Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.9

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
11 кл
16.01.2017
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ
Дидактический материал составлен из банка заданий Федерального института педагогических измерений и предназначен для обучающихся 11 класса для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Материал включает задания № 1-3 "Определение главной информации текста. Средства связи предложений в тексте. Определение лексического значения слова".Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ
Дидактический материал для 11 класса.doc
Задания 1­3 из банка ФИПИ. Определение главной информации текста. Средства связи предложений в тексте. Определение лексического значения слова. Задание № 1. (1)Миражи – удивительные   оптические   обманы,   возникающие   в   пустыне, – не   игра воображения:   их   можно   запечатлеть   фотоаппаратом   или   видеокамерой.   (2)Эти оптические   обманы   возникают   потому,   что   в   пустыне   перегретый   воздух   может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди   воду,  а  на самом  деле  эта вода – искажённое  отражение  неба  в  нижнем слое горячего воздуха. Задание 1.1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)   Миражи   невозможно   запечатлеть   фотоаппаратом   или   видеокамерой,   потому   что   это   игра воображения, оптический обман. 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 3)   Миражи – оптические   обманы,   возникающие   в   пустыне, – являются   результатом   особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха. Задание   1.2.  Какое   из   приведённых   ниже   слов   (сочетаний   слов)   должно   стоять   на   месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Наоборот, Однако Так как Например, Несмотря на это, значение,   Определите   Задание 1.3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ.   в   котором   это   слово   употреблено  в   третьем   (3)   предложении   текста.   Выпишите   цифру,   соответствующую   этому   значению   в приведённом фрагменте словарной статьи.   НИЖНИЙ, ­яя, ­ее. 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр. Задание № 2. (1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только   вода,   это   растворённые   в   ней   соли,   взвешенные   минеральные   частицы,   газы, органические вещества, <…> все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать   эту   многокомпонентную   систему   в   целом   трудно   даже   океанологам:   она слишком сложна. Задание 2.1.  Укажите   два  предложения,   в  которых   верно  передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)   Трудно   поверить   в   то,   что   нет   вещества   более   необыкновенного,   более   удивительного   и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система. 2)   Океан – это   не   только   вода,   но   и   различные   компоненты,   находящиеся   в   сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов. 3)   Изучением   вод   Мирового   океана   занимаются   преимущественно   не   специалисты   по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности. 4)   Тем,   кто   считает,   что   нет   ничего   проще   воды,   специалисты   по   гидродинамике   советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в   себя   растворённые   соли,   взвешенные   минеральные   частицы,   газы,   органические   вещества   и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии. 5) Специалистам  по гидродинамике,  привыкшим  иметь дело с «идеальной  жидкостью», как и самим   океанологам,   исследовать   океан   трудно,   ведь   он   состоит   не   только   из   воды,   но   и   из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии. Задание   2.1.  Какое   из   приведённых   ниже   слов   (сочетаний   слов)   должно   стоять   на   месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). например, причём напротив, если во­первых,   значение, это     Определите   в   котором   Задание 2.3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. слово   употреблено в   первом   (1)   предложении   текста.   Выпишите   цифру,   соответствующую   этому   значению   в приведённом фрагменте словарной статьи.  МОДЕЛЬ [дэ], ­и, ж. 1) Образец какого­н. изделия или образец для изготовления чего­н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур. 2) Тип, марка конструкции. Новая м. Автомобиля. 3) Схема, описание какого­н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка. 4) Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м. Задание № 3. (1)Начиная   с   V   века   до   нашей   эры   наблюдается   расцвет   древнегреческой  и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы,  изобразительного   искусства,  архитектуры,  военного   искусства. (2)В   этот   период   продолжается   накопление   первоначальных   научных   сведений   об окружающем  мире,  выдвигается  ряд   идей,  которые,  как  показало  дальнейшее  развитие событий,   намного   опередили   своё   время.   (3)<…>   была   выдвинута   идея   о   строении мироздания,   впервые   обсуждалась   идея   атомного   строения   вещества,   разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира. Задание 3.1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)   К   эпохе   античности   относится   время   развития   человеческой   цивилизации   на   протяжении примерно пятнадцати веков, именно в это время наблюдается расцвет философии и выдвигаются идеи о сущности мироздания. 2) Расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наблюдавшийся с V века до нашей эры, ознаменовался   развитием   науки   и   искусства;   в   этот   период   продолжается   накопление первоначальных   научных   сведений   об   окружающем   мире   и выдвигается   ряд   идей,   намного опередивших своё время. 3)   Первоначальные   научные   сведения   об   окружающем   мире   накапливались   на   протяжении нескольких   веков   начиная   с V века   нашей   эры, в   результате   чего   появились идеи   атомного   и молекулярного   строения   вещества,   были   разработаны   основы   алгебры   и   геометрии,   возникли новые модели мира. 4)   Если   в   период   древнегреческой   и   древнеримской   цивилизаций   процветали   философия, литература, изобразительное искусство и архитектура, то после эпохи античности своего расцвета достигли точные науки, такие как геометрия, физика и астрономия. 5)   начавшийся  в V веке   до   нашей   эры,   ознаменовался   развитием   науки   и   искусства,   появлением   намного опередивших своё время идей.   древнегреческой   и   древнеримской   цивилизаций,   Расцвет Задание   3.2.  Какое   из   приведённых   ниже   слов   (сочетаний   слов)   должно   стоять   на   месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Однако Например, Несмотря на это, Поэтому Вопреки этому Задание 3.3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.   Выпишите   цифру,   соответствующую   этому   значению   в   приведённом   фрагменте словарной статьи.   МОДЕЛЬ [дэ], ­и, ж. 1) Образец какого­н. изделия или образец для изготовления чего­н., а также предмет, с которого воспроизводится   изображение. Новая   м.   платья. М.   для   литья.   Модели   для   скульптур. 2) Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля. 3) М. атома. М. искусственного языка. 4) Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.   физического   объекта   или   явления   (спец.).    Схема,   описание   какого­н. Задание 4. (1)Известный учёный­психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять   все   сложнейшие   проявления   человеческой   психики.   (2)<…>   объяснение   этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой.   (3)Он,   например,   любил   повторять:   те,   кто   надеется   найти   источник   высших психических   процессов   внутри   индивидуума,   совершают   ту   же   ошибку,   что   и   обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала. Задание 4.1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)   Известный   учёный­психолог Л.С. Выготский ставил   перед   психологией   задачу   научиться объяснять   все   сложнейшие   проявления   психики   людей,   а   поиск   этих   объяснений   вести   в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума. 2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы. 3)   Известный   учёный­психолог   Л.С. Выготский   любил   повторять,   что   источник   высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну. 4)   Человек,   который   надеется   найти   источник   высших   психических   процессов   внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала. 5)   По   мнению   Л.С.   Выготского,   задача   психологии – научиться   объяснять   сложнейшие проявления  человеческой  психики  на основе изучения  взаимодействия  организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума. Задание   4.2.  Какое   из   приведённых   ниже   слов   (сочетаний   слов)   должно   стоять   на   месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Наоборот, И хотя А Даже если Затем чтобы   Определите   значение, Задание 4.3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК.   в   котором   это   слово   употреблено  в   третьем   (3)   предложении   текста.   Выпишите   цифру,   соответствующую   этому   значению   в приведённом фрагменте словарной статьи.  ИСТОЧНИК, ­а; м. 1)   Водная   струя,   выходящая   на   поверхность   из­под   земли. Целебный   и.   Горячий   и.   И. минеральной воды. 2) То, что даёт начало чему­л., откуда исходит что­н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника. 3) Тот, кто даёт какие­л. сведения, осведомляет о чём­л. Он надёжный и. Сведения из верного источника. 4)   Письменный   памятник, исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.   на   основе   которого   строится   научное   документ, Задание 5. (1)Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на переносе нужных  генов   от  живых  организмов   одного   вида  в   организмы  другого   вида,  часто  очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, <…> удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в   лейкоцитах   крови   человека   в   ответ   на   вирусную   инфекцию   и   обеспечивает   защиту организма человека от вирусов. Задание  5.1.  Укажите   два   предложения,   в   которых   верно   передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов. 2) Учёным­генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний. 3) Гены, которые кодируют интерферон – важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов,   учёным­генетикам   удалось   встроить   в   генотип   бактериальной   клетки,   что   стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии. 4) С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови. 5) Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов. Задание 5.2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). хотя лишь бы несмотря на это, например, во­вторых,   кого­что   чем.   Снабдить   чем­н.   сырьём.  Задание 5.3.  Прочитайте   фрагмент   словарной   статьи,   в   которой   приводятся   значения   слова ОБЕСПЕЧИТЬ.   Определите   значение,   в   котором   это   слово   употреблено   в   третьем   (3) предложении   текста.   Выпишите   цифру,   соответствующую   этому   значению   в   приведённом фрагменте словарной статьи.  ОБЕСПЕЧИТЬ, ­чу, ­чишь; ­ченный; сов. 1) О. фермы техникой. 2) О. свою семью. Обеспеченная старость. 3) что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех. 4) кого­что от кого­чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.   Предоставить   достаточные   материальные   средства   к   жизни.    в   нужном   количестве. О.  кого­что. Задание 6. (1)Без   атмосферы – воздушной   оболочки   Земли – наша   планета   была   бы   такой   же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера <…> окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей. Задание   6.1.  Укажите   два   предложения,   в   которых   верно   передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия  ультрафиолетовых солнечных лучей. 2) Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. 3)   Атмосфера   окутывает   Землю,   как   и   Луну,   словно   одеяло,   сохраняет   солнечное   тепло   и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей. 4)   Без   атмосферы   солнечные   лучи   раскаляли   бы   освещённую   сторону   Земли,   а   на противоположной стороне царил бы мрак. 5)   Существование   жизни   на   Земле   обеспечивает   атмосфера – воздушная   оболочка,   которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло. Задание 6.2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). же с этой целью потому что хотя если Задание 6.3.  Прочитайте   фрагмент   словарной   статьи,   в   которой   приводятся   значения   слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МИР, ­а, м. 1) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле. 2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м. 3)  ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4)   Объединённое   по   каким­н.   признакам   человеческое   общество,   общественная   среда, строй. Античный м. Научный м. 5)   Отдельная   область   жизни,   явлений,   предметов. М.   растений.   М.   звуков.   Внутренний   м. человека. М. увлечений. 6) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь. 7) Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке). Задание 7. (1)На   основании   анализа   эмпирических   и   экспериментальных   данных   учёные сделали убедительные   выводы   о   том,   что   у   человека,   основным   источником   информации   для которого   является   Интернет,   существенно   меняется   восприятие.   (2)Исследователи выявили   очевидные   перемены   в   способности   концентрировать   внимание   и   запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения <…> изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим». Задание   7.1.  Укажите   два   предложения,   в   которых   верно   передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется   восприятие:   снижается   способность   концентрировать   внимание,   запоминать информацию, меняется «природа» чтения. 2)   Исследователи   выявили   очевидное   увеличение   способности   концентрировать   внимание   и запоминать   информацию   у   человека,   для   которого   Интернет   становится   единственным источником информации. 3) У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия. 4)   Учёные выяснили,   что   у   детей,   получающих   основную   информацию   из   Сети,   меняется восприятие,   и   первыми   о   переменах   в   способности   концентрировать   внимание   и   запоминать заговорили учителя. 5)   На   основании   анализа   экспериментальных   данных   учёные сделали   выводы,   что   у   человека, основным   источником   информации   для   которого   является   Интернет,   развивается   синдром «приобретённого дефицита внимания». Задание 7.2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). как только тоже потому что лишь бы хотя Задание 7.3.  Прочитайте   фрагмент   словарной   статьи,   в   которой   приводятся   значения   слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.  ПРИРОДА, ­ы, ж. 1)   Всё   существующее   во   Вселенной,   органический   и   неорганический   мир. Мёртвая   п. (неорганический мир: не растения, не животные).Живая п. (органический мир). 2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4)  перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. Задание 8. (1)Внешняя   культура   человека   проявляется   в   том,   что   он   поступает   по   всем   правилам только   тогда,   когда   он   на   виду,   на   глазах   у   людей,   перед   которыми   он   играет   роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того  требуют  моральные  законы общества. (3)<…>  по­настоящему культурный человек   –   это   человек,   сознательно   идущий   на   некоторые   ограничения,   связанные   с соблюдением принятых в обществе норм. Задание   8.1.  Укажите   два   предложения,   в   которых   верно   передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)   Внешняя   и   внутренняя   культуры   должны   быть   присущи   каждому   человеку,   ведь   они составляют моральные законы общества. 2) Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые   связаны   с   соблюдением   принятых   в   обществе   норм,   а   не   делающий   вид,   что   он   их соблюдает. 3) Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения. 4) Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы. 5)   Соблюдение   моральных   законов   и   принятых   в   обществе   норм   поведения   характеризует культурного человека и является его внешней культурой. Задание 8.2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Например, Таким образом, С одной стороны, Однако Хотя Задание 8.3.  Прочитайте   фрагмент   словарной   статьи,   в   которой   приводятся   значения   слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.  ИГРАТЬ, ­аю, ­аешь; игранный; несов. 1) Резвясь, развлекаться; забавляться чем­н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем­н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2)   во   что   и   на   чём.   Проводить   время   в   игре. И.   в   куклы.   И.   в   солдатики.  И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде. 3) что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих­н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого­н.). 4)  кого­что. Исполнять  сценическую роль,  пьесу   на  сцене. И.  роль (также  перен.:  изображать кого­н.   или   действовать   в   качестве   кого­н.). И.   роль   Гамлета.   И.   Хлестакова.   И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.). 5)   перен.,   кем­чем   и   с   кем­чем. Обращаться   с   кем­чем­н.   легкомысленно,   как   с   игрушкой, забавой. И.   своей   жизнью (понапрасну   рисковать).   И.   (шутить)   с   огнём (обращаться легкомысленно с чем­н. Опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими­н. чувствами.

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ