Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»
Номинация: «Молодые педагоги начального общего образования»
Тема:
«Виртуальный музей "Наша Мордовия | Моё пространство "»
Г. О. Саранск 2022 г
Содержание
1 Паспорт проекта. 3
2 Актуальность и исходное состояние проблемы. 5
3 Новизна проекта. 7
4 Цели и задачи проекта. 9
5 Механизм и формы реализации проекта. 10
6 Ресурсное обеспечение. 11
7 Краткое содержание образовательного проекта. 12
8 Этапы реализации проекта. 14
9 Ожидаемые результаты.. 15
Наименование проекта |
Виртуальный музей «Наша Мордовия | Моё пространство» |
Разработчики проекта |
Федотова Наталья Михайловна, учитель начальных классов |
Место работы автора |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» |
Место реализации проекта |
МОУ «СОШ №35» (база), МОУ «СОШ №27», МОУ «СОШ №38», МОУ «Торбеевская СОШ №1» |
Направление |
Долгосрочный метапредметный проект |
Номинация конкурса |
«Молодые педагоги начального общего образования» |
Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся) |
Учащиеся 7-11 лет (с 1 по 4 класс), педагоги, родители обучающихся (законные представители) и родственники, представители общественности республики Мордовия. |
Цель проекта |
Активизация познавательной, творческой, социальной совместной деятельности обучающихся по изучению истории своего региона, города, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства. Создание условий для формирования у учащихся гражданской позиции и чувства патриотизма, сохранения памяти об истории города и его людях через эффективное использование информационных и коммуникационных технологий. |
Задачи проекта |
— содействие формированию краеведческой и литературной культуры, чувства ответственности и гордости за свою малую родину; — привлечение общественности к совместной деятельности по воспитанию гражданственности у младших школьников; — повышение ИКТ-компетентности участников проекта посредством использования информационных технологий; — создание рабочей группы по созданию виртуального музея Республики Мордовия и распределение обязанностей; — разработка дизайна и архитектуры сайта виртуального музея; — составление оптимальных шаблонов всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы; — опубликование сайта музея в сети Интернет; — осуществление наполнения сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами; — проведение мероприятий по пропаганде и информированию деятельности виртуального музея Республики Мордовия с использованием информативно-коммуникационных технологий. |
Сроки реализации |
Сентябрь 2021 - Май 2022 года.
|
Этапы реализации |
1 этап - Подготовительный (август - сентябрь 2021). 2 этап - Подготовка контента сайта (октябрь 2021 г. – март 2022 г.). 3 этап - Создание веб-сайта музея (сентябрь 2021 - декабрь 2022). 4 этап - Поисково-исследовательский (декабрь 2021 - март 2022). 5 этап - Заключительный (апрель 2022). |
Исполнители проекта |
Классные руководители и учащиеся 3Г класса, системный администратор школы, заместитель директора по воспитательной работе, родители.
|
Ссылка на виртуальный музей |
https://muzeisar.wixsite.com/site |
Проблема воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения представляет собой одну из самых актуальных в духовной сфере жизни России. Стало очевидным, что решение ряда проблем страны во многом зависит от уровня привития любви и уважения к культуре своей малой Родины. Необходимость введения в образовательный процесс гражданско–патриотического воспитания диктуется введением ФГОС НОО. Незаменимым помощником в реализации поставленной задачи является музей. Он создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка. Однако, в условиях компьютеризации образования необходим новый формат организации музейного комплекса.
Практическая деятельность по созданию виртуального музея должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. В совместном поиске материалов об истории города и региона, в общении с горожанами и разными общественными организациями происходит усвоение опыта общественной жизни и культуры человеческих взаимоотношений. Такая деятельность даёт возможности эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию активной гражданской позиции.
Виртуальный музей - тип веб-сайта, на котором будут размещены материалы, связанные с историческим прошлым и настоящим города Саранск и республики Мордовия в целом, авторские тексты, маршруты экскурсий по достопримечательностям региона. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.
Виртуальный музей представляет собой синтетическую конструкцию, объединяющую такие формы как «музей - экспозиция», «музей - мастерская», «музей - игровое пространство, досуговый центр», «музей- креативная лаборатория».
Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации учащихся через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.
Таким образом, виртуальный музей должен стать средством приобщения к культурному наследию в информационно-образовательном пространстве.
Риски по проекту:
1) временные затраты: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;
2) сложность работ: участники проекта могут иметь низкую информационно-коммуникативную компетентность.
3) трудности поисковой работы: работа, а архиве города, общение со старожилами.
Виртуальный музей (вебсайт - музей) - тип сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов.
Идея создания виртуального музея и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.
Особенность
виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет,
но основан на реальных экспонатах, исторических и культурных фактах, имеет свою
собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и
распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное
образовательное пространство.
Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся. Стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Виртуальный
музей по Республике Мордовия - это специализированный сайт, который представляет
собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на
которых размещаются тематические виртуальные выставки и
экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях
экспонатов.
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:
— репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории города, человеческих судьбах;
— многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
— ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Цель образовательного проекта: создание условий для воспитания у учащихся начальной школы патриотизма, формирование устойчивого интереса школьников к изучению историко-культурного наследия своего региона путем создания виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство».
Задачи:
· привлечь общественность к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
· повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;
· создать рабочую группу по созданию виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство» и распределить обязанности;
· разработать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;
· составить оптимальные шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;
· создать виртуальный музей на базе компьютерного программного комплекса МОУ «СОШ №35»;
· опубликовать сайт музея в сети Интернет;
· осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мультимедийными материалами;
· провести пропаганду и информирование о работе виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство» с использованием информативно-коммуникационных технологий;
· развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.
Проект будет реализовываться под руководством учителя начальных классов первой квалификационной категории Федотовой Натальи Михайловны.
Планируется привлечение системного администратора школы, классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, библиотекаря, а также сотрудничество с другими школами города.
Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и учащиеся МОУ «СОШ №35», их родители и родственники, представители общественности республики Мордовия.
Из учеников и учителей, владеющих информационно-коммуникативными компетенциями, предполагается создание актива виртуального музея, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экскурсий.
Формы реализации проекта:
1) Классный час «Узнай свой Саранск»: привлечение учащихся к активной поисковой деятельности, работа в команде;
2) Проектная деятельность через создание информационного пространства.
3) Проектирование - создание комплексного медиа-продукта (контента) на основе фото и видео материалов о людях и достопримечательностей республики Мордовия.
6.1 Кадровые ресурсы
· Руководитель проекта – учитель начальных классов.
· Модератор сайта – учитель начальных классов.
· Разработчики экскурсионных маршрутов – учащиеся 3Г класса.
· Специалисты общественных организаций г. Саранск и Республики Мордовия
6.2 Материально-технические ресурсы
· Компьютерный класс школы.
· Подключение к сети Интернет.
· Сканер.
· Принтер.
· Цифровой фотоаппарат.
· Цифровая видеокамера.
· Мультимедийный проектор.
· Экран.
Данный проект призван помочь школьникам глубже погрузиться в культурные, экономические и исторические реалии своего региона и стать его достойным гражданином. В рамках проекта нами был создан виртуальный музей «Наша Мордовия | Моё пространство». Данный музей полностью посвящен нашему региону. Его особенностью является то, что все представленные залы и экспонаты музея были созданы самими детьми. Они самостоятельно пополняют его коллекцию и являются экскурсоводами. В соответствии с названием, каждому школьнику предоставляется возможность самостоятельно выбрать пространство, в котором ему будет интересно провести исследование. Результаты работы представляются на общих встречах, а затем добавляются в виртуальное пространство музея.
Целевая аудитория.
Проект нацелен в основном на учащихся начальной школы. В процессе работы мы также привлекали и планируем привлекать родителей, учащихся старшей школы, учителей-предметников.
Место реализации проекта.
Данный проект начал свою работу в МОУ «СОШ №35». Данная школа является базой реализации проекта. В ходе проекта нам удалось привлечь учителей и учащихся МОУ «СОШ №38» и МОУ «СОШ №27». Ученики начальных классов данных школ, под нашим руководством подготовили свои экскурсии по Мордовии и представили результаты своих работ для трансляции на сайте виртуального музея «Наша Мордовия | Моё пространство».
Так же в декабре 2021 года нашим проектом заинтересовалась учительница начальных классов «Торбеевской средней общеобразовательной школы №1» мы совместно с ее учащимися подготовили экскурсию по селу Торбеево Республики Мордовия. В данном контексте проект принял региональное значение.
География проекта. Городской округ Саранск, Республика Мордовия
Сроки реализации. 2021-2022 учебный год.
Бюджет проекта. Данный проект не требует специальных затрат. Все необходимые технические средства есть в каждой школе, а также у учащихся дома.
Ссылка на виртуальный музей: https://muzeisar.wixsite.com/site
Первоначально нами был проведен классный час «Узнай свой Саранск», в рамках которого бы организован опрос среди учащихся 3 Г класса, с целью определения наиболее интересующих их областей исследования. Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Что Вам интересно узнать о своем городе?»
Результаты опроса можно увидеть на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1 Опрос учащихся
В соответствии с полученными результатами началась работа по созданию виртуальной площадки музея. Планировалось создание 5 залов, в соответствии с интересами учащихся: фонтаны, музей, спорт, памятники, площади и улицы. Однако, 18 сентября 2021-2022 учебного года нами был проведен классный час, посвященный Великой Отечественной войне, ребята предложили добавить еще один радел «Боевая слава». В данном разделе будут проводиться экскурсии, посвященные жизни дедушек и бабушек учащихся, которые являются участниками ВОв.
Подготовка одного экскурсионного маршрута занимает от одной – до двух недель и включает в себя несколько этапов:
1. Выбор темы. Наш проект подразумевает, что учащийся сам определяет для себя объект на территории Саранска или Республики Мордовия в целом, о котором хочет рассказать.
2. Сбор материала. На данном этапе учащийся совместно с родителями и учителем производит поиск данных, на основе которых будет строиться экскурсия. Для этого мы организуем беседы, посещаем объекты, сотрудничаем с библиотеками, производим поиск в сети интернет.
3. Анализ материала. На данном этапе мы систематизируем всю информацию, которую удалось найти. Для этого пользуемся модернизированными схемами Фрейер (Приложение 1), которые применяем и на других уроках.
4. Техническое оформление. На данном этапе происходит непосредственная запись экскурсии на видео или оформление в презентационный материал.
5. Выгрузка на сайт в подходящий раздел
6. Представление результатов работы. Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться результатами своего труда не только на сайте, но и вживую. Мы организуем открытые классные часы, на которые приглашаем учащихся других классов, чтобы провести для них экскурсию по любому объекту на выбор.
7. Рефлексия. После проведения экскурсии мы организуем с учащимися круглый стол, на котором высказываем мнения о проделанной работе.
Этап проекта |
Период |
Виды работ |
1 Подготовительный |
Август - сентябрь 2021 г. |
— Анализ состояния проблемы. — Выявление и систематизация материалов. —
Актуализация темы
создания виртуального — Определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея. —
Создание актива
виртуального музея из — Разработка программы деятельности. |
2 Подготовка контента сайта |
Октябрь 2021 г. – март 2022 г. |
— Определение тематики первых экскурсий (веб- страниц). — Оцифровка документальных и вещественных источников. — Создание электронной базы данных. —
Подготовка
материалов для интерактивных |
3 Создание веб-сайта |
Сентябрь - |
— Выбор типа сайта. — Выбор инструментов создания сайта и
его — Определение структуры сайта. — Моделирование системы построения — Наполнение контентом первых веб-страниц. — Проектирование интерактивных систем |
4 Поисково- |
Декабрь 2021г.- |
— Организация поисковой работы. — Создание творческих групп по направлениям —
Обучение актива
виртуального музея основам — Добавление материалов к виртуальным — Создание новых веб-страниц. — Разработка и организация системы
урочной и |
5 Заключительный |
Апрель 2022 г. |
—
Презентация
веб-сайта педагогическому —
Обобщение
педагогического опыта на — Подведение опроса и самооценка по проекту. |
9.1 Результаты – продукты
В результате реализации проекта «Наша Мордовия | Моё пространство» появился современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса виртуальный музей, посвященный Республике Мордовия.
9.2 Результаты – эффекты
1. Социальные изменения:
Благодаря проекту «Наша Мордовия | Моё пространство» у жителей всей России появилась возможность более подробно познакомиться с культурой и достопримечательностями республики Мордовия. Это в свою очередь повысит уровень знаний о своей стране и народах России, а также может создать приток туристов в нашу республику.
2. Образовательные изменения:
Музей органично вписался в образовательное пространство школы, что позволяет проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры и др. Что способствует развитию лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музея.
3. Психолого-педагогические изменения:
· Учащиеся осваивают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.
· Учащиеся приобретают устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
· Учатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
· Получают опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
· Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов и приобретают социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.
9.3 Перспективы деятельности проекта
· Внедрение контента сайта музея в сетевое пространство Республики Мордовия.
· Открытие новых экспозиций (веб-страниц) и экскурсий.
· Выход на сетевое сообщество виртуальных музеев других городов России.
Заполненная схема Фрейер «Фонтаны Саранска»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.