работу провожу систематически. То, что я на сегодняшний день публикую, один из самых важных этапов работы на уроке математики для детей с умеренной умственной отсталостью, необходимо повторять ежедневно до полной автоматизации материала ребенку. Задания можно варьировать по количеству, а также менять их местами.
теорит. часть по матем..docx
Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью. Сегодня   я   предлагаю   вашему   вниманиюдидактический   материал   для формирования   математических   представлений   для   детей   с   умеренной   и тяжелой умственной отсталостью. Начну со слов Д.С. Выготского: Учитель, по мнению Д.С. Выготского – это часть   образовательной   среды,   активно   участвующей   в   процессе   создания педагогических условий. В этом учебном году у меня новый состав класса.. В классе 8 обучающихся. Очень сложный состав  детей. Практически трудно объединить их по знаниям в группы.     Учитель   знает   индивидуальные   особенности   и   образовательные потребности   каждого   ребенка,   и   это   помогает   лучше   понять   психическое состояние   и   особенности   поведения   обучающегося,   выбрав   наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании. Теория теорией, переходим к практике. Предлагаю   Вашему   вниманиюодин   из   этапов   работы   с   применением дидактического материаладля детей с умеренной умственной отсталостью. Практические   задания   по   работе   с   временными   представлениями,     по закреплению   счета,   по   нахождению   соседей   числа,   с   понятиями   больше   и меньше, и   применением таблицы Шульте для детей с умеренной умственной отсталостью, знающие и применяющие на практике (частично) счет в пределах 10. 1. Счет прямой и обратный от1 до 10. Давайте посчитаем от 1 до 10 и обратно от 10 до 1. 2. Упражнение: «День – ночь» ­ Какие  части суток вы знаете?   Ответы детей (утро, день, вечер, ночь) ­Утром,   что   выделаете?   Ответы   детей   (умываемся,   постель   заправляем, одеваемся, идем в школу, завтракаем,  учимся) ­ Что вы делаете днем?   Ответы детей (обедаем, играем, гуляем, домой идем со школы) ­Вечером чем занимаетесь?  Ответы   детей   (ужинаем,   телевизор   смотрим,   играем,   рисуем,   моемся, укладываемся спать) ­Ночью, что делаем?  Ответы детей (спим) ­Молодцы!  У вас на столах лежат картинки большие и маленькие. Рассмотрите их. ­Как   вы   думаете,   какое   время   суток     изображено   на   ваших   картинках? Почему?  Ответы детей (День, ночь) а). Соберите такую картинку Молодцы. б). Возьмите другую картинку, рассмотрите ее. ­Что изменилось в ней?  Ответы детей (не хватает солнышка, тучи, луны…) ­Вам сейчас надо найти среди маленьких картинок нужную и положить ее на пустой квадратик, чтобы получилась целая картинка. Молодцы. Убрали картинки в сторону. 3. Перед вами таблица и  карточки цифр.   Счет от 1 до 3. 1 3 2 3 1 а). Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску, середину. ­Внимание!   Положите   на   верхнюю   полоску   соседа   чисел,   на   нижнюю полоску, а теперь в середину. Молодцы! ­Посчитайте числа в прямом порядке на верхней полоске.  (1, 2, 3) ­Какое из этих чисел большое, маленькое? ­Посчитайте числа в обратном порядке на нижней полоске. (3, 2, 1).  Молодцы! б). Возьмите карточку. ­ Назовите числа на верхней полоске. (4, 3) Между этими числами пустой квадратик, в котором стоит точка. Внимание! Какое из этих   чисел большое и маленькое. Поставьте вместо точки знак  больше или меньше. 4 2 4 . . . 3 3 1 в). У вас на столах лежит таблица. Возьмите ее.  ­ Будем считать от 1до 9.  (Дети считают) ­ Прочитайте самые верхние числа  (нижние числа). ­Назовите число в верхнем левом углу (в верхнем правом углу)? ­ Назовите число, стоящее в середине? ­Назовите самое большее число (меньшее число)? 1 6 3 9 2 7 5 8 4 Применение   различных   приемов   использование   элементов   игры, соревнования,  несложных   наглядных   пособий  и   технических   средств   делают учебный   процесс   более   интересным,  дети   чаще   проявляют   свою   активность, находчивость,   сообразительность   и   добиваются   порой   высоких   для   себя результатов. Вашему   вниманию   другие   практические   задания:     применение   таблицы Шульте с усложнением, счет от 1 до 25, нахождения нужной цифры и числа для детей   с   умеренной   умственной   отсталостью,   знающие   и   применяющие   на практике счет в пределах 100.  для   измерения   темпа   сенсорных   реакций,   свойство   распределения   и переключения внимания;  развития кратковременной зрительной памяти;  расширения узкого охвата зрения;  улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации;  тренировка памяти. Таблицы Шульта. 1. Счет от 1 до 25. ­ Перечислите числа на верхней полоске (нижней полоске). ­ Назовите число в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, в середине… . 2.  Возьмите следующую таблицу. ­Внимание  задание. Помогите клоуну Пете считать от 1 до 25.  Посчитайте вместе с ним. В пустые клетки впишите нужные цифры.  (Дети вписывают пропущенные цифры) 3. Упражнение «Запомни и напиши» У вас на столах чистые листы. Я вам  показываю 1 минуту лист с цифрами, постарайтесь   запомнить   и     записать   их   простым   карандашом   на   чистом листе.  (Дети записывают как запомнили). 12 18               8 20 13 30 70 80 25 60 ­ Назовите числа?   Ответы детей (12, 18, 8, 20, 13) ­ Какое из них самое маленькое (большое)?  Ответы детей (маленькое 8, большое 20) ­Назовите числа от меньшего к большему?  Ответы детей (8, 12, 13, 18, 20) ­ Какое число лишнее?  Ответы детей (20) ­ Почему?  Это круглая десятка. 4. Упражнение « Присчитывай по 3» Задание. Внимание. Используя цветной карандаш и линейку соедините точки в порядке возрастания по 3. Дети выполняют самостоятельно. 5. Упражнение «Будь внимателен» ­   Рассмотрите   чертёж     №   1..   Сколько   четырёхугольников   на   чертеже? Покажите.  Ответы детей (9) ­ Сколько треугольников на чертеже № 2. Покажите.  Ответы детей (4).  Рис. № 2. Рис. № 1. Все   обучающиесяразнятся   по   возможности   принятия   и   усвоения программного материала.Программа  определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в данном классе. Цель:Формирование   элементарных   математических   представлений   о форме,   величине,   количестве,   пространстве   и   времени,   способствующих социально­бытовой адаптации детей с умеренной умственной отсталостью. Усвоение математических  понятий,  обучающимся  дается  сложно, но они любят   уроки   математики.   Трудности   усвоения   математики   связаны,   прежде всего, с конкретностью мышления данной категории обучающихся. Они   очень   медленно   запоминают   материал,   требуется   дополнительное объяснение,   время,   повторение.   Не   могут   до   конца   осмыслитьпоставленную задачу, вычисления, принцип решения, т.п. Что касается «застревания», то дети сначала с трудом запоминают способ действия, потом с трудом переходят на новые способы деятельности. Выполнив одно   действие,   не   могут   переключиться   на   другое.   Ответ   первого   примера записывают ко всем последующим. Большие трудности наблюдаются при самостоятельной работе, отсутствует навык самоконтроля, самопроверки. Основной   формой   организации   процесса   обучения   математике   является урок.   Ведущей   формой   работы   учителя   с   учащимися   на   уроке   является фронтальная   работа   при   осуществлении   дифференцированного   и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного   изучения   учителем   индивидуальных   особенностей   каждого ребенка   класса   (познавательных   и   личностных):   какими   знаниями   по математике   владеет   учащийся,  какие   трудности   он   испытывает   в  овладении математическими   знаниями,   графическими   и   чертежными   навыками,   какие пробелы   в   его   знаниях   и   каковы   их   причины,   какими   потенциальными возможностями   он   обладает,   на   какие   сильные   стороны   можно   опираться   в развитии способностей.       Каждый   урок   математики   оснащается   необходимыми   наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. математических   его     Обучение   математике   детей   организовано   на   практической,   наглядной основе,   обеспечено   соответствующей   системой   наглядных   пособий     для фронтальной и индивидуальной работы  учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся. При формировании представления о частях суток изначально идет опора на иллюстрации (утро, день, вечер, ночь). Затем проводится беседа о распорядке дня, дети располагают картинки в нужном порядке. Что ты делаешь утром? Когда   ты   обедаешь?   Что   ты   делаешь   ночью?   Когда   ты   приходишь   из школы? и т.п. Постепенно вводится понятие сутки. Выполняется графическое задание: дорисовывание круга до солнца.           Очень   сложно   сформировать   у   учащегося   с  умеренной   умственной отсталостью представление числа, понятие числа и счета. У детей наблюдаются трудности в обозначении числа цифрой. С трудом формируется практическое умение счета. В этот период школьники учатся считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10, 20, 100; записывать и сравнивать числа в доступных пределах;  называть  соседей;  знать состав числа;  различать  знаки; записывать и решать примеры.           Дети   усваивают   количественные   числительные   и   затрудняются   в порядковых. Называют пять, а показывают шестой предмет. Затрудняются в счете предметов, если меняется их расположение в пространстве. Наблюдаются стереотипии при счете и, как следствие, счет опять начинают от 1 до 10, а не с заданного числа. Имеются   трудности   в   ответе   на   вопрос   «Сколько?»   итоговое   число. Школьники не могут ответить на него сразу и начинают считать все заново. Необходимо отрабатывать прямой и обратный счет от 1 до 10, от 10 до 1, от 3 до 5 и т.п. Для этого используют такие приемы как: пересчитывание героев сказок   «Репка»,   «Колобок»   и   т.п.   Пересчитывание   вагонов   поезда   и определение номера вагона (какой вагон перед 2­ым, после 7­го и т.п.). Учащиеся с большим трудом запоминают цифры, путают и не соотносят их с   определенным   количеством   предметов.   Необходимо   отрабатывать   показ   и называние цифры (назови то, что я покажу) и навык ответов на вопросы типа: Где   больше?  При   соотношении   цифры   и   элементов   множеств   учащиеся выполняют задания типа: сколько палочек, запиши цифрой. Какое это число, нарисуй столько же кружочков. Выполняются элементарные действия типа: 3+2,4­1. Устный   счет   как   этап   урока   является   неотъемлемой   частью   почти   каждого урока математики. В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых   дальнейшее   продвижение   учащихся   в   усвоении   математики   будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20.   Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть   проверена   учителем,   допущенные   ошибки   выявлены   и   исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Основные методы работы:   Объяснение Показ Наблюдение Упражнение в решении задач и примеров Практическая деятельность. Элементы игровой деятельности. Элементы устного счета. Выполнение контрольных и самостоятельных работ. Для успешного результата  в выполнении заданий дети нуждаются в течение урока   в   дозировании,   частой   смене   видов   деятельности,   кратковременном отдыхе, в выполнении заданий с их возможностями. Закончить хочется словами: «Математика – в большей степени, чем любая другая наука, является промежуточным связывающим звеном между человеком и природой, между внутренним и внешним миром» (Фребель) Для вас я тоже приготовила задачки: 1). 2 + 2 х 2= Сколько получится: 6 2) В России на первом месте, во Франции на втором месте, в Германии на 3 ем месте. Что это? Ответ: буква Р 3)Что делать когда увидим зеленого человечка? Ответ: идти (светофор) 4) Когда мы смотрим на 2­а  говорим 14. Что это? Ответ: часы. Почему я выбрала такой показ дидактического материала с подгруппой детей? У таких детей разные психофизические особенности на основании этого проводится дифференцированный подход.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.

Дидактический материал для формирования математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2019