Дидактическое пособие "Дорога"
Оценка 4.6

Дидактическое пособие "Дорога"

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
1 кл—4 кл
21.05.2020
Дидактическое пособие "Дорога"
Данное дидактическое пособие поможет и учителю, и детям! Учителю - объяснить некоторые понятия и решение задач. Ученикам - успешно учиться!
Дорога.docx

Дидактическое пособие  «Дорога»

Пояснительная записка к дидактическому пособию  «Дорога»

Актуальность данного пособия.

   Вершиной детства - так называют младший школьный возраст. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Доминирующей функцией в этом  возрасте становится мышление.

    Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, с последующим переходом  к словесно-логическому, понятийному мышлению. Усвоение материала на уроках происходит в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.

   Зная это, мы - учителя начальных классов – используем  в обучении принцип наглядности. Но не всегда у учителя под рукой есть готовые дидактические материалы, приспособления, макеты, пособия. Иногда учителю приходится придумывать,  изготовлять нужное пособие.

  Самое трудное в математике – это решение задач, а самые трудные задачи – это задачи на движение. Я долго искала пособия и наглядности для ознакомления и обучения решению задач на движение, но кроме схем и таблиц в методиках и рекомендациях я ничего не нашла.

    Из опыта работы, я знаю, как трудно учащимся бывает решить подобные задачи, а  главное - понять смысл терминов:  «скорость», «путь»,  «встречное движение»,  «скорость сближения» и «скорость удаления», и др. Часто на уроках, где идёт знакомство с задачами на движение, я рисую на доске:  схематический план, чертёж, город,  дом,  разные  предметы, о которых говориться в задаче.  Чтобы  помочь ученикам разобраться в задаче, представить то, о чём в ней говориться. Но на  это,  как правило, уходит  много драгоценного  времени. Поэтому у меня возникла потребность изготовить макет дороги.

  Я изучила материал задач на движение в начальной школе. Выбрала самые часто «встречающиеся  ситуации» в задачах.  Пришла к выводу, что большая часть задач с движением пешеходов, велосипедистов, автомобилей. На картоне я  напечатала изображение дороги. Нашла в Интернете картинки с изображением разных предметов, которые часто встречаются в задачах.

Цель создания данного пособия:

Создание условий для  усвоения учащимися начальной школы  темы «Скорость. Время. Расстояние»,  с применением на уроках  математики дидактического  пособия «Дорога».

Задачи:

  Формировать представления детей о расстоянии, пути, скорости движения, о встречном движении,  скорости сближения и  удаления, в одном и разных направлениях, в одно и в разное время, единицах измерения времени, скорости и расстояния.

  Научить решать задачи  на движение.

 Развивать  мышление, воображение, устойчивый  интерес к учебному предмету.

Описание пособия и  методика его использования на уроке

  Пособие изготовлено из картона прямоугольной формы 120х55см. Легко помещается на парте и столе. На одной стороне напечатан рисунок шоссейной  двух полосной дороги и тропинка через луг (вид сверху)  (Приложение 1.) На другой стороне изображение городского перекрёстка. (Приложение 2) Карточки с изображением транспортных средств и дорожных знаков, (Приложение 3)  людей, животных и здания, (Приложение 4),  карточки с написанными значениями скорости, расстояний (Приложение 5),  флажки с подставками, для обозначения начала движения и места встречи, стрелки (Приложение 6).

  Это пособие не занимает много места, легко хранить в шкафу, на полке. Быстро можно достать и приготовить для работы. Может быть использовано для работы со всем классом, группой ребят, в парах и индивидуально. Включить работу с пособием можно на любом этапе урока, в зависимости от темы занятий.  Карточки, картинки легко переставляются, передвигаются.

 Знакомство с задачами, разбор  содержания  задачи, составление алгоритма решения  с помощью такого пособия становится легче  и проще. Ниже приведены примеры  этапов уроков из Технологических карт занятий, которые проводились  с применением  пособия «Дорога» (Приложение 7)

  Но  нужно понимать, что это пособие  не заменяет на уроке  таблицы, краткую запись и другие виды работы над задачей.  Это всё мы тоже используем и применяем. Пособие «Дорога» лишь помогает лучше представить ситуацию на дороге, понять, как происходит движение (одновременно, в разное время,  навстречу друг другу, в разные стороны, вдогонку). Это особенно важно для слабых учащихся, у которых плохо развито мышление, воображение, им  трудно даётся решение задач.

  Эту «Дорогу» можно использовать не только на уроках, но  и во внеклассной работе, на занятиях внеурочной деятельности, на занятиях в летнем лагере.  Пособие можно использовать при  решении логических задач, задач повышенной сложности, олимпиадных заданий.  (Приложение 8) На классных часах можно провести беседу по ознакомлению и отработке правил дорожного движения на дорогах и перекрёстке.  С машинками и «человечками» можно поиграть и вспомнить правила дорожного движения. Правила  для пешеходов и водителей так запоминаются гораздо  быстрее и надёжнее.  (Приложение 9)

 

Результативность применения данного пособия в работе

    Пособие  даёт возможность ученику представить и лучше понять задачу. Повышается  интерес к предмету «Математика», она уже не кажется скучной и сухой наукой. Прослеживается её связь с жизнью. Но кроме этого, включение таких моментов на уроке, позволяют учителю активизировать мыслительную деятельность детей, развивать мышление, речь, воображение, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Это позволяет  сделать обучение интересным и занимательным, что способствует преодолению трудностей в усвоении материала и повышению качества знаний.

 Это пособие я применяю на уроках и внеклассных занятиях. Оно помогло мне в  2017 году  подготовить  учащихся 4 класса к ВПР и итоговой аттестации за курс начальной школы. Дети справились  с задачами на движение, что позволило успешно решить ВПР. \

 

Список литературы.

1.     Н.И. Белицкая  Школьные олимпиады. Начальная школа. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2005.

2.     Т,К. Жикалкина  Игровые и занимательные задания по математике. М.: Просвещение, 1989.

3.     Математика. 1 - 4 класс. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В

4.     Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Белошистая А.В.

5.     Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. Истомина Н.Б.

6.     Поурочные разработки по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. 2014.

7.     Картинки и рисунки взяты в сети Интернет

Приложение 1

DSC03960.JPG

Приложение 2

DSC03962.JPG

Приложение 3

DSC03964.JPG

DSC03970.JPG

Приложение 4

DSC03965.JPG

 

DSC03967.JPG DSC03972.JPG

 

DSC03975.JPG

Приложение 5

DSC03982.JPG

Приложение 6

DSC03979.JPG DSC03978.JPG

Приложение 7

Этапы уроков из Технологических карт,  с применением  пособия «Дорога»

3 класс. Тема урока: Скорость движения. Решение задач.

Этап:  Актуализация изученного материала.

Действия учителя

Действия учеников

1.

Читает задачу: Автомобиль и мотоциклист выехали в города в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если известно, что скорость автомобиля 90 км/ч, а мотоциклиста 70  км/ч?

Учащиеся слушают задачу.

 

2.

Вызывает одного ученика для работы у доски.

 

Учащийся выставляет на «дороге» карточки с картинками  автомобиля и мотоциклиста, стрелочки с обозначением скорости, стрелочки  направления движения. Обыгрывают ситуацию.

3.

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно.

Дети проверяют действия ученика.

4.

Предлагает составить план решения задачи, чертёж или заполнить таблицу (при необходимости).

Работают над планом, чертежом и таблицей (при необходимости).

5.

Контролирует решение задачи.

Решение задачи. Запись в тетради.

 

В 4 классе на уроке «Скорость. Единицы скорости»

Этап: Постановка цели и задач урока.

Действия учителя

Действия учеников

1.

Спрашивает:  Что значит “скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч?

Учащиеся отвечают.

 

2.

Предлагает показать это на пособии «Дорога»

Учащийся выставляет на «дороге»  машинку,  таблички  с обозначением  километров, стрелочки направления движения. Объясняют, что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч».

3.

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно.

Дети проверяют действия ученика.

4.

Спрашивает:  Что значит «скорость пешехода 5 км/ч?»

 

Учащийся выставляет на «дороге» карточку с пешеходом и  таблички  с обозначением  километров, стрелочки направления движения. Объясняют и показывают, что значит «скорость пешехода 5 км/ч?»

5.

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно.

Дети проверяют действия ученика.

 

 

Работа на занятии внеурочной деятельности «Умники и умницы» 3 класс.

Тема: Животные и математика. Решение задач.

Действия учителя

Действия учеников

1.

Сообщает интересный факт о слонах. Знаете ли вы, что фразеологизм «топать как слон» не верный. Оказывается, что слоны ходят совершенно беззвучно. Скорость слона 120 м/мин. Сколько слон пройдёт за 30 минут, час, если будет идти без остановки?

Учащиеся слушают.

2.

Предлагает показать это на пособии «Дорога»

DSC03993.JPG

Учащийся выставляет на «дороге»  картинки со слоном,  таблички  с обозначением  километров, стрелочки направления движения. Объясняют, что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»

3.

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно.

Дети проверяют действия ученика.

 

Классный час «Правила движения достойны уважения».

Действия учителя

Действия учеников

1.

Читает стих:

 У любого перекрестка

Нас встречает светофор

 И заводит очень просто

 С пешеходом разговор…

Догадайтесь, а о чём решил поговорить светофор? Что он скажет детям?

Учащиеся слушают, отвечают.

2.

Предлагает «оживить» перекрёсток и  расставить участников движения на перекрёстке. 

Учащийся выставляет на «дороге»  машинки,  таблички  с обозначением  километров, стрелочки направления движения. Объясняют, как должны на перекрёстке действовать все участники движения.

3.

Следит за тем, чтобы все соблюдали правила.

Играют и объясняют ПДД на перекрёстке в городе.

 

 Читает продолжение стихотворения:                              Cвет зеленый- проходи!         Желтый — лучше подожди!        Если свет зажжется красный — Значит, Двигаться опасно!    Наберись терпенья.                  Изучай и уважай правила движенья.

Учащиеся слушают.

 

Приложение 8

DSC03994.JPG

Задача для 1 класса 1 четверть.

Ваня пригласил своего друга в гости и сказал: «Ты легко найдёшь дом, в котором я живу. На нашей улице дома стоят по одной стороне. Мой дом четвёртый». Легко ли другу будет найти дом Вани?

Приложение 9

DSC03986.JPG

 

 

 


Дидактическое пособие «Дорога»

Дидактическое пособие «Дорога»

Поэтому у меня возникла потребность изготовить макет дороги

Поэтому у меня возникла потребность изготовить макет дороги

Приложение 3) людей, животных и здания, (Приложение 4), карточки с написанными значениями скорости, расстояний (Приложение 5), флажки с подставками, для обозначения начала движения и места…

Приложение 3) людей, животных и здания, (Приложение 4), карточки с написанными значениями скорости, расстояний (Приложение 5), флажки с подставками, для обозначения начала движения и места…

Правила для пешеходов и водителей так запоминаются гораздо быстрее и надёжнее

Правила для пешеходов и водителей так запоминаются гораздо быстрее и надёжнее

Методика обучения математике в начальных классах

Методика обучения математике в начальных классах

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6

Приложение 5 Приложение 6

Учащиеся слушают задачу. 2

Учащиеся слушают задачу. 2

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно

Следит за тем, чтобы все данные в задаче были выбраны верно

Предлагает «оживить» перекрёсток и расставить участников движения на перекрёстке

Предлагает «оживить» перекрёсток и расставить участников движения на перекрёстке

Дидактическое пособие "Дорога"

Дидактическое пособие "Дорога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020