Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
Оценка 4.6

Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 4
4 кл
16.05.2021
Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией. В нее вошли пять блоков: 1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики. Общая моторика, тонкая моторика,артикуляционная моторика, мимическая мускулатура и функциональные пробы. Материал рекомендуется специалистам и родителям детей с речевыми нарушениями.
Дифф.диагн. детей с мот. алалией и стёртой дизартрией.1 блок .docx

Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая   программа для диагностики моторной алалии и стёртой дизартрии.

Программа составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.

За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована  для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.

В нее вошли пять блоков:

1.     Блок состояния  общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.  

2.     Блок обследования просодической стороны речи.

3.     Блок обследования звукопроизношения.

4.     Блок обследования фонематического слуха.

5.     Блок обследования связной речи.

По каждому блоку проведён количественный и качественный  анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.

В данной части рассмотрен первый блок диагностики.

 

Блок Ι. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры.

1.     Общая моторика.

·        Постой на одной ноге: левой, правой.

·        Попрыгай на двух ногах с продвижением.

·        Подбрасывай и лови мяч.

·        Походи на одном месте.

·        Поднимись и спустись по ступенькам лестницы

Оценка:

4балла – все задания выполняются правильно;

3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки  в стороны для сохранения равновесия;

1балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

0 баллов – задание не выполняется.

2. Тонкая моторика

·        Сложи первый и второй пальцы в кольцо (По подражанию). Вытяни второй и третий пальцы. «Сделай зайчика»

Вытяни второй и пятый пальцы. Сделай «козу рогатую».

·        Делай как я.  (Ребенку последовательно предлагается повторить за логопедом позицию пальцев. Поочередно обследуются две руки)

Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? (затем рука ребенка свободно ложится на стол и его просят воспроизвести заданную позу.)

·         Делай как я. («кулак- ребро- ладонь». Меняется лишь поза сама рука не меняет место положения. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. Для левшей наоборот.

·         Положи руку перед собой на стол. Делай как я. (Проба Озерецкого). Одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.

 

Оценка.

4балла – все задания выполняются правильно без помощи взрослого;

3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе с появлением синкенезий; дизритмия.

1балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); наличие лишних движений.

0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

3.Артикуляционная моторика.

·        Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения

1.     Широко открыть рот, кончик языка поднять верхним зубам – «парус», зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.

2.     Язык «лопаточкой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.

3.     «Вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5 – 7 секунд).

4.     «мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5 – 7 секунд).

5.     «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5 – 7 секунд).

Оценка.

4балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

2балла – время фиксации позы ограниченно 1-3 секундами;

1балл – выполнение с ошибками, длительность поиска позы, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

0баллов – невыполнение движения.

4. Мимическая мускулатура.

·        Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения

-нахмурь брови

-подними брови

-наморщи лоб

-надуй щёки

-втяни щёки

                            Оценка.

4балла – точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонусам мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

3балла – неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры ;

2балла – единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

1балл – затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

0баллов – грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

5. Функциональные пробы

·        Проба 1. Открой рот, высунь язык вперёд, следи глазами за предметом.

·        Проба 2. Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения. (Ребёнок выполняет артикуляционные движения языком. При этом рука логопеда располагается на его шее).

Оценка.

4балла – задание выполняется правильно.

3 балла – задание выполняется  при наличии слабо выраженных, артикуляционных нарушений, в частности загибания кончика языка вверх, ассиметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении.

2балла -  задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается  в момент  движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, ощущается напряженность шейной мускулатуры.

1балл - задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается  в момент  движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, видимое движение с запрокидыванием головы.

0 баллов – невозможность выполнения задания.


 

Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Блок Ι. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры

Блок Ι. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры

Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? (затем рука ребенка свободно ложится на стол и его просят воспроизвести заданную позу

Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? (затем рука ребенка свободно ложится на стол и его просят воспроизвести заданную позу

Широко открыть рот, кончик языка поднять верхним зубам – «парус», зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд

Широко открыть рот, кончик языка поднять верхним зубам – «парус», зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд

Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения -нахмурь брови -подними брови -наморщи лоб -надуй щёки -втяни щёки

Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения -нахмурь брови -подними брови -наморщи лоб -надуй щёки -втяни щёки

Проба 2. Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения

Проба 2. Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021