Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс

Оценка 4.7
Домашняя работа +5
docx
русский язык
8 кл—11 кл
16.01.2025
Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс.docx

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента).

 

Аттестуемый педагог (ФИО)__________Андреева Марина Алексеевна____________________________

____________________________________________________________________________________

Предмет_________________________русский   язык___________________________________________

____________________________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа) _______8 класс___________________________________________

 

Тема урока (занятия) _____Словосочетание.  Виды связи слов в словосочетании._________________

Тип урока: урок-введение нового материала.

Метод: комбинированный

Модель обучения: базовая (8 класс – 3 часа в неделю)

Реализуемая программа: составлена на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл. Авторы учебника: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др.

Цели урока (занятия):

- сформировать у обучающихся представление о подчинительных видах связи;

-научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их, дать понятие о синонимичных словосочетаниях;

-актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

─   распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

─  выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

─  группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

─  анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

─  содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

─  воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

─  формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

      определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном  этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));

      определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока (занятия);

      описание методов, способствующих решению поставленной цели;

      описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

      определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;

      описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;

      описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

      описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

Цели:

        - Актуализировать опорные знания, необходимые для введения и обоснования правила.

        -Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

        -Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

Учитель: Что называется словосочетанием? (Слайд 1.)

 

(Слайд 2.)

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках.  Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

·         Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

·         Соединение двух и более слов.

·         Состоит из главного и зависимого слова.

·         Бывают именные, глагольные и наречные.

·         Состоит только из самостоятельных частей речи

·         Слова, связанные по смыслу и грамматически

·         Связь в словосочетании — подчинительная и т.д.

 

 

 

Учитель. (Слайд 3):

 А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

 

Учитель. (Слайд 4):

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

 

 

 

 

(Слайд 5).

 

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

·         Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

·         Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

·         В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

·         Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов (Слайд 6).

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

(Слайд 7).

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. (Слайд 8).

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

·         По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

·         По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

·        Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

·        Объединение по зависимому слову незнакомо.

·        Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

·         Как называется связь с зависимым словом – существительным?

·         Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

·         Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Виды связи слов в словосочетании.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

      постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));

      определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

      изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

      описание форм и методов изложения нового учебного материала;

      описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;

      описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;

      описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Цели: показать учащимся строение словосочетания; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматическое значение, конструировать словосочетания.

Учитель: (Слайд9).

– Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи (Слайд 10).

Ученики. Работа в парах.

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм (Слайд 11):

 

 

 

 

(Слайд 12).

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

 

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

      постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

      определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

      описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;

      описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;

      описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

Цели: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель: Пользуясь алгоритмом (см. Приложение 1), распределите словосочетания по таблице.

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

(Слайды 14-19).

Задание 1.

·         Определите тип связи в словосочетании  ТЯЖЕЛЫЕ САМОСВАЛЫ в предложении:

·         На стройку въезжали тяжелые самосвалы.

·         Согласование

Задание 2.

·         Определите тип связи в словосочетании  ПОВИСЛА НАД МОРЕМ из предложения:

·         Мертвая тишина повисла над застывшим морем.

·         управление

Задание 3.

·        Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СПУСТИЛСЯ ТИХО из предложения:

·        Тихо на землю спустился сумрак.

·        примыкание

Задание 4.

·         Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

·         Дремлет над морем полярная ночь.

·         Полярная ночь

Задание 5.

·         Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

·         Неожиданно появиться в отдалении.

·         Неожиданно появиться

Задание 6.

·        Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

·        Подойти к деревенской усадьбе.

·        Подойти к усадьбе.

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:Выполните самостоятельно работу (см. Приложение 2), а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

(Слайды 20-22).

 

 

5.

Задание на дом, включающее:

      постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);

      определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

      определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Цели:

- учащиеся должны запомнить типы связи слов в словосочетании, уметь находить согласование, управление, примыкание;

-  воспитывать  у учащихся умение работать самостоятельно;

-формировать трудолюбие, внимание, активность.

 

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

 

 

 

 

(Слайд 23)

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

(Слайд 24).

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. (Слайд 25).

 

Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды связи слов в словосочетании» Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

АЛГОРИТМ

 

Определяю тип ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ по зависимому слову:

 

1. Может ли изменяться зависимое слово?

ДА

НЕТ

2. Изменяется ли вместе с главным?

 

примыкание

ДА

НЕТ

Согласование

Управление

  • Проверяю…   

 Зависимое слово должно быть выражено полным прилагательным, полным причастием, числительным, местоимением, отвечающим на вопрос прилагательного

   Зависимое слово должно быть выражено существительным , местоимением, отвечающим на вопрос существительного

   Зависимое слово должно быть выражено наречием, деепричастием, начальной формой глагола, простой формой сравнительной степени прилагательного, несклоняемым существительным, притяжательным местоимением его, её, их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Самостоятельная работа. Вариант 1.

 

1.      Отметьте «+» все словосочетания.

 

Москва и Париж

 

С каждым днем

 

Он капризничал

 

Постоянно заботиться

 

Благодаря маме

 

Стройная береза

 

Синий и красный

 

Поворот на площадь

 

Спустя рукава

 

 

2.      Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.

 

 

Согласование

Управление

Примыкание

В первую группу

 

 

 

Верить людям

 

 

 

Серый пиджак

 

 

 

Поздно ночью

 

 

 

Пятьдесят рублей

 

 

 

Двое детей

 

 

 

 

3.      Отметьте «+» синонимичные словосочетания.

 

Кожаные туфли, туфли из кожи

 

Воздух гор, горный воздух

 

Сельский житель, житель вне города

 

Идти по лесу, поход в лес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды связи слов в словосочетании»

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.      Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.      Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Индивидуальная работа. Парная работа. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.      Постановка учебной задачи.

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию.

Групповая работа. Ставят цели, формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, формулирование проблемы.

4.      Построение проекта выхода из затруднения.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Парная работа. Изучают материал учебника. Определяют алгоритм достижения поставленных целей.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

5.      Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия: коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, освоение качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Инструктирует обучающихся  по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники. Выбирают задание.

Личностные: самоопределение.

8.      Рефлексия (подведение итогов занятия).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента)

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента)

Цели : - Актуализировать опорные знания, необходимые для введения и обоснования правила

Цели : - Актуализировать опорные знания, необходимые для введения и обоснования правила

Учитель. (Слайд 3): А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали

Учитель. (Слайд 3): А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали

Слайд 5). Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава

Слайд 5). Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках

Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения: ·

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения: ·

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Цели : показать учащимся строение словосочетания; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматическое значение, конструировать словосочетания

Цели : показать учащимся строение словосочетания; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматическое значение, конструировать словосочетания

Цели: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Цели: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс

Конспект урока Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.8 класс

Задание 1. · Определите тип связи в словосочетании

Задание 1. · Определите тип связи в словосочетании

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь

Задание на дом , включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение…

Задание на дом , включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение…

Ученики. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Ученики. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Задание на дом , включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение…

Задание на дом , включающее: • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания); • определение…

Приложение 1 АЛГОРИТМ Определяю тип

Приложение 1 АЛГОРИТМ Определяю тип

Приложение 2 Самостоятельная работа

Приложение 2 Самостоятельная работа

Приложение 3 Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды связи слов в словосочетании»

Приложение 3 Технологическая карта урока русского языка по теме «Виды связи слов в словосочетании»

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2025