Дидактическое пособие "Проектирование виртуального музея в начальной школе"
Оценка 4.6

Дидактическое пособие "Проектирование виртуального музея в начальной школе"

Оценка 4.6
docx
19.05.2024
Дидактическое пособие "Проектирование виртуального музея в начальной школе"
Проект.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: «Молодые педагоги начального общего образования»

Тема:

«Виртуальный музей "Наша Мордовия | Моё пространство

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов
                     Федотова Наталья Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

Г. О. Саранск 2022 г

 

Содержание

1 Паспорт проекта. 3

2 Актуальность и исходное состояние проблемы. 5

3 Новизна проекта. 7

4 Цели и задачи проекта. 9

5 Механизм и формы реализации проекта. 10

6 Ресурсное обеспечение. 11

7 Краткое содержание образовательного проекта. 12

8 Этапы реализации проекта. 14

9 Ожидаемые результаты.. 15

 

 


 

1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

проекта

Виртуальный музей «Наша Мордовия | Моё пространство»

Разработчики

проекта

Федотова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

Место работы автора

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

Место реализации проекта

МОУ «СОШ №35» (база), МОУ «СОШ №27», МОУ «СОШ №38», МОУ «Торбеевская СОШ №1»

Направление

Долгосрочный метапредметный проект

Номинация конкурса

«Молодые педагоги начального общего образования»

Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся)

Учащиеся 7-11 лет (с 1 по 4 класс),  педагоги, родители обучающихся (законные представители) и родственники, представители общественности республики Мордовия.

Цель проекта

Активизация познавательной, творческой, социальной совместной деятельности обучающихся по изучению истории своего региона, города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства. Создание условий для формирования у учащихся гражданской позиции и чувства патриотизма, сохранения памяти об истории города и его людях через эффективное использование информационных и коммуникационных технологий.

Задачи проекта

   содействие формированию краеведческой и литературной культуры, чувства ответственности и гордости за свою малую родину;

   привлечение общественности к совместной деятельности по воспитанию гражданственности у младших школьников;

   повышение ИКТ-компетентности участников проекта посредством использования информационных технологий;

   создание рабочей группы по созданию виртуального музея Республики Мордовия и распределение обязанностей;

   разработка дизайна и архитектуры сайта виртуального музея;

   составление оптимальных шаблонов всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;

   опубликование сайта музея в сети Интернет;

   осуществление наполнения сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами;

   проведение мероприятий по пропаганде и информированию деятельности виртуального музея Республики Мордовия с использованием информативно-коммуникационных технологий.

Сроки реализации
проекта

Сентябрь 2021 - Май 2022 года.

 

Этапы реализации
проекта

1 этап - Подготовительный (август - сентябрь 2021).

2 этап - Подготовка контента сайта (октябрь 2021 г. – март 2022 г.).

3 этап - Создание веб-сайта музея (сентябрь 2021 - декабрь 2022).

4 этап - Поисково-исследовательский (декабрь 2021 - март 2022).

5 этап - Заключительный (апрель 2022).

Исполнители

проекта

Классные руководители и учащиеся 3Г класса, системный администратор школы, заместитель директора по воспитательной работе, родители.

 

Ссылка на виртуальный музей

https://muzeisar.wixsite.com/site

 


 

2 АКТУАЛЬНОСТЬ И ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения представляет собой одну из самых актуальных в духовной сфере жизни России. Стало очевидным, что решение ряда проблем страны во многом зависит от уровня привития любви и уважения к культуре своей малой Родины. Необходимость введения в образовательный процесс гражданско–патриотического воспитания диктуется введением ФГОС НОО. Незаменимым помощником в реализации поставленной задачи является музей. Он создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка. Однако, в условиях компьютеризации образования необходим новый формат организации музейного комплекса.

Практическая деятельность по созданию виртуального музея должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. В совместном поиске материалов об истории города и региона, в общении с горожанами и разными общественными организациями происходит усвоение опыта общественной жизни и культуры человеческих взаимоотношений. Такая деятельность даёт возможности эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию активной гражданской позиции.

Виртуальный музей - тип веб-сайта, на котором будут размещены материалы, связанные с историческим прошлым и настоящим города Саранск и республики Мордовия в целом, авторские тексты, маршруты экскурсий по достопримечательностям региона. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.

Виртуальный музей представляет собой синтетическую конструкцию, объединяющую такие формы как «музей - экспозиция», «музей - мастерская», «музей - игровое пространство, досуговый центр», «музей- креативная лаборатория».

Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации учащихся через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.

Таким образом, виртуальный музей должен стать средством приобщения к культурному наследию в информационно-образовательном пространстве.

Риски по проекту:

1)      временные затраты: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;

2)      сложность работ: участники проекта могут иметь низкую информационно-коммуникативную компетентность.

3)      трудности поисковой работы: работа, а архиве города, общение со старожилами.

 

 


 

3 НОВИЗНА ПРОЕКТА

Виртуальный музей (вебсайт - музей) - тип сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов.

Идея создания виртуального музея и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.

Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, исторических и культурных фактах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и
распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.

Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся. Стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

Виртуальный музей по Республике Мордовия - это  специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых размещаются тематические виртуальные выставки и
экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов.

Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:

                репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории города, человеческих судьбах;

                многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;

                ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.


 

4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель образовательного проекта: создание условий для воспитания у учащихся начальной школы патриотизма, формирование устойчивого интереса школьников к изучению историко-культурного наследия своего региона путем создания виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство».

Задачи:

·                   привлечь общественность к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;

·                   повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;

·                   создать рабочую группу по созданию виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство» и распределить обязанности;

·                   разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;

·                   составить оптимальные шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;

·                   создать виртуальный музей на базе компьютерного программного комплекса МОУ «СОШ №35»;

·                   опубликовать сайт музея в сети Интернет;

·                   осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мультимедийными материалами;

·                   провести пропаганду и информирование о работе виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство» с использованием информативно-коммуникационных технологий;

·                   развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

 

 

5 МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект будет реализовываться под руководством учителя начальных классов первой квалификационной категории Федотовой Натальи Михайловны.

Планируется привлечение системного администратора школы, классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, библиотекаря, а также сотрудничество с другими школами города.

Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и учащиеся МОУ «СОШ №35», их родители и родственники, представители общественности республики Мордовия.

Из учеников и учителей, владеющих информационно-коммуникативными компетенциями, предполагается создание актива виртуального музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экскурсий.

Формы реализации проекта:

1)      Классный час «Узнай свой Саранск»: привлечение учащихся к активной поисковой деятельности, работа в команде;

2)      Проектная деятельность через создание информационного пространства.

3)      Проектирование - создание комплексного медиа-продукта (контента) на основе фото и видео материалов о людях и достопримечательностей республики Мордовия.

 

 

 

 

 

 

 

6 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.1 Кадровые ресурсы

·                   Руководитель проекта – учитель начальных классов.

·                   Модератор сайта – учитель начальных классов.

·                   Разработчики экскурсионных маршрутов – учащиеся 3Г класса.

·                   Специалисты общественных организаций г. Саранск и Республики Мордовия

6.2    Материально-технические ресурсы

·                   Компьютерный класс школы.

·                   Подключение к сети Интернет.

·                   Сканер.

·                   Принтер.

·                   Цифровой фотоаппарат.

·                   Цифровая видеокамера.

·                   Мультимедийный проектор.

·                   Экран.


 

7 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Данный проект призван помочь школьникам глубже погрузиться в культурные, экономические и исторические реалии своего региона и стать его достойным гражданином. В рамках проекта нами был создан виртуальный музей «Наша Мордовия | Моё пространство». Данный музей полностью посвящен нашему региону. Его особенностью является то, что все представленные залы и экспонаты музея были созданы самими детьми. Они самостоятельно пополняют его коллекцию и являются экскурсоводами. В соответствии с названием, каждому школьнику предоставляется возможность самостоятельно выбрать пространство, в котором ему будет интересно провести исследование. Результаты работы представляются на общих встречах, а затем добавляются в виртуальное пространство музея.

Целевая аудитория.

Проект нацелен в основном на учащихся начальной школы. В процессе работы мы также привлекали и планируем привлекать родителей, учащихся старшей школы, учителей-предметников.

Место реализации проекта.

Данный проект начал свою работу в МОУ «СОШ №35». Данная школа является базой реализации проекта. В ходе проекта нам удалось привлечь учителей и учащихся МОУ «СОШ №38» и МОУ «СОШ №27». Ученики начальных классов данных школ, под нашим руководством подготовили свои экскурсии по Мордовии и представили результаты своих работ для трансляции на сайте виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство».

Так же в декабре 2021 года нашим проектом заинтересовалась учительница начальных классов «Торбеевской средней общеобразовательной школы №1» мы совместно с ее учащимися подготовили экскурсию по селу Торбеево Республики Мордовия. В данном контексте проект принял региональное значение.

География проекта. Городской округ Саранск, Республика Мордовия

Сроки реализации. 2021-2022 учебный год.

Бюджет проекта. Данный проект не требует специальных затрат. Все необходимые технические средства есть в каждой школе, а также у учащихся дома.

Ссылка на виртуальный музей: https://muzeisar.wixsite.com/site

Первоначально нами был проведен классный час «Узнай свой Саранск», в рамках которого бы организован опрос среди учащихся 3 Г класса, с целью определения наиболее интересующих их областей исследования. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Что Вам интересно узнать о своем городе?»

Результаты опроса можно увидеть на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1 Опрос учащихся

В соответствии с полученными результатами началась работа по созданию виртуальной площадки музея. Планировалось создание 5 залов, в соответствии с интересами учащихся: фонтаны, музей, спорт, памятники, площади и улицы. Однако, 18 сентября 2021-2022 учебного года нами был проведен классный час, посвященный Великой Отечественной войне, ребята предложили добавить еще один радел «Боевая слава». В данном разделе будут проводиться экскурсии, посвященные жизни дедушек и бабушек учащихся, которые являются участниками ВОв.

Подготовка одного экскурсионного маршрута занимает от одной – до двух недель и включает в себя несколько этапов:

1.                 Выбор темы. Наш проект подразумевает, что учащийся сам определяет для себя объект на территории Саранска или Республики Мордовия в целом, о котором хочет рассказать.

2.                 Сбор материала. На данном этапе учащийся совместно с родителями и учителем производит поиск данных, на основе которых будет строиться экскурсия. Для этого мы организуем беседы, посещаем объекты, сотрудничаем с библиотеками, производим поиск в сети интернет.

3.                 Анализ материала. На данном этапе мы систематизируем всю информацию, которую удалось найти. Для этого пользуемся модернизированными схемами Фрейер (Приложение 1), которые применяем и на других уроках.

4.                 Техническое оформление. На данном этапе происходит непосредственная запись экскурсии на видео или оформление в презентационный материал.

5.                 Выгрузка на сайт в подходящий раздел

6.                 Представление результатов работы. Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться результатами своего труда не только на сайте, но и вживую. Мы организуем открытые классные часы, на которые приглашаем учащихся других классов, чтобы провести для них экскурсию по любому объекту на выбор.

7.                 Рефлексия. После проведения экскурсии мы организуем с учащимися круглый стол, на котором высказываем мнения о проделанной работе.


 

8 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Период

Виды работ

1 Подготовительный

Август - сентябрь  2021 г.

                Анализ состояния проблемы.

                Выявление и систематизация материалов.

                Актуализация темы создания виртуального
музея для всех участников образовательного
процесса.

                Определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея.

                Создание актива виртуального музея из
учителей и учащихся.

                Разработка программы деятельности.

2 Подготовка контента сайта

Октябрь 2021 г. – март 2022 г.

                Определение тематики первых экскурсий (веб- страниц).

                Оцифровка документальных и вещественных источников.

                Создание электронной базы данных.

                Подготовка материалов для интерактивных
экскурсий.

3 Создание веб-сайта
музея

Сентябрь -
Декабрь 2021 г.

Выбор типа сайта.

Выбор инструментов создания сайта и его
дизайна.

Определение структуры сайта.

Моделирование системы построения
виртуального макета музея.

Наполнение контентом первых веб-страниц.

Проектирование интерактивных систем
представления и навигации по виртуальным
мультимедийным музейным экспозициям.

4 Поисково-
исследовательский

Декабрь 2021г.-
Март 2022 г.

Организация поисковой работы.

Создание творческих групп по направлениям
деятельности музея.

Обучение актива виртуального музея основам
музейной деятельности и ИКТ-компетенциям.

Добавление материалов к виртуальным
экспозициям.

Создание новых веб-страниц.

Разработка и организация системы урочной и
внеурочной деятельности школы по
гражданскому воспитанию с учетом
использования возможностей музея.

5 Заключительный

Апрель 2022 г.

Презентация веб-сайта педагогическому
коллективу школы.

Обобщение педагогического опыта на
различных уровнях, в рамках реализации проекта
 «Наша Мордовия | Моё пространство».

Подведение опроса и самооценка по проекту.

 


 

9. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

9.1 Результаты – продукты

В результате реализации проекта «Наша Мордовия | Моё пространство» появился современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса виртуальный музей, посвященный Республике Мордовия.

9.2            Результаты – эффекты

1.                 Социальные изменения:

Благодаря проекту «Наша Мордовия | Моё пространство» у жителей всей России появилась возможность более подробно познакомиться с культурой и достопримечательностями республики Мордовия. Это в свою очередь повысит уровень знаний о своей стране и народах России, а также может создать приток туристов в нашу республику.

2.                 Образовательные изменения:

Музей органично вписался в образовательное пространство школы, что позволяет проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры и др.  Что способствует развитию лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музея.

3.                 Психолого-педагогические изменения:

·                   Учащиеся осваивают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.

·                   Учащиеся приобретают устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.

·                   Учатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.

·                   Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.

·                   Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов и приобретают социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.

9.3 Перспективы деятельности проекта

·                   Внедрение контента сайта музея в сетевое пространство Республики Мордовия.

·                   Открытие новых экспозиций (веб-страниц) и экскурсий.

·                   Выход на сетевое сообщество виртуальных музеев других городов России.


 

Приложение 1

Заполненная схема Фрейер «Фонтаны Саранска»


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

Дидактическое пособие "Проектирование виртуального музея в начальной школе"

Дидактическое пособие "Проектирование виртуального музея в начальной школе"

П АСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта

П АСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта

Исполнители проекта Классные руководители и учащиеся 3Г класса, системный администратор школы, заместитель директора по воспитательной работе, родители

Исполнители проекта Классные руководители и учащиеся 3Г класса, системный администратор школы, заместитель директора по воспитательной работе, родители

АКТУАЛЬНОСТЬ И ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ И ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации учащихся через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения…

Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации учащихся через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения…

НОВИЗНА ПРОЕКТА Виртуальный музей (вебсайт - музей) - тип сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов

НОВИЗНА ПРОЕКТА Виртуальный музей (вебсайт - музей) - тип сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов

— многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей; — ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.

— многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей; — ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель образовательного проекта: создание условий для воспитания у учащихся начальной школы патриотизма, формирование устойчивого интереса школьников к изучению историко-культурного наследия своего…

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель образовательного проекта: создание условий для воспитания у учащихся начальной школы патриотизма, формирование устойчивого интереса школьников к изучению историко-культурного наследия своего…

МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6.1 Кадровые ресурсы ·

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6.1 Кадровые ресурсы ·

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Сроки реализации. 2021-2022 учебный год

Сроки реализации. 2021-2022 учебный год

Выбор темы. Наш проект подразумевает, что учащийся сам определяет для себя объект на территории

Выбор темы. Наш проект подразумевает, что учащийся сам определяет для себя объект на территории

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Заключительный Апрель 2022 г

Заключительный Апрель 2022 г

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 9.1 Результаты – продукты

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 9.1 Результаты – продукты

Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по

Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по

Приложение 1 Заполненная схема

Приложение 1 Заполненная схема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024