Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента).
Аттестуемый педагог (ФИО)__________Андреева Марина Алексеевна____________________________
____________________________________________________________________________________
Предмет_________________________русский язык___________________________________________
____________________________________________________________________________________
Возраст учащихся: класс (группа) _______8 класс___________________________________________
Тема урока (занятия) _____Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании._________________
Тип урока: урок-введение нового материала.
Метод: комбинированный
Модель обучения: базовая (8 класс – 3 часа в неделю)
Реализуемая программа: составлена на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл. Авторы учебника: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.
Цели урока (занятия):
- сформировать у обучающихся представление о подчинительных видах связи;
-научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях;
-актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
Задачи урока:
Образовательные:
─ распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
─ выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
─ группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
─ анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
─ содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
─ воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
─ формировать навыки контроля и самоконтроля.
|
Этапы работы |
Содержание этапа (заполняется педагогом) |
2. |
Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий: • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками)); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия); • описание методов, способствующих решению поставленной цели; • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия); • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели; • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса. |
Цели: - Актуализировать опорные знания, необходимые для введения и обоснования правила. -Создание ситуации успеха для последующей деятельности. -Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету. Учитель: Что называется словосочетанием? (Слайд 1.)
(Слайд 2.) Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Время на выполнение – 3 минуты. Ученики. Индивидуальная работа. В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании: · Синтаксическая единица (единица Синтаксиса). · Соединение двух и более слов. · Состоит из главного и зависимого слова. · Бывают именные, глагольные и наречные. · Состоит только из самостоятельных частей речи · Слова, связанные по смыслу и грамматически · Связь в словосочетании — подчинительная и т.д.
Учитель. (Слайд 3): А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты. Ученики. Парная работа. Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании. Ученики. По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Учитель. (Слайд 4): Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
(Слайд 5).
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава. – Почему не все сочетания слов являются словосочетанием? Ученики. Высказывают своё мнение: · Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое · Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь · В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи · Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов (Слайд 6). – Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию. Постановка учебной задачи. Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Слайд 7). Ученики. Групповая работа (по 4 человека). Учитель: – Сколько блоков вы получили? – По каким признакам можно было объединить словосочетания? Ученики. (Слайд 8). Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения: ·
По главному слову: ·
По зависимому слову: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно Учитель: – Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? – Какой вариант нам менее знаком? Ученики: · Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. · Объединение по зависимому слову незнакомо. · Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Ученики. Формулируют вопросы: · Как называется связь с зависимым словом – существительным? · Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? · Как называется связь с зависимым словом – наречием? Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Ученики: Виды связи слов в словосочетании. |
3. |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия)); • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала. |
Цели: показать учащимся строение словосочетания; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматическое значение, конструировать словосочетания. Учитель: (Слайд9). – Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний. – Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи (Слайд 10). Ученики. Работа в парах. Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм (Слайд 11):
(Слайд 12). Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
|
4. |
Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия); • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог; • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал. |
Цели: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице. Ученики. Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух. Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение. (Слайды 14-19). Задание 1. · Определите тип связи в словосочетании ТЯЖЕЛЫЕ САМОСВАЛЫ в предложении: · На стройку въезжали тяжелые самосвалы. · Согласование Задание 2. · Определите тип связи в словосочетании ПОВИСЛА НАД МОРЕМ из предложения: · Мертвая тишина повисла над застывшим морем. · управление Задание 3. · Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СПУСТИЛСЯ ТИХО из предложения: · Тихо на землю спустился сумрак. · примыкание Задание 4. · Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. · Дремлет над морем полярная ночь. · Полярная ночь Задание 5. · Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. · Неожиданно появиться в отдалении. · Неожиданно появиться Задание 6. · Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. · Подойти к деревенской усадьбе. · Подойти к усадьбе. Ученики. Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы. Ученики. Самостоятельная работа. Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (Слайды 20-22).
|
5. |
Задание на дом, включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания. |
Цели: - учащиеся должны запомнить типы связи слов в словосочетании, уметь находить согласование, управление, примыкание; - воспитывать у учащихся умение работать самостоятельно; -формировать трудолюбие, внимание, активность.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Слайд 23) Рефлексия (подведение итогов занятия). Ученики. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 24).
Учитель. (Слайд 25).
Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды связи слов в словосочетании» – Приложение 3.
|
Приложение 1
АЛГОРИТМ
Определяю тип ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ по зависимому слову:
1. Может ли изменяться зависимое слово? |
||
ДА |
НЕТ |
|
2. Изменяется ли вместе с главным? |
примыкание |
|
ДА |
НЕТ |
|
Согласование |
Управление |
|
|
||
Зависимое слово должно быть выражено полным прилагательным, полным причастием, числительным, местоимением, отвечающим на вопрос прилагательного |
Зависимое слово должно быть выражено существительным , местоимением, отвечающим на вопрос существительного |
Зависимое слово должно быть выражено наречием, деепричастием, начальной формой глагола, простой формой сравнительной степени прилагательного, несклоняемым существительным, притяжательным местоимением его, её, их |
Приложение 2
Самостоятельная работа. Вариант 1.
1. Отметьте «+» все словосочетания.
Москва и Париж |
|
С каждым днем |
|
Он капризничал |
|
Постоянно заботиться |
|
Благодаря маме |
|
Стройная береза |
|
Синий и красный |
|
Поворот на площадь |
|
Спустя рукава |
|
2. Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.
|
Согласование |
Управление |
Примыкание |
В первую группу |
|
|
|
Верить людям |
|
|
|
Серый пиджак |
|
|
|
Поздно ночью |
|
|
|
Пятьдесят рублей |
|
|
|
Двое детей |
|
|
|
3. Отметьте «+» синонимичные словосочетания.
Кожаные туфли, туфли из кожи |
|
Воздух гор, горный воздух |
|
Сельский житель, житель вне города |
|
Идти по лесу, поход в лес |
|
Приложение 3
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап. |
Вступительное слово учителя. |
Подготовка класса к уроку. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. |
Выявляет уровень знаний. |
Индивидуальная работа. Парная работа. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи. |
Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию. |
Групповая работа. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. |
Парная работа. Изучают материал учебника. Определяют алгоритм достижения поставленных целей. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5. Первичное закрепление. |
Устанавливает осознанность ситуации. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия: коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Организует деятельность по применению новых знаний. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, освоение качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание в дневники. Выбирают задание. |
Личностные: самоопределение. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.