разработка представляет собой дидактический материал для обучающихся 9 класса. Это приложение к элективному курсу "От слова к тексту". Данный дидактический материал позволяет учащимся увидеть литературное произведение с языковой точки зрения, оценить неисчерпаемость семантики слова. В круг их словарного запаса активно войдут термины и понятия – слово, язык, текст, языковые средства и т.д.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К КУРСУ.doc
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Батецкий Новгородской области
МАТЕРИАЛЫ
элективного курса «От слова к тексту».
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Кривушина Ю. Л. п. Батецкий, 2015.
ОМОНИМИЯ.
В текстах найдите омонимы.
1. Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
(Я. Козловский.)
2. Птичий клин.
Когда на мартовских полях
лежала толща белая,
сидел я с книгой,
на полях
свои пометки делая,
и в миг, когда мое перо
касалось граф тетрадочных,
вдруг журавлиное перо
с небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
и не один, а стаями,
крича скрипуче, как журавль,
в колодец опускаемый.
На север мчался птичий клин
и ставил птички в графике,
обыкновенный город Клин
предпочитая Африке.
Журавль был южный,
но зато
он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его за то,
что мне перо пожаловал.
(С. Кирсанов.)
3. Подберите омонимы к данным словам и составьте 5 – 6
предложений, используя подобранные омонимы: мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, рысь, стать.
АНТОНИМИЯ.
1. Найдите антонимы в предложениях:
А. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Б. Кипит и стынет кровь.
В. Он был стар, они были молоды; он был скучен, они были веселы.
Г. Что – то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое,
то сердечная тоска.
Д. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная – матушка
Русь!
Е. Старое старится – молодое растет.
2. Подберите антонимы к следующим выражениям:
длинный рассказ, старый товарищ, дешевый сорт, маленький домик,
близкий путь, больной ребенок, крупное хозяйство, временная работа. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА.
1. Найдите архаизмы в тексте:
«Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный.
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
(Из письма А. Курбского И. Грозному.)
ФРАЗЕОЛОГИЯ.
1. Найдите фразеологический оборот и определите его значение:
А. Вдоль набережной стояли бок о бок корабли всех стран света.
Б. Иван Ерофеич строит воздушные замки: вот и так – то буду жить
и этак – то.
В. Сазан вдруг рванулся изо всех сил, выскользнул – и был таков. Г. Всю ночь мы просидели у камней и клевали носами до самого
рассвета.
Д. На строительстве все пошло вверх дном.
Е. С инструментами дело обстояло из рук вон плохо.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ.
Выделите эмоционально окрашенные слова и словосочетания:
1. Не унижайте себя: не говорите неправды.
2. Главное – не лгите самому себе.
3. Он врал, что рука болит меньше.
4. «Я не вру, а ты брешешь, » проговорил Моргач.
5. Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка.
6. Я работал самым безалаберным образом и потратил пропасть
лишнего труда и времени.
7. «Секретарь ваш – пройдоха и бестия».
8. Мы не дрогнем в бою за Отчизну свою.
ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ. Определите форму словесного выражения в приведенных текстах:
1. Наступил рассвет. Команда – и батальон поднялся. Неожиданно из
тщательно замаскированного дзота вылетел сноп огня, кося атакующих.
Бойцы залегли. Трое автоматчиков по приказу командира устремились
к дзоту, но один из них был убит сразу, двое ранены. Следующие трое
также были сражены пулеметной очередью.
2. – А вы что же, значит, пишете, молодой человек?
Пишу…
И что ж, уж печатаетесь?
Да, немного…
А где именно, позвольте спросить?
В «Книжках недели»… в «Вестнике Европы»…
Стихи, разумеется?
Да, стихи…
(И. А. Бунин.)
3. Хороша Волга во время осеннего разлива. Бескрайняя, как море. Правый
берег покрыт нежной пеленой цветущих яблонь, вишен, черемухи. В кус
тах заливаются соловьи. 4. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить лю
дей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, сло
вом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото
рое разъединяет людей.
(А. Н. Толстой.)
5. Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у нее круглое, и ямочки на
щеках, а глаза ясные, синие. Мама моя добрая, даже когда сердится. Воло
сы у нее русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове.
За это папа зовет ее солнышком. Имя у мамы, как и ее лицо, округлое,
доброе: Ольга.
(А. Лиханов.)
ТАБЛИЦА 1. ТРОПЫ
Слова в переносном
значении
МЕТАФОРА
стертая
олицетворение
гипербола
мейозис
литота
сравнение
МЕТОНИМИЯ
синекдоха
ЭПИТЕТ
традиционный
ПЕРИФРАЗА
характеризующий
ТАБЛИЦА 2. ПРИБАВЛЕНИЕ
анафора
полисиндетон
градация
ФИГУРЫ
конструкции
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
инверсия
параллелизм
оксюморон
УБАВЛЕНИЕ
эллипс
умолчание
парцелляция ТЕКСТ
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Тематическое
единство
Тема,
основная
мысль
Смысловая
цельность
развернутость
последователь
ность
(композиция)
завершенность
(зачин, средняя
часть, концовка)
цепная
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший
друг, но и до конца верный
спутник (М. Шолохов).
Радостна, шумна и пахуча весна
в лесу. Звонко поют птицы. Зве
нят под деревьями весенние ру
чейки (И. Соколов – Микитов) .
связность
связь
параллельная
1
3
4
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
СТРУКТУРА И СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА
СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА
Одно предложение
(если это пословица или
поговорка)
Несколько предложений,
объединенных по смыслу и
грамматически
Тексты большого объема
(подтема + подтема + ...и т. д.)
состоят из
Сложных синтаксических целых
(группы предложений, раскрывающих одну подтему)
1. Зачин, средняя часть, концовка.
2. Ключевые предложения (те, что связаны с темой).
Смысловая связность текста
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
единством темы
единством основной мысли
последовательным развитием основной мысли.
Структурные средства связи
1. местоимения;
2. лексические повторы;
3. синонимические замены;
4. союзы; 5. синтаксический параллелизм.
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи – это устойчивые разновидности речи
для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.
СТИЛ
И
разговорный
художественный
публицистический
официально деловой
научный
СТИЛЬ
ГДЕ ВСТРЕ
ЧАЕТСЯ
ЦЕЛИ,
ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ
Научный Учебники,
справочники,
энциклопедии
Сообщить факты,
мысли
Точность,
логичность,
четкость,
строгость
ИСПОЛЬЗУЕ
МЫЕ ЯЗЫ
КОВЫЕ
СРЕДСТВА
Книжные слова,
научные термины,
простые и слож
ные предложения
Официаль
ноделовой
Документы
(заявления,
справки, от
четы), Уставы,
законы
Публицис
тический
Журналы,
газеты
Сообщение
Известить,
пригласить,
попросить
Сообщение
Сообщить факты,
убедить,
сагитировать
Стандартность,
точность,
конкретность,
отсутствие
образности,
эмоциональности
Конкретность,
логичность,
доказательность,
эмоциональность
общедоступность
высказывания
Сущ. ср. рода,
глаголы 3го лица,
н.в.
Стандартные
средства выраже
ния, сложные
предложения
Глаголы в н.ф., в
форме н.в.
Совмещение
книжных и разго
ворных слов,
переносное значе
ние слов, повторы,
вопросительные и
побудительные Воздействие
информировани
ем
предложения,
обращения + при
меты художествен
ного и разговорно
го стилей
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
1. Анафора – единоначалие, повторение одних и тех же элементов в начале
каждого ряда (предложения, абзаца, стиха и т.д.).
2. Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов для усиления
выразительности.
3. Градация – постепенное усиление смыслового или эмоционально
экспрессивного значения.
4. Литота – художественное преуменьшение.
5. Метафора – употребление слова или сочетания слов в переносном
значении на основе сходства.
6. Оксюморон – соединение понятий, исключающих одно другое.
7. Параллелизм – одинаковое построение предложений или отрезков речи.
8. Перифраза – описательный оборот, замена лица, предмета или явления
описанием их отличительных признаков.
9. Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или
отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
10.Риторическое обращение – высказывание адресуется неодушевленному
предмету, отвлеченному понятию для усиления выразительности речи.
11.Эллипс – пропуск элемента высказывания, который легко восстанавлива
ется. Эллипс усиливает динамичность речи.
12.Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого ряда
(предложения, абзаца, стиха).
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Дидактический материал к спецкурсу (9 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.