Дидактическое пособие «Дорога»
Пояснительная записка к дидактическому пособию «Дорога»
Актуальность данного пособия.
Вершиной детства - так называют младший школьный возраст. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Доминирующей функцией в этом возрасте становится мышление.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, с последующим переходом к словесно-логическому, понятийному мышлению. Усвоение материала на уроках происходит в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
Зная это, мы - учителя начальных классов – используем в обучении принцип наглядности. Но не всегда у учителя под рукой есть готовые дидактические материалы, приспособления, макеты, пособия. Иногда учителю приходится придумывать, изготовлять нужное пособие.
Самое трудное в математике – это решение задач, а самые трудные задачи – это задачи на движение. Я долго искала пособия и наглядности для ознакомления и обучения решению задач на движение, но кроме схем и таблиц в методиках и рекомендациях я ничего не нашла.
Из опыта работы, я знаю, как трудно учащимся бывает решить подобные задачи, а главное - понять смысл терминов: «скорость», «путь», «встречное движение», «скорость сближения» и «скорость удаления», и др. Часто на уроках, где идёт знакомство с задачами на движение, я рисую на доске: схематический план, чертёж, город, дом, разные предметы, о которых говориться в задаче. Чтобы помочь ученикам разобраться в задаче, представить то, о чём в ней говориться. Но на это, как правило, уходит много драгоценного времени. Поэтому у меня возникла потребность изготовить макет дороги.
Я изучила материал задач на движение в начальной школе. Выбрала самые часто «встречающиеся ситуации» в задачах. Пришла к выводу, что большая часть задач с движением пешеходов, велосипедистов, автомобилей. На картоне я напечатала изображение дороги. Нашла в Интернете картинки с изображением разных предметов, которые часто встречаются в задачах.
Цель создания данного пособия:
Создание условий для усвоения учащимися начальной школы темы «Скорость. Время. Расстояние», с применением на уроках математики дидактического пособия «Дорога».
Задачи:
Формировать представления детей о расстоянии, пути, скорости движения, о встречном движении, скорости сближения и удаления, в одном и разных направлениях, в одно и в разное время, единицах измерения времени, скорости и расстояния.
Научить решать задачи на движение.
Развивать мышление, воображение, устойчивый интерес к учебному предмету.
Описание пособия и методика его использования на уроке
Пособие изготовлено из картона прямоугольной формы 120х55см. Легко помещается на парте и столе. На одной стороне напечатан рисунок шоссейной двух полосной дороги и тропинка через луг (вид сверху) (Приложение 1.) На другой стороне изображение городского перекрёстка. (Приложение 2) Карточки с изображением транспортных средств и дорожных знаков, (Приложение 3) людей, животных и здания, (Приложение 4), карточки с написанными значениями скорости, расстояний (Приложение 5), флажки с подставками, для обозначения начала движения и места встречи, стрелки (Приложение 6).
Это пособие не занимает много места, легко хранить в шкафу, на полке. Быстро можно достать и приготовить для работы. Может быть использовано для работы со всем классом, группой ребят, в парах и индивидуально. Включить работу с пособием можно на любом этапе урока, в зависимости от темы занятий. Карточки, картинки легко переставляются, передвигаются.
Знакомство с задачами, разбор содержания задачи, составление алгоритма решения с помощью такого пособия становится легче и проще. Ниже приведены примеры этапов уроков из Технологических карт занятий, которые проводились с применением пособия «Дорога» (Приложение 7)
Но нужно понимать, что это пособие не заменяет на уроке таблицы, краткую запись и другие виды работы над задачей. Это всё мы тоже используем и применяем. Пособие «Дорога» лишь помогает лучше представить ситуацию на дороге, понять, как происходит движение (одновременно, в разное время, навстречу друг другу, в разные стороны, вдогонку). Это особенно важно для слабых учащихся, у которых плохо развито мышление, воображение, им трудно даётся решение задач.
Эту «Дорогу» можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе, на занятиях внеурочной деятельности, на занятиях в летнем лагере. Пособие можно использовать при решении логических задач, задач повышенной сложности, олимпиадных заданий. (Приложение 8) На классных часах можно провести беседу по ознакомлению и отработке правил дорожного движения на дорогах и перекрёстке. С машинками и «человечками» можно поиграть и вспомнить правила дорожного движения. Правила для пешеходов и водителей так запоминаются гораздо быстрее и надёжнее. (Приложение 9)
Результативность применения данного пособия в работе
Пособие даёт возможность ученику представить и лучше понять задачу. Повышается интерес к предмету «Математика», она уже не кажется скучной и сухой наукой. Прослеживается её связь с жизнью. Но кроме этого, включение таких моментов на уроке, позволяют учителю активизировать мыслительную деятельность детей, развивать мышление, речь, воображение, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Это позволяет сделать обучение интересным и занимательным, что способствует преодолению трудностей в усвоении материала и повышению качества знаний.
Это пособие я применяю на уроках и внеклассных занятиях. Оно помогло мне в 2017 году подготовить учащихся 4 класса к ВПР и итоговой аттестации за курс начальной школы. Дети справились с задачами на движение, что позволило успешно решить ВПР. \
Список литературы.
1. Н.И. Белицкая Школьные олимпиады. Начальная школа. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2005.
2. Т,К. Жикалкина Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, 1989.
3. Математика. 1 - 4 класс. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В
4. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А.В.
5. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. Истомина Н.Б.
6. Поурочные разработки по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. 2014.
7. Картинки и рисунки взяты в сети Интернет
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Этапы уроков из Технологических карт, с применением пособия «Дорога»
3 класс. Тема урока: Скорость движения. Решение задач.
Этап: Актуализация изученного материала.
№ |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. |
Читает задачу: Автомобиль и мотоциклист выехали в города в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если известно, что скорость автомобиля 90 км/ч, а мотоциклиста 70 км/ч? |
Учащиеся слушают задачу.
|
2. |
Вызывает одного ученика для работы у доски.
|
Учащийся выставляет на «дороге» карточки с картинками автомобиля и мотоциклиста, стрелочки с обозначением скорости, стрелочки направления движения. Обыгрывают ситуацию. |
3. |
Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно. |
Дети проверяют действия ученика. |
4. |
Предлагает составить план решения задачи, чертёж или заполнить таблицу (при необходимости). |
Работают над планом, чертежом и таблицей (при необходимости). |
5. |
Контролирует решение задачи. |
Решение задачи. Запись в тетради. |
В 4 классе на уроке «Скорость. Единицы скорости»
Этап: Постановка цели и задач урока.
№ |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. |
Спрашивает: Что значит “скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч? |
Учащиеся отвечают.
|
2. |
Предлагает показать это на пособии «Дорога» |
Учащийся выставляет на «дороге» машинку, таблички с обозначением километров, стрелочки направления движения. Объясняют, что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч». |
3. |
Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно. |
Дети проверяют действия ученика. |
4. |
Спрашивает: Что значит «скорость пешехода 5 км/ч?»
|
Учащийся выставляет на «дороге» карточку с пешеходом и таблички с обозначением километров, стрелочки направления движения. Объясняют и показывают, что значит «скорость пешехода 5 км/ч?» |
5. |
Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно. |
Дети проверяют действия ученика. |
Работа на занятии внеурочной деятельности «Умники и умницы» 3 класс.
Тема: Животные и математика. Решение задач.
№ |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. |
Сообщает интересный факт о слонах. Знаете ли вы, что фразеологизм «топать как слон» не верный. Оказывается, что слоны ходят совершенно беззвучно. Скорость слона 120 м/мин. Сколько слон пройдёт за 30 минут, час, если будет идти без остановки? |
Учащиеся слушают. |
2. |
Предлагает показать это на пособии «Дорога»
|
Учащийся выставляет на «дороге» картинки со слоном, таблички с обозначением километров, стрелочки направления движения. Объясняют, что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч» |
3. |
Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно. |
Дети проверяют действия ученика. |
Классный час «Правила движения достойны уважения».
№ |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. |
Читает стих: У любого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор… Догадайтесь, а о чём решил поговорить
светофор? Что он скажет детям? |
Учащиеся слушают, отвечают. |
2. |
Предлагает «оживить» перекрёсток и расставить участников движения на перекрёстке. |
Учащийся выставляет на «дороге» машинки, таблички с обозначением километров, стрелочки направления движения. Объясняют, как должны на перекрёстке действовать все участники движения. |
3. |
Следит за тем, чтобы все соблюдали правила. |
Играют и объясняют ПДД на перекрёстке в городе. |
|
Читает
продолжение стихотворения: Cвет зеленый-
проходи! Желтый — лучше подожди! Если свет зажжется красный —
Значит, Двигаться опасно! Наберись терпенья. Изучай и
уважай правила движенья. |
Учащиеся слушают. |
Приложение 8
Задача для 1 класса 1 четверть.
Ваня пригласил своего друга в гости и сказал: «Ты легко найдёшь дом, в котором я живу. На нашей улице дома стоят по одной стороне. Мой дом четвёртый». Легко ли другу будет найти дом Вани?
Приложение 9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.