Раздаточный материал по теме "Частицы" представлен в виде коротких стихотворений или отрывков из них с заданиями в конце каждого текста. Нужно их списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Указать разряд и значение частиц. Предлагаются вопросы по определению темы, идеи текста, в конце выразить свое отношение у проблеме в форме сочинения или ответа на вопрос. Можно использовать на уроках повторения в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.Дидактический раздаточный материал по русскому языку для 7-11 классов.
К1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.
Лягушка.
Всегда отме_но вежлив будь
С лягушечкою кроткой.
(Н_) называй её отнюдь
«Уродкойбегемоткой».
(Н_) «раскорякой» (н_) «квашнёй»
(Н_) «квинтерфинтержабой»;
(Н_) рань ей сердце шуткой злой
Души (н_) окорябай.
Но пониманием согрей
Открой ей сердце шире –
Ведь для того кто верен ей
Нет друга пред_ней нежней
И бл_г_родней в мире.
( Х.Беллок. Перевод Г.Кружкова)
1.Какую проблему поднимает автор стихотворения?
Запишите её. Почему возникла эта проблема?
2. Выразите свое отношение к поднятой проблеме. Использованные в
своём сочинении частицы подчеркните.К2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы. Укажите разряд и значения частиц.
Если я был бы
Если я был (бы)(маленький) гном
Я (б) умывался каплей одной дождя
Я (бы) на божьей коровк_ ездил верхом
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под деревьями(бы) (за)просто проходил
Мне(бы) комар к_зался большим орлом
Блюдце – широким озером если(б) я был…
Если(б) я был маленький(маленький) гном.
Я (бы) (н_) папу (н_)маму обнять (н_) мог
Разве мизинч_к, и то – (н_) наверн_ка
Я (бы) в испуге шарахался изпод ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если (бы) мне подарили конфету «Полёт»
Тётя которая очень любит меня
Я (бы) конфету эту ел целый год
Фантик один разворачивал(бы) (пол)дня.
Что(б) написать короткое слово «привет»
Я (бы) с неделю ворочал вечным пером…
( Эти стихи я писал четырнадцать лет
Я ведь и есть маленький(маленький) гном.
(Ш. Сильверстейн, перевод Г.Кружкова)Напишите сочинение «Если б я был…», укажите использованные вами
частицы и их разряды.К3.спишите, расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.
Дождь.
Дождик. Сыро. М_крота
Нет (н_) кошки (н_) к_та
Во дв_ре где лужи.
Мудрый кот (н_) так (то) прост:
Выставил в окошко хвост –
Льёт (ли) там, (с)наружи?
Дождик. Сыро. М_крота.
(Н_) увидишь (н_) к_та
Во дв_ре (н_) кошки.
Моросит сказал мудрец
Уб_рая наконец
Мокрый хвост с окошка.
(Клод Руа. Перевод М.Яснова).К4.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и
вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение
частиц.
Если(бы) меня спросили что я ценю больше всего в наших
мальчишках и девч…_нках я(бы) назвал в первую очередь
( люб…_)знательность. (Н…_)просто любопытство, какое пр…
_суще всякой сорок… а именно (люб…_)знательность, иными
словами любовь к познанию. Качество это свойстве…_но только
человеку и (от)того, насколько рано оно пр…_вито, во многом
буд_...т завис_...ть весь дальнейший образ жизни этого человека
круг его интересов дела и поведение.
(Е.Носов).
1.Чем различаются слова любознательность и любопытство?
Запишите с этими словами словосочетания, чтобы была ясна
разница в значении.
2.Какова роль модальных частиц в тексте? Прочитайте этот текст
без модальных частиц. Что изменилось? Сделайте вывод о
назначении частиц.
3.Докажите верность предложения Любознательность – путь к
познанию.К5.Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы. Укажите разряд частиц и их значение.
Есть ещё такие или нету?
Нам пока ра_...гадка не дана…
Берегите отчую планету
Всё(таки) у нас она одна.
Может, д_...лека от ид…_ала
Только без особе…_ных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает как детей.
Все мы – земляки а (н…)пр…_шельцы.
Всем нам (по)тому и отвечать:
Буд…_м(ли) когда как пог…_рельцы_
В чуждые галактики стучать?
Только вот дождёмся(ли) ответа –
Пусто во Вселенной тишина…
Берегите отчую планету
Всё(таки) у нас она одна.
( А.Казанцев).
1.Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения.
2.Подберите синонимы к словам отчую, чуждый. Что это за слова?
Для чего их использует автор? Какую тональность они придают
стихотворению?
3.Каких частиц больше всего в тексте? Случайно ли это? Обоснуйте
своё мнение.
4.Продолжите поднятую автором тему своим небольшим
рассуждением.К6. спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и
вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение
частиц.
СОСУЛЬКИ
С…_сульки с…_сульки
А вы(бы) см…_гли
Хотя(бы) разок
(д…_)р…_сти до з…_мли?
С…_сульки п…думав
Сказали едва(ли)
Ребята нас раньше(бы)
Всё обл…_мали.
(М.Чиликина).
1.Каких частиц больше в стихотворении? Как вы думаете, почему?
Сделайте вывод о назначении частиц.
2.Напишите сочинениеминиатюру по опорным словам на тему
«Весна идёт».
И всё(таки) это весна. Ещё не растаявший на солнце снег.
Деревья, не скинувшие с себя зимнее оцепенение. (Не)повторимая
пора. (Не)взирая (ни)на что…Не жалея сил…К7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания. Укажите разряды частиц.
Кдровник начист срубили
А были кедры хорши!
Когда рубили
говрили
Что рубят на карандаши.
Дымят встревож__ные дали.
Ворчит обугл__ная гать.
Карандашей (то)
настрогали
А что же ими рисовать?
(М.Андреев).
1.Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.
2.Подберите синонимы к словам начисто, хороший,
встревоженный.
3.Какие слова употребляются в переносном значении? Что
достигается благодаря этому?
4.Напишите свои размышления по вопросам, поднятым в
стихотворении.К8. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и
расставляя знаки препинания. Укажите разряды частиц.
(Н_) было собак – и вдруг залаяли.
Поз_но ночью – что за чудеса!
Кто (то) ед_т в поле за с_раями,
Раздаются чьи(то) голоса…
(Н_) было г_стей – и вот нагрянули,
(Н_) было в_стей –так получай!
И опять под ивами б_гряными
Ра_х_дился праз_ник (не)взначай.
(Н.Рубцов)
1.Какие значения имеют частицы в тексте?
2.Запишите стихотворение по памяти.