Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"
Оценка 4.9

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
11 кл
26.11.2017
Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"
ЕГЭ-2018 все ближе и ближе, и необходимость совершенствовать материалы и подсказки для подготовки к ЕГЭ становится все актуальней. Для подготовки к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку предлагаю удобную таблицу «Средства выразительности русского языка», в которой содержится самый полный сборник средств выразительности с определениями и примерами. Кроме таблицы, предлагаю 2 варианта тестов по средствам выразительности с ответами, чтобы выпускник на практике мог проверить свои знания.ЕГЭ-2018 все ближе и ближе, и необходимость совершенствовать материалы и подсказки для подготовки к ЕГЭ становится все актуальней. Для подготовки к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку предлагаю удобную таблицу «Средства выразительности русского языка», в которой содержится самый полный сборник средств выразительности с определениями и примерами. Кроме таблицы, предлагаю 2 варианта тестов по средствам выразительности с ответами, чтобы выпускник на практике мог проверить свои знания.
Изобразительно-выразительные средсва языка.doc
ЕГЭ­2018  все ближе и ближе, и необходимость совершенствовать материалы и   подсказки   для   подготовки   к   ЕГЭ   становится   все   актуальней.   Для подготовки к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку предлагаю удобную таблицу «Средства выразительности русского языка», в которой содержится самый полный   сборник   средств   выразительности   с   определениями   и   примерами. Кроме таблицы, предлагаю 2 варианта тестов по средствам выразительности с ответами, чтобы выпускник на практике мог проверить свои знания.                             ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО­ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ТРОПЫ Тропы – обороты речи или слова в переносном значении. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления   с   новой,   неожиданной   стороны;   отражают   личностный   взгляд   автора   на   мир, помогают ощутить авторскую позицию. аллегория Иносказание; изображение  отвлеченного понятия через  конкретный образ. символ гипербола гротеск литота сравнение Многозначный образ (в отличие от аллегории),   связующий   собой разные   планы   воспроизводимой действительности   на   основе   их существенной общности. Преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский). Сильное преувеличение,  выводящее изображаемое в  область фантастики, условности. Приуменьшение: талии никак не  толще бутылочной шейки  (Гоголь). Явное   сравнение   (река   как зеркало);  сопоставление предметов   или   явлений   при наличии   общего   существенного признака.   Абстрактное, отвлеченное понятие, получая   выражение   в   конкретной образной   форме,   становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность. предполагает Символ множественность толкований, расширяет   ассоциативный   план высказывания, тем самым обогащая его содержание. Усиливает существенные, значимые свойства,   признаки   явления, предмета или действия.  Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления   помогает   показать   его сущность,   иногда   скрытую   от поверхностного взгляда.  Литота   помогает   создать   зримый, запоминающийся   образ,   передать авторское отношение или чувство. Сравнение, сближая   разные явления,   помогает   ощутить   их   иногда   совершенно глубинную,   Образ неявную   взаимосвязь. становится   точным, рельефным,   ёмким,   наполняется смысловыми и полутонами.  оттенками   более Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на   мир,   способность   увидеть   в привычном   и   обыденном   – необычное, почувствовать взаимосвязь,   казалось   бы,   далеких проявлений разных предметов   и   явлений.   Метафора позволяет   сделать   образ   наиболее выразительным, резко индивидуальным. Цель   метонимии   –   выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме. бытия,     метафора метонимия Скрытое   сравнение  (зеркало реки);  перенос значения с одного предмета на другой по сходству (о снежинках:  «Медлительнее снежный   улей»;   «Осколки   звезд на   землю   падают»);   Пустых небес стекло (Ахматова); В саду горит костер рябины красной (Есенин). прозрачное     Перенос значения по смежности: ­ ­ ­ ­ с содержимого на  содержащее (выпить бокал вина); с человека на его одежду  (эй, шляпа, становитесь); с жителей на населенный  пункт (собрался весь  Эльзас); с произведения на имя  автора (прочитал всего  Шекспира; поздний Блок;  ранний Есенин). синекдоха Частный   случай   метонимии: перенос значения с целого на его часть,   с   множественного   числа   – на единственное: И слышно было до   рассвета,   как   ликовал француз (Лермонтов). перифраза, или перифраз Описательное   выражение;   замена однословного названия описательным   оборотом   (царь птиц  вместо  орел; унылая пора, очей очарованье – об осени).   олицетворение Перенос свойств человека на  неодушевленные предметы или  явления. ирония   слова Употребление или высказывания в смысле, обратном буквальному:   умная, бредешь   ты,   голова   (умная  откуда,   Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает   яркий   образ   (Все   флаги   в гости   будут   к   нам   (Пушкин): страна как целое обозначается через ее государственный флаг;  Усилить бой   бестрепетных   сердец   (Фет): человек через его сердце). Выявляет   авторское   отношение   к изображаемому;   создает   яркий, неповторимый   образ;   указывает   на существенные   в   данном   случае, художественном важные отношении   свойства,   качества, признаки. ощутить Помогает   окружающего одухотворенность мира,   взаимосвязь   человека   и природы,   тонкую   грань   между живым   и   неживым,   выявляя условность самого   понятия «неживое». Ирония   подчеркивает   авторскую насмешку,   выявляет   скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии в голова – обращение к ослу в басне Крылова). эпитет Художественное определение  (зеркальная река). –   сарказм   –   насмешка   едкая, горькая,   выявляющая   авторское неприятие.  Придает   выражению   образность   и эмоциональность, создает запоминающийся,   яркий   образ, обнаруживающий   неповторимость авторского взгляда на мир.    ФИГУРЫ Фигуры – это особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на читателя. Фигуры подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями,   придают   тексту   наглядность,   эмоциональность,   выделяют   наиболее важное в содержании. анафора эпифора параллелизм оксюморон градация слов     Единоначатие; повторение  слов или словосочетаний в  начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август  (М.Цветаева). Повторение или   словосочетаний   в   конце предложений (строк):  Мне бы хотелось   знать,   отчего   я титулярный советник? Почему   именно   титулярный советник? (Гоголь) Одинаковое   синтаксическое построение   смежных   фраз, параллельное   расположение   в них членов предложения:  Черный ворон в сумраке  снежном, Черный бархат на смуглых  плечах…(А.Блок) Соединение в одном  словосочетании несоединимого (ледяной огонь). сходных     Расположение слов по  возрастающей (или  убывающей) значимости:  Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Анафора   создает   особую   мелодию строки,   подчеркивает,   вновь   и   вновь называя  в  начале   предложений,   нечто значимое для автора. Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов. Параллелизм     ритмико­ интонационной   организации   строки, выявляет взаимосвязь явлений. служит   Подчеркивает необычность авторского видения,   обнаруживает   внутреннюю пластичность   явления,   способного взаимоисключающие сочетать признаки. Усиливает   различные   оттенки   одного чувства,   все   более   и   более   повышает эмоциональность   и   внутреннюю экспрессию высказывания. повтор (лексический повтор) инверсия многосоюзие бессоюзие эллипсис обрыв умолчание риторический вопрос Значимый повтор одного слова или   словосочетания   на протяжении   строки   или соседних строк:  Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари  вечерней. (Ф.Тютчев) Обратный   порядок   слов:  И слышно   было   до   рассвета, как   ликовал   француз (сказуемое +подлежащее); на закат   ты   розовый   похожа (определяемое слово+определение). Значимое, намеренное  повторение союзов в одном  предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.  (А.Пушкин) Пропуск какого­либо  подразумеваемого члена  предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Внезапно оборванное  высказывание: Всяк дом мне чужд, всяк  храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Вопрос,   задающийся   с   целью привлечения внимания слушателя   и   зачастую   не предполагающий ответа.   риторическое восклицание Фигура, повышающая  эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) Повтор   подчеркивает   значимое   для автора   слово,   заставляя   читателя смысловое вдуматься   в   его   наполнение; создает   ритм, «пульсацию» строки.     всегда Инверсия переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая   то   слово,   которое   для автора оказывается наиболее важным.      Повторяющиеся союзы либо связывают явления,   выявляя   их   родственность, равновеликость,   либо   разделяют, дробят,   подчеркивая   выборочность, единственность. Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных   слов,   фраз,   а   значит,   и явлений. особую Эллипсис   внутреннюю   энергию, экспрессию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства. привносит         Умолчание     предоставляет   читателю возможность догадаться, о чем могла пойти   речь   во   внезапно   оборванном   ощутить   авторское высказывании, отношение   к изображенному, авторские чувства.       обнаруживает Риторический вопрос часто служит для выявления   логики   высказывания, является   средством   связи   разных мыслей, логику авторского   размышления,   привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой. энергетику Придает большую   высказыванию   автора,   усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.      риторическое Подчеркнутое обращение к  Выражает   авторское   отношение, обращение кому­либо или чему­либо. парцелляция ряды однородных членов антитеза Постановка точки  там, где  ее быть   не   должно.   Разрыв предложения   точкой,   которая выносит   определенные   члены предложения новое предложение. Значимое для создания образа или   выражения   авторской мысли употребление однородных членов.  в       Контраст,  противопоставление:  Кто создан из камня, кто  создан из глины – А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева)   полноту, привлекает   внимание.   Возможность отзыва   того,   к   кому   обращаются,   не предполагается. Парцелляция,   разделяя   то,   что   в обычной речи разделению не подлежит, сбивает   инерцию   читательского восприятия,   заставляет   вдуматься   в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».  Ряды   однородных   членов   помогают   детальность передать изображаемого (если однородными оказываются подлежащие   или   дополнения);   его однородных динамику сказуемых), (при однородных определениях). Антитеза   придает   высказыванию особую   энергию, неслиянность, подчеркивает несоответствие   или явлений,   тем   самым   обнаруживая   в этом   их противопоставлении уникальность, неповторимость.   многогранность   внутреннюю     предметов мира     (при           Метафора Метафора­перенос  наименования по сходству  между предметами, явлениями,  действиями Сходство при сравнении разных  признаков, предметов назначения цвета формы В характере  действия В метафоре     1) сопоставляемые предметы обязательно похожи                        2) метафору легко переделать в сравнение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО 1.На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (Есенин) – сходство обнаруживается при сравнении формы. 2.В   дымных   тучах   пурпур   розы,   отблеск   янтаря   (Фет)   ­   сходство обнаруживается при сравнении цвета. 3.Факел   стелет   красный   свет   (Блок)   –   сходство   обнаруживается   при сравнении характера действия. 4.   …Природой   здесь   нам   суждено   в   Европу   прорубить   окно   (Пушкин)   – сходство обнаруживается при сравнении назначения. Средства художественной выразительности 1.Лес, точно терем расписной… …Стоит над светлою поляной. (И.Бунин) ТЕСТ № 1 Вариант 1 2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.С.Пушкин). 3.Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег. (С.Есенин). 4.Не то на серебре ­ на золоте едал. (А.Грибоедов). 5.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов). 6.Поет зима, аукает. Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. (С.Есенина). 7…наметали стог выше тучи. … вино лилось рекой. (И.А.Крылов). 8.Мальчик с пальчик… (Н.Некрасов). 9.О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? 10.Как огромный навозный жук, Черный танк наползал жужжа.(А.Сурков) Вариант 2 1.И погас он, словно свечечка, Восковая, предыконная. (Н.Некрасов). 2.Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть! Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась. (Д.Кедрин). 3….талии никак не толще бутылочной шейки… (Н.В.Гоголь). 4. Перо его местию дышит. (А.Толстой). 5.Снова горе подымается, Словно злая туча черная. 6.Не жалею,не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин). 7….колесом за сини горы солнце тихое скатилось… 8. …а по двору метелица ковром шелковым стелется… 9. Он был благодарен и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, как воин, мудр,  как  колдун, величествен,  как  король гномов, и добр,  как  нежаркое лето. (Дж. Р.Р.Толкинен). 10… в сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский). Ответы Средства выразительности речи 1вариант 1.сравнение 2.эпитет 3.метафора 4.метонимия 5.метонимия 6.олицетворение 7.гипербола 8.литота 9.олицетворение 10.сравнение 2 вариант 1.сравнение 2.олицетворение 3.литота 4.метонимия 5.сравнение 6.сравнение, метафора 7.метафора 8.метафора 9.сравнение 10.гипербола ТЕСТ №2 Лексика Тест 1. Отметьте предложения с метафорами 1.И горит в парче лиловой облаками крытый лес (Есенин) 2.Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу…(Маяковский) 3.Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин) 4.Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня (Есенин) Тест 2. Отметьте омонимы 1.Коренной житель – коренной вопрос 2.Последняя среда месяца ­ среда обитания 3.Больной заснул ­ больной старик 4.Мир в доме ­ мир вокруг нас 5.Холодное молоко ­ холодный взгляд 6.Мешать работе – мешать ложкой 7.Компьтерный стол ­ диетический стол 8.Фунт сахара ­ фунт стерлингов (фунт­русская мера веса == 409,5г; фунт стерлингов ­ основная денежная единица Великобритании, равная 100 пенсам) 9.Клуб дыма – молодежный клуб 10.Идти медленно – идти войной 11. Звездное небо ­ звездный час 12.Смешались краски ­ смешались от смущения   Тест 3.Отметьте однозначные слова 1)сентябрь;   2)   корень;   3)термин;   4)   настоящий;   5)   делить;   6)матрац;   7) калоша; 8) ветер; 9) ножницы; 10) шнур; 11) весна; 12) темнота Тест 4. Отметьте многозначные слова 1)солнце; 2) реклама; 3) салат; 4) ключ; 5) ручка; 6) лебезить; 7) угол; 8) тезис; 9) книга; 10) стол; 11) шрам; 12) мышь Тест 5.Отметьте слова, употребленные  в переносном значении. 1.а) медвежья шкура; б) медвежий угол; в) медвежья походка; г) медвежье сало; д) лесная медвежья берлога 2.а) кислое яблоко; б) кислое лицо; в) кислая среда; г) кислое тесто; д) кислое настроение. Тест 6.Отметьте предложения с антонимами. 1.Зачем тот плачет, а другой хохочет? 2.Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. 3.Старый друг лучше новых двух. Ответы:  1) 1,2.3,4 (все) 2) 2,4,6,8,9,12     3)  1,3,6,7,8,11 4) 1,3,4,5,7,8,9,10,12 5)1.б, в   2.б, д                                       6) 1, 2, 3

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"

Дидактический материал "Изобразительно-выразительные средства языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017