Дидактический материал по теме "Частицы"

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 18.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раздаточный материал по теме "Частицы" представлен в виде коротких стихотворений или отрывков из них с заданиями в конце каждого текста. Нужно их списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Указать разряд и значение частиц. Предлагаются вопросы по определению темы, идеи текста, в конце выразить свое отношение у проблеме в форме сочинения или ответа на вопрос. Можно использовать на уроках повторения в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.Дидактический раздаточный материал по русскому языку для 7-11 классов.
Иконка файла материала Частицы.doc
К­1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя  пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц. Лягушка. Всегда отме_но вежлив будь С лягушечкою кроткой. (Н_) называй её отнюдь «Уродкой­бегемоткой». (Н_) «раскорякой» (н_) «квашнёй» (Н_) «квинтер­финтер­жабой»; (Н_) рань ей сердце шуткой злой Души (н_) окорябай. Но пониманием согрей Открой ей сердце шире – Ведь для того кто верен ей Нет друга пред_ней нежней И бл_г_родней в мире. ( Х.Беллок. Перевод Г.Кружкова) 1.Какую проблему поднимает автор стихотворения? Запишите её. Почему возникла эта проблема? 2. Выразите свое отношение к поднятой проблеме. Использованные в своём сочинении частицы подчеркните.К­2.  Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя  пропущенные буквы. Укажите разряд и значения  частиц. Если я был бы Если я был (бы)(маленький) гном Я (б) умывался каплей одной дождя Я (бы) на божьей коровк_ ездил верхом Удочку прятал в дырочку от гвоздя.     Я под деревьями(бы) (за)просто проходил Мне(бы) комар к_зался большим орлом Блюдце – широким озером если(б) я был… Если(б) я был маленький(маленький) гном. Я (бы) (н_) папу (н_)маму обнять (н_) мог Разве мизинч_к, и то – (н_) наверн_ка Я (бы) в испуге шарахался из­под ног Даже полуторамесячного щенка. Если (бы) мне подарили конфету «Полёт» Тётя которая очень любит меня Я (бы) конфету эту ел целый год Фантик один разворачивал(бы) (пол)дня. Что(б) написать короткое слово «привет» Я (бы) с неделю ворочал вечным пером… ( Эти стихи я писал четырнадцать лет Я ведь и есть маленький(маленький) гном. (Ш. Сильверстейн, перевод Г.Кружкова)Напишите сочинение «Если б я был…», укажите использованные вами  частицы и их разряды.К­3.спишите, расставляя знаки препинания и вставляя  пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц. Дождь. Дождик. Сыро. М_крота Нет (н_) кошки (н_) к_та Во дв_ре где лужи. Мудрый кот (н_) так (то) прост: Выставил в окошко хвост –  Льёт (ли) там, (с)наружи? Дождик. Сыро. М_крота. (Н_) увидишь (н_) к_та Во дв_ре (н_) кошки. Моросит сказал мудрец Уб_рая наконец Мокрый хвост с окошка.                                                                                   (Клод Руа. Перевод М.Яснова).К­4.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и  вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение  частиц. Если(бы) меня спросили что я ценю больше всего в наших  мальчишках и девч…_нках я(бы) назвал в первую очередь  ( люб…_)знательность. (Н…_)просто любопытство, какое пр… _суще всякой сорок… а именно (люб…_)знательность, иными  словами ­ любовь к познанию. Качество это свойстве…_но только  человеку и (от)того, насколько рано оно пр…_вито, во многом  буд_...т завис_...ть весь дальнейший образ жизни этого человека  круг его интересов дела и поведение. (Е.Носов). 1.Чем различаются слова любознательность и любопытство?  Запишите с этими словами словосочетания, чтобы была ясна  разница в значении. 2.Какова роль модальных частиц в тексте? Прочитайте этот текст  без модальных частиц. Что изменилось? Сделайте вывод о  назначении частиц. 3.Докажите верность предложения Любознательность – путь к познанию.К­5.Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя  пропущенные буквы. Укажите разряд частиц и их значение. Есть ещё такие или нету?­ Нам пока ра_...гадка не дана… Берегите отчую планету­ Всё(таки) у нас она одна. Может, д_...лека от ид…_ала Только без особе…_ных затей Неба голубое одеяло Всех нас укрывает как детей. Все мы – земляки а (н…)пр…_шельцы. Всем нам (по)тому и отвечать: Буд…_м(ли) когда как пог…_рельцы_ В чуждые галактики стучать? Только вот дождёмся(ли) ответа –  Пусто во Вселенной тишина… Берегите отчую планету Всё(таки) у нас она одна. ( А.Казанцев). 1.Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения. 2.Подберите синонимы к словам отчую, чуждый. Что это за слова? Для чего их использует автор? Какую тональность они придают  стихотворению? 3.Каких частиц больше всего в тексте? Случайно ли это? Обоснуйте  своё мнение. 4.Продолжите поднятую автором тему своим небольшим  рассуждением.К­6. спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и  вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение  частиц. СОСУЛЬКИ С…_сульки с…_сульки А вы(бы) см…_гли Хотя(бы) разок (д…_)р…_сти до з…_мли? С…_сульки п…думав Сказали едва(ли) Ребята нас раньше(бы) Всё обл…_мали. (М.Чиликина). 1.Каких частиц больше в стихотворении? Как вы думаете, почему?  Сделайте вывод о назначении частиц. 2.Напишите сочинение­миниатюру по опорным словам на тему  «Весна идёт». И всё(таки) это весна. Ещё не растаявший на солнце снег.  Деревья, не скинувшие с себя зимнее оцепенение. (Не)повторимая  пора. (Не)взирая (ни)на что…Не жалея сил…К­7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки  препинания. Укажите разряды частиц. К­дровник начист­ срубили А были кедры хор­ши! Когда рубили гов­рили Что рубят на карандаши. Дымят встревож__ные дали. Ворчит обугл__ная гать. Карандашей (то)  настрогали А что же ими рисовать? (М.Андреев). 1.Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу. 2.Подберите синонимы к словам  начисто, хороший,  встревоженный. 3.Какие слова употребляются в переносном значении? Что  достигается благодаря этому? 4.Напишите свои размышления по вопросам, поднятым в  стихотворении.К­8. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и  расставляя знаки препинания. Укажите разряды частиц. (Н_) было собак – и вдруг залаяли. Поз_но ночью – что за чудеса! Кто (то) ед_т в поле за с_раями, Раздаются чьи(то) голоса… (Н_) было г_стей – и вот нагрянули, (Н_) было в_стей –так получай! И опять под ивами б_гряными Ра_х_дился праз_ник (не)взначай. (Н.Рубцов) 1.Какие значения имеют частицы в тексте? 2.Запишите стихотворение по памяти.