Дифференциальная диагностика моторики у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая программа для диагностики моторной алалии и стёртой дизартрии.
Программа составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
В данной части рассмотрен первый блок диагностики.
Блок Ι. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры.
1. Общая моторика.
· Постой на одной ноге: левой, правой.
· Попрыгай на двух ногах с продвижением.
· Подбрасывай и лови мяч.
· Походи на одном месте.
· Поднимись и спустись по ступенькам лестницы
Оценка:
4балла – все задания выполняются правильно;
3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
1балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;
0 баллов – задание не выполняется.
2. Тонкая моторика
· Сложи первый и второй пальцы в кольцо (По подражанию). Вытяни второй и третий пальцы. «Сделай зайчика»
Вытяни второй и пятый пальцы. Сделай «козу рогатую».
· Делай как я. (Ребенку последовательно предлагается повторить за логопедом позицию пальцев. Поочередно обследуются две руки)
Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? (затем рука ребенка свободно ложится на стол и его просят воспроизвести заданную позу.)
· Делай как я. («кулак- ребро- ладонь». Меняется лишь поза сама рука не меняет место положения. Задание выполняется сначала правой рукой, затем левой. Для левшей наоборот.
· Положи руку перед собой на стол. Делай как я. (Проба Озерецкого). Одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.
Оценка.
4балла – все задания выполняются правильно без помощи взрослого;
3балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе с появлением синкенезий; дизритмия.
1балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); наличие лишних движений.
0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.
3.Артикуляционная моторика.
· Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения
1. Широко открыть рот, кончик языка поднять верхним зубам – «парус», зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.
2. Язык «лопаточкой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать положение, удерживая его 5 – 7 секунд.
3. «Вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5 – 7 секунд).
4. «мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5 – 7 секунд).
5. «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5 – 7 секунд).
Оценка.
4балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;
2балла – время фиксации позы ограниченно 1-3 секундами;
1балл – выполнение с ошибками, длительность поиска позы, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
0баллов – невыполнение движения.
4. Мимическая мускулатура.
· Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения
-нахмурь брови
-подними брови
-наморщи лоб
-надуй щёки
-втяни щёки
Оценка.
4балла – точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонусам мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;
3балла – неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры ;
2балла – единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;
1балл – затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;
0баллов – грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
5. Функциональные пробы
· Проба 1. Открой рот, высунь язык вперёд, следи глазами за предметом.
· Проба 2. Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения. (Ребёнок выполняет артикуляционные движения языком. При этом рука логопеда располагается на его шее).
Оценка.
4балла – задание выполняется правильно.
3 балла – задание выполняется при наличии слабо выраженных, артикуляционных нарушений, в частности загибания кончика языка вверх, ассиметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении.
2балла - задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается в момент движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, ощущается напряженность шейной мускулатуры.
1балл - задание выполняется при наличии выраженных артикуляционных нарушений, отмечается в момент движения глаз некоторое отклонение языка в туже сторону, видимое движение с запрокидыванием головы.
0 баллов – невозможность выполнения задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.