Дидактический материал для работы с текстом.
Оценка 5

Дидактический материал для работы с текстом.

Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
08.02.2018
Дидактический материал для работы с текстом.
Дидактические материалы предназначены для комплексной работы с текстом с учащимися 5-9 классов. Предполагаются различные виды работы с текстом: лексическая , орфографическая, стилистическая, пунктуационная. Тексты имеют воспитательную направленность. Работа с текстом имеет большое значение в развитии устной и письменной коммуникативной компетенции школьников.Раздаточный материал для комплексной работы с текстом для 5-6 классов.
лексика тексты.docx
Упражнения, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы при  изучении раздела «Лексика» в 5 классе, направлены как на повторение  основных лексических понятий, включенных в программу, так и на усвоение  нового. При этом работа над новым материалом должна быть организована  так, чтобы в процессе ее проведения учащиеся не только повторяли, но и  углубляли свои знания о лексическом значении слова, о прямом и переносном  значении, о синонимах, антонимах и т.д.  Многие упражнения предусматривают формирование у учащихся умений  пользоваться толковым и фразеологическим словарями, словарем  иностранных слов. Надо стремиться так организовать работу, чтобы показать  пятиклассникам ее важность, необходимость, чтобы пробудить у них интерес  к изучению «мира слов», потребность обращаться к словарю постоянно.  Разработанные упражнения могут быть использованы как для  индивидуальной, так и для коллективной работы при изучении ряда  лексических понятий. Особое место занимают упражнения, которые включают анализ слова в стихотворных текстах.  Особенность раздела «Лексика» состоит в том, что многие задания  выполняются устно. При организации самостоятельной работы учащиеся  предупреждаются о том, что, выполняя такие задания, они должны  подготовиться к устному ответу. Устно выполняется также орфографическое задание: объяснить правописание выделенных букв. Орфографические  задания специально не обозначены, но они имеются в виду во всех текстах, где есть выделенные или пропущенные буквы.  Упражнение 1. Прочитайте текст. Какова его тема?  В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое  драгоценное – язык.  Человеку становиться понятным и доступным лишь то, что названо словом,  получило имя. Познание Отечества начинается с познания языка. 1. Запишите синонимы к слову Отечество, придумайте с ним предложения. 2. пользуясь «Школьным толковым словарем», определите, в каком значении  употребляется в тексте многозначное слово язык. Материал для справок.  В первом предложении слово язык употребляется в значении «речь,  способность говорить». В последнем предложении это слово имеет другое  значение – «система звуковых, словарных и грамматических средств, при  помощи которой осуществляется работа человеческого мышления и  происходит процесс общения людей» (школьный толковый словарь, с.451).  Упражнение 2. Запишите стихотворение И. Токмаковой «Осинка» Зябнет осинка, Дрожит на ветру,  Стынет на солнышк.., Мерзнет в жару.  Дайте осинк.. Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.. 1. Выпишите синонимы к глаголу мерзнуть, которые используются в  стихотворении. Какова их роль в тексте? 2. В каком значении употребляются в тексте многозначное слово бедный?  Запишите анонимы к разным значениям этого слова. Материал для справок.  В стихотворении употребляются глаголы­синонимы зябнуть, дрожать,  стынуть, мерзнуть. Они используются в качестве однородных членов, и  благодаря этому достигается особая выразительность: ощущение того, что  осинке холодно, передается с постепенным нарастанием. Следует отметить,  что эта выразительность достигается также благодаря переносному  (метафорическому) употреблению этих слов.  Упражнение 3.  Прочитайте строки из стихотворений А. Яшина. Хорошо и путь­дорогу По обычаю начать:  У родимого порога Пос..деть и помолчать… 1. Пос..дела моя голова… I. Что помогало вам определить, какие гласные пропущены в корнях глаголов  посидеть ­ поседеть?  II. Запишите несколько предложений со словами, которые одинаково  произносятся, но пишутся по­разному, так как имеют разное лексическое  значение.  Упражнение 4. Прочитайте отрывок из стихотворения школьницы, которое было напечатано  в журнале «Пионер».  Костер.  Вспышка спички – и взвилось Он горячий, словно конь  Золотое пламя. Искры в воздухе горят. Огненные языки Потухают и шипят. Пляшут рядом с нами. У ребят в глазах огни ­  С треском хворост ест огонь. Рады празднику они!.. 1. Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении.  Придумайте и запишите примеры употребления этих слов в прямом значении  (в словосочетании или предложении).  2. Что достигается благодаря использованию слов в переносном значении?  3. Выпишите из текса родственные слова. Какое фонетическое явление  наблюдается в их корне? 4. Разберите третье предложение по членам.  Материал для справок. Интересно обратить внимание на то, что слово огонь употребляется и в  прямом («с треском хворост ест огонь») и в переносном значении («У ребят в  глазах огни»). Переносное значение особенно ярко воспринимается на фоне  сопоставления с прямым.  В тексте встречается два ряда родственных слов: горячий, горят, огонь,  огненные. В этих словах мы видим чередование – беглый гласный О.  Упражнение 5. Прочитайте приводимые ниже отрывки. Найдите в них антонимы. Укажите,  какой частью речи они являются. 1) От Москвы до самых до окраин,  С южных гор до северных морей Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей. (В.Лебедев­Кумач). 2) Я начал песню в трудный год, Когда зимой студеной Война стояла у ворот, Столицы осажденной… И завершаю в год иной,  Пришел солдат с войны домой Своей дорогой длинной. (А.Твардовский). Подберите синонимы к словам Родина, необъятный, завершать, дорога. Упражнение 6.  Запишите текст. Какова его основная мысль? Плохо выраженная мысль – это не только леность речевых усилий, но и  леность мысли или (не) умение мысли. (Не)умение именовать предметы – это  и (не) знание их. А без этого «глохнет» не только самый обычный разговор, но  (не) может существовать поэзия. (Г. Степанов).  Подберите синонимы к выделенным словам.  Упражнение 7.  Прочитайте отрывок стихотворения Н. Заболоцкого. В каком значении  употребляется в нем многозначное слово пейзаж? Ответить на этот вопрос  вам поможет «Школьный толковый словарь» (с. 247).  В очарованье русского пейзажа  Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обременённая работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей. 1. Сравните синонимы пейзаж, ландшафт. Чем они отличаются друг от друга?  Выпишите пример на употребление слова ландшафт из «Школьного словаря  иностранных слов».  2. Какой синоним к слову работа используется в тексте? 3. Объясните значение слова очарование, подобрав к нему синонимы.  (прелесть, пленительность, обаяние, чары.) Какой синоним помогает  объяснить правописание безударной гласной в корне слова очарованье? Какое однокоренное слово используется в тексте?  4. Подберите и запишите синонимы и антонимы к словам радость, подлинный. Дополнительные задания могут выполниться разными учениками по  вариантам. Всему классу предлагается списать, объясняя орфограммы, ту  часть отрывка, которую можно использовать, например, в качестве эпиграфа, в сочинениях на темы: «Прекрасное рядом», «Любимое время года», «О край  родной, как ты чудесен!», «Летом в деревне» и т. д.  Изучение лексических понятий, связанных с происхождением и  особенностями употребления слова.  Упражнение 1. Запишите текст. Озаглавьте его.  В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. «Толковый словарь»  ­ дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию,  он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел  вслушиват(ь)ся, вдумыват(ь)ся в живое народное слово.  Полвека посвятил он соб..ранию слов. Где бы он ни был: в военном поход.., в  госпитал.., в служебной поездк.. – всюду записывал слова. Трудно поверить,  что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.  (Энциклопедический словарь юного филолога).  1. Как вы понимаете это предложение: «Он умел вслушиваться, вдумываться  в живое народное слово»? Почему так важно развивать в себе умение  вслушиваться и вдумываться в слова?  2. Проверьте себя: умеете ли вы вслушиваться и вдумываться в слова?  Выделите в тексте слова, значения которых вы не знаете. 3. Что помогает понять значение слова языковед? Разберите это слово по  составу. Подберите и запишите его синоним – заимствованное слово.  Разберите по составу слово трудолюбивый. Запишите толкование его  лексического значения, подберите к нему синоним. Придумайте с ними  предложения. Что помогает нам правильно написать эти слова? (В случае  затруднений обращайтесь к словарю).  После того как текст записан, самостоятельная работа проводится учащимися по вариантам. Кроме заданий предложенных выше, можно дать и такие:  1. Пользуясь словарем, определите значение слова филолог. 2. Выпишите из «Школьного толкового словаря» толкование значения слова  призвание (Призвание – это…). 3. Подберите синонимы к словам талантливый, гигантский. Материал для справок. Слово филолог учащиеся могут найти в «Школьном  словаре иностранных слов». Анализируя значения этих слов, заимствованных из греческого языка,  интересно обратить внимание на значение корней, входящих в их состав:  phileo «люблю» и logos «слово».  Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в  слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить,  писать, а также понимать произведения великих писателей, которые помогают вам почувствовать «волшебство знакомых слов», услышать известные нам  слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в  неисчерпаемую глубину их значения, что позволяет нам передать через слово  все наши мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и  окружающим нас миром.  Чтобы развивать в себе чувство языка, связанное с умением «вслушиваться и  вдумываться в слова», надо быть очень внимательным при чтении, чаще  обращаться к словарям, научиться «читать словарь». Например, научиться  читать словарь синонимов – это значит уметь видеть, чем отличаются слова,  входящие в один синонимический ряд. Так синонимы к слову гигантский  (большой, огромный, громадный, колоссальный, исполинский), талантливый  (даровитый, одаренный) различаются оттенками значения; слова  трудолюбивый – работящий (разг.) – стилистической окраской. Поэтому при  выборе слова из ряда синонимов надо обязательно принимать во внимание то,  чем одно слово отличается от другого. В данном тексте замена таких слов,  как талантливый, трудолюбивый, гигантский, их синонимами неуместна.  (Утрачивается в одних случаях точность выражения мысли, в другом –  стилевое единство текста.)  Упражнение 2. Прочитайте текст. Как называются местные слова, о которых в нем  рассказывается? Что вы узнали о причине появления таких слов в языке?  Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по­ разному. Люди в старину ездили мало, часто человек за всю жизнь ни на один  день (не) покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми  неподвижно жили слова. Были слова общие – понятные всякому человеку на  Руси, а были местные – их знали и понимали жители одного края…  В Вологодской области пчелу называли – медуница, кнут – витень, зеркальце – глядильце. По­архангельски хрушкий значило «крупный», диковать – «дурачиться»,  выступки – «башмаки». (В. Порудоминский).  1. Пользуясь текстом, приведите примеры диалектных и  общеупотребительных слов. 2. Как вы думаете, почему диалектное слово обычно имеет синоним в  общеупотребительной лексике? Упражнение 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите из текста несколько  словосочетаний или предложений, в которых дается оценка деятельности В.И. Даля как создателя словаря.  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля – явление  исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению.  Создатель его не был языковедом по специальности. О себе и своем словаре  В.И. Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто долее других над ним трудился; ученик, собиравший весь  свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского  языка». Выдающийся знаток русского слова, В.И. Даль был чутким ц..нителем и заботливым соб..рателем русской речи; меткая самобытная пословица,  поговорка, загадка, сказка находили в нем внимательного соб..рателя и  бережного хр..нителя. (А. Бабкин).  1. Почему В.И. Даль называет русский язык своим учителем? 2. Что нового вы узнали о том, как В.И. Даль создавал свой словарь? 3. Пользуясь словарем учебника, запишите толкование слова языковед.  Разберите это слово по составу. 4. Запишите последнее предложение. Объясните знаки препинания при  однородных членах.  5. Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью.  Упражнение 4. Прочитайте несколько пословиц, которые В.И. Даль включил в словарную  статью к слову труд. Как вы понимаете их значение? 1) Без труда нет добра. 2) Труд кормит и одевает. 3) Труд человека кормит, а  лень портит. 4) Терпенье и труд все перетрут. 5) Много трудился, а толку не  добился. 6) Лень с труда сбила.  1. Подчеркните антоним к слову труд, который используется в ряде пословиц. 2. Подберите к слову труд синонимы и родственные слова. Запишите их. Упражнение 5.  Прочитайте текст. Почему он так называется? Какое слово в названии  употреблено в переносном значении? Золотой верблюд. Очень много слов записал В.И. Даль во время русско­турецкой войны. Он  служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние  крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова.  Тетрадки Даля быстро заполнялись…  Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не  входили ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил их на  верблюда.  Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень  горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью  через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его  хозяину.  На тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его  записи были дороже золота. (По В. Порудоминскому). 1. Что нового узнали вы о Дале? Подготовьтесь к пересказу текста. Составьте  и запишите план. Упражнение 6.  Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Смотрите, какие  ласковые и чистые слова нашли для названия облаков в северных губерниях  России.  В Архангельской губернии облака называли «небесья». Темная синева на  горизонте перед восходом или заходом солнца – «бусова». Темь от нависших  туч – «бухмарь». Когда небо заволакивается облаками, оно «бухмарится».  Серебристые и округлые тучки перед грозой зовутся «быками». А есть и «ветряная свинка» ­ темненькое, как бы в клочки разорванное облачко. Если  солнце начинает скрываться за чистыми, белыми облаками, то говорят, что  солнце «ушло в замолодь».  И есть еше одно чудесное слово – «лють» ­ это блестка, искра инея, летящая в сильный мороз в солнечный день. (В. Конецкий)  1. Объясните значение слова губерния. 2. Пользуясь текстом, приведите примеры диалектных и  общеупотребительных слов. 3. Почему писатель В. Конецкий называет слова, о которых он говорит,  «ласковыми», «чистыми», «чудесными»?

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.

Дидактический материал для работы с текстом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018