Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Дидактические материалы
(к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир игрушки»)
«Теремок»
(возраст учащихся 7-8 лет)
Номинация: дидактическое пособие
Автор-составитель: Кайдарова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
|
Оренбург
2022
Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Отдел народных промыслов
Дидактические материалы
(к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир игрушки»)
«Теремок»
(возраст учащихся 7-8 лет)
Номинация: дидактическое пособие
Автор-составитель: Кайдарова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,
|
Оренбург
2022
Кайдарова Т.И. Дидактический материал «Теремок»/ Т.И. Кайдарова. – Оренбург; Центр внешкольной работы «Подросток», 2022. – 39 с.
Автор-соствитель: Татьяна Ивановна Кайдарова, педагог дополнительного образования, МАУДО «ЦВР «Подросток», первой квалификационной категории.
Аннотация:
В дидактическом пособии «Теремок» представлен материал к занятию по изготовлению мягкой игрушки – макет домика-теремка с героями сказки. Предложены карты поэтапного пошива игрушек для учащихся 7-8 лет на основе данных схем. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, учащихся и родителей.
Оглавление
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5
II. КАРТЫ ПОЭТАПНОГО ПОШИВА.. 9
III. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ.. 16
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
V. ЛИТЕРАТУРА.. 21
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ. 22
Дидактическое пособие «Теремок» создан для раздела «Плоские игрушки» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир игрушки».
Игрушка нравится всем взрослым и детям. Но если у взрослого забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка игрушка – его неизменный спутник, его друг. Она знакомит его с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию. Именно игрушка является предметом умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка.
Мягкая игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале.
Представленное дидактическое пособие используется для детей в организованной образовательной деятельности: подгрупповой, индивидуальной и самостоятельной работе. Пособие представляет собой макет домика-теремка с животными (медведь, волк, лиса, заяц, лягушка, мышка). Теремок – статичен, а животные – подвижны, их можно одевать на пальчик и погружаться в мир фантазии. Дидактическое пособие, предлагает последовательный этап пошива сказочных персонажей, а также использование игрового материала по данной теме.
Содержание пособия можно условно разделить на следующие части:
а) карты поэтапного пошива игрушек (мышки, лягушки, зайчика и др.);
б) объемные образцы героев сказки;
в) кроссворды по сказке «Теремок»;
г) загадки к сказке «Теремок».
Алгоритм по применению материалов дидактического пособия:
- карты поэтапного пошива раздаются учащимся для самостоятельного использования на занятиях;
- игровой материал используется на занятиях в качестве закрепления материала;
- шаблоны раздаются для каждого учащегося, чтобы выполнить чертеж изделия, которое потом будет сшито;
- задания для одарённых детей, раздаются, если ребёнок полностью овладел знаниями и навыками по данной теме;
- текст сказки «Теремок» используется для театрализации с готовыми игрушками или для повторения текста сказки в начале занятия.
Готовые сшитые игрушки (лиса, заяц, волк, медведь и другие) из русской народной сказки «Теремок» можно применять для театрализации других русских народных сказок «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк» и многие другие.
Условия для применения карт при поэтапном пошиве героев сказки:
Ориентируясь на карты поэтапного пошива, а также приложенные выкройки игрушек, учащиеся отрабатывают умения и навыки по технологии изготовления плоских изделий. Образцы героев сказок дают возможность учащимся проверять правильность выполнения тех или иных элементов.
Для одаренных детей предусмотрены дополнительные задания: придумать своего нового героя сказки, составить шаблоны для пошива и изготовить игрушку. В конце изучения темы «Плоские игрушки» можно вместе с детьми составить свою сказку, обыграть с готовыми игрушками.
Так же такое подробное дидактическое пособие применимо при организации дистанционных занятий.
Актуальность данного пособия заключается:
- во-первых, в обновлении и систематизации учебно-наглядных материалов к разделу «Плоские игрушки» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир игрушки»;
- во-вторых, реализацией задачи Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), которая прямо указывает на «…развитие индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими опыта творческой деятельности».
Новизна:
- в вариативности использования данных материалов: может использоваться как раздаточный дидактический материал, как технологические карты и как демонстрационный (при объяснении нового материала);
- в технологии изготовления данного пособия: при его изготовлении учитывалось не только зрительное восприятие учебного материала учащимися (карты поэтапного пошива, макет домика-теремка), но и тактильное (готовые плоские игрушки из фетра);
- во взаимосвязи пошива плоских игрушек из фетра и русского фольклора, а именно с русскими народными сказками;
- во включении авторских фотографий, которые иллюстрирует весь процесс пошива игрушек из фетра.
Цель дидактического пособия: развитие творческих способностей учащихся путём включения их в самостоятельную творческую деятельность по пошиву плоских игрушек из фетра, используя воспитательный потенциал русских народных сказок.
Задачи:
- повысить познавательный интерес учащихся к занятиям по пошиву игрушек;
- приобщать детей к духовным традициям своего народа;
- способствовать развитию мотивации учащихся к самообучению.
Ожидаемые результаты:
- познавательный интерес к занятиям по пошиву игрушек;
- проявление интереса к духовным традициям своего народа;
- повысить мотивацию учащихся к самообучению.
Данные материалы являются авторскими, предназначены для учащихся детей 7-8 лет, а также для всех тех, кто хочет научиться шить плоские игрушки.
Работа с данным дидактическим материалом апробирована в течение двух лет, с 2020 по 2022 год, многие задания адаптированы для детского восприятия и понятны учащимся данного возраста, что позволяет говорить об универсальности, полезности и удобстве предлагаемого пособия.
Карта поэтапного пошива «Домик-Теремок»
1.Вырежьте фетр коричневого и бежевого цвета 20*17см
2.Соедините детали между собой «Петельным швом».
3. Вставте картон, чтобы получилась как обложка у книги.
4. Вырежьте детали гриба (ножку и шляпку гриба, окошко, листик). Приклейте или пришейте на обложку.
5. Оформите внутреннию часть теремка: вырежьте детали русской печки (печка, огонь), пришейте или приклейте.
6. Чтобы уютнее казался теремок приклейте или пришейте детали лавочки и коврика.
7. Зайчик готов!
Карта поэтапного пошива «Зайчик-попрыгайчик»
1.Из фетра белого цвета выкройте две детали туловища.
2.Из розового цвета вырежьте ушки, щечки и животик.
3.Пришейте детали ушек, животика и щечек швом «Назад иголкой» к детали туловища нитками в цвет ткани.
4.Соедините детали туловища между собой «Петельным швом».
5.Оформите зайчика, приклейте глазки.
6.Зайчик готов!
Карта поэтапного пошива «Волчок-серый бочок»
1.Из фетра темно-серого цвета вырежьте детали туловища волка.
2.Из фетра светло-серого цвета вырежьте детали ушек, мордочки, животика.
3.Для носика понадобится черный фетр.
4.Клыки вырежьте из белого цвета.
5.Пришейте ушки, животик и мордочку швом «Назад иголкой» к туловищу.
6.Соедините детали туловища «Петельным швом».
7. Оформите героя: приклейте глазки, носик и клыки.
8. Волчок готов!
Карта поэтапного пошива «Лисичка-сестричка»
1.Из фетра оранжевого цвета вырежьте детали туловища лисички.
2.Из фетра белого цвета вырежьте детали ушек, мордочки, кончика хвоста.
3. Для носика понадобится черный фетр.
4.Пришейте ушки, кончик хвостика и мордочку швом «Назад иголкой» к туловищу.
5.Соедините детали туловища «Петельным швом».
6.Оформите нашего героя: приклейте глазки, носик.
7.Лисичка готова!
Карта поэтапного пошива «Мышка-норушка»
1.Из фетра серого цвета вырежьте детали туловища мышки.
2.Из фетра розового цвета вырежьте детали ушек, мордочки.
3.Пришейте ушки, хвостик и мордочку швом «Назад иголкой» к туловищу.
4.Соедините детали туловища «Петельным швом».
5.Оформите героя: приклейте глазки, носик.
Мышка готова!
Карта поэтапного пошива «Медведь-косолапый»
1.Из фетра темно-коричневого цвета вырежьте детали туловища мишки.
2.Из фетра светло-коричневого цвета вырежьте детали ушек, мордочки, животика.
3. Для носика понадобится черный фетр.
4.Язычок вырезать из красного цвета.
5.Пришить ушки, животик и мордочку швом «Назад иголкой» к туловищу.
6.Соединить детали туловища «Петельным швом».
7.Оформить героя: приклеить глазки, носик и язычок.
8. Мишка готов!
Карта поэтапного пошива «Лягушка-квакушка»
1.Из фетра зеленого цвета выкройте детали туловища.
2.Из желтого фетра вырежьте животок, из красного рот.
3.Пришейте деталь животика швом «Назад иголкой» к детали туловища нитками в цвет ткани.
4.Соедините детали туловища между собой «Петельным швом».
5.Оформите лягушку, приклейте глазки и ротик.
6.Лягушка готова!
Найди имена героев сказки «Теремок»
Впиши в свободные клетки героев сказки «Теремок»
Помоги лисичке найти дорогу к теремку
Викторина по сказке «Теремок»
(автор Кайдарова Т.И.)
Выбери правильный ответ
1. Где стоит теремок? В поле В лесу На горе В норе |
2. Кто первый прибежал к теремку? Медведь Зайчик Мышка Муравей |
3. Какой высоты теремок? Низок Не высок, не низок Высок Широк |
4. Кого первым позвала мышка жить в теремке? Лисичку Лягушку Волка Муравья |
5. Кто пришёл к теремку за лягушкой? Заяц Лиса Волк Муравей |
6. Сколько зверей собралось в теремке, когда к нему пришёл медведь? Трое Пятеро Четверо Шестеро |
7. Кто разрушил теремок? Ураган Медведь Поссорившиеся звери Муравей
|
8. Кого из зверей не было в теремке? Волк Кот Заяц Лиса Мышка
|
9. При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок? Если он построит новый теремок Если он поможет зверям построить новый теремок Если он больше не подойдёт к теремку, который звери построили ещё раз |
1. Ответы: 1. В поле; 2. Мышка; 3. Не высок, не низок; 4. Лягушка; 5. Заяц; 6. Пятеро; 7. Медведь; 8. Кот; 9. Если он поможет зверям построить новый теремок.
Карточки с этапами изготовления животных помогают учащимся развивать познавательную активность, самостоятельно выполняя задания, а доступность материала поможет быстро справиться с данным заданием. Воспоминание русской народной сказки из детства, помогут окунуться в мир чудес. А статические фигурки окунуться в мир фантазии и погрузится в мир игры.
С помощью данного дидактического пособия учащиеся получают положительные эмоции от готовых изделий, а театрализованное представление, которое разыгрывается по завершению пошива плоских сказочных персонажей из фетра воспитывает в детях доброжелательность, сочувствие и радость.
Дидактическое пособие «Теремок» применялся на занятиях в детском объединении «Мир пластики» в 2021-2022 учебном году. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по разделу «Плоские игрушки» показывает достаточно высокий уровень усвоения данного раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир игрушки»:
- более 82% – высокий уровень;
- 14% – средний уровень;
- 4% ниже среднего уровня.
В дальнейшем Татьяна Ивановна Кайдарова, планирует разработать еще несколько дидактических пособий и видео мастер-классов по сюжетам русских народных сказок.
1. Голованов, В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В. П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание.–2018.–№1.–С. 3–6.
2. Ивченко, И.Н. Современный подход к построению воспитательной работы в системе дополнительного образования / И.Н. Ивченко // Дополнительное образование и воспитание.–2019.–№ 9.–С. 3–4.
3. Левченко, Г.В. Нетрадиционные способы обучения как фактор повышения эффективности занятия / Г.В. Левченко // Дополнительное образование и воспитание.–2018.–№2.–С. 50–52.
4. Молодцова, А.А. Истоки развивающего и воспитывающего обучения / А.А. Молодцова // Начальная школа.–2021.–№ 11.
5. Нагорнова, А.Ю. Значимость творческой самореализации в условиях дополнительного образования / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников.–2018.–№ 6.–С. 53.
6. Ожерельева, О.В. Развитие творческой фантазии на занятиях студии дизайна / О.В. Ожерельева // Воспитание школьников.–2019.–№ 2.–С.–48.
7. Суркова, О.Я. Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью искусства / О.Я. Суркова // Дополнительное образование и воспитание.–2020.–№1.–С.12–14.
8. mishka-knizhka.ru – «Теремок» русская народная сказка.
Приложение 1
Шаблоны
Гриб
Печка
Лавочка
Листик
|
|
Листичка
|
Мышка
|
|
|
Волк |
Медведь |
|
|
Лягушка |
Волк |
Приложение 2
Задания для одарённых детей:
1. Пошить новых героев к сказке «Теремок»
2. Обыграть сказку «Теремок»
3. Придумать свое окончание сказки «Теремок»
4. Придумать свою сказку с животными Оренбургского края
Приложение 3
«Теремок»
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок
и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и
спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и
спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и
спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни
поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок,
услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не
мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну, так полезай! Влез медведь на крышу и только
уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него
выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый
теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Иллюстратор: Б.Тржемецкий
Кайдарова Татьяна Ивановна
Дидактическое пособие
«Теремок»
(к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мир игрушки»)
Ответственный за выпуск: Е.А. Попова
Компьютерная верстка: Е.А. Попова
Фото: Т.И. Кайдарова
460009, г. Оренбург, ул. Курочкина,2
тел/факс (3532)500-188
e-mail:http://podrostok-oren.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.