Работая с детьми младшего школьного возраста, часто сталкиваюсь с проблемой незнания элементарных предметов окружающего мира. Часто работу по обогащению словарного запаса детей начинаю именно с темы «Фрукты и овощи». Довольно часто дети (а особенно, дети с особыми потребностями обучения) не знают названия даже самых распространенных фруктов и овощей. Данный комплект карточек можно использовать в различных амплуа, примеры использования приведены ниже.
Комплект дидактических картинок описание.docx
Комплект дидактических картинок «Фруктыовощи»
Актуальность:
Работая с детьми младшего школьного возраста, часто сталкиваюсь с проблемой незнания
элементарных предметов окружающего мира. Часто работу по обогащению словарного
запаса детей начинаю именно с темы «Фрукты и овощи». Довольно часто дети (а особенно,
дети с особыми потребностями обучения) не знают названия даже самых распространенных
фруктов и овощей. Данный комплект карточек можно использовать в различных амплуа,
примеры использования приведены ниже.
Дисциплина:
Логопедия, дефектология, психология, дошкольники, начальные классы.
Тема:
Фрукты и овощи
Рекомендуемый возраст:
39 лет
Цели и задачи:
Развитие импрессивной речи (пассивного словарного запаса);
Развитие экспрессивной речи (активного словарного запаса);
Автоматизация звуков;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие оптикопространственных представлений;
Развитие наглядных и словесных форм мышления;
Формирование разносторонних представлений о предметах, формах, цветах.
Рекомендуемый тип занятия:
Коррекционное (адаптировать для детей с ОВЗ); познавательное/развивающее.
Требуемые для работы знания и умения ребёнка:
Знание понятий овощифрукты;
Знание цветов;
Знание пространственных отношений;
Варианты использования карточек.
1) Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Объяснить, что такое фрукты и что такое овощи, в чём их главное отличие. Назвать
изображенные на карточках фрукты и овощи, указывая на их цвета, форму, место
выращивания, употребление. Повторение ребенком всей информации.
Время занятия– 20 минут.
Подходит для детей с ОВЗ (ЗПР, УО, ТНР и т.д.) дошкольного и школьного возраста.
2) Автоматизация звуков.
А) Педагог отбирает картинки овощей и фруктов, в названии которых есть звук, недавно
скорректированный в речи ребенка. Показывает картинки ребенку, акцентируя внимание на
звуке, ребенок называет картинку, проговаривая звук. Постепенно ускорять показ
картинок, автоматизируя тем самым необходимый звук в речи.
Б) Ребёнок сам ищет картинки, в названии которых есть недавно поставленный звук,
называет их, правильно проговаривая звуки.
3) Развитие грамматического строя речи.
Когда названия фруктов знакомы, пространственная ориентация не составляет проблемы,
геометрические фигуры и цвета предметов давно усвоены, можно приступать к развитию
грамматического строя речи: образование имени прилагательного от имени
существительного (груша – грушевый, огурец – огуречный), множественного числа от
единственного числа (яблоко – яблоки, много яблок; картофель – картофель, много
картофеля), склонение имени существительного по падежам (персик, персика, персику,
персик, персиком, о персике), образование существительных в уменьшительно
ласкательной форме (арбуз – арбузик, малина – малинка), согласование существительных с
числительными (одна клубника, две клубники, пять клубник) и т.д.
4) Развитие оптикопространственных представлений.
Формирование и совершенствование понятий «сверху», «снизу», «слева», «справа»,
«выше», «ниже», «левее», «правее» путем раскладывания картинок и задавая вопросы, что
и где находится.
Например, «Найди банан, где он лежит? А что находится левее банана? Что находится
ниже банана? Где по отношению к банану находится лимон? А груша? Что изображено в
центре? Какие фрукты находятся по краям?» и т.д.
5) Развитие наглядных и словесных форм мышления
Подходит для детей младшего дошкольного возраста или для детей с ЗПР и УО школьного
возраста.
А) Педагог называет фрукт или овощ, ребенок его показывает на картинке, ребенок его
описывает (круглый, кислый, желтый и т.д.), если необходимо, педагог задает вопросы.
Б) Педагог описывает фрукт или овощ (сладкий, красный, растет на дереве), ребенок
угадывает и находит нужное изображение.
В) Педагог выкладывает перед ребенком несколько картинок, одна из которых отличается
по одному или нескольку признаков. Ребенок доложен выяснить, какая из картинок лишняя
и объяснить почему. Г) Педагог выкладывает 1012 картинок, ребенок должен дифференцировать их на
несколько групп по заданным признакам (цвет, форма, размер, место выращивания, вкус).
Возможный результат работы с дидактическими карточками:
развитие пассивного и активного словаря ребенка;
развитие оптикопространственных представлений;
развитие грамматического строя речи;
развитие наглядных и словесных форм мышления;
эффективная автоматизация звуков;
развитие ВПФ и моторики и другие.
Примечание: дидактические карточки можно использовать как сгруппированными, так и
разрезанными по одному изображению.
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.